Решение по делу № 33-562/2023 от 04.07.2023

Судья Бирюкова Е.А.

Дело № 2-657/2023

Дело № 33-562/2023

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

21 июля 2023 года г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Золотаревой Ю.Г.,

судей Коневой О.А., Тараника В.Ю.,

при секретаре Мерзляковой А.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 14.04.2023 (с учётом описки, исправленной определением от 31.05.2023), которым постановлено:

Исковые требования Олейник О.А., Остроглядова И. П., Остроглядова К. П., Остроглядовой И. В. к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» об обязании внести изменения в свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения удовлетворить.

Обязать областное государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (ИНН 7901530648, ОГРН 10779010022740) внести изменения в выданное 27.07.2022 Олейник О.А., <...> года рождения, уроженцу <...> (паспорт серии № <...> выдан <...> <...>) свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения № 0072 в графе «Стоимость 1 кв.м. общей площади жилья» указать «93 908 рублей», в графе «Размер выплаты» указать «5643870,80 рублей».

Заслушав доклад судьи Коневой О.А., пояснения истицы Остроглядовой И.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Олейник О.А., Остроглядов И.П., Остроглядов К.П., Остроглядова И.В. обратились в суд с иском к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (далее - ОГБУ «МФЦ») об обязании внести изменения в свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения.

Требования мотивированы тем, что 27.07.2022 истцам выдано свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения площадью 60,1 кв.м, согласно которому стоимость одного квадратного метра составляет 89 617 рублей, размер выплаты – 5385981, 70 рублей. В перечень утраченных жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации 2021 года жилое помещение истцов включено в IV квартале 2021 года. Поскольку в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 № 1327 и Порядком, утверждённым постановлением правительства ЕАО от 24.12.2021 № 568-пп, выплата рассчитывается исходя из стоимости квадратного метра, определённого Минстроем России, на дату утверждения перечня губернатором ЕАО, то рассчитанный ответчиком размер выплаты является незаконным, учитывая, что средняя рыночная стоимость 1 кв.м жилой площади в ЕАО в IV квартале 2021 года установлена в размере 93 908 рублей.

Уточнив впоследствии исковые требования, просили суд обязать ответчика внести изменения в выданное свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения от 27.07.2022 № 0072, в графе «Стоимость 1 кв.м общей площади жилья» указать «93 908 рублей», в графе «Размер выплаты» указать «5643870, 80 рублей».

Определением суда в участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика администрация муниципального образования «Дежневское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО (далее – администрация Дежневского сельского поселения), департамент социальной защиты населения правительства ЕАО (далее – ДСЗН правительства ЕАО), департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО (далее – департамент строительства и ЖКХ правительства ЕАО), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (далее – Минстрой России), Министерство финансов РФ (далее – Минфин России).

В судебном заседании истица и представитель истцов Остроглядова И.В. требования и доводы иска поддержала. Сняла ходатайство об обращении решения суда к немедленному исполнению.

Представитель ответчика ОГБУ «МФЦ» Исайкина В.А. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.

В письменном отзыве ОГБУ «МФЦ» указало, что Минстрой России по субъектам РФ по ЧС 2021 года закладывает и выделяет денежные средства из федерального бюджета в фиксированной сумме – 89617 рублей за 1 кв.м. Перечень подписан губернатором 13.12.2021, остальные Перечни являются дополнением к нему. Также указало на злоупотребление правом со стороны истцов. Полагает, что утраченное аварийное жильё не может стоить 116 846 рублей за 1 кв.м.

В судебное заседание истцы Олейник О.А., Остроглядов И.П., Остроглядов К.П., представители третьих лиц администрации Дежневского сельского поселения, ДСЗН правительства ЕАО, департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО, Минстроя России, Минфина России не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В письменном отзыве на исковое заявление Министерство финансов РФ просило отказать в удовлетворении исковых требований.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе ОГБУ «МФЦ» просило его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.

Мотивируя жалобу, указало, что согласно подпункту «а» пункта 11 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 № 1327 (далее – Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов от 16.10.2019 № 1327), при расчёте размера трансферта учитываются показатели средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения, определённые Минстроем России по субъектам РФ на дату введения режима чрезвычайной ситуации.

