Дело № 2а-218/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 октября 2021 с. Вачи
Лакский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Максудова М.М.,
при секретаре Патаховой М.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к собранию депутатов 1-Цовкринского сельского поселения <адрес> Республики Дагестан об оспаривании результатов конкурсной комиссии по отбору кандидатур на замещение должности главы администрации МО «<адрес>-1» <адрес> Республики Дагестан,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к собранию депутатов 1-Цовкринского сельского поселения <адрес> Республики Дагестан об оспаривании результатов конкурсной комиссии по отбору кандидатур на замещение должности главы администрации 1-Цовкринского сельского поселения.
В обоснование административного иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в конкурсную комиссию по отбору кандидатур на должность главы администрации МО «<адрес>-1» с заявлением о представлении документов на участие в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы администрации МО «<адрес>-1». Основанием для обращения явилось то, что в решении собрания депутатов 1-Цовкринского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы администрации МО «<адрес>-1» указан период приема документов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, а дата и время проведения конкурса указано как ДД.ММ.ГГГГ в 13 ч. 00 мин., однако, в сельском поселении, в нарушение п.2 данного решения собрания депутатов сельского поселения, первый и вторые этапы конкурса провели ДД.ММ.ГГГГ.
Само решение собрания депутатов 1-Цовкринского сельского
поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об объявлении конкурса по отбору
кандидатур на должность главы администрации МО «<адрес>-1»
принято с нарушениями требований Федерального закона №-Ф3 "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" и Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «О
некоторых вопросах организации местного самоуправления в <адрес>» т.е. в нарушение требований данного законодательства конкурсная комиссия определена в составе 7 (семи) человек, когда как конкурсная комиссия должна состоять из четного количества членов конкурсной комиссии. Также, данное решение собрания депутатов не было размещено на официальном сайте администрации 1-Цовкринского сельского поселения, хотя в соответствии с п. 8 настоящего решения требуется его обнародование путем опубликования в газете «Звезда» и размещением на официальном сайте администрации 1 -Цовкринского сельского поселения.
Собранием депутатов 1-Цовкринского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ принято решение № «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы администрации МО «<адрес>-1», хотя ранее избранный глава администрации сельского поселения, т.е. ФИО3, избирался на должность главы администрации сельского поселения в 2020 г. на конкурсной основе, не отменив ранее принятый нормативно правовой акт, т.е. ранее принятое решение «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы администрации МО «<адрес>-1».
Данное решение не было обнародовано ни опубликованием в газете «Звезда», ни
размещением на официальном сайте администрации 1-Цовкринского сельского поселения, ни размещением официального текста на информационных стендах в сельском поселении.
Также, решение собрания депутатов 1-Цовкринского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ принято решение № «Об утверждении Положения о порядке проведения
конкурса по отбору кандидатур на должность Главы администрации МО «село Цовкра-1» принято с нарушением требований Федерального закона №-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в <адрес>» т.е. в нарушение требований данного законодательства конкурсная комиссия определена в составе 7 (семи) человек, когда как конкурсная комиссия должна состоять из четного количества членов конкурсной комиссии.
В соответствии с п. 2.1 ч. 2 ст.36 Федерального закона №-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы
муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования.
Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий
конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
Кандидатом на должность главы муниципального образования может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления.
Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.
В поселении, во внутригородском районе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом поселения, внутригородского района, а другая половина - главой соответствующего муниципального района, городского округа с внутригородским делением.
Представительный орган, т.е. собрание депутатов 1-Цовкринского сельского поселения в своем решении от ДД.ММ.ГГГГ № «Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы администрации МО «<адрес>-1», определив состав конкурсной комиссии из семи человек, и, назначив четырех человек в конкурсную комиссию, направила данное решение главе МО «<адрес>» для включения в состав комиссии другой половины членов конкурсной комиссии, что противоречит п.2.1 ч. 2 ст. 36 Федерального закона №-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" так, как в соответствии с федеральным законом №-Ф3 получается, что Собрание депутатов 1- Цовкринского сельского поселения должна была направить в конкурсную комиссию 3,5 (три с половиной) человека, а остальных 3,5 (три с половиной) человека глава МО «<адрес>». Из данного решения непонятно как разделить их на половину.
На основании незаконно принятых решений и проведением конкурсной комиссии нарушены конституционные права административного истца быть избранным.
По изложенным основаниям просил:
1. Признать незаконным решение собрания депутатов 1-Цовкринского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы администрации МО «<адрес>-1».
2. Признать незаконным решение собрания депутатов 1-Цовкринского
сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об объявлении конкурса по
отбору кандидатур на должность главы администрации МО «село
Цовкра-1».
3. Признать незаконным и отменить результаты выборов главы администрации 1-Цовкринского сельского поселения т.е. решение
собрания депутатов 1-Цовкринского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об избрании главы администрации 1-Цовкринского сельского поселения».
