Решение от 10.06.2024 по делу № 2-2412/2024 от 15.04.2024

Дело № 2-2412/2024

55RS0003-01-2024-002336-27

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 июня 2024 года                             

Ленинский районный суд г. Омска

в составе председательствующего судьи Тынысовой А.Т.,

при секретаре судебного заседания Юрьеве А.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гут А.А. к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Омсклидер» о возложении обязанности произвести ремонт крыши, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Гут А.А. обратился в суд с названным иском. В обоснование иска указал, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: ххх. Обслуживание данного многоквартирного дома осуществляет ООО УК «Омсклидер», услуги которой он оплачивает. На протяжении года ответчик обязательства не исполняет, а именно на доме постепенно отваливается кровля, но все попытки повлиять на управляющую компанию с целью обычного ремонта не принесли успеха. Так как дом отнесен к объекту культурного наследования, направлялись обращения в прокуратуру, Министерство культуры, Государственную жилищную инспекцию, приемную президента, администрацию города. Однако все меры оказались безрезультатными. Просит произвести надлежащий качественный ремонт крыши: прикрутить, приделать отвалившиеся части кровли на свои места, устранить течи крыши, установить защитный козырек над подъездом, поскольку вследствие длительного воздействия дождя, солнца и ветра на поврежденные и неремонтируемые длительное время участки, с кровли падают кусочки растрескавшегося кирпича, взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины 300 рублей, компенсацию морального вреда 1500 рублей.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ, Гут А.А. уточнил заявленные требования, просит обязать ответчика произвести ремонт крыши, прикрутить, приделать отвалившиеся части кровли на свои места: а именно прикрутить металлический купол, отпавший с вентиляционной шахты и убрать громадный кусок железа, оторвавшийся и болтающийся на крыше, пока от него кто-нибудь не пострадал, установить защитный козырек над подъездом, поскольку с кровли падают кусочки растрескавшегося кирпича, взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины 300 рублей, компенсацию морального вреда 1500 рублей, почтовые расходы в размере 283 рублей.

Истец Гут А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, с учетом уточнений. Дополнительно пояснил, что в доме 16 квартир, к другим собственникам он не обращался. Акт с собственниками о состоянии крыши не составляли. Обращался к ответчику за получением копии договора на обслуживание дома, но ему не ответили. Квитанции и чеки оплачивает управляющей компании «Омсклидер». Все доказательства в материалы дела представил. Представлять суду заключение специалиста или эксперта о техническом состоянии крыши отказывается. Кроме фотографий, иные доказательства представлять не желает. Подтвердил что работники ответчика прикрутили громадный кусок железа к крыше. С козырьком они ничего не делали. У него два требования поставить козырек и приделать вентиляционный наконечник. Ранее козырька на доме не было, в Министерство культуры по установке козырька не обращался.

Представитель ответчика ООО УК «Омсклидер» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица Министерства культуры Омской области Сандакова Ю.Н., действующая на основании доверенности в судебном заседании пояснила, что не возражает против удовлетворения искового заявления. Имущество многоквартирного дома подлежит ремонту Управляющей компанией, на основании ст. ФЗ № 73 управляющая компания должна нести расходы по восстановительному ремонту, поскольку у собственников есть договор. У них договора нет. Жилой дом является объектом культурного наследия. Выдается охранное обязательство. Сколько квартир в доме нет информации. Собственники дома должны разработать проект ремонтных работ и согласовать с министерством культуры. По указу президента запрещено делать надзорные выезды. Они могут осмотреть визуально. Охранное обязательство заключается 1 раз в 5 лет. Собственники обязаны следить за состоянием дома, в связи с охранным обязательством. Ремонт кровли относится, не может сказать к текущему или капитальному ремонту. Истцом было подано обращение про кровельное покрытие и закрепленные элементы. Специалист Министерства культуры по адресу не выходил, акт и предупреждение вынесено со слов истца.

Представитель третьего лица Государственной жилищной инспекции Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу требований ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.

На основании ст. ст. 209, 304 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие его права и охраняемые законом интересы других лиц.

Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В судебном заседании установлено, что Гут А.А. является собственником квартиры, расположенной по адресу: ххх, общей площадью 37,3 кв.м., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 26.04.2024.

По сведениям Госжилинспекции Омской области, по состоянию на 27.04.2024 собственниками помещений многоквартирного дома по ул. ххх в г. Омске выбран непосредственный способ управления. Сведения об организации, с которой собственниками помещений в указанном многоквартирном доме заключен договор на содержание и ремонт общего имущества, отсутствуют.

Согласно представленным в материалы дела квитанциям о начислении платы за содержание и ремонт жилого помещения, представленным истцом, управляющей компанией указано ООО УК «ОмскЛидер».

Таким образом, организацией, обслуживающей многоквартирный жилой дом по адресу: ххх является ООО УК «ОмскЛидер».

Согласно статьи 162 Жилищного кодекса РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 2.1) соблюдение требований к безопасному использованию и содержанию внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме (если такое оборудование установлено); 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными Правительством Российской Федерации.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.

При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения.

В силу п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 (далее - Правила №491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт "а"); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б"); соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункт "г").

Согласно п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, п. 2 Правил №491 в состав общего имущества включаются крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции многоквартирного дома.

В соответствии с п. 4.6.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), определено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода.

При этом в соответствии с п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещений дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Обращаясь в суд с данным иском, истец просит обязать ответчика произвести ремонт крыши: прикрутить, приделать отвалившиеся части кровли на свои места: а именно прикрутить металлический купол, отпавший с вентиляционной шахты и убрать громадный кусок железа, оторвавшийся и болтающийся на крыше, пока от него кто-нибудь не пострадал.

В качестве обоснования своих доводов истцом представлены черно – белые фотографии конструкций крыши многоквартирного дома и чердачного помещения. При этом истцу разъяснялось, что суд не обладает специальными познаниями в области строительства, с целью установления дефектов кровли по представленным фотографиям. В данном случае истцу разъяснялось право представить письменные доказательства о наличии повреждений крыши многоквартирного дома в виде заключений специалистов, экспертов, либо акта составленного с участием иных собственников многоквартирного дома и представителя управляющей компании. От предоставления дополнительных доказательств истец отказался. В соответствии с чем у суда отсутствуют достоверные доказательства ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по содержанию имущества многоквартирного дома.

Из ответа Министерства культуры Омской области от 08.05.2024 на запрос суда усматривается, что актом технического состояния объекта культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), регионального значения, местного (муниципального) значения, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации от 15 января 2020 года № 1, являющегося неотъемлемой частью указанного охранного обязательства, разрушения кровли на момент его составления не установлено. Собственником жилого помещения в объекте культурного наследия Гутом А.А. в адрес Министерства направлено обращение о сорванной части кровельного покрытия, незакрепленных элементах кровли на здании. Согласно пункту 3 статьи 56.1 ФЗ № 73 при содержании и использовании объекта культурного наследия, являющегося многоквартирным домом, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния требования по сохранению многоквартирного дома в целом и общего имущества многоквартирного дома подлежат выполнению управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом. Учитывая вышеизложенное, в целях устранения нарушений законодательства, Министерство в соответствии со статьей 49 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»    направило обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ОмскЛидер» предостережение от 15 января 2024 года о недопустимости нарушения обязательных требований, с указанием провести ремонт кровли до конца марта 2024 года. Работы по сохранению объекта культурного наследия, в том числе возможность устройства козырька над подъездом, в соответствии со статьей 45 ФЗ № 73 рассматривается в рамках разработки проектной документации. До настоящего времени проектная документация, а также заявление на выдачу разрешения на проведение работ по сохранению Объекта культурного наследия (ремонт кровли) в адрес Министерства не поступали.

Согласно представленного Министерством культуры Омской области предостережения от 15 января 2024 года в адрес ООО «Управляющая компания ОмскЛидер», на основании поступившей жалобы выявлен факт нарушения обязательных требований по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, а именно при сильном ветре с крыши многоквартирного дома сорвана часть кровельного покрытия. В настоящее время часть элементов кровли продолжают оставаться не закрепленными, что может угрожать причинению вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, а также сохранению объекта культурного наследия.

При рассмотрении данного дела, судом были запрошены у Министерства культуры Омской области акта осмотра крыши спорного многоквартирного дома и фотоматериалы с целью установления нарушений требований действующего законодательства по содержанию общего имущества многоквартирного дома ответчиком, однако представителем Министерства в судебном заседании данные документы представлены не были, с указанием о вынесенном предостережении только на основании жалобы Гута А.А.

