66а-2072/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Сочи 20 декабря 2021 г.
Судья Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Рассказова Г.В., рассмотрев без проведения судебного заседания материалы административного дела № 3а-57/2019 (УИД 08OS0000-01-2020-000031-89) по административному иску Зухайраева ФИО5 и Моложая ФИО6 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости по частной жалобе Министерства финансов Республики Калмыкия на определение Верховного Суда Республики Калмыкия от 25 октября 2021 г. о разъяснении исполнительного документа, способа и порядка его исполнения,
установил:
Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 23 ноября 2020 г. удовлетворены заявленные Зухайраевым У.Г. и Моложаем В.А. требования об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости.
Определением Верховного Суда Республики Калмыкия от 8 апреля 2021 г. с Правительства Республики Калмыкия в пользу Моложая В.А. взысканы судебные расходы в сумме 115 525 руб., с Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия в пользу Моложая В.А. взысканы судебные расходы в сумме 95 525 руб.
УФК по Республике Калмыкия обратилось в суд с заявлением о разъяснении исполнительного документа. В обоснование заявления указано, что на исполнение в УФК по Республике Калмыкия поступил исполнительный лист о взыскании с Правительства Республики Калмыкия 115 525 руб. В графе «должник» указано Правительство Республики Калмыкия, при этом приведены ИНН и дата регистрации юридического лица Аппарата Правительства Республики Калмыкия. Лицевой счет Правительства Республики Калмыкия в управлении отсутствует, в связи с чем в адрес Аппарата Правительства Республики Калмыкия направлено уведомление о поступлении исполнительного документа. Указанные действия УФК по Республике Калмыкия были оспорены Аппаратом Правительства Республики Калмыкия в суде, решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 3 сентября 2021 г. по делу № 2а-2840/2021 административный иск был удовлетворен, действия УФК по Республике Калмыкия по направлению уведомления о поступления исполнительного документа признаны незаконными. Указанные обстоятельства вызывают неясность в определении должника по исполнительному производству. В этой связи просил разъяснить содержание исполнительного документа, порядка и способа его исполнения.
Определением Верховного Суда Республики Калмыки от 25 октября 2021 г. заявление УФК по Республике Калмыкия удовлетворено. Разъяснено, что исполнение исполнительного листа ФС № № о взыскании с Правительства Республики Калмыкия в пользу Моложая В.А. судебных расходов в размере 115 525 руб. должно производиться Министерством финансов Республики Калмыкия за счет средств бюджета Республики Калмыкия.
В частной жалобе Министерство финансов Республики Калмыкия просит определение от 25 октября 2021 г. отменить. В обоснование доводов жалоб указывает на неправильное применение судом норм материального права. Полагает неверным осуществление взыскания за счет средств казны субъекта Российской Федерации судебных расходов, взысканных судом с проигравшей стороны по конкретному административному делу. Полагает, что взыскание судебных расходов за счет средств казны нарушает права финансового органа, который в случае отсутствия средств должен приостановить осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах финансового органа.
В соответствии с положениями частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено судьей единолично без проведения судебного заседания.
Изучив материалы дела, доводы, содержащиеся в частной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 355 КАС РФ в случае неясности требования, содержащегося в исполнительном документе, или неясности способа и порядка его исполнения взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд, принявший судебный акт, с заявлением о разъяснении исполнительного документа, способа и порядка его исполнения.
Как усматривается из материалов дела, вступившим в законную силу определением Верховного Суда Республики Калмыкия от 8 апреля 2021 г. с Правительства Республики Калмыкия в пользу Моложая В.А. взысканы судебные расходы в сумме 115 525 руб. Судебные расходы были взысканы с Правительства Республики Калмыкия как с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Судом также установлено, что Правительство Республики Калмыкия в качестве юридического лица не зарегистрировано, лицевого счета в УФК по Республике Калмыкия не имеет. Исполнительный документ был выдан с указанием должника – Правительство Республики Калмыкия, с приведением реквизитов (ИНН и ОРГН) Аппарата Правительства Республики Калмыкия.
Статьей 1 закона Республики Калмыкия от 2 ноября 1998 г. № 1-II-З «О Правительстве Республики Калмыкия», принятого Постановлением Народного Хурала (Парламента) РК от 1 ноября 1998 г., предусмотрено, что Правительство Республики Калмыкия является постоянно действующим высшим органом исполнительной власти Республики Калмыкия. Правительство Республики Калмыкия обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. Финансирование Правительства Республики Калмыкия и возглавляемых им органов осуществляется за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных отдельной статьей.
Статьей 22 указанного Закона предусмотрено, что для обеспечения деятельности Правительства Республики Калмыкия и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти Республики Калмыкия решений, принятых Правительством Республики Калмыкия, образуется Аппарат Правительства Республики Калмыкия.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 3 сентября 2021 г. по делу № 2а-2840/2021 действия УФК по Республике Калмыкия по направлению Аппарату Правительства Республики Калмыкия уведомления о поступления исполнительного документа признаны незаконными. В мотивировочной части решения суд указал, что Аппарат Правительства Республики Калмыкия результаты кадастровой стоимости объекта недвижимости не утверждал, не отвечает по обязательствам Правительства Республики Калмыкия в связи с чем не может выступать в качестве должника по исполнительному документу.
Пунктом 2 Положения о Министерстве финансов Республики Калмыкия, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29 декабря 2005г. № 418, предусмотрено, что Министерство финансов Республики Калмыкия является финансовым органом Республики Калмыкия.
Абзацем 1 пункта 3 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами субъектов Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.
Взыскание в пользу гражданина судебных расходов с Правительства Республики Калмыкия как с органа, утвердившего результаты определения государственной кадастровой оценки, судом было правильно квалифицировано как возмещение ущерба, причиненного гражданину, в результате действий органа государственной власти, в частности, в результате ошибки, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости либо ее применении к конкретному объекту недвижимости в порядке массовой кадастровой оценки.
Принимая во внимание то обстоятельство, что Правительство Республики Калмыкия не зарегистрировано в качестве юридического лица, суд правильно разъяснил содержание исполнительного документа, указав, что судебные расходы подлежат возмещению Министерством финансов Республики Калмыкия за счет средств бюджета Республики Калмыкия. Изложенные выводы суда приведенным положениям закона соответствуют, в связи с чем доводы частной жалобы о неверном применении норм материального права судом апелляционной инстанции отклоняются.
Постановленное судом первой инстанции определение является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
определение Верховного Суда Республики Калмыкия от 25 октября 2021 г. оставить без изменения, частную жалобу – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ, в течение 6 месяцев.
Судья Г.В. Рассказова