дело № 2а – 11 – 309/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Окуловка Новгородской области 31 июля 2020 года
Окуловский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Гусевой А.С., при секретаре Федоровой В.Б., с участием помощника прокурора Окуловского района Новгородской области Горубновой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Окуловского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Окуловского муниципального района о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия,
установил:
Прокурор Окуловского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Окуловский районный суд Новгородской области с исковым заявлением к администрации Окуловского муниципального района о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия, в обоснование чего указал, что прокуратурой Окуловского района Новгородской области в ходе проверки соблюдения законодательства об общих принципах местного самоуправления было установлено, что администрация Окуловского муниципального района допускает нарушения при исполнении полномочий по организации обеспечения нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан, поскольку предоставляемые жилые помещения маневренного фонда не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и требуют текущего ремонта. Изложенные обстоятельства, по мнению прокурора Окуловского района Новгородской области, позволяют просить суд признать бездействие администрации Окуловского муниципального района по организации проведения текущего ремонта помещений маневренного фонда, расположенных по адресу <адрес>, незаконным, не соответствующим п.п. 6 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нарушающим права неопределенного круга лиц и обязать администрацию Окуловского муниципального района в течение 2 месяцев провести текущий ремонт жилых помещений (комнат) маневренного фонда, находящихся в собственности администрации Окуловского муниципального района, расположенных по адресу <адрес>, в соответствии с перечнем работ, установленным в приложении № 7 постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».
Прокурором Окуловского района Новгородской области административные исковые требования в дальнейшем окончательно изменены до признания бездействия администрации Окуловского муниципального района по организации проведения текущего ремонта помещений маневренного фонда, расположенных по адресу <адрес>, а именно квартир № и № незаконным, не соответствующим п.п. 6 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нарушающим права неопределенного круга лиц и обязания администрации Окуловского муниципального района принять меры по организации проведения текущего ремонта помещений в соответствии с перечнем работ, установленным в приложении № 7 постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», квартир № и №, отнесенных к маневренного фонду, находящихся в собственности администрации Окуловского муниципального района, расположенных по адресу <адрес>, а именно: в квартире №: провести заделку швов и трещин; укрепление и окраску потолочных перекрытий в помещениях №; провести замену восстановление поврежденных участков полов в помещениях №; провести герметизацию стыков, заделку и восстановление архитектурных элементов восстановление отделки стен и их окраску в помещениях №, провести замену элементов (приборов) и заполнений оконных проемов, восстановить разрушенное остекление окон в помещениях №; замену дверных коробок и дверей в помещениях №; в квартире №: провести заделку швов и трещин; укрепление и окраску потолочных перекрытий в помещениях №; провести замену восстановление поврежденных участков полов в помещениях №; провести герметизацию стыков, заделку и восстановление архитектурных элементов восстановление отделки стен и их окраску в помещениях №, провести замену элементов (приборов) и заполнений оконных проемов, восстановить разрушенное остекление окон в помещениях №; провести замену дверных коробок и дверей в помещениях №; восстановить работоспособность электроснабжения в помещениях №.
Определениями Окуловского районного суда Новгородской области к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ОАПОУ «Боровичский агропромышленный техникум», заинтересованные лица Соловьева А.А., Петров А.Н., Горбунова Е.Л., Осипова К.А., Воронин В.Н., Рябов А.И., Богданова С.Ф., Богданов Н.Г., Богданов С.Г.
Определением Окуловского районного суда Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ производство по административному исковому заявлению о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия в части обязания в квартирах № и № в <адрес> восстановить работоспособность внутренней системы отопления, на крыше здания провести ремонт кровли крыши в виде замены водостоков, ремонта гидроизоляции кровельного покрытия, выполнить текущий ремонт помещений № в квартире <адрес> прекращено.
Помощник прокурора Окуловского района Новгородской области Горбунова А.Е. административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и уточнениях к нему, в обоснование административных исковых требований сослалась на отдельные пункты Перечня работ, относящихся к текущему ремонту, установленного в приложении № 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, по каждому виду работы применительно к той или иной конструктивной части многоквартирного дома, жилого и нежилого помещения.
