Дело № 2-267/2024
УИД 43RS0010-01-2024-000077-40
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 мая 2024 года г. Вятские Поляны
Вятскополянский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Бердниковой Я.В.,
при секретаре Мякишевой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-267/2024 по исковому заявлению Колесниковой Л.М. к УФНС России по Кировской области о взыскании невыплаченных компенсации четырехмесячного денежного содержания, отпускных, а также компенсаций за задержку указанных выплат и морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Колесникова Л.М. обратилась в суд с иском к УФНС России по Кировской области о взыскании невыплаченных компенсации четырехмесячного денежного содержания, отпускных, а также компенсаций за задержку указанных выплат и морального вреда.
В обоснование требований истцом указано, что в период с <дата> по <дата> она работала на различных должностях государственной гражданской службы в Межрайонной ИФНС России №4 по Кировской области (специалистом 1 категории, главным специалистом, начальником юридического отдела), в период с <дата> по <дата> - в должности заместителя начальника отдела камеральных проверок №1 (правовая работа). Приказом Межрайонной ИФНС России № 4 по Кировской области от <дата> *** была уволена с <дата> с государственной гражданской службы на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе с выплатой компенсации.
При увольнении в соответствии с ч. 13 ст. 46, ч. 3.1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ей были выплачены, с учетом решения Вятскополянского районного суда от 20.07.2023г., исходя из месячного денежного содержания:
компенсация за неиспользованный очередной отпуск за <дата> дня в размере 23 903,30 руб.,
компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 282 408,32 руб.
Вместе с тем, при исчислении месячного денежного содержания и расчете указанных компенсаций не были учтены полученные ею суммы дополнительного материального стимулирования (далее – ДМС) за период <дата> в сумме 149 854,00 руб., с учетом которых четырехмесячная компенсация подлежала выплате в сумме 332 359,64 руб., а компенсация за неиспользованный отпуск в сумме 28 131,46 руб., что привело к недоплате при увольнении четырехмесячной компенсации в сумме 49 951,32 руб. и компенсации за неиспользованный отпуск в размере 4228,16 руб.
Кроме того, за период с <дата> по <дата> ей были выплачены отпускные в размере 38 941,18 руб., при расчете которых также не были учтены выплаченные ей за период с <дата> года средства дополнительного материального стимулирования, что привело к невыплате отпускных с учетом НДФЛ всего в сумме 14 365,63 руб., в том числе в отношении отпусков
с <дата>. ( 8 дней) – в размере 3034,31 руб.,
с <дата>. (12 дней) - в размере 4144,52 руб.,
с <дата>. (14 дней) - в размере 5332,80 руб.,
с <дата>. ( 5 дней) - в размере 1854,00 руб.
Кроме того при расчете и выплате отпускных за <дата> годы не были учтены выплаченные ей в предшествующие отпускам 12 месяцев выплаты премий специального материального стимулирования и дополнительного материального стимулирования, что привело к невыплате отпускных с учетом НДФЛ за <дата> год в сумме 27 461,41 руб., за 2021 год в сумме 33 853,46 руб., всего в общей сумме 61 314,87 руб., в том числе в отношении отпусков:
с <дата>. ( 10 дней) в размере 8124,35 руб.,
с <дата>. (18 дней) в размере 14174,53 руб.,
с <дата>. ( 2 дня) в размере 1596,96 руб.,
с <дата> 5 дней) в размере 3565,57 руб.
с <дата> (11 дней) в размере 7777,75 руб.,
с <дата>. ( 7 дней) в размере 5174,00 руб.,
с <дата>. (25 дней) в размере 20 901,71 руб.
Истец считает, что работодателем нарушены ее права при выплате причитающихся ей при увольнении сумм компенсаций и отпускных, поскольку премии из средств специального материального стимулирования и дополнительного материального стимулирования выплачивались инспекцией систематически на основании приказов, изданных в соответствии с письмами УФНС России по Кировской области, отражались в её справках о доходах (2-НДФЛ) по коду 2002, как суммы премий, выплачиваемых за производственные результаты и иные подобные показатели, выплаты производились за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, следовательно относятся к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст.50 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ», входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих и подлежат учету при исчислении отпускных и компенсаций при увольнении.
В связи с нарушением работодателем установленного срока оплаты отпусков и компенсационных выплат при увольнении, истец полагает, что работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) на основании ст. 236 ТК РФ, а также на основании ст.237 ТК РФ компенсировать ей причиненный нарушением трудовых прав моральный вред.
Также истец указывает, что задержка выплаты денежных средств со стороны ответчика носит длящийся характер, поскольку имела место в течение срока действия трудового договора, и полагает, что годичный срок для обращения в суд в соответствии с ч.2 ст.392 Трудового кодекса РФ о взыскании причитающихся выплат в связи с увольнением, подлежит исчислению с даты увольнения в соответствии с Определением Верховного Суда РФ от 06.05.2019 №5-КГ19-9.
На основании изложенного, истец просит суд взыскать с УФНС России по Кировской области
- компенсацию за неиспользованный отпуск за <дата> год в размере 4 228,16 руб.,
- компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 49 951,32 руб.,
- оплату отпуска за период с <дата> по <дата> в размере 14 365,63 руб.,
- оплату отпуска за период с <дата> по <дата> в размере 61 314,87 руб.,
- компенсацию за задержку выплаты указанных сумм: по отпускным – со срока их выплаты, по компенсациям – с <дата>. и по день вынесения решения,
- компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.
До принятия судом решения истец в заявлении от 12.04.2024г. увеличила исковые требования в отношении требования о взыскании компенсации за задержку выплаты недополученных сумм, просила суд обязать УФНС России по Кировской области рассчитать и выплатить компенсацию за задержку выплаты недополученных сумм по день фактического расчета включительно. Протокольным определением суда от 22.04.2024г. увеличение исковых требований принято судом на основании ст.39 ГПК РФ.
В заявлении от 16.05.2024г. Колесникова Л.М. вновь уточнила (увеличила) исковые требования в соответствии с расчетами спорных сумм, представленных суду ответчиком, и просила суд взыскать с УФНС России по Кировской области
- компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 52101,00 руб.,
- компенсацию за неиспользованный отпуск с учетом НДФЛ в размере 3836,64 руб.,
- отпускные за период с <дата> по <дата> с учетом НДФЛ в размере 16 454, 09 руб.,
- отпускные за период с <дата> по <дата> в размере 67 664,82 руб.,
- компенсацию за задержку выплаты данных сумм: по отпускным – со срока их выплаты, по компенсациям – с <дата>. и по день фактического расчета включительно,
- компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей,
также просила восстановить пропущенный срок обращения в суд за защитой нарушенного права пот отпускным и удовлетворить заявленные требования (л.д.232-233).
