дело № 2-110/2023 (50RS0050-01-2022-002905-93)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Шатура Московской области 23 марта 2023 года
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Богатковой З.Г.,
при секретаре судебного заседания Шарковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шнайдер Светланы Викторовны к администрации Городского округа Шатура Московской области о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов незаконным, обязании повторно согласовать проект договора, о признании договора аренды земельного участка № «А» от ДД.ММ.ГГГГ заключенным на неопределенный срок,
установил:
истец обратилась в суд с указанным иском к ответчику, ссылаясь на следующее.
Между истцом и ответчиком ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды земельного участка № «а» с кадастровым номером 50:25:0030120:430, который впоследствии был продлен дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ, но при этом оплата арендных платежей продолжается и в настоящее время. На участке имеется недостроенное строение, оформить которое невозможно ввиду отсутствия официального продления аренды.
Обратившись в администрацию с заявлением о продлении договора аренды, было получено решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе.
С принятым решением не согласна, поскольку спорным земельным участком на праве аренды она владеет с 2010 года, добросовестно исполняет принятые на себя обязанности до настоящего времени, поэтому в силу ст. 621 ГК РФ договор считается возобновленным на неопределенный срок. В её адрес каких-либо требований администрации об обнаружении нарушений земельного законодательства с её стороны и устранении выявленных нарушений на момент обращения с заявлением не поступало, а в силу действующего Постановления Правительства РФ от 9 апреля 2022 г. № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году» (п. а ст. 1) допускается наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, продажа гражданину без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и предоставленных в аренду этому гражданину, при условии отсутствия у уполномоченного органа, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка. просит требования удовлетворить.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению дела по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец Шнайдер С.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Представитель истца по доверенности Слободянюк А.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования по доводам изложенным в иске, просила иск удовлетворить.
Ответчик представитель администрации Городского округа Шатура в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В поданных письменных возражениях просил в иске отказать, поскольку срок договора аренды истек ДД.ММ.ГГГГ, пролонгация договора допустима один раз и была проведена при заключении дополнительного соглашения. Кроме этого, в нарушение условий договора истец возвел строение на участке, вид разрешенного использования которого не позволяет строительство. Решение об отказе является законным и обоснованным.
Ответчик представитель Министерства имущественных отношений в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, оценив их в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 2 Закона Московской области от 24 июля 2014 года N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" (далее - Закон Московской области N 106/2014-ОЗ) органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района.
Согласно подп. 3 п. 3 постановления Правительства Московской области от 26.12.2014 № 1154/51 Министерство имущественных отношений Московской области определено уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, предоставляющим согласие органам местного самоуправления городских округов Московской области по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования Московской области, за исключением случаев предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Распоряжением Минмособлимущества от 19.01.2017 № 13ВР-44 утвержден временный порядок направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области в рамках исполнения отдельных государственных полномочий Московской области в области земельных отношений (далее - Порядок).
Указанный Порядок применяется в отношении проектов решений о заключении договоров аренды земельных участков.
В соответствии с Порядком уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования Московской области (далее - ОМС) обеспечивает рассмотрение такого обращения с соблюдением сроков, установленных Регламентами предоставления государственных услуг, утверждающими порядок рассмотрения таких обращений, и обеспечивает проверку наличия комплекта документов, установленного соответствующими Регламентами, обеспечивает получение необходимых документов в порядке межведомственного взаимодействия (в случае, если указанные документы не представлены заявителем самостоятельно или не содержатся в материалах дела ОМС) (п.п. 1.1. 1.2. Порядка).
При передаче в аренду земельного участка ОМС обеспечивает проверку земельного участка на предмет наличия ограничения оборотоспособности (подтверждается заключениями Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области о наличии или отсутствии ограничений оборотоспособности и ограничений в образовании и использовании земельного участка), выявления на земельном участке объектов капитального строительства, принадлежащих 3-м лицам, и/или бесхозяйных объектов, и/или самовольных построек, обеспечивает подготовку проекта решения или проекта Договора или отказывает в оказании услуги при наличии оснований, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, в порядке, установленном соответствующим Регламентом оказания государственных услуг (п.п. 1.3.2, 1.3.3, 1.4.Порядка).
Согласно п.п. 2 - 3.1. Порядка подготовленный Проект с приложением документов, представленных заявителем, имеющихся в материалах дела ОМС и полученных в результате межведомственного взаимодействия, а также пояснительной записки к Проекту, фототаблицы осмотра земельного участка, картографического материала (иллюстрации границ земельного участка на публичной карте) с указанием смежных земельных участков (категория, вид разрешенного использования), заключения Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области о наличии или отсутствии ограничений оборотоспособности и ограничений в образовании и использовании земельного участка, заявления гражданина подлежит направлению ОМС в Минмособлимущество.
Минмособлимущество в течение пяти рабочих дней, с даты направления Карточки проекта в Минмособлимущество в случае соответствия представленного Проекта требованиям законодательства, наличия необходимых документов оформляет карточку соответствующим заключением (положительным или отрицательным). Такие решения оформляются заочно и не требуют проведения очного рассмотрения (п. 4.2. Порядка).
Решение МВК подлежит обязательному исполнению ОМС.
При изложенном выше нормативном регулировании орган местного самоуправления муниципального района лишен возможности распорядиться земельными участками неразграниченной госсобственности в отсутствие согласия уполномоченного органа субъекта Российской Федерации - Министерства имущественных отношений Московской области.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Шатурского муниципального района и Шнайдер С.В. был заключен договор аренды земельного участка № «А», по условиям которого арендатором был принят земельный участок с кадастровым номером № площадью 500 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения огородничества без права возведения капитальных строений, расположенного по адресу: <адрес>л.д. 21-22).
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ договор аренды № «А» был заключен на новый срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25).
Постановлением администрации городского поселения Шатура №-П от ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования указанного земельного участка был изменен с «огородничества» на «для ведения личного подсобного хозяйства» (л.д.68).
Согласно сводному заключению Минмособлимущества от ДД.ММ.ГГГГ №-О п. 79) согласован отказ в предоставлении указанного услуги.
Решением администрации Городского округа Шатура московской области от ДД.ММ.ГГГГ № № Шнайдер С.В. было отказано в предоставлении государственной услуги о предоставлении в аренду без проведения торгов спорного земельного участка по причине отсутствия на земельном участке зарегистрированных объектов капитального строительства (л.д. 33).
Из материалов дела следует, что Шнайдер С.В. подготовлен технический план здания, расположенного на спорном земельном участке, для постановки его на кадастровый учет.
Уведомлением Росреестра по МО в государственном кадастровом учете здания было отказано (л.д. 67).
В соответствии с пунктом 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок.
Согласно пункта 2 статьи 621 Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора. Если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
Вместе с тем положения статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющие право арендатора перед другими лицами на заключение договора аренды на новый срок, не подлежит применению с 1 марта 2015 года к договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, поскольку Земельный кодекс Российской Федерации, устанавливающий приоритет норм земельного законодательства перед общими нормами гражданского законодательства при регулировании имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, предусматривает иные правила.
С 1 марта 2015 г. изменен порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду.
Пунктом 15 ст. 39.8 ЗК РФ в редакции, действующей с 01.03.2015, установлено, что арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
Согласно пункту 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Однако, до 1 марта 2015 г. запрет на возможность возобновления на неопределенный срок по правилам п. 2 ст. 621 ГК Российской Федерации договоров аренды публичных земельных участков, при заключении которых не требовалось проведения торгов, установлен не был.
Договор аренды государственного или муниципального имущества, правомерно заключенный без проведения торгов, может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 621 ГК Российской Федерации, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (ст. 422 ГК Российской Федерации), в данном случае до 1 марта 2015 г., что подтверждается «Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2020)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020).
Следовательно, если после 1 марта 2015 г. арендатор продолжил пользование таким земельным участком, предоставленным в аренду до указанной даты, по истечении срока договора при отсутствии возражении со стороны арендодателя договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Разрешая требования, судом установлено, что поскольку по истечении указанного в договоре аренды срока ни одна из сторон не заявила о его расторжении, в отсутствие возражений со стороны арендодателя истец продолжила использование спорного земельного участка, оплачивала арендные платежи, задолженность по которым отсутствует, то действие данного договора в соответствии со ст. 621 ГК РФ возобновилось на тех же условиях на неопределенный срок.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду. Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов указаны в статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случаях предоставления земельного участка арендатору (за исключением арендаторов земельных участков, указанных в подпункте 31 настоящего пункта), если этот арендатор имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи (подпункт 32 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в случае, если земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса).
В силу пункта 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;
2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;
3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса;
4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Доказательства отсутствия условий предоставления в аренду земельного участка истцу, установленных подп. 2, 4 пункта 4 статьи 39.6 ЗК РФ, а именно наличия исключительного права на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим кодексом, другими федеральными законами, у иного лица и отсутствия на момент заключения нового договора аренды земельного участка оснований для предоставления без проведения торгов земельного участка, предусмотренных подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи, ответчиками суду не представлено, при этом подп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ предусмотрено предоставление без проведения торгов земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта, в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
При изложенных обстоятельствах оспариваемое решение администрации является незаконными.
Из-за отсутствия доказательств, свидетельствующих об отсутствии условий для предоставления в аренду земельного участка истцу, установленных подп. 2, 4 п. 4 ст. 39.6 ЗК РФ, на основании положений подп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № № ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 500 ░░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 500 ░░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № «░» ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30.03.2023 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░