В данном случае Минстрой России по чрезвычайной ситуации 2021 года закладывает и выделяет денежные средства из федерального бюджета в фиксированной сумме – 89 617 рублей за 1 кв.м.

Указало на недобросовестность поведения и злоупотребление правом со стороны истцов.

Разрешая настоящий спор, суд не применил положения вышеуказанного постановления, тем самым своим решением подменил орган государственной власти, наделённый полномочиями по принятию решения об определении стоимости одного квадратного метра площади жилого помещения на дату введения режима чрезвычайной ситуации, что является недопустимым.

В отзыве на апелляционную жалобу Минстрой России указал на необоснованность решения в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.

В возражениях на апелляционную жалобу истцы с её доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения.

В суде апелляционной инстанции истица Остроглядова И.В. поддержала доводы, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу и дополнениях к ним.

Истцы Олейник О.А., Остроглядов И.П., Остроглядов К.П., представитель ответчика ОГБУ «МФЦ», представители третьих лиц Минстроя России, Минфина России, департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО, ДСЗН правительства ЕАО, администрации Дежневского сельского поселения в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело без их участия.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, выслушав пояснения лица, участвующего в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно абзацу седьмому пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ установлено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 данной статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

С 13.08.2021 на территории Еврейской автономной области распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 13.08.2021 №218-рг введён режим чрезвычайной ситуации регионального характера для органов управлении и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный уровень реагирования.

Решением Ленинского районного суда ЕАО от 16.07.2021 за Олейник О.А. признано право собственности в порядке наследования на жилое помещение, расположенное по адресу: <...>. Указанное решение вступило в законную силу 14.01.2022.

Из акта обследования помещения от 13.10.2021 № 43 и заключения межведомственной комиссии от 20.10.2021 № 43 следует, что вышеуказанное жилое помещение получило повреждения в результате чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Еврейской автономной области в 2021 году, в связи с чем признано непригодным для проживания.

Указанное жилое помещение было включено в Перечень утраченных жилых помещений в результате стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Еврейской автономной области в 2021 году (далее - Перечень утраченных жилых помещений), утверждённый губернатором ЕАО 13.12.2021.

29.03.2022 Олейник О.А. обратился в ОГБУ «МФЦ» с заявлением о предоставлении поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения, взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления в 2021 году. При этом Олейник О.А. просил предоставить выплату с учётом членов семьи: супруги Осторглядовой И.В., пасынков Остроглядова К.П. и Остроглядова И.П.

22.04.2022 ОГБУ «МФЦ», не оспаривая право Олейник О.А. и Остроглядовой И.В. на получение государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного, отказало в выдаче свидетельства о предоставлении указанной выплаты со ссылкой на то, что пасынки Остроглядов И.П. и Остроглядов К.П. не являются членами семьи заявителя – собственника утраченного жилого помещения.

Решением Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 30.06.2022, вступившим в законную силу, Остроглядов И.П. и Остроглядов К.П. признаны членами семьи Олейник О.А., проживающего по адресу: ЕАО, <...>.

27.07.2022 истицу Олейник О.А., как пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2021 году, с учётом членов семьи: Остроглядовой И.В., Остроглядова И.П., Остроглядова К.П., выдано свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения № 0072 на сумму 5385981 рубль 70 копеек, исходя из общей площади жилого помещения 60,10 кв.м, стоимости одного кв.м 89617 рублей, установленной на дату чрезвычайной ситуации в соответствии с приказом Минстроя России от 07.06.2021 № 358/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2021 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2021 года».

В соответствии с приказом Минстроя России от 28.09.2021 N 699/пр «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2021 года» средняя рыночная стоимость одного квадратного метра в Еврейской автономной области составляла 93908 рублей.

Считая, что свидетельство подлежало выдаче на сумму, рассчитанную с учётом показателя средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения в Еврейской автономной области на IV квартал 2021 года (дату включения принадлежащего истцам жилого помещения в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации 2021 года), истцы обратились в суд с указанными выше требованиями.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов от 16.10.2019 № 1327, в редакции, действующей до 01.01.2022, установил, что повреждённое в результате чрезвычайной ситуации жилое помещение было включено в Перечень утраченных жилых помещений, утверждённый губернатором ЕАО 13.12.2021, в этой связи пришёл к выводу, что размер выплаты подлежит определению в соответствии со средней рыночной стоимостью 1 квадратного метра общей площади жилого помещения
на IV квартал 2021 года.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.

