Судья Абрамова Л.Л. Дело № 33-2660/2024 (2 инстанция)
Дело № 2-6348/2023 (1 инстанция)
УИД 52RS0005-01-2023-004678-35
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 20 февраля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Кузиной Т.А., судей Леонтенковой Е.А., Соколова Д.В.
при секретаре судебного заседания Самойловой А.И.
с участием П.В.А., его представителя Ф.А.К., представителя ГУ МВД России по Нижегородской области Н.А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Соколова Д.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ МВД России по Нижегородской области
на решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 18 октября 2023 года
по иску П.В.А. к ГУ МВД России по Нижегородской области о взыскании недоплаченной пенсии
УСТАНОВИЛА:
П.В.А. обратился в суд с иском, с учетом положений статьи 39 ГПК РФ, к ГУ МВД России по Нижегородской области о взыскании недоплаченной пенсии 247 903 рубля 38 копеек, компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
Заявленные требования истец мотивировал тем, что 8 октября 2007 года на основании приказа Врио начальника Волго-Вятского управления внутренних дел на транспорте № [номер] уволен из органов внутренних дел, с назначением пенсии по выслуге лет. В январе-феврале 2023 года ему стало известно, что в стаж по выслуге лет не вошло время нахождения и участия в боевых действиях в ходе проведения контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. 16 февраля 2023 года он обратился в отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Нижегородской области с целью установления причин отсутствия указанной информации, приложив копию удостоверения ветерана боевых действий серии РМ [номер], выданного ГУВД Нижегородской области 1 декабря 2004 года.
Рассмотрев обращение, ответчик произвел новый расчет выслуги лет в льготном исчислении, которая составила 22 года 4 месяца 14 дней вместо ранее установленной 22 года 14 дней, соответственно, увеличился размер выплачиваемой пенсии.
Как указывает истец, причиной несвоевременного и не полного определения периода и размера пенсии стало непредставление отделом по личному составу Нижегородского линейного управления МВД России на транспорте полных сведений о сроке службы истца в органах внутренних дел и сведений об участии в боевых действиях, а также несогласованность действий по направлению соответствующей информации ГУВД Нижегородской области о признании истца ветераном боевых действий в соответствующие подразделения.
Ответчиком был произведен перерасчет пенсии, разница в размере пенсии за период с 16.02.2022 по 30.04.2023 составила 31 193 рубля 64 копейки. Основанием для перерасчета пенсии послужил приказ Врио начальника Волго-Вятского УВДТ от 29.03.2023 [номер] л/с о внесения изменений в приказ от 08.10.2007 [номер] л/с об увольнении майора милиции П.В.А., в соответствии с которым выслуга лет по состоянию на 8 октября 2007 года в календарном исчислении и для выплаты единовременного пособия на день увольнения, составляет 21 год 9 месяцев 27 дней, в льготном исчислении составляет 22 года 4 месяца 14 дней. Данные исчисления произведены на основании заключения по результатам служебной проверки Нижегородского ЛУ МВД России на транспорте от 24.03.2023 и расчета выслуги лет для начисления пенсии П.В.А.
Однако, как приводит доводы истец, в перерасчете пенсии с момента ее назначения отказано со ссылкой на положения статьи 55 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Истец с данным решением не согласен, в связи с чем обратился в суд с заявленным исковыми требованиями.
Определением суда первой инстанции от 6 июня 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Нижегородское линейное управление МВД России на транспорте.
Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 18 октября 2023 года (с учетом определения об исправлении описки от 26 января 2024 года) исковые требования П.В.А. удовлетворены частично.
Судом постановлено: взыскать с ГУ МВД России по Нижегородской области в пользу П.В.А. недополученную пенсия за период с 01.01.2008 по 15.02.2022 в размере 222 243 рубля 60 копеек. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
В апелляционной жалобе ГУ МВД России по Нижегородской области просит об отмене решения как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права. Заявитель указывает, что правовой статус ветерана боевых действий истец получил до вступления в силу 1 января 2008 года Федерального закона от 03.12.2007 № 319-ФЗ, устанавливающего право на получение ветеранами боевых действий надбавки в размере 32% расчетного размера пенсии. Ссылается на то обстоятельство, что при обращении за назначением пенсии 05.10.2007 истец не указывал на наличие у него статуса ветерана боевых действий, соответствующее удостоверение им к заявлению не приложено. Судом не учтено, что истец проходил службу в Горьковском линейном управлении внутренних дел на транспорте, в настоящее время Нижегородское ЛУ МВД России на транспорте является самостоятельным юридическим лицом, кадровым подразделением которого произведен неправильный расчет выслуги лет истца, вины ГУ МВД России по Нижегородской области в недополученном П.В.А. размере пенсии не имеется.