Представитель административного ответчика администрации Окуловского муниципального района, представитель заинтересованного лица ОАПОУ «Боровичский агропромышленный техникум», заинтересованные лица Соловьева А.А., Петров А.Н., Горбунова Е.Л., Осипова К.А., Воронин В.Н., Рябов А.И., Богданова С.Ф., Богданов Н.Г., Богданов С.Г. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем в соответствии со ст. 150 КАС РФ административное дело рассмотрено в отсутствие последних.
Представитель административного ответчика администрации Окуловского муниципального района представил отзыв на уточненное административное исковое заявление (до отказа прокурора Окуловского района Новгородской области от исковых требований в части, заявление от ДД.ММ.ГГГГ), где указал, что возражений по уточненным административным исковым требованиям не имеет, за исключением требований по жилым помещениям в квартире № под №.
Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы административного дела, приходит к выводу, что административные исковые требования подлежат удовлетворению в части.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отнесено к вопросам местного значения городского поселения.
Жилые помещения маневренного фонда отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (ст. 92 ЖК РФ).
В силу ст. 95 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Жилым помещением, согласно ст. 15 ЖК РФ, признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров. Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей (раздел II Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170). Примерный перечень работ, относящихся к текущему ремонту, определен в приложении № 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, и включает в себя, в том числе по стенам и фасадам - герметизацию стыков, заделку и восстановление архитектурных элементов; смену участков обшивки деревянных стен, ремонт и окраску фасадов, по перекрытиям – частичную смену отдельных элементов; заделку швов и трещин; укрепление и окраску, по оконным и дверным заполнениям – смену и восстановление отдельных элементов (приборов) и заполнений по полам – замену, восстановление отдельных участков, по внутренней отделке – восстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах, технических помещений, в других общедомовых вспомогательных помещениях и служебных квартирах, по электроснабжению и электротехническим устройствам – установку, замену и восстановление работоспособности электроснабжения здания, за исключением внутриквартирных устройств и приборов, кроме электроплит.
Квартиры под номерами № и № в <адрес> находятся в реестре муниципального имущества муниципального образования «Окуловское городское поселение». Указанные жилые помещения постановлениями администрации Окуловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № и № признаны пригодными для проживания, что также подтверждено заключениями об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № 32 и № 33.
Согласно постановлению администрации Окуловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отнесении жилых помещений к специализированным жилым помещениям маневренного фонда» помещение (назначение жилое) – квартира № жилой площадью <данные изъяты>., расположенная по адресу <адрес>, на поэтажном плане №, и помещение (назначение жилое) – квартира № жилой площадью <данные изъяты>., расположенная по адресу <адрес>, на поэтажном плане № включены в специализированный жилищный фонд и отнесены к жилым помещениям маневренного фонда.
Жилые помещения № в квартире №, № в квартире №, № и № в квартире №, № и № в квартире № предоставлены на условиях найма жилого помещения маневренного фонда Соловьевой А.А., Петрову А.Н., Горбуновой Е.Л. и Осиповой К.А. соответственно, жилые помещения № в квартире №, № в квартире № предоставлены на условиях найма жилого помещения маневренного фонда Воронину В.Н. и Рябову А.И. соответственно. Договоры найма жилого помещения маневренного фонда заключенные с указанными выше гражданами, возлагают обязанность по проведению текущего ремонта на нанимателя. Из содержания актов приема – передачи жилых помещений каждому из указанных выше граждан следует, что последние пригодны для временного проживания, однако состояние жилых помещение с точки зрения нуждаемости / не нуждаемости в проведении текущего ремонта не зафиксировано, что не свидетельствует о том, что на момент предоставления жилых помещений последние не нуждались в проведении текущего ремонта, а поскольку обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) в силу ст. 62 КАС РФ возложена на административного ответчика, и последним соответствующие доказательства (документы, подтверждающие отсутствие необходимости в проведении текущего ремонта) не представлены, суд находит, что именно орган местного самоуправления должен выполнить текущий ремонт указанных помещений в заявленной части.
Из акта проверки комитетом государственного жилищного надзора и лицензионного контроля № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в результате проверки пригодности проживания отдельных помещений с условными (условными, потому как они не обозначены на поэтажном плане и не присвоены жилым и нежилым помещениям) номерами от № до № установлено, что последние требуют проведения текущего ремонта жилых помещений, комнаты не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. О нуждаемости жилых и нежилых помещений маневренного фонда в текущем ремонте свидетельствуют и представленные фотоматериалы, а также акт проверки, подготовленный в ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора Окуловского района Новгородской области совместно с главным служащим – экспертом комитета ЖКХ и дорожной деятельности администрации Окуловского муниципального района.
