к делу №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 ноября 2023 года <адрес>
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего – судьи Катбамбетова М.И.,
при секретаре судебного заседания – ФИО3,
с участием истицы ФИО2 и ее представителя по доверенности ФИО4, представителя ответчика Комитета по управлению имуществом Администрации МО «<адрес>» по доверенности ФИО9, представителя ответчика Администрации МО «<адрес>» по доверенности ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Комитету по управлению имуществом Администрации МО «<адрес>» и Администрации МО «<адрес>» о возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Истица ФИО1, обратилась в Майкопский городской суд, к ответчикам Комитету по управлению имуществом Администрации МО «<адрес>» и Администрации МО «<адрес>» о возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка.
В обоснование поданного заявления указала, что ДД.ММ.ГГГГ распоряжением №-р главы администрации <адрес> она принята на учет по выделению земельного участка под индивидуальное строительство. 16.03.1995 года распоряжением №-р главы администрации города ФИО6Черниченко ей был отведен земельный участок под индивидуальное строительство в квартале 795 по <адрес>. Вышеуказанный участок предоставлен в аренду сроком на 50 лет под индивидуальное строительство жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ составлен акт об отводе в натуре земельного участка под строительство индивидуального жилого дома с надворными постройками в квартале 795 по <адрес>. Площадь земельного участка 712 кв.м. Размеры сторон земельного участка: по фасаду - 18,82 м., по правой меже- 37,86 м., по левой меже 37,86 м., по задней меже - 18,82 м. Границы участка закреплены металлическими штырями и металлической сеткой. Согласно справки председателя комитета <адрес> по архитектуре и градостроительству ФИО7, следует, что вышеуказанный земельный участок в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Республики Адыгея сведения об его изъятии отсутствуют. Также указала, что ДД.ММ.ГГГГ ею получен ответ от заместителя председателя комитета по управлению имуществом администрации МО «<адрес>» ФИО8 на заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, уточнения границ и предоставлении в аренду вышеуказанный земельный участок под индивидуальное строительство жилого дома, согласно которого ей фактически отказано. В настоящее время она и члены ее семьи с момента выделения вышеуказанного участка ухаживаем за ним, выращиваем овощи для семьи, посажены плодовые деревья. Фактически вышеуказанным земельным участком она и члены ее семьи владеют и пользуются.
Просила суд обязать ответчиков, после уточнения границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, заключить с ней предварительное согласование о предоставлении его в аренду под индивидуальное строительство. Обязать ответчиков заключить с ней договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, под индивидуальное строительство.
Истица ФИО1 и ее представитель по доверенности ФИО4, в судебном заседании поддержали доводы искового заявления и просили удовлетворить исковые требования.
Представитель ответчика - Комитета по управлению имуществом Администрации МО «<адрес>» по доверенности ФИО9, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку с момента передачи земельного участка в пользование истице на нем не было начато строительства, а сведения о том, что на данном участке истицей выращиваются овощи и плодовые деревья – не дают оснований для заключения договора аренды.
Представитель ответчика - Администрации МО «<адрес>» по доверенности ФИО5, представил возражение на исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований, в части возложения обязанности на Администрацию заключить с истицей договор аренды, поскольку данные требования являются необоснованными.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает, заявленные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.2 ч.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В силу ст.264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
В соответствии с п.2 ст.22 Земельного кодекса РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Статья 606 ГК РФ предусматривает, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Из пп.1 п.1 ст.39.1 Земельного кодекса РФ усматривается, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе, на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; а также договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
В соответствии с положениями ст.29 ЗК РФ, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлялось на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается сторонами, распоряжением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-Р ФИО1 принята на учет по выделению земельного участка под индивидуальное строительство. Состав семьи 2 человека.
Распоряжением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р ФИО1 предоставлен земельный участок в аренду сроком на 50 лет под индивидуальное строительство в квартале 795 по <адрес>, площадью 712 кв.м. Архитектурно-планировочному бюро предписано отвести земельный участок в натуре. На ФИО1 возложена обязанность заключить договор аренды в комитете по земельным ресурсам и землеустройству.