4. Обязать собрание депутатов 1-Цовкринского сельского поселения устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод не
определенного круга лиц (препятствие к осуществлению прав и свобод) приводя нормативно-правовые акты в соответствие с законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан.
5. Обязать Собрание депутатов 1-Цовкринского сельского поселения объявить повторный конкурс по отбору кандидатур на должность
главы администрации МО «<адрес>-1».
В судебное заседание явились административный истец ФИО1, представитель заинтересованного лица администрации Кулинского муниципального района ФИО4, заинтересованное лицо ФИО12.
Надлежаще извещенные представитель административного истца собрания депутатов 1-Цовкринского сельского поселения, представитель администрации 1-Цовкринского сельского поселения, председатель конкурсной комиссии 1-Цовкринского сельского поселения в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили.
Надлежаще извещенный заинтересованное лицо ФИО13 в судебное заседание не явился, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, руководствуясь положениями ч. 6 ст. 226 КАС РФ, рассмотрел дело при указанной явке.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в административном исковом заявлении основаниям и просил удовлетворить их.
Представитель заинтересованного лица- администрации Кулинского муниципального района ФИО4 полагал административные исковые требования подлежащими удовлетворению, пояснив, что при подготовке положения «О порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы сельского поселения «<адрес> 1-я» и объявлении конкурса на замещение главы администрации селения Цовкра-1были допущены грубые нарушения действующего законодательства, а именно, п. 2,1 ч.2 ст. 36 ФЗ № «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В этой статье определен порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы администрации муниципального образования. Ни одному кандидату не были вручены извещения о допуске или не допуске к участию в конкурсе.
Собрание депутатов сельского поселения определила конкурсную комиссию из 7 человек, что нарушает нормы закона.
Не проведена экспертиза положений, на соответствии действующему законодательству и антикоррупционная экспертиза.
Также нарушены требования к опубликованию нормативно-правовых актов, затрагивающих права и свободы человека.
Заинтересованное лицо ФИО12 полагал, что административные исковые требования подлежат отказу в удовлетворении, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ было дано объявление о проведении конкурса. С 1 по 19 августа был назначен первый этап конкурса. В 1 этапе были представлены медицинские справки и документы. На основании проверки документов конкурсная комиссия всем кандидатам отказала. Второй этап назначили на ДД.ММ.ГГГГ Имеется материал того конкурса в администрации села Цовкра-1. Собранием депутатов 1- Цовкринского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ дано было объявление. Таким образом, 30 сентября состоялся повторный конкурс. Результаты конкурса также имеется у администрации. В тот же день комиссия представила на голосование депутатам сельского поселения Цовкра-1, в согласии со всеми членами, где подтверждали, подписали и заключили оттиском своей печатью.
Ему непонятно какие права кандидата нарушили, когда он участвовал во всех этапах, и в объявлениях, и в процессе выборов. Доводы, которые изложил ФИО1, не подтверждают ущемление его прав. Он указывает о процедурных нарушениях, с которыми вправе были обратиться в суд администрация или прокуратура. Это государственные интересы. А его права не ущемлены ни в конкурсной комиссии, нигде. Из искового заявления ФИО1 непонятно, какие именно статьи закона были нарушены.
Выслушав объяснения административного истца, заинтересованных лиц, исследовав материалы административного дела, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пп. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
В силу частей 1, 2 и п. 1 ч. 4 ст. 181.2 ГК РФ решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания, и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества. При наличии в повестке дня собрания нескольких вопросов по каждому из них принимается самостоятельное решение, если иное не установлено единогласно участниками собрания. В протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны время и место проведения собрания.
Согласно пунктам 1, 3 и 4 ч. 1 ст. 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (п. 3 ст. 181.2).
В соответствии с п. 2.1 ч. 2 ст. 36 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования, в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования, избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.
В поселении, во внутригородском районе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом поселения, внутригородского района, а другая половина - главой соответствующего муниципального района, городского округа с внутригородским делением.
(п. 2.1 ч. 2)
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 117 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О некоторых вопросах организации местного самоуправления в <адрес>" глава поселения в соответствии с уставом муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава.
В соответствии со ст. 23 Устава МО «<адрес>-1» <адрес> РД (далее - Устав) представительным органом МО «<адрес>-1» является собрание депутатов сельского поселения и входит в структуру органов местного самоуправления.
Согласно ст. 24 Устава Собрание депутатов сельского поселения Цовкра-1 состоит из 7 депутатов избираемых населением сельского поселения на муниципальных выборах сроком на пять лет. Собрание депутатов сельского поселения обладает правами юридического лица, правом законодательной инициативы, может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Согласно ч. 2 ст. 30 Устава МО «<адрес>-1» глава сельского поселения избирается собранием депутатов сельского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, сроком на 5 лет.
Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы сельского поселения устанавливается собранием депутатов сельского поселения. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
Общее число членов конкурсной комиссии в сельском поселении устанавливается собранием депутатов сельского поселения.
В сельском поселении половина членов конкурсной комиссии назначается собранием депутатов сельского поселения, а другая половина – главой муниципального района.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением собрания депутатов 1-Цовкринского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение «О порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы сельского поселения «<адрес>-1».
В нарушение требований ч. 2.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 2 ст. 30 Устава МО «<адрес>-1», пунктом 6 Главы 2 Положения «О порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы сельского поселения «<адрес>-1» предусмотрено, что общее число членов конкурсной комиссии составляет 7 человек.
Из материалов дела следует, что решением собрания депутатов 1-Цовкринского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность главы администрации МО «<адрес>-1».
В нарушение вышеуказанных норм закона и устава сельского поселения, в пункте 5 данного решения от ДД.ММ.ГГГГ установлено общее число членов конкурсной комиссии в количестве 7 человек..
Постановлением главы администрации Кулинского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ № членами конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы МО «<адрес>-1» от муниципального района назначены 3 члена конкурсной комиссии: 1) ФИО5, 2) ФИО6, 3) ФИО7
Решением собрания депутатов 1-Цовкринского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы администрации МО «<адрес>-1» членами конкурсной комиссии назначены 4 человека: 1) ФИО8, 2) ФИО9, 3) ФИО10, 4) ФИО14
Таким образом, судом установлено, что при проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы администрации МО «<адрес>-1» нарушен предусмотренный нормами закона и устава сельского поселения принцип равенства числа членов конкурсной комиссии, назначаемых собранием депутатов сельского поселения и главой муниципального района.
Согласно п. 29 Главы 3 Положения «О порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы сельского поселения «<адрес>-1» установлено, что, не позднее, чем за 30 дней до дня проведения конкурса в печатном средстве массовой информации и информационно-коммуникационной сети «интернет» собранием депутатов публикуется объявление о проведении конкурса.
В нарушение указанных требований решение о проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы администрации МО «<адрес>-1» вынесено ДД.ММ.ГГГГ, которое опубликовано в районной газете «Звезда» № от ДД.ММ.ГГГГ, а дата и время проведения конкурса установлены «ДД.ММ.ГГГГ в 13 ч. 00 мин.».
Доказательств размещения указанных сведений в телекоммуникационной сети «интернет» административным ответчиком суду не представлено.
Кроме того, протокол заседания собрания депутатов 1-Цовкринского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ об избрании главы муниципального образования, кроме результатов голосования, не содержит сведений о лице, избранным на должность главы администрации сельского поселения. Иного решения собрания депутатов сельского поселения, подтверждающего избрание конкретного лица на должность главы администрации сельского поселения, административным ответчиком суду не представлено.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что собранием депутатов 1-Цовкринского сельского поселения оспариваемые решения при проведении конкурса по отбору кандидатур на замещение должности главы администрации МО «<адрес>-1» приняты формально, без соблюдения норм закона и нормативных актов, регламентирующих порядок проведения конкурса.
Законодательством предъявляются конкретные требования к порядку проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования, созыва и проведения заседания собрания депутатов, при этом законодательство не предусматривает возможность произвольного принятия каких либо решений на проводимых депутатами заседаниях. Оспариваемые решения собранием депутатов 1-Цовкринского сельского поселения приняты в противоречии нормам закона, тем самым их противоправные действия лишили административного истца возможности выразить свое волеизъявление по каждому из принятых решений, допущено нарушение равенства прав среди кандидатов, созданы препятствия к осуществлению прав и реализации законных интересов административного истца.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск ФИО1 к собранию депутатов 1-Цовкринского сельского поселения <адрес> Республики Дагестан об оспаривании результатов конкурсной комиссии по отбору кандидатур на замещение должности главы администрации сельского поселения удовлетворить.
Признать незаконным решение собрания депутатов 1-Цовкринского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы администрации МО «<адрес>-1».
Признать незаконным решение собрания депутатов 1-Цовкринского сельского
поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об объявлении конкурса по
отбору кандидатур на должность главы администрации МО «село
Цовкра-1».
Признать незаконным и отменить результаты выборов главы администрации 1- Цовкринского сельского поселения т.е. протокол заседания
собрания депутатов 1-Цовкринского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об избрании главы администрации 1-Цовкринского сельского поселения».
Обязать собрание депутатов 1-Цовкринского сельского поселения <адрес> Республики Дагестан устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод административного истца, а также неопределенного круга лиц (препятствие к осуществлению прав и свобод), приводя нормативно- правовые акты в соответствие с законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан.
Обязать Собрание депутатов 1-Цовкринского сельского поселения объявить повторный конкурс по отбору кандидатур на должность
главы администрации МО «<адрес>-1».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан через Лакский районный суд РД в течение одного месяца со дня его вынесения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья М.М. Максудов