При этом согласно ответа Госжилинспекции Омской области от 07.02.2024 на обращение истца следует, что собственниками вышеуказанного многоквартирного дома выбран способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление. С ООО УК «ОмскЛидер» заключен договор на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества. В рамках проведения контрольного (надзорного) мероприятие без взаимодействия (выездное обследование) с контролируемым лицом 06.02.2024 при визуальном осмотре установлено, что имеется смещение отдельного элемента (листовой стали) из под плоского кровельного металлического конька. По результатам контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом составлен акт. В целях проведения оценки достоверности поступивших сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностным лицом контрольного (надзорного) органа, в ООО УК «ОмскЛидер» были запрошены пояснения. По информации, представленной ООО УК «ОмскЛидер» следует, что сотрудниками управляющей организации 05.02.2024 произведен осмотр кровли многоквартирного дома по ул. ххх в г. Омске. В ходе осмотра выявлено частичное смещение металлического листа из под плоского кровельного конька и проведены работы по его укреплению с внутренней стороны кровли. Угрозу жизни и здоровью граждан не представляет. В связи погодными условиями, работы по ремонту и укреплению с наружней стороны металлического листа на кровле запланированы на март — апрель 2024 года. В связи с вышеизложенным, основания для проведения внепланово контрольного (надзорного) мероприятия по обращению истца отсутствуют.

В судебном заседании истец не оспаривал факт выполнения работ ответчиком по укреплению металлического листа к крыше многоквартирного дома.

Доказательства необходимости установки металлического купола над вентиляционной шахтой и его отсутствия, истцом суду представлено не было. Не следует о необходимости выполнения данных видов работ из ответов Госжилинспекции Омской области и Министерства культуры Омской области.

Кроме того судом разъяснялось истцу о возможности проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома за счет взносов на капитальный ремонт, путем организации и проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.

Также суд обращает внимание на то, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: ххх является объектом культурного наследия, (памятником истории и культуры) народов РФ регионального значения, поставлен на государственную охрану приказом Министерства от 09.12.2016 № 73 «О включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, паспорт выдан 03.12.2019, охранное обязательство № 2369 – 01.12.2014.

Распоряжением Министерства культуры Омской области от 15.01.2020 № 2-рт утверждено охранное обязательство объекта культурного наследия (памятником истории и культуры) народов РФ регионального значения «ххх», 1912 г., расположенного по адресу: ххх.

Согласно пункту 13 данного охранного обязательства состав (перечень) и сроки (периодичность) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия определяются Министерством культуры Омской области на основании акта технического состояния объекта культурного наследия, составленного в порядке, установленном пунктом 2 статьи 47.2 Закона 73-ФЗ.

Согласно статьи 5.1. Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в границах территории объекта культурного наследия: на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия, работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, включенными в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленными объектами культурного наследия, работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территориях объектов культурного наследия и не являющихся объектами культурного наследия.

Заявляя требование об обязании установить козырек над входом в подъезд многоквартирного дома, истец в судебном заседании указал, что ранее данный козырек установлен не был. Доказательства согласования изменения облика объекта культурного наследия в результате установки козырька, истец Гут А.А. представить отказался.

При указанных обстоятельствах требования истца в части возложения на ответчика обязанности по выполнению ремонта крыши, установлении купола над вентиляционной шахтой и козырька над подъездом многоквартирного дома по адресу: ххх являются необоснованными, поскольку доказательства наличия необходимости проведения данного вида ремонта и способа устранения нарушения, суду представлено не было.

Производные от основного требования о взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов, также не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                  ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 18 ░░░░ 2024 ░░░░

2-2412/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Гут Артем Андреевич
Ответчики
ООО "УК Омсклидер"
Другие
Государственная жилищная инспекция Омской области
Министерство культуры Омской области
Суд
Ленинский районный суд г. Омск
Судья
Тынысова Айгерим Тынысовна
Дело на сайте суда
lenincourt.oms.sudrf.ru
15.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.04.2024Передача материалов судье
18.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.05.2024Подготовка дела (собеседование)
14.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2024Судебное заседание
10.06.2024Судебное заседание
18.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее