Дело № 2-29/2024
УИД - 24RS0012-01-2023-000490-27
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 февраля 2023 года Дивногорский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи |
Мальченко А.А., |
при секретаре |
Петуховой Е.С., |
с участием истца |
Молчановой Т.В., |
представителя ответчика |
Даниленко А.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Молчановой Татьяны Владимировны к КГБУЗ «Дивногорская межрайонная больница» о возложении обязанности внести изменения в приказ о специальной социальной выплате, произвести начисление специальной социальной выплаты, взыскать невыплаченную заработную плату, компенсацию морального вреда,
Установил:
Молчанова Т.В. обратилась в суд с иском (с учетом уточнений) к КГБУЗ «Дивногорская МБ» с требованиями возложить на главного врача обязанность включить в ежемесячный приказ «Об утверждении перечня должностей медицинских работников, работа в которых дает право на получение специальной социальной выплаты, и размеров социальной выплаты» должность медицинской сестры стерилизационного отделения, произвести начисление специальной социальной выплаты с 05 апреля 2023 года по 05 октября 2023 года в размере 56 000 рублей, и далее ежемесячно в размере 8 000 рублей. Взыскать невыплаченную заработную плату в размере 187 515 рублей 35 копеек, компенсацию морального вреда 50 000 рублей.
Требования мотивированы тем, что истец с 01 января 2009 года стоит в трудовых отношениях с КГБУЗ «Дивногорская МБ» в должности медицинской сестры стерилизационного отделения. Трудовым договором установлен должностной оклад 3 150 рублей, компенсационные выплаты в размере 15% за работу на тяжелых работах, северный, районный коэффициенты. Дополнительным соглашением к трудовому договору от 21 июня 2022 года, установлен должностной оклад в размере 6 539 рублей, размер выплат работникам, занятым на тяжелых работах, уменьшен с 15% до 6 %, с чем истец не согласна. Кроме того, истец полагает, что в период с 1 мая 2022 года по 31 апреля 2023 года ей неверно начислялась заработная плата. Положенные истцу надбавки за работу на тяжелых работах в размере 15%, выплаты за медицинский стаж, категорию, должны начисляться не на установленный трудовым договором оклад, а на оклад в размере МРОТ, установленный на территории Российской Федерации, с дальнейшим начислением стимулирующих выплат, северного и районного коэффициента. Согласно представленного истцом расчету размер невыплаченной заработной платы составляет 187 515 рублей 35 копеек: за май 2022 года – 18 886 рублей 67 копеек; за июнь 2022 года – 9 826 рублей 59 копеек, за июль 2022 года – 12 307 рублей 31 копейка, за август 2022 года – 17 929 рублей 76 копеек, за сентябрь 2022 года – 10 514 рублей 42 копейки; за ноябрь 2022 года – 16 231 рубль 70 копеек; за декабрь 2022 года – 21 005 рублей 38 копеек; за январь 2023 года – 32 221 рубль 04 копейки; за февраль 2023 года – 25 346 рублей; за март 2023 года – 23 246 рублей 51 копейка.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2022 года № 2568 с 01 января 2023 года утверждена специальная социальная выплата отдельным категориям медицинских работников, в том числе специалистам со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц. На основании указанного постановления приказом главного врача больницы утвержден перечень должностей, которые имеют право на получение специальных выплат. Истец полагает, что ей, как медсестре стерилизационного отделения, также положена указанная выплата, в связи с чем просит возложить на главного врача обязанность внести изменения в приказ об утверждении перечня должностей, имеющих право на получение специальной выплаты, включив в него должность медицинской сестры стерилизационного отделения, а также произвести начисление указанной специальной выплаты за каждый месяц, с 05 апреля 2023 года по 05 октября 2023 года в сумме 56 000 рублей и далее ежемесячно в размере 8 000 рублей. Также просит взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Истец Молчанова Т.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что состоит в должности медицинской сестры стерилизационного отделения. В ее должностные обязанности входит подготовка инструментов, материалов, необходимых для работы всех отделений, в том числе полиативного, в связи с чем полагает, что ее должность также должна быть включена в список должностей, которым полагается дополнительная специальная социальная выплата. Также поясняла, что работодатель неверно начисляет заработную плату, в одностороннем порядке уменьшил компенсационную выплату за работу на тяжелых работах с 15% до 6%, а положенные ей надбавки за стаж, квалификационную категорию начисляются на оклад и входят в размер МРОТ. Полагает, что все положенные ей надбавки должны начисляться на оклад, равный МРОТ.
