Решение по делу № 33-6438/2024 от 02.09.2024

г. Сыктывкар Дело № 2-518/2024 (33-6438/2024)

УИД 11RS0004-01-2024-000393-16

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Сироткиной Е.М.,

судей Батовой Л.А. и Константиновой Н.В.,

при секретаре Нечаевой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 09.09.2024 дело по жалобе ОСФР по Республике Коми на решение Печорского городского суда Республики Коми от 17.06.2024, которым

признано незаконным решение УПФР в г.Печоре Республики Коми (межрайонное) от <Дата обезличена> <Номер обезличен> об отказе Артееву Алексею Тимофеевичу в установлении пенсии;

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (...) обязано включить Артееву Алексею Тимофеевичу (...) в стаж с тяжелыми условиями труда, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400–ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», период работы с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> (за исключением периодов отпусков без сохранения заработной платы и периодов учебных отпусков, указанных в справке, уточняющей особый характер работы или условий труда от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, выданной филиалом «...»), при этом период работы Артеева Алексея Тимофеевича с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> исчислить в полуторном размере (1 год работы за 1,5 года);

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (...) обязано назначить Артееву Алексею Тимофеевичу (...) досрочную страховую пенсию по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400–ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» с <Дата обезличена>;

с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми в пользу Артеева Алексея Тимофеевича взыскана компенсация морального вреда в размере 30 000 руб.

Заслушав доклад судьи Сироткиной Е.М., объяснения истца и его представителя Шимлых В.Н., полученные посредством видеоконференц-связи, представителя ответчика Новоселовой М.М., судебная коллегия    

у с т а н о в и л а :

Артеев А.Т. обратился в суд с иском к ОСФР по Республике Коми о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии, включении периодов работы в трудовой стаж, назначении досрочную страховую пенсию, компенсации морального вреда.

Третьим лицом по делу привлечено АО «Интер РАО-Электрогенерация».

Суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик выражает несогласие с принятым по делу решением, указывая о том, что факт работы истца по должности, предусмотренной Списком № 2, в том числе в течение полного рабочего дня, не доказан.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ закреплено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (часть 2 статьи 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», а для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 - Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах».

В силу пункта 3 данного Постановления исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 (далее- Правила №516).

Согласно Списку №2 от 26.01.1991 раздела XIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство» позиция 2140000а-18455, право на досрочное назначение страховой пенсии установлено слесарям, электромонтерам, электрослесарям всех наименований, занятым на обслуживании, ремонте котельного, турбинного(парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики.

Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ предусмотрено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила № 1015).

Пунктом 43 Правила от № 1015 определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся в разделе 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета.

Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением, в том числе Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».Пунктом 4 указанных Правил предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени (Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 5 пункт 5).

Таким образом, при условии наличия стажа работы по Списку <Номер обезличен> более 12 лет 6 месяцев (при условии ее выполнения в течение полного рабочего дня) истец имеет право на назначение досрочной пенсии по требуемому основанию с момента обращения с заявлением в пенсионный орган и достижения возраста 50 лет.

По делу установлено, что Артеев Алексей Тимофеевич, <Дата обезличена> года рождения, достиг возраста ... лет <Дата обезличена>.

<Дата обезличена> истец обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда по Республике Коми в г.Печоре (межрайонное) в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.

Решением УПФР по Республике Коми в г.Печоре <Номер обезличен> от <Дата обезличена> истцу было отказано в установлении пенсии ввиду отсутствия стажа работы в тяжелых условиях труда.

По материалам пенсионного дела истцу определен следующий стаж: страховой стаж (календарно) - ... дня, стаж работы в РКС (календарно) -... дня, стаж работы с тяжелыми условиями труда по Списку №2 - 0 лет, ИПК-....

В стаж с тяжелыми условиями труда не был включен период работы с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.

Из трудовой книжки истца и Справки, уточняющей особый характер работы или условий труда, необходимые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, подтверждающей постоянную занятость на льготной работе по ... от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, следует, что Артеев А.Т. действительно работал в течение полного рабочего для и полной рабочей недели на АО «...».

Истец в период с <Дата обезличена> (Пр.<Номер обезличен>лс от <Дата обезличена>) по <Дата обезличена> работал в электрическом цехе в должности ..., с <Дата обезличена> (Пр.<Номер обезличен>лс от <Дата обезличена>) по <Дата обезличена> в электрическом цехе в должности .... Как указал работодатель, работа истца предусмотрена Списком <Номер обезличен> разделом XIII, пунктом 2140000а-18455, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, он занят в течение полного рабочего дня и полной рабочей недели на ремонте и обслуживании электрооборудования в котлотурбинном цехе.

