11RS0012-01-2022-000679-60 Дело № 2-351/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Прилузский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Можеговой Т.В.
при секретаре Кныш Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево
08 сентября 2022 года гражданское дело по исковому заявлению Носкова И.В. к администрации Муниципальный район «Прилузский», администрации сельского поселения «Объячево» о признании права собственности на земельный участок,
установил:
Носков И.В. обратился в суд к АМР «Прилузский», АСП «Объячево» с иском о признании права собственности на земельный участок. Требование мотивирует тем, что на основании постановления главы МО СП «Объячево» от 31.07.2006 № получил земельный участок, расположенный по адресу: с. Объячево, <адрес> площадью 0,1 га в аренду, на котором построил жилой дом. Поскольку боле 15-ти лет владеет участком, осуществляет за ним уход, с вязи с чем вынужден обратиться в суд с настоящим иском, которым просит признать за ним право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 903 кв.м, расположенный по адресу: Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево.
В судебном заседании истец на удовлетворении иска настаивал, указав, что просит признать за ним право собственности в силу приобретательной давности, при этом пояснил суду, что в 2006 г. на сновании постановления от 31.07.2006 № ему в аренду был предоставлен земельный участок для строительства индивидуального жилого дома. С 2006 г. пользуется земельным участком, содержит его в надлежащем состоянии. На участке возвел дом, в котором проживает, однако регистрация дома не завершена. Неоднократно обращался к главам и с.п. «Объячево» и АМР «Прилузский» для оформления аренды на спорный земельный участок, в том числе и в 2019 г. и в 2021 г., однако получал отказы, в связи с наличием обременения в виде аренды земельного участка третьим лицом. Не желает выкупать земельный участок.
Представитель ответчика АМР «Прилузский» с требованиями истца не согласилась, указав, что спорный земельный участок был предоставлен и истцу под индивидуальное жилищное строительство и ФИО4, при этом договор аренды с третьим лицом был зарегистрирован в ЕГРП и расторгнут только в 2022 году. В 2019 г. и 2021 г. истец обращался в АМР «Прилузский» с заявлениями об оформлении договора аренды на земельный участок с кадастровым номером №, однако в оформлении договора было отказано в связи с наличием обременения в виде договора аренды. Истец имеет право на заключение договора аренды или выкупа земельного участка, однако в настоящее время Носков И.В. с соответствующим заявлением в АМР «Прилузский» не обращался, при этом истец не имеет преимущественного права на заключение соответствующего договора, поскольку право собственности на дом, построенный Носковым И.В., не оформлено в установленном законом порядке.
Представитель ответчика АСП «Объячево» в суд не явился, ходатайствуя о рассмотрении дела в их отсутствие, указав, что рассмотрение спора оставляет на усмотрение суда, при этом указал, что договор аренды с ФИО4 расторгнут 13.04.2022.
Третье лицо, извещавшийся о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, не ходатайствовал об отложении дела.
С учетом мнения участников процесса суд считает возможным провести судебное заседание при имеющейся явке лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства; права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (статьи 1, 2, 17 и 18 Конституции Российской Федерации).
В Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства; права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (статьи 1, 2, 17 и 18 Конституции Российской Федерации).
Согласно п. 1, 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (ст. 218 п. 2 ГК РФ).
При этом в силу п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса (ст. 215 п. 1, 2 ГК РФ).
В силу ст. 234 п. 1, 2 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
П. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно разъяснений, данных в пунктах 15, 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
По смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Исходя из правового содержания и смысла указанной нормы закона, для приобретения права собственности на имущество по давности фактического владения необходимо иметь его во владении добросовестно (то есть не помимо воли собственника), такое владение должно быть открытым, очевидным для всех иных лиц, оно должно быть непрерывным в течение установленных законом сроков. Лишь при соблюдении всех трех перечисленных условий приобретательная давность может стать основанием права собственности фактического владельца имущества. При этом приобретательная давность распространяется лишь на случаи фактического, беститульного владения чужим имуществом. Наличие у владельца какого-либо юридического основания владения, то есть договора или иного соглашения с собственником относительно данного имущества, исключает действие приобретательной давности.
Согласно ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (ст. 39.2).
В силу пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, как объект права собственности и иных предусмотренных данным кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета (статьи 69, 70 ЗК РФ).
В свою очередь, существование земельного участка как объекта недвижимости и индивидуально определенной вещи, имеющей свои уникальные характеристики, подтверждает его государственный кадастровый учет (часть 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
В судебном заседании установлено, что на основании постановления главы МО СП «Объячево» от 31.07.2006 № земельный участок, находящийся по адресу: с. Объячево, <адрес> площадью 0,1 га изъят у ФИО5 и передан Носкову И.В. в аренду на неопределенный срок для ведения личного подсобного хозяйства с правом возведения жилого дома и производственно-бытовых строений, сооружений. При этом определено, что плата за пользованием земельным участком установлена в размере установленной базовой ставки арендной платы для ведения личного подсобного хозяйства.
02 августа 2006 года между Отделом архитектуры и градостроительства при МР «Прилузский» и Носковым И.В. был заключен Договор о предоставлении во временное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: с. Объячево, <адрес>.
11.09.2006 Носкову И.В. выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома.
Носков И.В. возвел дом, однако последний в ЕГРП не зарегистрировал.
В тоже время еще на основании постановления главы администрации с. Объячево от 23.08.2001 № земельный участок площадью 0,1 га в <адрес> был изъят у ФИО5 и передан ФИО4 для индивидуального жилищного строительства, при этом право аренды ФИО4 на земельный участок с кадастровым номером № прекращено только с 13.04.2022 на основании заявления ФИО4 от 12.04.2022 и постановления АСП «Объячево» от 13.04.2022 №.
Как отмечалось ранее основания приобретения права собственности на земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрены Земельным кодексом РФ. При этом главой V.1 ЗК РФ установлена особая процедура предоставления таких земельных участков. Это исключает возможность приобретения спорного объекта недвижимости в собственность в ином порядке, в том числе в силу приобретательной давности.
Учитывая отсутствие доказательств предоставления обозначенного истцом земельного участка ранее на праве частной собственности иному лицу, при этом установление факта владения и пользования истцом спорным земельным участком на основании договора о предоставлении во временное пользование земельного участка, правовых оснований для признания за истцом права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности не имеется, в связи с чем суд полагает требования истца надлежит оставить без удовлетворения.
Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Носкова И.В. к администрации Муниципальный район «Прилузский», администрации сельского поселения «Объячево» о признании права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия.
Вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Председательствующий Т.В. Можегова
Мотивированное решение изготовлено 08 сентября 2022 года.