В судебное заседание 20.05.2024г. истец Колесникова Л.М., надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте судебного разбирательства, представила заявление о рассмотрении дела без её участия.
Представитель ответчика УФНС России по Кировской области по доверенности Никитина О.С. в представленных возражениях и дополнениях к ним (л.д.36-39, 210, 235-236) исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска Колесниковой Л.М. в полном объеме, указала, что все причитающиеся истцу выплаты были рассчитаны и выплачены в соответствии с ч.2 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 №562 и от 01.04.2022 №554, которыми заявленные выплаты специального материального стимулирования (СМС) и дополнительного материального стимулирования (ДМС) в качестве самостоятельных выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания, в том числе на основании ч.10 ст.50 Федерального закона №79-ФЗ, не предусмотрены, поскольку средства СМС и ДМС выплачиваются сверх фонда оплаты труда за счет дополнительных бюджетных ассигнований, не предусмотрены служебным контрактом истца, поэтому такие выплаты не были учтены при выплате денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также при выплате компенсаций при увольнении в виде четырехмесячного денежного содержания и за неиспользованный отпуск. Обращает внимание, что действующими Правилами №554 не предусмотрено отнесение средств дополнительного материального стимулирования в состав денежного содержания, выплата которого, кроме того, была прекращена с 01.01.2023г., поэтому такие выплаты не могут быть учтены при увольнении истца в <дата> году при компенсации утраченного заработка. Также ответчик заявил о пропуске истцом срока на обращение в суд, установленного ст.392 Трудового кодекса РФ и составляющего один год со дня установленного срока выплаты денежных сумм, установленного для оплаты отпускных не позднее чем за 10 календарных дней до начала отпуска, полагает пропущенным срок обращения истца в суд за доплатой отпускных в отношении всех заявленных в иске отпусков, кроме отпуска за период с <дата>., кроме того, полагает, что отсутствуют правовые основания дл восстановления пропущенного срока обращения в суд Колесниковой Л.М., которая имеет высшее юридическое образование и в период работы в Инспекции осуществляла юридическое сопровождение деятельности налогового органа, в том числе занимала должность начальника правового отдела, в связи с чем обладала достаточными знаниями для обращения в суд в сроки, установленные ТК РФ. Полагает, что отсутствуют основания для компенсации морального вреда. В представленном заявлении от 20.05.2024г. представитель ответчика Никитина О.С. просила провести судебное заседание 20.05.2024г. без её участия, указала, что доводы, изложенные в возражениях поддерживает в полном объеме.
Представители третьих лиц - ФНС России, Министерство финансов Российской Федерации, УФК по <адрес>, привлеченных к участию в деле определением суда от 21.03.2024г., в судебное заседание не явились, были уведомлены о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Третьи лица - Министерство финансов Российской Федерации и УФК по <адрес> в представленном отзыве просили рассмотреть дело без участия своего представителя, указали, что материальное стимулирование гражданских служащих за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, имеющих целевой характер, подлежит включению в состав денежного содержания гражданского служащего и учету при исчислении среднего заработка, при этом за разрешением спора в случае неполной выплаты заработной платы, причитающейся работнику при увольнении, работник имеет право обратиться в течение одного года со дня установленного срока выплаты спорных сумм, полагает, что уважительных причин пропуска срока обращения в суд с иском о взыскании отпускных за период с <дата>. истцом не представлено и указанные требования удовлетворению не подлежат, при этом считают, что в соответствии с ч.1 ст.236 Трудового кодекса РФ в случае нарушения установленных сроков выплаты заработной платы работодатель обязан выплатить работнику задолженность по заработной плате с уплатой процентов в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер компенсации морального вреда в соответствии со ст.237 Трудового кодекса РФ и ст.150,151, Гражданского кодекса РФ определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий с учетом требований разумности и справедливости с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен вред и индивидуальных особенностей потерпевшего (л.д.188-192).
Третье лицо – ФНС России, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте судебного разбирательства, мнения по иску не выразило, представителя в суд не направило.
Исследовав письменные материалы дела, учитывая письменные пояснения истца и представителя ответчика, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (далее – Федеральный закон №79-ФЗ) гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом.
Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона №79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст. 50 Федерального закона №79-ФЗ).
В соответствии с ч. 5 ст. 50 Федерального закона №79-ФЗ к дополнительным выплатам относятся:
1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200% этого оклада;
3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством РФ;
4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);
5) ежемесячное денежное поощрение;
6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
В соответствии с ч.10 ст.50 Федерального закона №79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с ч. 3.1. ст. 37 Федерального закона №79-ФЗ, в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
Согласно ч. 13 ст. 46 Федерального закона №79-ФЗ при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 №562 были утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее – Правила от 06.09.2007 №562), которые действовали в период по 31.12.2022г. и определяли порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего, в том числе в период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске; при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, и применялись при исчислении денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих в период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчете денежной компенсации за неиспользованные отпуска, в том числе во время прохождения гражданской службы Колесниковой Л.М. в спорные периоды с <дата> года, входящие в 12 календарных месяцев, предшествующих её увольнению.
В соответствии с пунктом 6 Правил от 06.09.2007 №562 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.
В случаях, предусмотренных пп. "д" (при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и пп."з" (в случае прекращения служебного контракта в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ», если нарушение установленных обязательных правил заключения служебного контракта допущено не по его вине) п. 1 Правил от 06.09.2007 №562 гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц. Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных пп. "а" - "г" п. 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных пп. "д" - "ж" п. 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (п. 8 Правил от 06.09.2007 №562).
В пп. "а" - "г" п. 2 Правил от 06.09.2007 №562 поименованы:
ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
ежемесячное денежное поощрение;
в пп. "д" - "ж" п. 2 Правил от 06.09.2007 №562 предусмотрены:
премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;
единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Постановлением Правительства РФ от 01.04.2022 №554 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих с началом действия с 1 января 2023 года (далее – Правила от 01.04.2022г. №554) и признаны утратившими силу Правила от 06.09.2007 №562.