Из отзыва третьего лица АО «Интер РАО-Электрогенерация» следует, что истцу предоставлялись гарантии и компенсации за работу в тяжелых и вредных условиях труда, что подтверждается картами аттестации рабочего места, истцу представлялся дополнительный отпуск, выдавалась молочная продукция, проводились медицинские осмотры, производилась надбавка за вредные условия труда. Все доплаты и льготы были произведены в полном объеме, за полный рабочий день. Соответственно, истец работал полный рабочий день в тяжелых условиях.

Согласно акту по результатам документальной проверки ответчика сведения индивидуального (персонифицированного) учета, представленные на истца работодателем, признаны недостоверными.

Удовлетворяя заявленные требования о включении спорных периодов работы в стаж по Списку № 2, суд первой инстанции, руководствуясь заключением назначенной по делу государственной экспертизы условий труда от <Дата обезличена>, пришел к выводу о том, что спорные периоды работы истца подлежат включению в специальный стаж, поскольку доказан факт льготной работы в течение полного рабочего дня, в связи с чем специальный стаж истца составит более требуемого (12 лет 6 месяцев), что дает право на назначение пенсии по требуемому основанию с момента обращения заявителя в пенсионный орган и в связи с достижением на момент обращения возраста 50 лет.

Решение суда в указанной части сторонами не оспаривается и предметом оценки суда апелляционной инстанции не является.

Суд, разрешая спор, нашел обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о компенсации морального вреда, с чем соглашается и судебная коллегия.

Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 30 от 11.12.2012 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Пенсия по старости, предоставляемая в силу закона, направлена на создание этим лицам достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья (состояние физического, психического и социального благополучия человека) и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое, в том числе в виде денежных выплат (пенсий), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Пунктом 1 статьи 150 ГК РФ определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» (далее - постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33) под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права, либо нарушающими имущественные права гражданина.

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33).

Действиями ответчика были нарушены социальные права истца Артеева А.Т., в том числе на достойный уровень жизни и поддержание своего здоровья. Артеев А.Т. более трех лет был лишен возможности получать пенсию ввиду его занятости на работах с тяжелыми условиями труда.

Суждение представителя ответчика о том, что основания для компенсации морального вреда отсутствуют, являются ошибочными.

При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 ГК РФ).

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях, что конституционное право на судебную защиту, как следует из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством.

Суд, определяя размер компенсации морального вреда, руководствуясь положениями статей 151, 1099, 1101 ГК РФ, разъяснениями, изложенными в пунктах 25-30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33, с учетом длительности нарушения прав истца, оценив степень нравственных страданий последнего, которые заключаются в перенесенных переживаниях в связи с произвольным, то есть в отсутствие установленных законом оснований, лишением истца уполномоченным органом права на социальное обеспечение, с учетом разумности и справедливости, признал соразмерной причиненному моральному вреду сумму компенсации в размере 30 000 рублей.

Судебная коллегия считает, что определенный судом первой инстанции размер компенсации морального вреда соответствует степени причиненных истцу нравственных страданий, отвечает требованиям разумности и справедливости.

Оснований для изменения решения суда в данной части с уменьшением размера компенсации по жалобе ответчика либо отмене решения не имеется, поскольку факт нарушения прав истца установлен, а размер компенсации морального вреда является оценочной категорией, определяемой судом.

Доводов, которые могли бы повлиять на принятое судом решение, апелляционные жалобы не содержат. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, оснований для отмены решения, как о том ставится вопрос в апелляционных жалобах, судебная коллегия не находит.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционных жалоб не имеется.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия    

о п р е д е л и л а :

решение Печорского городского суда Республики Коми от 17.06.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОСФР по Республике Коми - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение составлено 18.09.2024.

33-6438/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Артеев Алексей Тимофеевич
Ответчики
Клинтская сужба в городе Печоре РК Социального фонда РОссии в РК
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Коми
Другие
АО ИНТЕР РАО-электрогенерация
Шимлых Вера Николаевна
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Сироткина Е М
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
09.09.2024Судебное заседание
19.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.09.2024Передано в экспедицию
09.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее