Дело № 2-442/2018
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерациигород Вуктыл Республики Коми 04 декабря 2018 года
Вуктыльский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Сергеевой Е.Е.,
при секретаре Блягоз Е.В.,
с участием истца Стойкова В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Стойкова В. Г. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ухте Вуктыле Республики Коми (межрайонное) об обязании включения в страховой стаж работы в районах Крайнего Севера периода нахождения в командировке и обязании произвести перерасчет базового размера страховой части трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
в Вуктыльский городской суд Республики Коми ДД.ММ.ГГГГ с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ухте Республики Коми (межрайонное) - далее по тексту - ГУ - УПФ РФ в г. Ухте Республики Коми (межрайонное) об обязании включения в страховой стаж работы в районах Крайнего Севера периода нахождения в командировке с 15 по ДД.ММ.ГГГГ и обязании произвести перерасчет базового размера страховой части трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, обратился Стойков В.Г.
В обоснование заявленных требований Стойков В.Г. указал, что в ДД.ММ.ГГГГ года работал в качестве <данные изъяты> и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для выполнения сварочных работ находился в командировке в районе <данные изъяты>, расположенном в районе Крайнего Севера. Факт нахождения в данной командировке подтверждается путевым листом грузового автомобиля, содержащим соответствующие отметки, а также маршрутным листом поездки на объекты строительства, расположенных в районах Крайнего Севера и местах приравненных к ним.
В дальнейшем, при обращении в ГУ - УПФ РФ в г. Ухте Республики Коми (межрайонное) установлено отсутствие стажа работы в районах Крайнего Севера и отказано во включении данного периода командировки в пенсионный стаж.
С вышеуказанным решением ГУ - УПФ РФ в г. Ухте Республики Коми (межрайонное) истец не согласен, в связи с чем просил суд обязать ответчика включить в страховой стаж работы в районах Крайнего Севера период нахождения в командировке в <данные изъяты>, обязать произвести перерасчет базового размера страховой части трудовой пенсии.
В судебном заседании истец Стойков В.Г. в полном объеме поддержал заявленные исковые требования, дополнив, что спорная командировка была связана непосредственно с его трудовой деятельностью, поскольку его работа в тот период времени практически постоянно носила выездной характер, однако это не являлось работой вахтовым методом, работодатель каждый раз оформлял соответствующие документы о направлении работника в командировку, которые работник по возвращении сдавал в установленном порядке работодателю. Также истец указал о том, что в соответствующем маршрутном листе, представленном суду, его должность указана как механизатор, однако в командировке он всегда выполнял функции машиниста сварочной установки.
Представитель ответчика - ГУ - УПФ РФ в г. Вуктыле Республики Коми (межрайонное), будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, указав в письменном отзыве, о несогласии с заявленными исковыми требованиями, так как истцом Стойковым В.Г. не представлены документы, выдаваемые в установленном порядке работодателем для подтверждения периодов такого рода трудовой деятельности. Кроме того, по мнению представителя ответчика в исковом заявлении Стойковым В.Г. не указано иных местностей, кроме <данные изъяты>, то есть местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Принимая во внимание положения ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть настоящее исковое заявление в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав доводы истца Стойкова В.Г., принимая во внимание письменный отзыв представителя ответчика, заслушав свидетелей и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с подп. 17 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», правом на назначение досрочной трудовой пенсии по старости пользуются мужчины по достижении возраста 55 лет, женщины по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Согласно п. 2 указанной статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
На основании Федерального закона от 01 декабря 2007 года № 312-ФЗ внесены дополнения в статью 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с п. 4.2. - 4.5. ст. 14 названного закона повышенные размеры базовых частей трудовых пенсий по старости и трудовых пенсий по инвалидности устанавливаются лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин. Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления размера базовой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с материалами дела и сведениями, содержащимися в трудовой книжке серии №, заполненной ДД.ММ.ГГГГ на Стойкова В. Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достигшего ДД.ММ.ГГГГ возраста <данные изъяты> лет, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он осуществлял трудовую деятельность в качестве <данные изъяты> - записи №- № (л.д. 10-16).
Как следует из п. 6 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года № 16/19па к заявлению гражданина о перерасчете размера базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности) прилагаются все необходимые документы, подтверждающие его право на перерасчет трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Одним из условий исчисления стажа за работу в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера является работа, в том числе время служебной командировки в район Крайнего Севера, независимо от места нахождения организации, с которой работник находился в трудовых отношениях.
В соответствии со ст. 166 Трудового кодекса Российской Федерации - служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой - ст. 167 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно путевому листу грузового автомобиля № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного водителю Стойкову В.Г. работодателем, а также талону заказчика к путевому листу № от ДД.ММ.ГГГГ, отработанное время в пункте назначения <данные изъяты> составило восемьдесят четыре часа (выезд из гаража в 08 часов, возвращение в гараж в 17 часов). Кроме того, согласно маршрутному листу поездки на объекты строительства, расположенных в районах Крайнего Севера и местам, приравненных к ним, срок поездки Стойкова В.Г. составил <данные изъяты> дней: дата выезда - ДД.ММ.ГГГГ, отметка о прибытии - ДД.ММ.ГГГГ, дата выезда - ДД.ММ.ГГГГ. Вышеуказанные документы имеют подписи производителя работ (мастера), водителя и исполнителя, а также соответствующие штампы и отметки (л.д. 16-17).
Сторонами по делу не оспаривается, что указанный период времени (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) Стойков В.Г. состоял в трудовых отношениях с <данные изъяты> расположенном в <данные изъяты>, его трудовая деятельность не прерывалась на указанный период.
Свидетели Л., Р, а также К допрошенные судом, пояснили о том, что в <данные изъяты> года работали вместе с истцом в <данные изъяты> и достоверно знают о регулярных командировках Стойкова В.Г. в <данные изъяты> для проведения различного вида работ по своей специальности (л.д. 20-26; 29-34; 47-49).
Вместе с тем, как разъяснено в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.
Периоды работы, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Между тем, судом на основании представленных истцом документов установлено, что работа истца в районе <данные изъяты>, по выполнению своих трудовых обязанностей в качестве <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ носила не единовременный характер, а продолжалась в течение указанного периода времени.
Также суд считает установленным в ходе рассмотрения дела, что спорная командировка истца в <данные изъяты> вытекала из его непосредственной трудовой деятельности, поскольку предприятие <данные изъяты> осуществляло деятельность по газодобыче в том числе и на территории <данные изъяты>
Принимая во внимание, что период нахождения в служебной командировке является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, спорный период нахождения Стойкова В.Г. в служебной командировке подлежит включению в страховой стаж.
При вышеизложенных обстоятельствах позицию ГУ - УПФ РФ в г. Ухте Республики Коми (межрайонное) о том, что истцом не представлены документы, выдаваемые в установленном порядке работодателем для подтверждения периодов такого рода трудовой деятельности, а также доводы о том, что в исковом заявлении Стойковым В.Г. не указано иных местностей, кроме <данные изъяты>, то есть местности, приравненной к районам Крайнего Севера, нельзя признать законной и обоснованной.
Таким образом, на основании представленных суду истцом письменных доказательств, принимая во внимание положения действующего законодательства в сфере пенсионного обеспечения, суд считает исковые требования Стойкова В. Г. подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Стойкова В. Г. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ухте Республики Коми (межрайонному) об обязании включения в страховой стаж работы в районах Крайнего Севера периода нахождения в командировке и обязании произвести перерасчет базового размера страховой части трудовой пенсии, - удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ухте Вуктыле Республики Коми (межрайонное) включить Стойкову В. Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в страховой стаж работы в районах Крайнего Севера период нахождения в командировке в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ухте Республики Коми (межрайонное) произвести перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии Стойкову В. Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с наступления даты ее назначения - ДД.ММ.ГГГГ.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения, то есть с 10 декабря 2018 года, через Вуктыльский городской суд Республики Коми.
Судья Е.Е. Сергеева