Согласно действующим Правилам от 01.04.2022 №554 при расторжении служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона (часть 3.1 статьи 37 Федерального закона) федеральному государственному гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация в размере 4-месячного денежного содержания.
Согласно п. 3 Правил от 01.04.2022г. №554 для исчисления денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, денежной компенсации за неиспользованные отпуска, выплачиваемой при прекращении или расторжении служебного контракта и увольнении с гражданской службы (часть 13 статьи 46 Федерального закона), денежной компенсации в размере 4-месячного денежного содержания, выплачиваемой при расторжении служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона (часть 3.1 статьи 37 Федерального закона), учитываются выплаты, входящие в состав денежного содержания, к которым относятся:
а) месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания);
б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
в) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
г) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
д) ежемесячное денежное поощрение;
е) премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий;
ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;
з) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
В пункте 4 Правил от 01.04.2022 №554 предусмотрено, что при исчислении денежного содержания помимо выплат, указанных в пункте 3 настоящих Правил, дополнительно учитываются:
а) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;
б) другие предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации ежемесячные надбавки и иные ежемесячные выплаты, устанавливаемые в количестве должностных окладов или в процентах должностного оклада, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, если иное не предусмотрено указанными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Правил от 01.04.2022 №554 на период нахождения в ежегодном отпуске гражданскому служащему сохраняется денежное содержание, которое исчисляется за весь период отпуска как за фактически отработанное время и состоит из оклада денежного содержания и дополнительных выплат. При исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно к сохраняемому денежному содержанию также учитываются 1/12 размера выплат, предусмотренных подпунктами "е" и "з" пункта 3 настоящих Правил, то есть премий, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий и материальной помощи, начисленных служащему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Конкретный размер денежного содержания на период ежегодного оплачиваемого отпуска рассчитывается путем деления исчисленного по общим правилам денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней в году) и умножения на число календарных дней отпуска.
Пунктом 8 Правил от 01.04.2022г. №554 предусмотрено, что денежная компенсация за неиспользованные отпуска, выплачиваемая при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы (часть 13 статьи 46 Федерального закона), а также денежная компенсация в размере 4-месячного денежного содержания, выплачиваемая при расторжении служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона (часть 3.1 статьи 37 Федерального закона), исчисляются исходя из установленных гражданскому служащему на день их выплаты размеров оклада денежного содержания и иных выплат, предусмотренных подпунктами "б" - "д" пункта 3 и пунктом 4 настоящих Правил, а также 1/12 размера выплат, предусмотренных подпунктами "е" - "з" пункта 3 настоящих Правил, начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дню выплаты указанных компенсаций.
В соответствии с п. 9 Правил от 01.04.2022г. №554 денежное содержание для расчета денежных компенсаций, выплачиваемых при расторжении служебного контракта в связи с сокращением, упразднением государственного органа, при расторжении срочного служебного контракта о замещении должности гражданской службы в порядке ротации исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров оклада денежного содержания и выплат, предусмотренных пп. "б" - "д" п. 3 и п. 4 Правил №554, а также 1/12 размера выплат, предусмотренных пп. "е" - "з" п. 3 Правил №554, начисленных гражданскому служащему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Таким образом, Федеральным законом №79-ФЗ установлена структура денежного содержания гражданских служащих, в которой имеются две составляющие: оклад денежного содержания, являющийся базой денежного содержания, основой материального обеспечения гражданского служащего и зависит от должностного положения гражданского служащего, и дополнительные выплаты, которые носят стимулирующий характер и зависят от специфики, особых условий выполнения должностных обязанностей конкретным гражданским служащим. Вышеуказанными Правилами *** и Правилами *** в периоды их действия установлен порядок исчисления месячного денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и увольнения в связи с сокращением, которым предусмотрены составляющие денежного содержания гражданских служащих, учитываемые при исчислении месячного денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также при выплате компенсационных выплат при увольнении в связи с сокращением.
Из материалов дела следует, что Колесниковой Л.М., <дата> года рождения, на основании приказа Инспекции МРИ ФНС по Вятско-Полянскому району *** от <дата> была принята на государственную должность федеральной государственной службы РФ специалиста 1 категории с <дата> и с указанного времени работала в данном налоговом органе непрерывно до увольнения <дата>.
<дата> с Колесниковой Л.М. был заключен служебный контракт *** о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации по должности начальника правового отдела Межрайонной ИФНС России №4 по Кировской области сроком с <дата> по <дата> (взамен ранее действовавшего служебного контракта *** от 15.08.2005г.), который был продлен на основании дополнительного соглашения *** к служебному контракту от <дата> *** на срок с <дата> по <дата>.
<дата> с Колесниковой Л.М. был заключен служебный контракт государственной гражданской службы РФ *** о прохождении ею государственной гражданской службы по должности заместителя начальника отдела выездных проверок Межрайонной ИФНС России № 4 по Кировской области сроком с <дата> по <дата>.
<дата> с Колесниковой Л.М. заключен служебный контракт государственной гражданской службы РФ *** о прохождении ею государственной гражданской службы по должности заместителя начальника отдела камеральных проверок №1 Межрайонной ИФНС России № 4 по Кировской области на срок с <дата> по <дата>, который был продлен приказом начальника Межрайонной ИФНС России *** по <адрес> от <дата> *** на один год до <дата>.
Приказом Межрайонной ИФНС России № 4 по Кировской области от <дата> *** Колесникова Л.М. уволена с <дата> с государственной гражданской службы на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе с выплатой компенсации. Указанным приказом принято решение о выплате Колесниковой Л.М. компенсации за неиспользованный отпуск в количестве <дата> дня и компенсации в размере, установленном ч. 3.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ), то есть в размере четырехмесячного денежного содержания.
Приказом Федеральной налоговой службы России от 07.12.2022 № ЕД-7-4/1167 Межрайонная ИФНС России №4 по Кировской области реорганизована присоединением к Управлению Федеральной налоговой службы России по Кировской области, которое признано правопреемником Межрайонной ИФНС России №4 по Кировской области, указано, что приказ вступает в силу с 27 марта 2023 года.
Согласно представленных истцом и ответчиком сведений при увольнении с государственной гражданской службы истцу Колесниковой Л.М. в соответствии с ч. 13 ст. 46, ч. 3.1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» исходя из месячного денежного содержания на дату увольнения были произведены выплаты компенсации за неиспользованный очередной отпуск за <дата> дня в размере 19 269,30 руб., а также компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 227 657,64 руб.
