Судья – Максимов Д.Н. гражданское дело № 33-6525/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 июня 2022 года в городе Волгограде судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Данилова А.А.,
судей Волковой И.А., Федоренко И.В.,
при секретаре Сергеевой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-581/2022 по исковому заявлению Петросяна А.А. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда, причинённого в результате незаконного осуждения,
по апелляционной жалобе Управления Федерального казначейства по Волгоградской области
на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 17 марта 2022 года, которым, с учётом определения об исправлении описки от ДД.ММ.ГГГГ, с Министерства финансов Российской Федерации за счёт средств казны Российской Федерации взысканы в пользу Петросяна А.А. компенсация морального вреда в размере 200000 рублей, судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 17500 рублей.
Заслушав доклад судьи Волковой И.А., выслушав объяснения представителя Управления Федерального казначейства по Волгоградской области Ульяновской И.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Петросяна А.А. и военного прокурора Сёмкина С.А., возражавших по доводам жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
установила:
Петросян А.А. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании денежной компенсации морального вреда, причинённого в результате незаконного осуждения.
В обоснование требований указал, что приговором Волгоградского гарнизонного военного суда от 2 марта 2020 года был осуждён за совершение преступления, предусмотренного частью 1 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – УК РФ), к наказанию в виде штрафа в размере 40000 рублей, при этом соответствии с пунктом «а» части 1 статьи 78 УК РФ и пункта 2 части 5, части 8 статьи 302 УПК РФ – освобождён от наказания.
Апелляционным постановлением Судебной коллегии по уголовным делам Южного окружного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ совместная жалоба осуждённого Петросяна А.А. и его защитника Беляевой Н.С. оставлена без удовлетворения, приговор Волгоградского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ – без изменений.
Кассационным определением Кассационного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ кассационная жалоба осуждённого Петросяна А.А. и его защитника Беляевой Н.С. удовлетворена, приговор Волгоградского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное постановление Южного окружного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменены, уголовное дело в отношении Петросяна А.А. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – УПК РФ), в связи с отсутствием в его деянии состава преступления.
В связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности он и его семья испытывали моральные и нравственные страдания на протяжении более двух лет, он находился в стрессовом состоянии, испытывал чувство страха, несправедливости, переживал из-за незаконного ограничения свободы, необходимости являться по вызовам органов следствия и суда, что негативно отразилось на состоянии его здоровья, была подорвана его репутация как военнослужащего, опорочено его честное имя, в связи с чем обратился в суд и просил взыскать компенсацию морального вреда в размере 300000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 35000 рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, ссылаясь на чрезмерность взысканной судом сумм, оспаривает законность и обоснованность судебного решения, просит его отменить, приняв по делу новое решение, которым уменьшить взысканную судом сумму компенсации морального вреда.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьёй 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу пункта 1 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) вред, причинённый гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, возмещается за счёт казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счёт казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В отношении лиц, незаконно или необоснованно подвергнутых уголовному преследованию, такой порядок определён УПК РФ (статьи 133 – 139, 397 и 399).
Исходя из содержания данных статей право на компенсацию морального вреда, причинённого незаконными действиями органов уголовного преследования, возникает только при наличии реабилитирующих оснований (вынесение в отношении подсудимого оправдательного приговора, а в отношении подозреваемого или обвиняемого – прекращение уголовного преследования по реабилитирующим основаниям). При этом установлено, что иски за причинённый моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства (статья 136 УПК РФ).
В силу пункта 1 статьи 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная жизнь, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно статье 151 ГК РФ если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу абзаца 3 статьи 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинён гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, приговором Волгоградского гарнизонного военного суда от 2 марта 2020 года был осуждён за совершение преступления, предусмотренного частью 1 статьи 159 УК РФ, к наказанию в виде штрафа в размере 40000 рублей, при этом соответствии с пунктом «а» части 1 статьи 78 УК РФ и пункта 2 части 5, части 8 статьи 302 УПК РФ – освобождён от наказания.
Апелляционным постановлением Судебной коллегии по уголовным делам Южного окружного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ совместная жалоба осуждённого Петросяна А.А. и его защитника Беляевой Н.С. оставлена без удовлетворения, приговор Волгоградского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ – без изменений.
Кассационным определением Кассационного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ кассационная жалоба осуждённого Петросяна А.А. и его защитника Беляевой Н.С. удовлетворена, приговор Волгоградского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное постановление Южного окружного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменены, уголовное дело в отношении Петросяна А.А. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24 УПК РФ, в связи с отсутствием в его деянии состава преступления, при этом в кассационном определении указано, что в соответствии с частью 1 статьи 134 УПК РФ Петросян А.А. имеет право на реабилитацию.
Принимая решение о компенсации морального вреда, ввиду нарушения прав истца, связанного с незаконным уголовным преследованием, суд первой инстанции полагал возможным взыскать денежную компенсацию в пользу истца в размере 200 000 рублей.
Проанализировав доводы апелляционной жалобы Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, согласно которым сумма компенсации определённая судом, завышена, учитывая факт доказанности нарушения конституционных прав и свобод истца, судебная коллегия не усматривает оснований для уменьшения суммы компенсации.
Так, рассматривая вопрос о размере компенсации морального вреда, судебная коллегия исходит из того, что предусмотренные статьёй 1101 ГК РФ требования разумности и справедливости, должны позволять, с одной стороны, максимально возместить причинённый моральный вред, с другой – не допустить неосновательного обогащения потерпевшего.
Согласно пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» размер компенсации зависит от характера и объёма причинённых истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учётом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесённых им страданий.
Аналогичные разъяснения содержатся и в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2011 № 17 «О практике применения судами норм главы 18 УПК РФ, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве», согласно которому при определении размера компенсации морального вреда необходимо также учитывать длительность и условия содержания под стражей.
С учётом установленного факта незаконного привлечения Петросяна А.А. к уголовной ответственности, вида и продолжительности избранной меры пресечения в виде ограничения свободы, длительности уголовного преследования, фактических обстоятельств дела, степени и характера нравственных страданий, причинённых истцу незаконным уголовным преследованием, руководствуясь принципом разумности и справедливости, судебная коллегия полагает, что взысканная судом сумма в размере 200000 рублей является обоснованной и оснований для её уменьшения, в том числе по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского городского суда Волгоградской области от 17 марта 2022 года, с учётом определения об исправлении описки от 21 апреля 2022 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Волгоградской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: