Дело № 2-3416/2023
25RS0001-01-2023-003044-04
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 августа 2023 года г. Владивосток
Ленинский районный суд г. Владивостока в составе:
председательствующего судьи Ящук С.В.,
при секретаре Булима А.Р.,
представителя ответчика – Сапунцовой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Валяевой В. Е. к КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края», Министерству труда и социальной политики Приморского края о признании незаконным предоставление компенсационных выплат, обязании возобновить компенсационные выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Валяева В.Е. обратилась с вышеуказанным иском в суд, в обоснование которого указала, что является ветераном труда, имеет право на компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг. ДД.ММ.ГГГГ Отделом по городскому округу ЗАТО г. Фокино департамента труда и социального развития Приморского края сообщено о приостановлении выплаты с ДД.ММ.ГГГГ по причине наличия задолженности по оплате коммунальных услуг. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением о возобновлении выплаты с даты приостановления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истец получила отказ в связи с непредоставлением необходимых документов.
Данный отказ истица считает незаконным, просит суд обязать ответчиков возобновить ежемесячные выплаты на оплату коммунальных услуг; обязать ответчиков исключить практику приостановления предоставления льготы ветеранам труда на основании сведений о наличии задолженности; взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей; взыскать с ответчиков расходы по оплате госпошлины.
В судебное заседание истец не явилась, о причинах неявки не сообщила, уведомлена надлежащим образом, в суд направила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, уведомлен надлежащим образом. В суд направил отзыв на исковое заявление, согласно которому просили отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства труда и социальной политики Приморского края в судебное заседание возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске.
Суд, проверяя доводы сторон, оценивая доказательства, признавая их отвечающими требованиям ст. 67 ГПК РФ, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Одной из мер социальной поддержки граждан при оплате жилых помещений и коммунальных услуг является предоставление им субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Так, согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов, в том числе платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 г. определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В Приморском крае предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, включая ветеранов труда, осуществляется в соответствии с Законом Приморского края от 29 декабря 2004 г. N 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края».
Согласно ст. 4 Закона Приморского края от 29 декабря 2004 г. N 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края» ветеранам боевых действий предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.
Ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам предоставляется в соответствии с Федеральным законом РФ N 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ», Законом Приморского края от 29 декабря 2004 г. N 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края».
Меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в соответствии с частью 3 статьи 4 Закона Приморского края от 29 декабря 2004 г. N 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края» предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда.
Форма, порядок и условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, предусмотренных частью 1 статьи 4 Закона Приморского края от 29 декабря 2004 г. N 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края», устанавливаются Губернатором Приморского края (часть 4 статьи 4 названного закона).
Постановлением Губернатора Приморского края от 16 июля 2008 г. N 63-пг утверждены Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края (далее – Порядок).
В числе граждан, на которых распространяется данный порядок, названы ветераны боевых действий (подпункт «з» пункта 1.1 Порядка).
Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг (кроме оплаты стоимости топлива и транспортных услуг для его доставки, поставки бытового газа в баллонах) предоставляются гражданам в форме ежемесячной денежной выплаты (пункт 1.2 Порядка).
Согласно пункту 1.5 Порядка Департамент труда и социального развития Приморского края обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств, выделяемых на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг заявителям, проживающим на территории Приморского края.
Исходя из положений пунктов 2.1, 2.11 Порядка назначение и приостановление предоставления ежемесячной денежной выплаты производится территориальными отделами департамента (уполномоченный орган).
Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются заявителям при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении заявителями соглашений по ее погашению (пункт 1.4 Порядка).
Пунктом 2.11 Порядка определены основания приостановления предоставления уполномоченным органом ежемесячной денежной выплаты, перечень которых является исчерпывающим.
Одним из таких оснований является наличие у гражданина, получающего ежемесячную денежную выплату (далее также – получатель), задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в течение более двух месяцев (подпункт 3 пункта 2.11 Порядка).
По смыслу положений подпункта 3 пункта 2.11 Порядка, выплата ежемесячной денежной компенсации возобновляется уполномоченным органом в случае полного погашения получателем этой выплаты задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг либо после заключения и (или) выполнения получателем меры социальной поддержки соглашений по погашению такой задолженности. В таких случаях выплата ежемесячной денежной выплаты возобновляется на основании заявления получателя о возобновлении ежемесячной денежной выплаты и документов, подтверждающих указанные обстоятельства, с месяца, с которого приостанавливалась, но не более чем за три года, предшествующие дню обращения за ее возобновлением. Без подачи заявления ежемесячная денежная выплата возобновляется в случае получения уполномоченным органом в течение следующего за приостановкой предоставления ежемесячной денежной выплаты квартала сведений об отсутствии задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в течение более двух месяцев, предоставленных организациями жилищно-коммунального хозяйства, расчетными кассовыми центрами, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами.
Согласно приведенным нормативным положениям право определенных категорий граждан, в том числе ветеранов труда, на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральным законом. Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральным законом, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной взаимосвязи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, имеют целевое назначение – уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае ветеранов боевых действий, по оплате жилого помещения и направлены на поддержание нормального жизненного уровня этих граждан.
По общему правилу меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам, имеющим право на такие меры социальной поддержки, при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, отсутствие соглашения по погашению указанной задолженности и (или) невыполнение гражданином условий такого соглашения могут явиться основанием для приостановления предоставления гражданину уполномоченным органом компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Как разъяснено в пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по общему правилу предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Судом установлено, что Валяева В.Е. является ветераном труда согласно копии представленного в материалы дела удостоверения ветерана труда от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Отделом по городскому округу ЗАТО г. Фокино департамента труда и социального развития Приморского края сообщено о приостановлении выплаты с ДД.ММ.ГГГГ по причине наличия задолженности по оплате коммунальных услуг.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Валяева В.Е. через МФЦ обращалась с заявлением о возобновлении выплаты.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в возобновлении выплаты было отказано на основании отсутствия сведений о погашенной задолженности.
Однако такой отказ не может быть признан верным.
В материалы дела истцом представлены медицинские документы, согласно которым истец неоднократно болел коронавирусной инфекций. Истцу поставлен диагноз дорсопатия, шейный остеохондроз.
Судом учитывается также возраст истца, в силу которого данные заболевания переносятся в тяжелой форме.
При таких обстоятельствах приостановление выплаты денежной компенсации является незаконным и исковое заявление в данной части подлежит удовлетворению.
Согласно правовой позиции Конституционного суда, выраженной в определении 29.09.2016 N 1965-О суд общей юрисдикции не может подменять деятельность органов исполнительной власти по рассмотрению заявлений (обращений) и принятия по ним решений, так как это противоречит принципу разделения полномочий исполнительной и судебной власти, установленному статьей 10 Конституции Российской Федерации.
С учетом указанной правовой позиции, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований истца о возложении обязанности на ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия, поскольку принятие решения о приостановлении социальной выплаты является компетенцией КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края».
Согласно статье 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно пункту 2 статьи 1070 названного кодекса вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 этой статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 данного кодекса.
В силу пункта 1 статьи 1099 указанного кодекса основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 этого же кодекса.
Статьей 151 упомянутого кодекса предусмотрено, что, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии со статьей 1101 данного кодекса размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости (пункт 2).
Таким образом, государство должно способствовать укреплению законности в деятельности органов государственной власти, а также защищать граждан, пострадавших от незаконных действий органов государственной власти и их должностных лиц.
Если суд признал доказанным факт причинения морального вреда в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и пришел к выводу о необходимости присуждения денежной компенсации, то в судебном акте должны быть приведены достаточные мотивы, оправдывающие ту или иную сумму компенсации морального вреда, присуждаемой заявителю, исходя из установленных при разбирательстве дела характера и степени понесенных истцом физических или нравственных страданий, связанных с его индивидуальными особенностями, и иных заслуживающих внимания обстоятельств конкретного дела.
При этом, истец не освобожден в соответствии со ст. 56 ГПК РФ от доказывания причинения такого вреда.
В данном случае истцом не доказано, что им претерпевались нравственные и физические страдания и связи с этим требования в данной части не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Валяевой В. Е. (<данные изъяты>) к КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» (ИНН 2537108468), Министерству труда и социальной политики Приморского края (ИНН 2536258904) о признании незаконным предоставление компенсационных выплат, обязании возобновить компенсационные выплаты – удовлетворить частично.
Возложить обязанность на КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» (ИНН 2537108468) возобновить выплаты Валяевой В. Е. (<данные изъяты>) денежной компенсации в размере 50% на оплату коммунальных услуг как ветерану труда с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении иных исковых требований – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня вынесения решения, с 08.08.2023.
Судья С.В. Ящук