Решением Вятскополянского районного суда Кировской области от 20.07.2023г. по делу №2-562/2023, вступившим в законную силу 29.08.2023, с УФНС России по Кировской области в пользу Колесниковой Л.М. были взысканы недополученные суммы по оплате отпусков за <дата> гг. в размере 16 567 руб. 30 коп., компенсация в размере 4-месячного денежного содержания в размере 54 750 руб. 72 коп., компенсация за неиспользованный отпуск в размере 4 031 руб. 24 коп., а также компенсация за задержку выплаты денежных сумм в размере 6 339 руб. 11 коп.
Вышеуказанным решением суда также установлено, что служебным контрактом о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ в Федеральной налоговой службе, заключенным между истцом Колесниковой Л.М. и Межрайонной ИФНС России № 4 по Кировской области, Колесниковой Л.М. было установлено денежное содержание, состоящее из:
- месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы;
- месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы;
- ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет;
- ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы;
- ежемесячного денежного поощрения;
- премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
- единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи;
- другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Также в Межрайонной ИФНС России №4 по Кировской области было утверждено Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, премирования, выплаты единовременного денежного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России № 4 по Кировской области, которое было разработано на основании Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ", Указов Президента РФ от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", от 25.07.2006 №765 «О единовременном поощрении лиц, проходящих федеральную государственную службу» и согласно которому премирование гражданских служащих осуществляется за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на ответчика. Иные виды премий не были предусмотрены.
Согласно вышеуказанному вступившему в законную силу решению Вятскополянского районного суда Кировской области от 20.07.2023г. по делу №2-562/2023 установлено, что выплаченное истцу материальное стимулирование (СМС) выделялось именно на оплату труда гражданского служащего с целью его материальной мотивации и увеличения объема выплат гражданским служащим, обусловленного реальной эффективностью работы, в связи с чем признал средства специального материального стимулирования подлежащими включению в состав денежного содержания гражданского служащего, в том числе при расчете компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, а также оплате отпускных за <дата>
В соответствии с ч.2 ст.61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В рамках рассмотрения гражданского дела *** было установлено, что в период прохождения государственной гражданской службы Колесниковой Л.М. производились выплаты средств материального стимулирования (премия СМС) ежеквартально в соответствии с приказами УФНС России по Кировской области о материальном стимулировании федеральных государственных служащих межрайонных ИФНС России по Кировской области и ИФНС России по г. Кирову и на основании приказов Межрайонной ИФНС России №4 по Кировской области:
- от <дата> *** дсп за 4 квартал <дата>
- от <дата> *** дсп за 1 квартал <дата>;
- от <дата> *** дсп за 2 квартал <дата>;
- от <дата> *** дсп за 3 квартал <дата>;
- от <дата> *** дсп за 4 квартал <дата>;
- от <дата> *** дсп за 1 квартал <дата>;
- от <дата> *** дсп за 2 квартал <дата>;
- от <дата> *** дсп за 3 квартал <дата>.
которые не были учтены при расчете компенсаций неиспользованного отпуска, четырехмесячного денежного содержания при увольнении, а также оплаты отпускных за <дата>. и были взысканы решением суда в размере с учетом СМС, при этом требования о включении в состав денежного содержания средств дополнительного материального стимулирования при расчете и выплате при увольнении компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, оплаты отпусков за <дата>., а также включении в состав денежного содержания средств специального материального стимулирования и дополнительного материального стимулирования при оплате отпускных за период с <дата>. Колесниковой Л.М. не заявлялись и не рассматривались и являются предметом рассмотрения по настоящему делу.
Из представленных ответчиком приказов о выплате материального стимулирования следует, что в период, в том числе предшествующий увольнению, Колесниковой Л.М. были произведены выплаты:
средств материального стимулирования (премия СМС) на основании приказов Межрайонной ИФНС России №4 по Кировской области, изданных на основании заседаний Комиссии инспекции по оценке эффективности деятельности и распределению средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих инспекции:
- от <дата> ***дсп за 4 квартал <дата> года в размере 64348,00 руб.;
- от <дата> ***дсп за 1 квартал <дата> года в размере 55377,00 руб.;
- от <дата> ***дсп за 2 квартал <дата> года в размере 52969,00 руб.;
- от <дата> ***дсп за 3 квартал <дата> года в размере 32877,00 руб.;
- от <дата> ***дсп за 4 квартал <дата> года в размере 46973,00 руб.;
- от <дата> ***дсп за 1 квартал <дата> года в размере 39527,00 руб.;
- от <дата> ***дсп за 2 квартал <дата> года в размере 30353,00 руб.;
- от <дата> ***дсп за 3 квартал <дата> года в размере 44960,00 руб.;
- от <дата> ***дсп за 4 квартал <дата> года в размере 60120,00 руб.;
- от <дата> ***дсп за 1 квартал <дата> года в размере 65897,00 руб.;
- от <дата> ***дсп за 2 квартал <дата> года в размере 56775,00 руб.;
- от <дата> ***дсп за 3 квартал <дата> года в размере 38630,00 руб.;
- от <дата> ***дсп за 4 квартал <дата> года в размере 45776,00 руб.;
- от <дата> ***дсп за 1 квартал <дата> года в размере 39354,00 руб.;
- от <дата> ***дсп за 2 квартал <дата> года в размере 35549,00 руб.;
- от <дата> ***дсп за 3 квартал <дата> года в размере 43573,00 руб.,
а также средств материального стимулирования за счет дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих Межрайонной ИФНС России №4 по Кировской области сверх установленного фонда оплаты труда инспекции (премии ДМС), на основании на основании писем УФНС России по Кировской области и приказов Межрайонной ИФНС России №4 по Кировской области о выплате материального стимулирования за эффективные показатели профессиональной служебной деятельности федеральных государственных гражданских служащих, за личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на Межрайонную ИФНС России №4 по Кировской области, повышение эффективности налогового администрирования премий:
- от <дата> ***дсп за март <дата> года в размере 29187,00 руб.;
- от <дата> ***дсп за апрель <дата> года в размере 17689,00 руб.;
- от <дата> ***дсп за июнь <дата> года в размере 19 458,00 руб.;
- от <дата> ***дсп за сентябрь <дата> года в размере 20299,00 руб.;
- от <дата> ***дсп за ноябрь <дата> года в размере 36132,00 руб.;
- от <дата> ***дсп за февраль-март <дата> года в размере 28114,00 руб.;
- от <дата> ***дсп за апрель <дата> года в размере 12947,00 руб.;
- от <дата> ***дсп за май <дата> года в размере 13102,00 руб.;
- от <дата> ***дсп за июль <дата> года в размере 20299,00 руб.;
- от <дата> ***дсп за август <дата> года в размере 7574,00 руб.;
- от <дата> ***дсп за сентябрь <дата> года в размере 12422,00 руб.;
- от <дата> ***дсп за 9 месяцев <дата> года в размере 29482,00 руб.;
- от <дата> ***дсп за март <дата> года в размере 40877,00 руб.;
- от <дата> ***дсп в размере 20 909,00 руб.;
- от <дата> ***дсп в размере 31 364,00 руб.;
- от <дата> ***дсп в размере 19 314,00 руб.;
- от <дата> ***дсп в размере 6 922,00 руб.;
- от <дата> ***дсп в размере 23 875,00 руб.;
- от <дата> ***дсп в размере 48 312,00 руб.;
- от <дата> ***дсп в размере 7 195,00 руб.;
- от <дата> ***дсп в размере 19 269,00 руб.;
- от <дата> ***дсп в размере 38 568,00 руб.;
- от <дата> ***дсп в размере 40 598,00 руб.,
- от <дата> ***дсп в размере 44 224,00 руб.;
- от <дата> ***дсп в размере 6 449,00 руб. (л.д.67-167).
В представленной справке истца о доходах (2-НДФЛ) за <дата> год вышеприведенные суммы материального стимулирования учтены по коду дохода «2002», по которому согласно приказу ФНС России от 10.09.2015 *** учитываются суммы премий, выплачиваемых за производственные результаты и иные подобные показатели, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами), а также отражаются премии, выплачиваемые работникам организаций в соответствии с трудовым договором за производственные результаты, являющиеся составной частью оплаты труда (л.д.12).
Фактические обстоятельства выплаты истцу материального стимулирования, в том числе дополнительного, а также размер и источник этих выплат ответчиком не оспаривались.
Также ответчиком не оспаривался факт того, что вышеперечисленные выплаченные истцу суммы материального стимулирования (премии СМС), а также премии за счет дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих сверх установленного фонда оплаты труда (премии ДМС) в расчет денежного содержания, сохраняемого на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках за <дата> гг. Колесниковой Л.М. не были включены, как не были включены премии ДМС при расчете ежемесячного денежного содержания при исчислении и выплате Колесниковой Л.М. компенсационных выплат при увольнении в виде четрехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск, а также при выплате отпускных за <дата>.
В силу ст. 51 Федерального закона №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа (ч. 1). При формировании фондов оплаты труда гражданских служащих государственных органов предусматриваются средства для осуществления выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона (ч. 2). Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3). Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации (ч. 6).
Формирование фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих также за счет иных выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, было предусмотрено и до внесения соответствующих изменений в ст. 51 Федерального закона №79-ФЗ.
Так, Указом Президента РФ от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (в редакции, действовавшей до 01.01.2023) в пункте 8 было установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год), а в пункте 9 было оговорено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты в том числе: денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности РФ; повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом РФ; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абз. 8 пп. "р" п. 2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству РФ было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из вышеприведенных положений нормативных актов следует, что специальное материальное стимулирование и дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих налоговых органов производилось за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда, выплачивалось государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, следовательно относятся к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст.50 Федерального закона №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания гражданских служащих.
Кроме того, поскольку в соответствии с положениями ч. 3 ст. 51 Федерального закона №79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих федеральных государственных органов формируется также за счет средств на иные выплаты, к которым относится материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, выплаченные истцу в соответствии с приказами ответчика премии за счет бюджетных ассигнований в виде средств специального и дополнительного материального стимулирования, следует признать входящими в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, подлежащими учету при расчете компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности, компенсации за неиспользованный отпуск, а также денежного содержания за периоды нахождения в отпусках.
Вышеуказанный вывод подтверждается разъяснениями, содержащимся в письме Минфина России от 27.04.2021 №14-03-03/32289, выплата гражданским служащим материального стимулирования, связана с исполнением ими должностных обязанностей и по своей сути имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий, и осуществляется по результатам оценки достижения гражданским служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №329, указанное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственно политики и нормативно-правовому регулированию. В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 №506, ФНС России находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Из содержания названных документов следует, что материальное стимулирование осуществлялось сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службой на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.
Из представленных в дело приказов Межрайонной ИФНС России №4 по Кировской области также следует, что материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих производится за счет средств федерального бюджета на материальное стимулирование и дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование сверх установленного фонда оплаты труда.
На основании исследования совокупности представленных доказательств судом установлено, что до УФНС России по Кировской области доводились бюджетные ассигнования на материальное стимулирование, а также дополнительные бюджетные ассигнования на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда, которые приказами УФНС России по Кировской области распределялись на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих подведомственных налоговых инспекций Кировской области, в том числе Межрайонной ИФНС России №4 по Кировской области, которая на основании утвержденногго собственного приказа о выплате материального стимулирования производила выплату таких средств своим работникам, при этом в приказах о выплате премий ДМС у указано на производство таких выплат за повышение эффективности налогового администрирования и личный вклад в обеспечение выполнения полномочий налогового органа.
Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что указанное материальное стимулирование, в том числе дополнительное материальное стимулирование выплаченное Колесниковой Л.М. в период прохождения гражданской службы в соответствии с приказами ответчика за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, относится к иным дополнительным выплатам, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, а, соответственно, суммы материального стимулирования, в том числе дополнительного материального стимулирования должны учитываться при расчете денежного содержания истца на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении.
Доводы ответчика о том, что дополнительное материальное стимулирование не подлежит учету при расчете денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсаций при увольнении, суд отклоняет, поскольку материальное стимулирование и дополнительное материальное стимулирование имеют одну правовую природу направленную на стимулирование оплаты труда гражданских служащих. Все денежные суммы как материального стимулирования так и дополнительного материального стимулирования выплачивались на основании приказов вышестоящих органов, которые в свою очередь принимались на основании постановлений Правительства РФ, целью которых являлось совершенствование системы материальной и моральной мотивации государственных гражданских служащих, доведение уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличение в оплате труда государственных гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы.
