Мотивированное решение составлено 21 марта 2022 года
Дело № 2а-258/2022
УИД 76RS0017-01-2021-002680-08
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ярославский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Сайфулиной А.Ш.,
при секретаре Ларичевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле
14 марта 2022 года
административное дело по административному иску Куликова А.М. к КУМИ Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области о признании незаконным распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков,
у с т а н о в и л:
Куликов А.М. обратился в суд с административным иском к КУМИ Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, просил:
1. Отменить отказ административного ответчика Комитета по управлению
муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района в
заключении соглашения о перераспределении земельного участка № 732 от 27.08.2021 г.
2. Обязать административного ответчика Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района, перераспределить административному истцу Куликову А.М. земельный участок согласно схеме расположения участка или земельных участков на кадастровом плане площадью 2051 кв. м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>
3. Отменить отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района в заключении соглашения о перераспределении земельного участка № 733 от 27.08.2021 г.
4. Обязать административного ответчика Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района перераспределить административному истцу Куликову А.М. земельный участок согласно схеме расположения участка или земельных участков на кадастровом плане, площадью 412 кв. м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Свои требования административный истец мотивирует тем, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером №, вид использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 2051 кв.м, и собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 412 кв.м., расположенными по адресу: <адрес>.
29.07.2021 г. административным истцом были поданы заявления о перераспределении земельных участков №, №, 27.08.2021 г. получил отказы № 732, 733 Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района в перераспределении земельных участков. С вынесенными распоряжениями административный истец не согласен.
Определением суда от 28.12.2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Куликов С.М. и Кичев А.Л.. Определением суда от 14.03.2022 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Администрация Ярославского муниципального района Ярославской области.
Административный истец Куликов А.М. в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще.
Представитель административного истца по доверенности Копанько А.Г. в суде требования поддержала в объеме заявленных.
Представитель административных ответчиков в лице КУМИ Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области и Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области Потапова И.В. в суде просила отказать в удовлетворении административного иска, ссылаясь на законность оспариваемого распоряжения.
Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 218, пункту 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В силу пунктов 1 и 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Пунктом 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ).
Подпунктом 3 пункта 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
В соответствии с пп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ).
Пунктом 6 ст. 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Из материалов дела усматривается, что Куликов А.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 2051 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 11-16).
Куликову А.М. также на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью 412 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 17-19).
29.07.2021 г. административный истец обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № и земель, государственная собственность на которые не разграничена. Площадь образуемого земельного участка составляет 2497 кв.м (л.д. 46).
Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района от 27.08.2021 № 732 ссылками на пп. 3 п. 8, пп. 11 п. 9 ст. 39.29, пп. 3 п. 16 ст. 11.10, п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, административному истцу было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по следующему основанию (л.д. 45):
- образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.
- на испрашиваемом земельном участке расположено строение, правоустанавливающие документы, на данный объект не представлены (образование испрашиваемого земельного участка приведет к невозможности размещения данного объекта).
29.07.2021 г. административный истец обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № и земель, государственная собственность на которые не разграничена. Площадь образуемого земельного участка составляет 1369 кв.м (л.д. 34).
Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района от 27.08.2021 № 733 ссылками на пп. 3 п. 8, пп. 11 п. 9 ст. 39.29, пп. 3 п. 16 ст. 11.10, п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, административному истцу было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по следующему основанию (л.д. 33):
- образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам;
в соответствии с прилагаемой схемой образуемый земельный участок перекроет доступ к земельному участку с кадастровым номерами: №, №;
- государственной регистрации подлежат право собственности другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ, в случаях государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Указанное в распоряжении основание - изломанность границ опровергается материалами дела.
Исходя из смысла и содержания земельного и кадастрового законодательства, изломанность границ земельного надела - это специфическое место расположения поворотных точек границ, вызванное объективными условиями рельефа и почвы, что существенно усложняет топографические и геодезические работы.
В данном случае в представленной схеме земельного участка отсутствует изломанность границ, а именно, какая-либо сложная конфигурация, острые или многочисленные углы, которые бы усложняли бы или делали невозможным установление границ данного участка, постановке его на кадастровый учет, рациональное использование его по назначению, приводили бы к вклиниванию в соседний участок или иным образом препятствовали бы или каким-либо иным способом приводили к недостаткам землевладений и землепользований.
Как следует из Схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образование земельных участков не приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости (л.д. 10).
При этом площадь каждого земельного участка (2497 кв.м и 1369 кв.м) не превышает требований к площади образуемого земельного участка, установленных частью 14 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ.
В распоряжении от 27.08.2021 года № 733 КУМИ Администрации ЯМР ЯО указано, что перераспределение земельных участков по заявлению административного истца приведет к перекрытию доступа к земельному участку с кадастровым номером № и к земельному участку с кадастровым номером №.
Вместе с тем, данное утверждение не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Согласно Схеме расположения земельных участков на кадастровом плане территорий (л.д. 10), доступ к земельному участку с кадастровым номером № имеется.
Собственник земельного участка с кадастровым номером № Кичев А.Л. не имеет возражений относительно перераспределения земельного участка с кадастровым номером №, согласно его заявлению, доступ к земельному участку с кадастровым номером № осуществляется с принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером № (л.д. 119).
Поскольку истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами № и №, то отсутствует необходимость в установлении сервитута для обеспечения ему доступа с одного земельного участка на другой.
Оценивая применительно к изложенному собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая, что имеется доступ к земельному участку с кадастровым номером № и к земельному участку с кадастровым номером №, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые распоряжения подлежат признанию незаконными и отмене.
В то же время, суд находит требования административного истца о возложения на административного ответчика обязанности перераспределить земельные участки не подлежащим удовлетворению.
В рассматриваемом случае правовых оснований возлагать на административного ответчика обязанность перераспределить земельные участки у суда не имеется, поскольку суд не вправе подменять функции уполномоченного органа местного самоуправления, в ведении которого находится принятие указанных решений.
С учетом конкретных обстоятельств дела с целью устранения допущенных прав истца суд вправе обязать ответчика в установленный законом срок повторно рассмотреть заявления административного истца о перераспределении земельных участков.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-178 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Требования Куликова А.М. удовлетворить частично.
1. Признать незаконным Распоряжение КУМИ Администрации ЯМР ЯО от 27 августа 2021 года № 732 «Об отказе А.М. Куликову в заключении соглашения о перераспределении земельного участка».
2. Обязать КУМИ Администрации ЯМР ЯО повторно рассмотреть заявление Куликова А.М. (вх. 7831к от 29.07.2021) о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
3. Признать незаконным Распоряжение КУМИ Администрации ЯМР ЯО от 27 августа 2021 года № 733 «Об отказе А.М. Куликову в заключении соглашения о перераспределении земельного участка».
4. Обязать КУМИ Администрации ЯМР ЯО повторно рассмотреть заявление Куликова А.М. (вх. 7830к от 29.07.2021) о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
5. Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области необходимо сообщить об исполнении решения в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения.
Судья А.Ш. Сайфулина