В возражениях на апелляционную жалобу П.В.А. просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержала доводы апелляционной жалобы, истец и его представитель возражали относительно апелляционной жалобы, просили оставить решение суда без изменения.
Представитель третьего лица Нижегородского линейного управления МВД России на транспорте в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия в соответствии со статьями 167, 327 ГПК Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам ФИО2 областного суда в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика, истца и его представителя, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Прохоров В.А. проходил службу в Горьковском линейном управлении внутренних дел на транспорте (в настоящее время - Нижегородское ЛУ МВД России на транспорте), является ветераном боевых действий и имеет удостоверение, ветерана боевых действий, выданное [дата] (л.д.59).
Приказом Волго-Вятского управления внутренних дел на транспорте от 08.10.2007 [номер] л/с истец уволен по пункту «в» статьи 19 Закона Российской Федерации «О милиции» (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) (л.д.17).
С 09.10.2007 П.В.А. является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (л.д.39).
Федеральным законом от 03.12.2007 № 319-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в пункт «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2008 года, согласно которым назначаемые в соответствии с настоящим Законом пенсии за выслугу лет по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 настоящего Закона.
16 февраля 2023 года истец обратился в Отдел пенсионного обеспечения ЦФО ГУ МВД России по Нижегородской области с заявлением о приобщении к материалам пенсионного дела копии удостоверения ветерана боевых действий (л.д.58-59).
На основании пункта «б» части 1 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 истцу был произведен перерасчет пенсии с учетом повышения с 16.02.2022 (за 12 месяцев до даты обращения в ОПО ЦФО).
11 апреля 2023 года в ПАО Сбербанк были направлены указания на выплату истцу с 1 мая 2023 года нового размера пенсии с учетом повышения в сумме 24 035 рублей 09 копеек, а также на выплату разницы в пенсии за период с 16.02.2022 по 30.04.2023 в сумме 31 193 рублей 64 копейки для зачисления на лицевой счет (л.д.74-75, 78).
Кроме того, в ОПО ЦФО в расчете выслуги лет для назначения пенсии от 05.10.2007 кадровое подразделение Нижегородского линейного управления МВД России на транспорте не включило в льготную выслугу периоды участия истца в боевых действиях в ходе контртеррористических операций из расчета 1 день службы за 3 дня службы, указав календарную выслугу 21 год 9 месяцев 27 дней, а льготную 22 года 22 дня (л.д.51-56).
После получения от истца 16.02.2023 заявления о приобщении к материалам пенсионного дела копии удостоверения ветерана боевых действий, ОПО ЦФО был направлен запрос в отдел по работе с личным составом Нижегородского ЛУ МВД России на транспорте от 06.03.2023 о подготовке расчета выслуги лет с учетом льготного исчисления периода нахождения П.В.А. в служебной командировке на территории Северо-Кавказского региона (л.д.63)
05.04.2023 в ОПО ЦФО из Нижегородского ЛУ МВД на транспорте поступил новый расчет выслуги лет для перерасчета пенсии истцу. В соответствии с данными документами выслуга лет для назначения пенсии в льготном исчислении составила 22 года 4 месяца 14 дней, вместо 22 лет 22 дней. Основной размер пенсии без учета надбавок, увеличений и повышений у истца не изменился. При этом в выслугу лет были включены периоды, исчисленные из расчета один день службы за три дня службы, что подтверждает его статус ветерана боевых действий (л.д.66-73).
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 5, 13, 18, 55, 58, 62 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от 09.01.2018 [номер], установив, что уменьшение размера пенсии истца произошло по вине ответчика в связи с неправильным расчетом выслуги лет, пришел к выводу о взыскании с ГУ МВД России по Нижегородской области в пользу П.В.А. недополученной пенсии за период с 01.01.2008 по 15.02.2022 в размере 222 243 рубля 60 копеек, отказав в удовлетворении исковых требований в остальной части.
Решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований лицами, участвующими в деле, не обжалуется, предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции не является.
Судебная коллегия, повторно оценив имеющиеся по делу доказательства по доводам апелляционной жалобы ответчика, оснований для отмены или изменения решения суда не усматривает, исходя из следующего.
Пенсионное обеспечение П.В.А. по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации с 09.10.2007 осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1.
В силу пункта «а» части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 этого Закона, лица, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более.
Пунктом «а» части 1 статьи 11 и статьей 50 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 определено, что работа по пенсионному обеспечению лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года № 699 Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции (далее - сфера внутренних дел), а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.
В числе основных задач Министерства внутренних дел Российской Федерации входит обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, членов их семей, а также иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России.
В целях выполнения этих задач Министерство обороны Российской Федерации реализует меры по обеспечению социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России (подпункт 101 пункта 11 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации), осуществляет пенсионное обеспечение граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, членов их семей, а также иных лиц, пенсионное обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России (подпункта 104 пункта 11 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
Пунктом 2 Положения определено, что территориальными органами МВД России на региональном уровне являются министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации.
Основными задачами территориального органа являются, в том числе осуществление социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России и работников территориального органа, подчиненных органов и организаций, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, членов их семей, а также иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России (подпункт 3 пункта 6 Положения).
Согласно части 1 статьи 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 лица, указанные в статье 1 этого Закона (в частности, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации) обращаются в пенсионные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Федеральным законом от 03.12.2007 № 319-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в пункт «г» части 1 статьи 45 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2008 года, согласно которым назначаемые в соответствии с настоящим Законом пенсии за выслугу лет по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 настоящего Закона.
В силу части 1 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 этого Закона, и членам их семей, производится: а) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения; б) со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
По смыслу приведенной нормы перерасчет пенсий носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявлений пенсионеров.
Между тем часть 2 статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 устанавливает, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 года № 1-П, Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Тем самым предполагается установление такого правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, которое в соответствии в том числе с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определения ее размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (абзац третий пункта 2 данного постановления).
Исходя из изложенного выше обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, возложены на Министерство внутренних дел Российской Федерации, в рамках исполнения которых Министерство внутренних дел Российской Федерации через свои территориальные органы - в числе прочего осуществляет пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, а также реализацию мер правовой и социальной защиты названных лиц, в том числе проводит информационную работу по этим вопросам.
Следовательно, граждане, уволенные с военной службы, при обращении в пенсионный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения имеют право на получение от этого органа в соответствии с установленными нормативными предписаниями разъяснений их прав, в том числе информации об их пенсионных правах в связи с изменением пенсионного законодательства, и этому праву корреспондирует обязанность территориальных органов МВД в целях правовой и социальной защиты указанных лиц провести с ними информационную работу по вопросам правового регулирования их пенсионного обеспечения.
В случае невыполнения пенсионным органом (территориальным органом МВД) названной обязанности, приведшей к несвоевременному обращению гражданина, уволенного со службы, в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера его пенсии в сторону увеличения в связи с изменением законодательства, данный гражданин имеет право на выплату неполученных сумм пенсии за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
В противном случае будут нарушены цели и задачи социального государства, основанные в том числе на конституционных принципах справедливости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, и не обеспечена защита интересов граждан, уволенных с военной службы, которые вправе рассчитывать на осуществление уполномоченными органами пенсионного обеспечения на основе строгого исполнения законодательных предписаний, внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию или приобретение права на ее перерасчет, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии или ее перерасчета, а также на выполнение со стороны этих органов возложенных на них обязанностей по информированию граждан об их пенсионных правах, с тем чтобы гражданин, уволенный с военной службы, мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
Из материалов дела следует, что П.В.А. является получателем пенсии по выслуге лет с 9 октября 2007 года (л.д.48).
1 декабря 2004 года ГУВД Нижегородской области выдано истцу удостоверение ветерана боевых действий, из которого следует, что предъявитель имеет права и льготы установленный пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» (л.д.59).