Представленные суду приказы о материальном стимулировании гражданских служащих Межрайонной ИФНС России №4 по Кировской области свидетельствуют о том, что налоговые органы в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих производили начисление своим гражданским служащим выплат стимулирующего характера (материальное стимулирование), имеющих цель материальной мотивации гражданских служащих, увеличение объема выплат гражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы, таким образом, выделяемых ФНС России именно на оплату труда, а потому подлежащих включению в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем суд приходит к выводу, что при исчислении размера денежного содержания в периоды нахождения в отпусках, а также при увольнении компенсация в размере 4-месячного денежного содержания и компенсация за неиспользованный отпуск были выплачены Колесниковой Л.М.. не в полном размере - без учета начисленных и выплаченных ей средств материального стимулирования за период в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дню выплаты указанных денежного содержания за периоды отпусков и выплаты компенсаций при увольнении.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 422 Налогового кодекса РФ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в частности, связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Из представленных на основании определения суда ответчиком расчетов следует, что при оплате отпусков в <дата> годах, а также при выплате компенсаций при увольнении размер указанных выплат был исчислен ответчиком исходя из размера денежного содержания Колесниковой Л.М. на дату увольнения в сумме 43 865,00 руб., включающего должностной оклад в размере 16 911,00 руб., месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином – 11 732,00 руб., ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет в размере 5 074,00 руб., ежемесячную надбавку за особые условия гражданской службы в размере 5074,00 руб., ежемесячное денежное поощрение в размере 5 074,00 руб., а также 1/12 от выплаченных сумм премий, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий и материальной помощи за счет Фонда оплаты труда, единовременной выплаты к отпуску, при этом при расчете денежного содержания не были учтены выплаченные за предыдущий год суммы средств материального стимулирования (премии СМС и ДМС).
Таким образом, истцу ответчиком <дата>. была произведена выплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 227 657,64 руб., компенсация <дата> дней отпуска в размере 19 269,30 руб.
Оплата отпусков Колесниковой Л.М. была произведена ответчиком
- за период с <дата> по <дата> в размере 10 866,48 руб. (<дата>.),
- за период с <дата> по <дата> в размере 20 390,16 руб. (<дата>.),
- за период с <дата> по <дата> в размере 1 618,30 руб. (<дата>.),
- за период с <дата> по <дата> в размере 4 149,85 руб. (<дата>.),
- за период с <дата> по <дата> в размере 9 977,44руб. (<дата>.),
- за период с <дата> по <дата> в размере 6 815,27 руб. (<дата>.),
- за период с <дата> по <дата> в размере 24 340,25 руб. (<дата>.),
- за период с <дата> по <дата> в размере 7239,28 руб. (<дата>.),
- за период с <дата> по <дата> в размере 10 858,92 руб. (<дата>.),
- за период с <дата> по <дата> в размере 12282,48 руб. (<дата>.),
- за период с <дата> по <дата> в размере 8560,50 руб.( <дата>.).
Решением Вятскополянского районного суда Кировской области от 20.07.2023г. по делу №2-562/2023, с УФНС России по Кировской области в пользу Колесниковой Л.М. были взысканы с учетом включения в расчет при исчислении ежемесячного денежного содержания премий СМС компенсация в размере 4-месячного денежного содержания в размере 54 750 руб. 72 коп., компенсация за неиспользованный отпуск в размере 4 031 руб. 24 коп., а также оплата отпусков ( с учетом удержания НДФЛ)
- за период с <дата> по <дата> в размере 4 099,16 руб.;
- за период с <дата> по <дата>: в размере 6 148,74 руб.;
- за период с <дата> по <дата>: в размере 4 287,25 руб.;
- за период с <дата> по <дата>: в размере 2 032,15 руб.
Согласно расчетам ответчика, фактически согласованным истцом посредством уточнения исковых требований на основании представленных ответчиком расчетов, с учетом включения премий ДМС при исчислении ежемесячного денежного содержания к доплате Колесниковой Л.М. подлежит компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 52 101,00 руб., компенсация <дата> дней отпуска в размере 4 409,94 руб., за вычетом НДФЛ в размере 3838,65 руб., а также доплата денежного содержания за периоды нахождения в отпусках всего в сумме 18 912,75 руб., в том числе
- за период с <дата> по <дата> в размере 4 030,96 руб.,
- за период с <дата> по <дата>: в размере 5578,68 руб.;
- за период с <дата> по <дата>: в размере 7080,36 руб.;
- за период с <дата> по <дата>: в размере 2 222,75 руб.,
за вычетом НДФЛ в сумме 16 454,09 руб., а также с учетом включения премий СМС и ДМС при исчислении ежемесячного денежного содержания Колесниковой Л.М. подлежит доплата денежного содержания за периоды нахождения в отпусках в сумме 77 775,65 руб., в том числе
- за период с <дата> по <дата> в размере 11 205,96 руб. (были выплачены в сумме 10866,48 руб., с учетом премий СМС и ДМС подлежали выплате в сумме 22072,44 руб.),
- за период с <дата> по <дата> в размере 21 723,60 руб. (были выплачены в сумме 20390,16 руб., с учетом премий СМС и ДМС подлежали выплате в сумме 42113,76 руб.),
- за период с <дата> по <дата> в размере 1 835,60 руб. (были выплачены в сумме 1618,30 руб., с учетом премий СМС и ДМС подлежали выплате в сумме 3453,90 руб.),
- за период с <дата> по <дата> в размере 4 098,40 руб. (были выплачены в сумме 4149,85 руб., с учетом премий СМС и ДМС подлежали выплате в сумме 8248,25 руб.),
- за период с <дата> по <дата> в размере 8 939,96 руб. (были выплачены в сумме 9977,40 руб., с учетом премий СМС и ДМС подлежали выплате в сумме 18 917,36 руб.),
- за период с <дата> по <дата> в размере 5 947,13 руб. (были выплачены в сумме 6815,27 руб., с учетом премий СМС и ДМС подлежали выплате в сумме 12 762,40 руб.),
- за период с <дата> по <дата> в размере 24 025,00 руб. (были выплачены в сумме 24 340,25 руб., с учетом премий СМС и ДМС подлежали выплате в сумме 48 365,25 руб.),
за вычетом НДФЛ всего в сумме 67664,82 руб.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств и совокупности исследованных судом доказательств, применив к правоотношениям сторон вышеуказанные нормы материального права, суд приходит к убеждению, что материальное стимулирование, включая премии СМС и ДМС, государственных гражданских служащих является составной частью оплаты труда федерального государственного гражданского служащего, которое подлежит учету при исчислении денежного содержания за периоды нахождения в отпусках, а также при выплате компенсаций при увольнении за неиспользованный отпуск, а также в размере четырехмесячного денежного содержания, следовательно, были неправомерно не включены при начислении отпускных, а также выплате компенсаций при увольнении Колесниковой Л.М., что повлекло уменьшение выплаченных в её пользу денежных сумм по оплате труда, в связи с чем её право на выплату денежного содержания в полном объеме подлежит восстановлению в судебном порядке посредством удовлетворения исковых требований и взыскания в её пользу недоплаченных денежных средств.
Суд не усматривает оснований для отказа в иске Колесниковой Л.М. о взыскании оплаты отпусков за <дата> годы по доводам ответчика о пропуске срока обращения в суд.
Согласно ст.392 Трудового кодекса РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй, третьей и четвертой настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
Примерный перечень уважительных причини пропуска указанных выше сроков приведен в п.16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 № 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям» и п.5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», который включает обстоятельства, объективно препятствовавшие работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора, как то: болезнь работника, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимости осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи и т.п., при этом не является исчерпывающим.
Исходя из представленных суду документов установлено, что сроки обращения в суд продолжительностью 1 год по требованиям Колесниковой Л.М. о взыскании недоплаченного денежного содержания за периоды нахождения в отпусках в <дата> годах действительно истекли в периоды с <дата>., в указанной части доводы возражений ответчика суд полагает обоснованными, учитывая, что Колесникова Л.М. обратилась в суд с иском о взыскании недоплаченных отпускных <дата>.
Между тем суд учитывает, что в течение всего периода выплаты материального стимулирования в распоряжении истца отсутствовали сведения о не включении премий СМС и ДМС в оплату отпускных, расчеты сумм денежного содержания в период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске при каждой его выплате не выдавались, что лишало работника права на своевременную защиту трудовых прав по вине работодателя, вследствие чего о том, что спорные выплаты не учитывались работодателем при расчете денежного содержания в период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках Колесниковой Л.М. стало известно при увольнении <дата>., в связи с чем, исходя из длящегося характера нарушения и обязанности работодателя по своевременной и полной выплате работнику причитающихся денежных средств, суд приходит к выводу об уважительности причин пропуска истцом сроков обращения в суд с требованиями о взыскании денежного содержания за периоды нахождения в отпусках <дата>. и находит ходатайство истца, изложенное в заявлении об уточнении исковых требований от 16.05.2024г., о восстановлении пропущенных сроков на обращение в суд, подлежащим удовлетворению.
Принимая во внимание, что работник является более слабой стороной в трудовых правоотношениях, суд полагает, что ни наличие юридического образования у Колесниковой Л.М. ни занятие ею руководящей должности в период работы в Межрайонной ИФНС России №4 по Кировской области не возлагало на неё обязанности по проверке правильности начисленного ей денежного содержания, в связи с чем указанные обстоятельства не могут при рассматриваемых обстоятельствах умалять объем ответственности работодателя перед гражданским служащим за ненадлежащее исполнение обязанности по выплате денежного содержания и компенсационных выплат в полном размере и в установленные сроки
На основании изложенного, проверив расчет взыскиваемых сумм, руководствуясь ч.3 ст.196 ГПК РФ, суд признает его арифметически верным, и приходит к убеждению об удовлетворении исковых требований Колесниковой Л.М. и взыскании с УФНС России по Кировской области в её пользу
компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 52 101,00 руб.,
компенсации за неиспользованный отпуск (<дата> дней) в размере 4 409,94 руб., с учетом удержания НДФЛ в размере 3 836,64 руб.,
невыплаченных отпускных за <дата> годы всего в сумме 18 912,75 руб., с учетом удержания НДФЛ в размере 16 454,09 руб., в том числе
- за период с <дата> по <дата> в размере 3506,94 руб. (включая НДФЛ - 4 030,96 руб.);
- за период с <дата> по <дата>: в размере 4853,45 руб. (включая НДФЛ - 5578,68 руб.);
- за период с <дата> по <дата>: в размере 6159,91 руб. (включая НДФЛ 7080,36 руб.);
- за период с <дата> по <дата>: в размере 1 933,79 руб. (включая НДФЛ 2 222,75 руб.),
невыплаченных отпускных за <дата> годы (с учетом удержания НДФЛ) всего в сумме 77 775,65 руб., учетом удержания НДФЛ в сумме 67 664,82 руб. в том числе
- за период с <дата> по <дата> в размере 9749,19 руб. (включая НДФЛ - 11 205,96 руб.),
- за период с <дата> по <дата> в размере 18 899,53 руб. (включая НДФЛ - 21 723,60 руб.),
- за период с <дата> по <дата> в размере 1596,97 руб. (включая НДФЛ - 1 835,60 руб.),
- за период с <дата> по <дата> в размере 3565,61 руб. (включая НДФЛ - 4 098,40 руб.),
- за период с <дата> по <дата> в размере 7777,77 руб. (включая НДФЛ - 8 939,96 руб.),
- за период с <дата> по <дата> в размере 5174,00 руб. (включая НДФЛ - 5 947,13 руб.),
- за период с <дата> по <дата> в размере 20901,75 руб. (включая НДФЛ - 24 025,00 руб.),
всего с учетом удержания НДФЛ при оплате отпусков в общей сумме 140 056,55 руб. (включая НДФЛ - 153 199 руб. 34 коп.).
Согласно статье 140 Трудового кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Согласно ч.1 ст. 142 Трудового кодекса РФ работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с данным кодексом и иными федеральными законами.
В соответствии со ст.236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм (часть 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации).
Поскольку судом установлено нарушение работодателем установленного срока выплаты Колесниковой Л.М. денежного содержания в качестве оплаты отпусков, а также нарушение сроков производства выплат при увольнении в части спорных недоплаченных сумм, причитающихся работнику, суд приходит к выводу о наличии правовых основания для взыскания с ответчика в пользу истца денежной компенсации за задержку причитающихся истцу выплат по день фактического расчета включительно.
При расчете компенсации по ст. 236 Трудового кодекса РФ суд учитывает положения ч. 10 ст. 46 Федерального закона №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно которой выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска.