Представитель ответчика Даниленко А.В. в судебном заседании в удовлетворении иска просил отказать. Суду пояснил, что нарушений в начислении заработной платы не имеется, выплата за работу на тяжелых работах уменьшена в соответствии с нормативными документами, действующими на территории Красноярского края. Об уменьшение выплаты работнику было составлено дополнительное соглашение, которое истец подписала. Также ответчик не согласился с требованием о включении должности медицинской сестры стерилизационного отделения в список должностей, которым положена специальная социальная выплата, поскольку Дивногорская межрайонная больница не входит в перечень медицинских организаций, которые имеют возможность включить должность истца в такой перечень.
Представители третьих лиц, привлеченные к участию в деле по инициативе суда, Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Правительства Красноярского края, Министерства здравоохранения Красноярского края в судебное заседание не явились, были надлежащим образом уведомлены о дате, времени, месте рассмотрения дела, направили письменные отзывы.
Фонд пенсионного и социального страхования просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Правительство Красноярского края направило письменный отзыв, в котором указывает, что действующим законодательством некоторым категориям медицинских работников установлены дополнительные специальные выплаты.
Министерство здравоохранения направило письменные возражения, в которых в удовлетворении иска просит отказать. Указывает, что согласно штатному расписанию КГБУЗ «Дивногорская МБ» стерилизационное отделение относится к стационарному виду помощи и финансируется за счет средств фонда ОМС, в связи с этим должность медицинской сестры стерилизационного отделения не входит в перечень должностей, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.
Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника, как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Оклад (должностной оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Согласно ст. 132 Трудового кодекса РФ, заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
На основании ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. С 01 января 2022 года МРОТ – 13 890 рублей, с 01 июня 2022 года – 15 279 рублей, с 01 января 2023 года – 16 242 рубля.
Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 144 Трудового кодекса РФ, системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Правительство Российской Федерации вправе утверждать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе в части установления (дифференциации) окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, перечней выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат, условий назначения выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат.
Согласно ст.ст. 315, 316 Трудового кодекса РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, действующее трудовое законодательство допускает установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Из представленных суду доказательств усматривается, что ответчиком является Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения.
Молчанова Т.В. с 01 октября 2009 года состояла в трудовых отношениях с КГБУЗ «Дивногорская МБ» в должности медицинской сестры стерилизационного отделения.
Согласно приказу о переводе № 164-лс от 23 октября 2009 года, трудовому договору № 119 от 03 сентября 2009 года, работнику установлена 39 часовая рабочая неделя, 9 разряд оплаты труда по ЕТС, должностной оклад 3 150 рублей за календарный месяц работы, 15% за работу, связанную с вредными или опасными условиями труда, северный и районный коэффициент по 30%.
Дополнительным соглашением к трудовому договору от 03 сентября 2009 года № 119 от 21 июня 2022 года, с 01 июля 2022 года Молчановой Т.В. установлен должностной оклад 6 539 рублей, 6% за работу, связанную с вредными или опасными условиями труда.
19 сентября 2022 года трудовой договор с Молчановой Т.В. расторгнут по инициативе работника.
С 01 ноября 2022 года Молчанова Т.В. принята на работу в КГБУЗ «Дивногорская МБ» медицинской сестрой стерилизационной, ей установлен должностной оклад 6 539 рублей, 1 300 рублей за категорию, 6% за вредность, северный и районный коэффициент по 30%, до 15% за непрерывный стаж, за важность и качество выполняемой работы до 58 баллов.
Дополнительное соглашение от 01 июля 2022 года, а также приказ о приеме на работу, трудовой договор от 01 ноября 2022 года подписаны Молчановой Т.В., возражений относительно снижения размера выплаты за вредность с 15% до 6% не высказано.
Также судом учитывается и то обстоятельство, что степень вредности условий труда определена в ходе специальной оценки, составленной 01 сентября 2022 года, размер компенсационных выплат устанавливается не КГБУЗ «Дивногорская МБ» по собственной инициативе, а на основании нормативных актов, принятых Постановлением Правительства Красноярского края.
Так Постановлением Правительства Красноярского края от 21.06.2022 года № 547-п "О внесении изменений в Постановление Правительства Красноярского края от 01.12.2009 года № 619-п "Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников краевых государственных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Красноярского края" установлено, что за работу на вредных условиях труда 2 степени установлена дополнительная выплата в размере 6% от оклада.