Постановлением правительства ЕАО от 24.12.2021 № 568-пп утверждены Порядок и условия предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, а также террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Еврейской автономной области, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 3 постановления его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 13.08.2021.

Согласно пункту 9 Порядка размер выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, а также террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Еврейской автономной области до 1 января 2022 года, определяется исходя из нормы общей площади жилого помещения в размере 33 кв. метра для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более, но не более общей площади утраченного жилого помещения и стоимости одного кв. метра общей площади жилого помещения, которая равна средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определённой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на дату утверждения губернатором Еврейской автономной области перечня.

В пункте 2 названного постановления правительства ЕАО от 24.12.2021 № 568-пп предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с его реализацией, осуществляется за счёт средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов от 16.10.2019 № 1327 для определения предельного объёма бюджетных ассигнований, выделяемых Минстрою России на предоставление трансфертов, высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации представляют в Минстрой России Перечень.

Данный Перечень утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (председателем высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) по согласованию с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Согласно подпункту «а» пункта 11 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, в редакции, действовавшей до 01.01.2022, при расчёте размера трансферта на цели приобретения или строительства жилых помещений учитываются показатели средней рыночной стоимости
1 квадратного метра общей площади жилого помещения, определённые Минстроем России по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на дату утверждения высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) Перечней.

Таким образом, учитывая, что на день включения жилого помещения в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации, который был утверждён губернатором ЕАО 13.12.2021 (первоначальный перечень), указанные пункты Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов от 16.10.2019 № 1327 и Порядка от 24.12.2021 № 568-пп, не были признаны недействующими, размер выплаты подлежал определению в соответствии со средней рыночной стоимостью 1 кв.м общей площади жилого помещения на IV квартал 2021 года - 93908 рублей.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неправильно применил закон, руководствуясь положениями подпункта «а» пункта 11 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов от 16.10.2019 № 1327 в недействующей редакции, являются необоснованными.

Право Олейник О.А. на получение меры государственной поддержки в виде выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного, как собственника, жилое помещение которого было утрачено в результате чрезвычайной ситуации 2021 года, возникло в момент включения его жилого помещения в Перечень утраченных жилых помещений в декабре 2021 года.

На тот момент действовали нормы права, предусматривающие, что при расчёте суммы выплаты учитываются показатели средней рыночной стоимости 1 кв.м общей жилой площади жилого помещения, определённые Минстроем России на дату утверждения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации Перечней.

Как указано выше, Перечень утраченных жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации 2021 года утверждён губернатором ЕАО 13.12.2021. Следовательно, при расчёте размера выплаты подлежали применению нормы, в редакции, действующей до 01.01.2022.

Поскольку, исходя из системного толкования положений статьи 209 Гражданского кодекса РФ, статьи 31 Жилищного кодекса РФ следует, что права граждан, относящихся к членам семьи собственника жилого помещения пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации и их реализация неразрывно связаны с правами и волей самого собственника, те обстоятельства, что Остроглядов И.П. и Остроглядов К.П. признаны членами семьи собственника утраченного жилого помещения Олейник О.А. решением суда от 30.06.2022 и свидетельство о предоставлении выплаты выдано истцам 27.07.2022, не могут являться основанием для применения норм, действующих с 01.01.2022.

При таких обстоятельствах решение суда является законным, обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 14.04.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» - без удовлетворения.

Председательствующий Ю.Г. Золотарева

Судьи О.А. Конева

В.Ю. Тараник

Мотивированное апелляционное определение изготовлено: 28.07.2023.

Судья Бирюкова Е.А.

Дело № 2-657/2023

Дело № 33-562/2023

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

21 июля 2023 года г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Золотаревой Ю.Г.,

судей Коневой О.А., Тараника В.Ю.,

при секретаре Мерзляковой А.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 14.04.2023 (с учётом описки, исправленной определением от 31.05.2023), которым постановлено:

Исковые требования Олейник О.А., Остроглядова И. П., Остроглядова К. П., Остроглядовой И. В. к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» об обязании внести изменения в свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения удовлетворить.

Обязать областное государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (ИНН 7901530648, ОГРН 10779010022740) внести изменения в выданное 27.07.2022 Олейник О.А., <...> года рождения, уроженцу <...> (паспорт серии № <...> выдан <...> <...>) свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения № 0072 в графе «Стоимость 1 кв.м. общей площади жилья» указать «93 908 рублей», в графе «Размер выплаты» указать «5643870,80 рублей».

Заслушав доклад судьи Коневой О.А., пояснения истицы Остроглядовой И.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Олейник О.А., Остроглядов И.П., Остроглядов К.П., Остроглядова И.В. обратились в суд с иском к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (далее - ОГБУ «МФЦ») об обязании внести изменения в свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения.

Требования мотивированы тем, что 27.07.2022 истцам выдано свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения площадью 60,1 кв.м, согласно которому стоимость одного квадратного метра составляет 89 617 рублей, размер выплаты – 5385981, 70 рублей. В перечень утраченных жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации 2021 года жилое помещение истцов включено в IV квартале 2021 года. Поскольку в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 № 1327 и Порядком, утверждённым постановлением правительства ЕАО от 24.12.2021 № 568-пп, выплата рассчитывается исходя из стоимости квадратного метра, определённого Минстроем России, на дату утверждения перечня губернатором ЕАО, то рассчитанный ответчиком размер выплаты является незаконным, учитывая, что средняя рыночная стоимость 1 кв.м жилой площади в ЕАО в IV квартале 2021 года установлена в размере 93 908 рублей.

Уточнив впоследствии исковые требования, просили суд обязать ответчика внести изменения в выданное свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения от 27.07.2022 № 0072, в графе «Стоимость 1 кв.м общей площади жилья» указать «93 908 рублей», в графе «Размер выплаты» указать «5643870, 80 рублей».

Определением суда в участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика администрация муниципального образования «Дежневское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО (далее – администрация Дежневского сельского поселения), департамент социальной защиты населения правительства ЕАО (далее – ДСЗН правительства ЕАО), департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО (далее – департамент строительства и ЖКХ правительства ЕАО), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (далее – Минстрой России), Министерство финансов РФ (далее – Минфин России).

В судебном заседании истица и представитель истцов Остроглядова И.В. требования и доводы иска поддержала. Сняла ходатайство об обращении решения суда к немедленному исполнению.

Представитель ответчика ОГБУ «МФЦ» Исайкина В.А. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.

В письменном отзыве ОГБУ «МФЦ» указало, что Минстрой России по субъектам РФ по ЧС 2021 года закладывает и выделяет денежные средства из федерального бюджета в фиксированной сумме – 89617 рублей за 1 кв.м. Перечень подписан губернатором 13.12.2021, остальные Перечни являются дополнением к нему. Также указало на злоупотребление правом со стороны истцов. Полагает, что утраченное аварийное жильё не может стоить 116 846 рублей за 1 кв.м.

В судебное заседание истцы Олейник О.А., Остроглядов И.П., Остроглядов К.П., представители третьих лиц администрации Дежневского сельского поселения, ДСЗН правительства ЕАО, департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО, Минстроя России, Минфина России не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В письменном отзыве на исковое заявление Министерство финансов РФ просило отказать в удовлетворении исковых требований.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе ОГБУ «МФЦ» просило его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.

Мотивируя жалобу, указало, что согласно подпункту «а» пункта 11 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 № 1327 (далее – Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов от 16.10.2019 № 1327), при расчёте размера трансферта учитываются показатели средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения, определённые Минстроем России по субъектам РФ на дату введения режима чрезвычайной ситуации.

В данном случае Минстрой России по чрезвычайной ситуации 2021 года закладывает и выделяет денежные средства из федерального бюджета в фиксированной сумме – 89 617 рублей за 1 кв.м.

Указало на недобросовестность поведения и злоупотребление правом со стороны истцов.

Разрешая настоящий спор, суд не применил положения вышеуказанного постановления, тем самым своим решением подменил орган государственной власти, наделённый полномочиями по принятию решения об определении стоимости одного квадратного метра площади жилого помещения на дату введения режима чрезвычайной ситуации, что является недопустимым.

В отзыве на апелляционную жалобу Минстрой России указал на необоснованность решения в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.

В возражениях на апелляционную жалобу истцы с её доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения.

В суде апелляционной инстанции истица Остроглядова И.В. поддержала доводы, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу и дополнениях к ним.

Истцы Олейник О.А., Остроглядов И.П., Остроглядов К.П., представитель ответчика ОГБУ «МФЦ», представители третьих лиц Минстроя России, Минфина России, департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО, ДСЗН правительства ЕАО, администрации Дежневского сельского поселения в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело без их участия.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, выслушав пояснения лица, участвующего в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно абзацу седьмому пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ установлено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 данной статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

С 13.08.2021 на территории Еврейской автономной области распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 13.08.2021 №218-рг введён режим чрезвычайной ситуации регионального характера для органов управлении и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный уровень реагирования.

Решением Ленинского районного суда ЕАО от 16.07.2021 за Олейник О.А. признано право собственности в порядке наследования на жилое помещение, расположенное по адресу: <...>. Указанное решение вступило в законную силу 14.01.2022.

Из акта обследования помещения от 13.10.2021 № 43 и заключения межведомственной комиссии от 20.10.2021 № 43 следует, что вышеуказанное жилое помещение получило повреждения в результате чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Еврейской автономной области в 2021 году, в связи с чем признано непригодным для проживания.

Указанное жилое помещение было включено в Перечень утраченных жилых помещений в результате стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Еврейской автономной области в 2021 году (далее - Перечень утраченных жилых помещений), утверждённый губернатором ЕАО 13.12.2021.

29.03.2022 Олейник О.А. обратился в ОГБУ «МФЦ» с заявлением о предоставлении поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения, взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления в 2021 году. При этом Олейник О.А. просил предоставить выплату с учётом членов семьи: супруги Осторглядовой И.В., пасынков Остроглядова К.П. и Остроглядова И.П.

22.04.2022 ОГБУ «МФЦ», не оспаривая право Олейник О.А. и Остроглядовой И.В. на получение государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного, отказало в выдаче свидетельства о предоставлении указанной выплаты со ссылкой на то, что пасынки Остроглядов И.П. и Остроглядов К.П. не являются членами семьи заявителя – собственника утраченного жилого помещения.

Решением Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 30.06.2022, вступившим в законную силу, Остроглядов И.П. и Остроглядов К.П. признаны членами семьи Олейник О.А., проживающего по адресу: ЕАО, <...>.

27.07.2022 истицу Олейник О.А., как пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2021 году, с учётом членов семьи: Остроглядовой И.В., Остроглядова И.П., Остроглядова К.П., выдано свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения № 0072 на сумму 5385981 рубль 70 копеек, исходя из общей площади жилого помещения 60,10 кв.м, стоимости одного кв.м 89617 рублей, установленной на дату чрезвычайной ситуации в соответствии с приказом Минстроя России от 07.06.2021 № 358/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2021 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2021 года».

В соответствии с приказом Минстроя России от 28.09.2021 N 699/пр «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2021 года» средняя рыночная стоимость одного квадратного метра в Еврейской автономной области составляла 93908 рублей.

Считая, что свидетельство подлежало выдаче на сумму, рассчитанную с учётом показателя средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения в Еврейской автономной области на IV квартал 2021 года (дату включения принадлежащего истцам жилого помещения в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации 2021 года), истцы обратились в суд с указанными выше требованиями.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов от 16.10.2019 № 1327, в редакции, действующей до 01.01.2022, установил, что повреждённое в результате чрезвычайной ситуации жилое помещение было включено в Перечень утраченных жилых помещений, утверждённый губернатором ЕАО 13.12.2021, в этой связи пришёл к выводу, что размер выплаты подлежит определению в соответствии со средней рыночной стоимостью 1 квадратного метра общей площади жилого помещения
на IV квартал 2021 года.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.

Постановлением правительства ЕАО от 24.12.2021 № 568-пп утверждены Порядок и условия предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, а также террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Еврейской автономной области, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 3 постановления его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 13.08.2021.

Согласно пункту 9 Порядка размер выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, а также террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Еврейской автономной области до 1 января 2022 года, определяется исходя из нормы общей площади жилого помещения в размере 33 кв. метра для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более, но не более общей площади утраченного жилого помещения и стоимости одного кв. метра общей площади жилого помещения, которая равна средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определённой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на дату утверждения губернатором Еврейской автономной области перечня.

В пункте 2 названного постановления правительства ЕАО от 24.12.2021 № 568-пп предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с его реализацией, осуществляется за счёт средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов от 16.10.2019 № 1327 для определения предельного объёма бюджетных ассигнований, выделяемых Минстрою России на предоставление трансфертов, высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации представляют в Минстрой России Перечень.

Данный Перечень утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (председателем высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) по согласованию с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Согласно подпункту «а» пункта 11 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, в редакции, действовавшей до 01.01.2022, при расчёте размера трансферта на цели приобретения или строительства жилых помещений учитываются показатели средней рыночной стоимости
1 квадратного метра общей площади жилого помещения, определённые Минстроем России по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на дату утверждения высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) Перечней.

Таким образом, учитывая, что на день включения жилого помещения в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации, который был утверждён губернатором ЕАО 13.12.2021 (первоначальный перечень), указанные пункты Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов от 16.10.2019 № 1327 и Порядка от 24.12.2021 № 568-пп, не были признаны недействующими, размер выплаты подлежал определению в соответствии со средней рыночной стоимостью 1 кв.м общей площади жилого помещения на IV квартал 2021 года - 93908 рублей.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неправильно применил закон, руководствуясь положениями подпункта «а» пункта 11 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов от 16.10.2019 № 1327 в недействующей редакции, являются необоснованными.

Право Олейник О.А. на получение меры государственной поддержки в виде выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного, как собственника, жилое помещение которого было утрачено в результате чрезвычайной ситуации 2021 года, возникло в момент включения его жилого помещения в Перечень утраченных жилых помещений в декабре 2021 года.

На тот момент действовали нормы права, предусматривающие, что при расчёте суммы выплаты учитываются показатели средней рыночной стоимости 1 кв.м общей жилой площади жилого помещения, определённые Минстроем России на дату утверждения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации Перечней.

Как указано выше, Перечень утраченных жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации 2021 года утверждён губернатором ЕАО 13.12.2021. Следовательно, при расчёте размера выплаты подлежали применению нормы, в редакции, действующей до 01.01.2022.

Поскольку, исходя из системного толкования положений статьи 209 Гражданского кодекса РФ, статьи 31 Жилищного кодекса РФ следует, что права граждан, относящихся к членам семьи собственника жилого помещения пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации и их реализация неразрывно связаны с правами и волей самого собственника, те обстоятельства, что Остроглядов И.П. и Остроглядов К.П. признаны членами семьи собственника утраченного жилого помещения Олейник О.А. решением суда от 30.06.2022 и свидетельство о предоставлении выплаты выдано истцам 27.07.2022, не могут являться основанием для применения норм, действующих с 01.01.2022.

При таких обстоятельствах решение суда является законным, обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 14.04.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» - без удовлетворения.

Председательствующий Ю.Г. Золотарева

Судьи О.А. Конева

В.Ю. Тараник

Мотивированное апелляционное определение изготовлено: 28.07.2023.

33-562/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Остроглядов Константин Петрович
Остроглядов Игорь Петрович
Остроглядова Ирина Викторовна
Олейник Олег Андреевич
Ответчики
Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО, ОГБУ
Другие
Департамент социальной защиты населения правительства ЕАО
Департамент строительства и ЖКХ правительства ЕАО
УФК по ЕАО
Администрация Дежневского сельского поселенеия Ленинского муниципального района ЕАО
Министерство финансов РФ
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ
Суд
Суд Еврейской автономной области
Дело на странице суда
os.brb.sudrf.ru
05.07.2023Передача дела судье
21.07.2023Судебное заседание
10.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2023Передано в экспедицию
21.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее