РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июня 2023 года г. Королев
Королёвский городской суд Московской области в составе:
судьи Касьянова В.Н.
при секретаре Незамаевой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1367/23 по иску ФИО1 к Администрации городского округа Королёв Московской области, о признании решения незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Королев Московской области в котором просит признать незаконным Постановление Администрации г.о. Королев Московской области от ДД.ММ.ГГГГ г№-ПА, об отказе в принятии ФИО1 и члена ее семьи - ФИО6 на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, и обязать Администрацию городского округа Королев Московской области поставить ФИО1 и члена ее семьи - ФИО6, зарегистрированных в жилом помещении но адресу: <адрес>, на учет, в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилого фонда, предоставляемых по договорам социальною найма, а также обязать Администрацию г.о. Королев совместно с Территориальным Управлением Федерального агентства по управлению Государственным имуществом но г. Москве (ТУ Росимущество), ГБУ «ФИО3 «Лосиный остров»» решить вопрос о сроках отселения жильцов из аварийного дома с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что постановлением №-ПА от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией городского округа Королев Московской области истцу и члену её семьи было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, по причине обеспеченности общей площадью 11,45 кв.м. на одного человека, что превышает установленную учетную норму площади жилого помещения. Истец считает отказ не обоснованным. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес>, признан Межведомственной комиссией городского округа Королев Московской области аварийным и подлежащим сносу. Постановлением №-ПА от ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 с сыном признаны малоимущими в целях принятия на учет граждан, признанных в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма. Между истцом и ФГБУ ФИО3 «Лосиный остров», заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ социального найма жилого помещения. Помещение состоит из 2-х комнат в коммунальной квартире, общей площадью 22,9 кв.м. в деревянном одноэтажном бараке 1937 года постройки по адресу: <адрес>. Дом расположен на территории национального парка «Лосиный остров». На основании Постановления Губернатора Московской области №-ПГ от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, находившийся в административном подчинении <адрес>, и г. Королев Московской области объединены в единый населенный пункт - город Королев Московской области. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ на Администрацию городского округа Королев возложена обязанность создать Межведомственную комиссию для проведения обследования в <адрес>, занимаемого истцом жилого помещения на предмет его пригодности (непригодности) для проживания, а дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Межведомственная комиссия городского округа Королев Решением № от ДД.ММ.ГГГГ приняла решение о выявлении оснований для признания жилого дома с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем совместно Территориальным Управлением Федерального агентства по управлению Государственным имуществом по г. Москве (ТУ Росимущество), с ГБУ «Лосиный остров», Администрация г.о. Королев обязана решить вопрос о сроках отселения граждан из жилого дома, который имеет крен и угрозу обрушения.
В судебном заседании ФИО1 поддержала заявленные исковые требования, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Администрации городского округа Королев Московской области просила в удовлетворении иска отказать в связи с тем, что не имеется распорядительного акта о признании дома, в котором проживет истец аварийным. Поскольку дом состоит на балансе ФГБУ НП «Лосиный остров», Администрация не может издать соответствующее постановление в отношении данного дома.
Представитель 3-го лица ФГБУ НП «Лосиный остров» просила в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
3-е лицо ФИО6 в судебное заседание не явился.
Представители 3-х лиц ГЖИ МО, Минприроды России, Росимущество, ТУ Росимущества в г.Москве в судебное заседание не явились.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, учитывая следующее.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Данная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).
Таким образом, право истца быть принятой на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для обеспечения жилым помещением вне очереди подлежит реализации в случае признания ее малоимущей и нуждающейся в жилом помещении.
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Решением Совета депутатов г. Королева Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной площади жилого помещения» учетная норма площади жилого помещения установлена в размере не более 10 квадратных метров на одного человека.
Из материалов дела следует, что истец ФИО1 и ее сын ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по адресу: <адрес>. Ранее на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 также проживала в <адрес>, в жилом <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ФГУ НП «Лосиный остров» заключен договор социального найма жилого помещения общей площадью 22,9 кв.м в <адрес>, в жилом <адрес>.
На основании Постановления <адрес> №-ПГ от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, находившийся в административном подчинении <адрес>, и <адрес> объединены в единый населенный пункт – <адрес>.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № на Администрацию городского округа Королёв <адрес> была возложена обязанность создать межведомственную комиссию для проведения обследования жилого помещения, занимаемого ФИО1, расположенного по адресу: <адрес>, на предмет его пригодности (непригодности) для проживания, а дома - аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в порядке, установленном «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, а многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, с обязательным включением в состав комиссии представителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссии городского округа <адрес>, принятым на основании Заключения специалиста по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, выявлены основания для признания жилого дома с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПА ФИО1 с сыном ФИО6 признаны малоимущими в целях принятия на учет граждан, признанных в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.
Вместе с тем, постановление Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПА было отказано в принятии ФИО1 и члена её семьи ФИО1, зарегистрированных в жилом помещении общей площадью 22,9 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, на учет граждан, признанных в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п.1 ст.54 ЖК РФ, в связи с обеспеченностью общей площадью 11,45 кв.м на одного человека, что превышает установленную учетную норму площади жилого помещения.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о незаконности данного постановления.
Так, ссылка на обеспеченность ФИО1 и члена её семьи ФИО1 жилым помещением площадью 22,9 кв.м по адресу: <адрес>, то есть общей площадью 11,45 кв.м на одного человека, что превышает установленную учетную норму площади жилого помещения, не может быть принято судом во внимание, поскольку каких-либо доказательств, подтверждающих соответствие дома по адресу: <адрес>, требованиям, предъявляемым к жилым помещениям административным ответчиком не было.
Как указано выше, межведомственная комиссия, созданная и действовавшая с учетом положений Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", признала указанный дом аварийным и подлежащим сносу.
Доводы ответчика об отсутствии распорядительного акта о признании жилого дома по указанному адресу аварийным и подлежащим сносу, и об отсутствии у ответчика полномочий по изданию такого акта в связи с тем, что дом не находится в муниципальной собственности, отклоняются судом, поскольку в данном случае рассматривается вопрос не о предоставлении жилого помещения вне очереди по основаниям п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ, а об оценке наличия у истца и члена её семьи права состоять на учете граждан, признанных в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.
В этой связи, суд приходит к выводу о том, что приведенное выше решение № от ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссии городского округа Королев Московской области, и Заключение специалиста по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, на котором основывалась Комиссия, являются достаточными основаниями для вывода о том, что площадь жилого дома по адресу <адрес>, являющегося аварийным и подлежащим сносу, не может учитываться при оценке обеспеченности истца и челна её семьи жилой площадью, а бездействие ответственного органа государственной власти по принятию распорядительного акта о признании жилого дома по указанному адресу аварийным и подлежащим сносу, не может служить поводом для ограничения прав истца на обеспечение жилым помещением, пригодным для проживания.
При таких обстоятельствах, поскольку истец ФИО1 и член ее семьи ФИО2 признаны в установленном порядке малоимущими, и не обеспечены пригодной для проживания жилой площадью в установленной норме, суд считает необходимым признать Постановление Администрации городского округа Королев Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ПА «Об отказе в принятии ФИО1 и члена её семьи на учет граждан, признанных в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма» незаконным, и обязать Администрацию городского округа Королев Московской области принять ФИО1 и члена её семьи ФИО2 на учет у качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с даты обращения с заявлением о принятия на учет.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований запросить постановление, и о возложении обязанности повторно рассмотреть вопрос о предоставлении муниципальной услуги, как излишних и не направленных непосредственно на защиту прав истца на обеспечение жилым помещением.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Администрации городского округа Королёв Московской области – удовлетворить в части.
Признать незаконным Постановление Администрации городского округа Королев Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии ФИО1 и члена её семьи на учет граждан, признанных в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма».
Обязать Администрацию городского округа Королев Московской области принять ФИО1 и члена её семьи ФИО2 на учет у качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с даты обращения с заявлением о принятия на учет.
В удовлетворении исковых требований о возложении обязанности запросить постановление, и о возложении обязанности повторно рассмотреть вопрос о предоставлении муниципальной услуги отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца с даты принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Решение изготовлено в окончательной форме 26.07.2023 г.