Органом местного самоуправления в ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт № на выполнение работы по техническому обслуживанию внутридомовых инженерных сетей теплоснабжения, водоснабжения, канализации и электрохозяйства, аварийному обслуживанию, текущему ремонту инженерных сетей водоснабжения и канализации, приборов учета энергопотребления, однако последний не предусматривает выполнение работы по текущему ремонту жилых и нежилых помещений многоквартирного дома в соответствующей, принадлежащей муниципальному образованию части.
Администрацией Окуловского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ утверждена дорожная карта по ремонту здания и помещений маневренного жилищного фонда по адресу <адрес> предусматривающая, в том числе ремонт помещений и мест общего пользования на 4 и 5 этаже многоквартирного дома.
Изложенное свидетельствует о том, что администрация Окуловского муниципального района является лицом, в обязанности которого как собственника жилых помещений согласно ст. 210 ГК РФ входит содержание принадлежащего ему имущества, следовательно, на последнюю следует возложить обязанность по организации проведения текущего ремонта. Однако суд не находит оснований согласиться с доводами прокурора Окуловского района Новгородской области в части обязания органа местного самоуправления в квартирах № и № в соответствии с п. 2 Перечня работ, относящихся к текущему ремонту, установленного в приложении № 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, провести герметизацию стыков, заделку и восстановление архитектурных элементов восстановление отделки стен и их окраску в отдельных помещениях, и в соответствии с п. 13 Перечня работ, относящихся к текущему ремонту, установленного в приложении № 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, восстановить работоспособность электроснабжения в отдельных помещениях, поскольку согласно заявленному прокурором Окуловского района Новгородской области в качестве правового обоснования административных исковых требований правовому акту (Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170) герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов; смена участков обшивки деревянных стен, ремонт и окраска фасадов выполняются по стенам и фасадам (то есть снаружи здания, а не внутри, как об этом ведет речь административный истец), а установка, замена и восстановление работоспособности электроснабжения проводится в отношении всего здания, за исключением внутриквартирных устройств и приборов, в то время как к ремонту заявлено восстановление работоспособности электроснабжения (отдельных устройств) внутри квартиры №.
Суд, изучив письменные материалы административного дела, полагает, что срок для выполнения требований прокурора Окуловского района Новгородской области необходимо определить как шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку такой срок будет являться разумным и реальным для исполнения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования прокурора Окуловского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации Окуловского муниципального района по организации проведения текущего ремонта помещений, расположенных по адресу <адрес>, не соответствующим Федеральному закону от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нарушающим интересы неопределенного круга лиц.
Обязать администрацию Окуловского муниципального района в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации проведения текущего ремонта помещений, расположенных по адресу <адрес>, в соответствии с Перечнем работ, относящихся к текущему ремонту, установленным в приложении № 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, а именно:
в квартире №:
провести заделку швов и трещин; укрепление и окраску потолочных перекрытий в помещениях на поэтажном плане №;
провести замену и восстановление отдельных (поврежденных) участков полов в помещениях на поэтажном плане №;
провести смену и восстановление отдельных элементов (приборов) и заполнений оконных проемов, восстановить разрушенное остекление окон в помещениях на поэтажном плане №;
провести смену и восстановление отдельных элементов (приборов) и дверных заполнений в помещениях на поэтажном плане №;
в квартире №:
провести заделку швов и трещин; укрепление и окраску потолочных перекрытий в помещениях на поэтажном плане №;
провести замену и восстановление отдельных участков (поврежденных) полов в помещениях на поэтажном плане №;
провести смену и восстановление отдельных элементов (приборов) и заполнений оконных проемов, восстановить разрушенное остекление окон в помещениях на поэтажном плане №;
провести смену и восстановление отдельных элементов (приборов) и дверных заполнений в помещениях на поэтажном плане №.
В остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Новгородского областного суда через Окуловский районный суд Новгородской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Гусева
Решение изготовлено в окончательной форме 05 августа 2020 года.
Судья А.С. Гусева