Из представленных суду расчетных листов за спорный период усматривается, что Молчановой Т.В. заработная плата начислялась верно, исходя из фактически отработанного времени, в том числе на условиях совмещения, компенсационные выплаты за вредность в размере 15%, за медицинский стаж 25%, за прохождение специализации 5%, за категорию начислялись на оклад, также Молчановой Т.В. установлена стимулирующая выплата, доплата до МРОТ, с начислением северного и районного коэффициента.
При этом суд учитывает, что нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При таких условиях требование истца о взыскании невыплаченной заработной платы основано на неверном толковании норм закона и удовлетворению не подлежит.
Разрешая требование истца о включении должности медицинской сестры стерилизационной в список должностей, дающих право на получение краевой специальной социальной выплаты, взыскании указанной выплаты, суд руководствуется следующим.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 года № 2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования" с 01 января 2023 года установлена специальная социальная выплата отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования.
В пункте 2 указанного постановления указан перечень медицинских организаций, медицинским работникам которых установлена такая выплата, а именно врачи и иные медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал и младший медицинский персонал районных, центральных и участковых больниц, медицинских организаций, оказывающих первичную медико-социальную помощь, станций (отделений) скорой помощи.
Постановлением Правительства Красноярского края от 04.04.2023 года № 246-п, во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства РФ, на территории Красноярского края специальная социальная выплата установлена медицинским работникам краевых государственных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Красноярского края, оказывающим не входящую в базовую программу обязательного медицинского страхования медицинскую помощь. Специальная социальная выплата устанавливается медицинским работникам учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств краевого бюджета в рамках выполнения государственного задания. В том числе врачам и иным медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием межрайонных, центральных районных, районных и участковых больниц, а также врачам и иным медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием учреждений, расположенных в городах с численностью населения до 50 тыс. человек включительно.
Судом установлено, что КГБУЗ «Дивногорская МБ» является некоммерческой организацией, созданной для оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий в сфере здравоохранения, финансируется за счет средств фонда обязательного медицинского страхования и краевого бюджета в части выполнения государственного задания, что подтверждается Уставом, штатным расписанием.
Приказом главного врача КГБУЗ «Дивногорская МБ» от 10 апреля 2023 года № 189 утвержден перечень должностей медицинских работников, оказывающих не входящую в базовую программу ОМС медицинскую помощь, работа на которых дает право на получение специальной выплаты: санитарка терапевтического отделения, врач психиатр участковый и его медицинская сестра, врач психиатр-нарколог и его медицинская сестра, врач фтизиатр-участковый и его медицинская сестра, фельдшер-лаборант и санитарка патологоанатомического отделения.
Согласно штатному расписанию, централизованное стерилизационное отделение финансируется за счет ОМС, в связи с чем у ответчика не имелось оснований для включения должности медицинской сестры в перечень должностей, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, установленной Постановление Правительства Красноярского края от 04.04.2023 года № 246-п.
Довод истца о том, что стерилизационное отделение обрабатывает все инструменты больницы, в том числе поступающие из отделения полиативной помощи, оказывающие в том числе услуги, не входящие в базовую программу ОМС, в связи с чем ее должность должна быть включена в указанный перечень, суд находит несостоятельным, поскольку данное обстоятельство не порождает право медицинского работника на получение краевой специальной социальной выплаты.
При таких обстоятельствах, требование истца о возложении обязанности включить должность медицинской сестры стерилизационной в список должностей, дающих право на получение краевой специальной социальной выплаты, взыскать денежные средства удовлетворению не подлежит.
Поскольку в удовлетворении основных требований истца было отказано, правовых оснований для удовлетворения требования о взыскании компенсации морального вреда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении искового заявления Молчановой Татьяны Владимировны к КГБУЗ «Дивногорская межрайонная больница» о возложении обязанности внести изменения в приказ о специальной социальной выплате, произвести начисление специальной социальной выплаты, взыскать невыплаченную заработную плату, компенсацию морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение 01 (одного) месяца со дня его принятия в окончательной форме через Дивногорский городской суд.
Судья А.А. Мальченко
Мотивированное решение составлено 26 февраля 2024 года.
«СОГЛАСОВАННО»:
Судья _____________________ Мальченко А.А.