Указанное распоряжение Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р никем не отменено, срок аренды земельного участка не истек. Доказательств обратного стороной ответчика в нарушение положений ст.56 ГПК РФ суду представлено не было.
Однако, из материалов дела, пояснений истицы усматривается, что ФИО1 не заключила своевременно договор аренды в комитете по земельным ресурсам и землеустройству.
Согласно выписке из ЕГРН от 01.08.2023г. сведения о зарегистрированных правах на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 01:08:0510156:13, площадью 712 кв.м., отсутствуют.
Согласно ответа Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» от 06.09.2023г. №, оформить договор аренды земельного участка по адресу: <адрес> ФИО1 не представляется возможным ввиду отсутствия у Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» полномочий. Разъяснено право на обращение в суд.
Рассматривая требования истицы к Администрации МО «<адрес>» о возложении обязанности, суд считает необходимым отказать в данной части по следующим основаниям.
В соответствии с седьмым абзацем пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей в период издания Распоряжения) документы, подтверждающие права пользования земельными участками, выданные после вступления в силу настоящего Указа органами исполнительной власти, и местного самоуправления без регистрации в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству, являются недействительными.
Согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 11.12.1993 № «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» (действовавшего в период издания Распоряжения) оформление документов о правах на земельные участки возложено на Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы на местах.
В связи с изложенным, распоряжение, на которое ссылается истица, является недействительным, не может быть отнесено к правоустанавливающему, либо правоудостоверяющему документу.
К тому же, государственное учреждение администрация <адрес> Республики Адыгея (ОГРН 1020100696945) ликвидировано ДД.ММ.ГГГГ, Администрация не является правопреемником ликвидированного учреждения.
В настоящее время положения Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» не предусматривают такого органа как комитет по земельным ресурсам и землеустройству.
Действующим земельным законодательством установлен порядок предоставления земельного участка в аренду, в частности статья 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирует, что по общему правилу договоры аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются на торгах, проводимых в форме аукциона, а также устанавливает исключения из этого правила. Указанной правовой нормой не предусмотрено наличие Распоряжения, на которое ссылается Истец, в качестве основания для предоставления земельного участка без торгов.
По иным основаниям истица не обращалась с соответствующим заявлением в уполномоченный орган.
Кроме того, предварительное согласование предоставления земельного участка и предоставление земельного участка в аренду отнесены к муниципальным услугам и в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка», утвержденным постановлением Администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, и с административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка без проведения торгов», утвержденным постановлением Администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, указанные муниципальные услуги предоставляются Комитетом по управлению имуществом муниципального образования «<адрес>» к его полномочиям отнесено и заключение договора аренды.
В силу ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в настоящее время осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
При этом, из п.2 ст.11 ЗК РФ усматривается, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Учитывая, что распоряжение Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р никем не отменено, срок аренды земельного участка не истек, истица имеет преимущественное право на заключение с ней договора аренды спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд считает требования истицы к Комитету по управлению имуществом Администрации МО «<адрес>» о возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд.
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО2 к Комитету по управлению имуществом Администрации МО «<адрес>» и Администрации МО «<адрес>» о возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка, удовлетворить частично.
Обязать ответчиков, после уточнения границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, заключить с ФИО1, предварительное согласование о предоставлении земельного участка в аренду под индивидуальное строительство
Обязать Комитет по управлению имуществом Администрации МО «<адрес>» заключить с ФИО2 договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, под индивидуальное строительство.
В удовлетворении требований ФИО2 к Администрации МО «<адрес>» о возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка – отказать в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня принятия суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме составлено 06.12.2023г.
Председательствующий -подпись- М.И. Катбамбетов
УИД 01RS0№-45
Подлинник находится в материалах дела №
в Майкопском городском суде РА