В пункт «г» части 1 статьи 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 внесены изменения Федеральным законом от 3 декабря 2007 года № 319-ФЗ, вступившие в силу с 1 января 2008 года, согласно которым, назначаемые в соответствии с настоящим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются, в том числе ветеранам боевых действий, на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
16 февраля 2023 года истец обратился в Отдел пенсионного обеспечения ЦФО ГУ МВД России по Нижегородской области с заявлением о приобщении к материалам пенсионного дела копии удостоверения ветерана боевых действий (л.д.58).
11.04.2023 размер пенсии истца был пересчитан за 12 месяцев, предшествующих дню обращения, то есть с 16.02.2022, с учетом положенной надбавки как ветерану боевых действий в размере 32% расчетного размера пенсии, за период с 16.02.2022 года по 30.04.2023 года истцу доплачено 31 193 рубля 64 копейки.
Надбавка к пенсии за период с 01.01.2008 по 16.02.2022 пенсионным органом МВД России истцу не выплачивалась.
Установив, что в требуемом законом размере пенсия истцу не была назначена с 2008 года по вине ответчика, суд первой инстанции пришел к выводу, что в силу части 2 статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 ответчик обязан выплатить истцу не полученную последним пенсию в виде надбавки к пенсии по пункту «г» статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 за весь период с 01.01.2008 по 16.02.2022 без ограничения каким-либо сроком.
Материалы пенсионного дела истца не содержат сведений о том, что ответчик, осуществляя сбор пенсионных документов для назначения истцу пенсии, уточнял вопрос о наличии (отсутствии) у истца статуса ветерана боевых действий, при том, что из расчета выслуги лет для назначения пенсии П.В.А. следовал факт его участия в боевых действиях на территории Чеченской Республики в зоне вооруженного конфликта, что являлось основанием для выяснения вопроса о наличии у истца удостоверения ветерана боевых действий, которое было выдано 1 декабря 2004 года УВД по Нижегородской области, в связи с чем в действиях ответчика усматривается наличие вины в назначении пенсии без учета статуса ветерана боевых действий, при том, что истцу не может быть поставлено в вину непредставление им в пенсионный орган копии удостоверения ветерана боевых действий до 2023 года, так как о необходимости представления данного документа он не был уведомлен ответчиком, не уклонялся от предоставления такого документа, правом не злоупотреблял.
Судебная коллегия также отмечает, что после 1 января 2008 года истцу не разъяснялось его право на получение надбавки к пенсии как ветерану боевых действий в размере 32% расчетного пенсии.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца задолженность по недоплаченной пенсии за период с 01.01.2008 по 15.02.2022 в размере 222 243 рубля 60 копеек.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о том, что ответчику не было известно о наличии у истца статуса ветерана боевых действий, судебная коллегия указывает, что сведения о наличии такого удостоверения должны быть внесены в послужной список личного дела сотрудника, и неисполнение кадровым подразделением по месту службы истца действовавшего на момент назначения истцу пенсии приказа МВД России от 7 мая 2004 года № 282 «О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России» не может препятствовать получению истцом установленных законодательством Российской Федерации пенсионных выплат в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что пункт «г» части 1 статьи 45 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, вступивший в силу с изменениями с 01.01.2008, не распространяет свое действие на отношения возникшие до вступления его в силу, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Ссылка в апелляционной жалобе о том, что неправильный расчет выслуги лет был произведен кадровым подразделением Нижегородским ЛУ МВД России на транспорте, на существо принятого решения не влияет, поскольку территориальным пенсионным органом для истца со всеми вытекающими функциями и задачами является ГУ МВД России по Нижегородской области, исходя из вышеизложенного правового обоснования.
При изложенных обстоятельствах выводы суда первой инстанций следует признать верными, мотивированными и в апелляционной жалобе по существу не опровергнутыми. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к изложению тех же обстоятельств, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и повторяют правовую позицию ответчика, направлены на оспаривание установленных судом по делу обстоятельств и не являются основаниями к отмене или изменению правильного по существу решения суда.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции исследованы все значимые по делу обстоятельства, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем решение является законным и обоснованным, а потому отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 18 октября 2023 года (с учетом определения об устранения описки от 26 января 2024 года) оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ МВД России по Нижегородской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 февраля 2024 года.