Размеры недоплаченных сумм, указанные Колесниковой Л.М. в заявлении об уточнении исковых требований от 16.05.2024г., не имеют расхождений с представленными ответчиком расчетами спорных взыскиваемых сумм денежного содержания за периоды нахождения в отпусках (л.д. 220-225), указанные расчеты ответчика проверены судом, признаются арифметически верными, не оспариваются истцом и принимаются в качестве достоверного доказательства размера каждой спорной денежной выплаты.
При исчислении денежной компенсации за задержку причитающихся истцу выплат на основании ч.1 ст.236 Трудового кодекса РФ суд производит с использованием СПС КонсультантПлюс Калькуляторы, исходя из каждой суммы невыплаченных денежных средств, размера 1/150 ключевой ставки Банка России за период задержки каждой выплаты и количества дней просрочки, следующим образом:
- за период отпуска с <дата> по <дата> компенсацию на сумму 9749,19 руб. с <дата> по <дата> в размере 5 183,32 руб.,
- за период отпуска с <дата> по <дата> компенсацию на сумму 18 899,53 руб. с <дата> по <дата> в размере 9 231,18 руб.,
- за период отпуска с <дата> по <дата> компенсацию на сумму1 596,97 руб. с <дата> по <дата> в размере 751,26 руб.,
- за период отпуска с <дата> по <дата> компенсацию на сумму 3565,61 руб. с <дата> по <дата> в размере 1 663,18 руб.,
- за период отпуска с <дата> по <дата> компенсацию на сумму 7777,77 руб. с <дата> по <дата> в размере 3301,81 руб.,
- за период отпуска с <дата> по <дата> компенсацию на сумму 5174,00 руб. с <дата> по <дата> в размере 2063,56 руб.,
- за период отпуска с <дата> по <дата> компенсацию на сумму 20901,75 руб. с <дата> по <дата> в размере 8038,82 руб.,
- за период отпуска с <дата> по <дата> компенсацию на сумму 3506,94руб. с <дата> по <дата> в размере 583,32 руб.,
- за период отпуска с <дата> по <дата> компенсация на сумму 4853,45 руб. с <дата> по <дата> в размере 677,38 руб.
- за период отпуска с <дата> по <дата> компенсация на сумму 6159,91 руб. с <дата> по <дата> в размере 461,99 руб.
- за период отпуска с <дата> по <дата> компенсация на сумму 1933,79 руб. с <дата> по <дата> в размере 36,74 руб.
- за период с даты увольнения, то есть с <дата> по дату вынесения решения - по <дата> на общую сумму непроизведенных выплат в сумме 140 056,55 руб. - в размере 48 856,39 руб.,
итого компенсация составляет в общей сумме 80 848,95 руб. (5 183,32 руб.+ 9 231,18 руб.+ 751,26 руб. + 1 663,18 руб. + 3301,81 руб. + 2063,56 руб. + 8038,82 руб. + 583,32 руб. + 677,38 руб. + 461,99 руб. + 36,74 руб. + 48 856,39 руб. = 80 848,95 руб.).
Таким образом, с ответчика в пользу истца на день вынесения решения суда подлежит взысканию компенсация за задержку выплаты спорных недоплаченных денежных сумм в размере 80 848,95 руб.
Кроме того с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация (проценты) за задержку выплаты компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 52 101 руб. 00 коп., компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 3836 руб. 64 коп., а также за задержку выплаты денежного содержания за периоды нахождения в ежегодных отпусках в 2022-2023 гг. в сумме 16 454 руб. 09 коп. и за периоды нахождения в ежегодных отпусках в <дата> гг. в сумме 67 664 руб. 82 коп., всего в общей сумме всего 140 056 рублей 55 копеек, со дня вынесения решения суда и по день фактического расчета включительно.
Таким образом, исковые требования Колесниковой Л.М. о взыскании денежного содержания за периоды нахождения в отпусках, компенсаций при увольнении и компенсации за задержку выплат подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Согласно п. 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» работник в силу статьи 237 Трудового кодекса РФ имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему нарушением его трудовых прав любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя (незаконным увольнением или переводом на другую работу, незаконным применением дисциплинарного взыскания, нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере, не оформлением в установленном порядке трудового договора с работником, фактически допущенным к работе, незаконным привлечением к сверхурочной работе, задержкой выдачи трудовой книжки или предоставления сведений о трудовой деятельности, необеспечением безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, и др.).
В судебном заседании установлен факт неправомерных действий работодателя при расчете и выплате истцу денежного содержания в периоды нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках за <дата> годы, а также при производстве выплат компенсации в размере 4-месячного денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.
Истец указывает, что в результате нарушения трудовых прав она переживала по поводу несвоевременного получения средств к существованию, что ответчиком не опровергнуто.
При указанных обстоятельствах суд находит требования истца о взыскании компенсации морального вреда законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению, однако с учетом характера и степени нравственных страданий истца, требований разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию с ответчика, в размере 3000 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований о взыскании компенсации морального вреда истцу следует отказать.
Исходя из положений пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 №506 (в ред. от 17.08.2021), УФНС России по Кировской области подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины, как государственный орган Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Колесниковой Л.М. к Управлению Федеральной налоговой службы России по Кировской области о взыскании невыплаченных компенсации четырехмесячного денежного содержания, отпускных, а также компенсаций за задержку указанных выплат и морального вреда удовлетворить в части.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы России по Кировской области (***) в пользу Колесниковой Л.М., <дата> года рождения, уроженки <адрес> (***)
компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 52 101,00 руб.,
компенсацию за неиспользованный отпуск за <дата> в размере 3836 рублей 64 копейки,
суммы невыплаченных отпускных за период <дата>. в размере 16 454 рубля 09 копеек,
суммы невыплаченных отпускных за период с <дата> в размере 67 664 рубля 82 копейки,
компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей 00 копеек,
всего в сумме 143 056 (сто сорок три тысячи пятьдесят шесть) рублей 55 копеек,
а также денежную компенсацию за задержку выплаты денежных сумм на день вынесения решения суда то есть по <дата> в сумме 80 848 рублей 95 копеек,
и денежную компенсацию за задержку выплаты недоплаченных компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск и денежного содержания за периоды нахождения в ежегодных отпусках в <дата> годах, из расчета процентов в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок денежных средств, составляющих на день вынесения решения суда в сумме 140 056 рублей 55 копеек, за каждый день задержки со дня вынесения решения суда и по день их фактической выплаты.
В удовлетворении остальной части исковых требований о взыскании компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Вятскополянский районный суд Кировской области посредством подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 24 мая 2024 года.
Судья Я.В. Бердникова