Дело №а-151/2021
УИД02RS0001№
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 января 2021 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Беспаловой Т.Е.,
при секретаре Аргамаевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Такачаковой А.В. к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Алтай о признании незаконными действий по перерасчету земельного налога, признании незаконным налогового уведомления,
УСТАНОВИЛ:
Такачакова А.В. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Алтай ( УФНС России по Республике Алтай) о признании незаконными действий по перерасчету земельного налога, признании незаконным налогового уведомления в части начисления и перерасчета земельного налога, признании незаконным решения о применении повышенной налоговой ставки земельного налога.
В обоснование заявленных требований указала, что в <данные изъяты> году матерью Такачаковой А.В. совместно с другими собственниками начаты работы по размежеванию земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на <данные изъяты> более мелких земельных участков. Такачакова А.В. стала наследником долей в образованных в результате межевания земельных участков. УФНС России по Республике Алтай направило в адрес Такачаковой А.В. письмо с уведомлением о применении повышенной ставки земельного налога <данные изъяты>% от кадастровой стоимости земельных участков. По обращению с несогласием с указанным уведомлением получила отказ в применении ставки земельного налога в размере <данные изъяты>% от кадастровой стоимости земельного участка, со ссылкой на наличие в ее действиях признаков предпринимательской деятельности. Индивидуальным предпринимателем не является, предпринимательскую деятельность не осуществляет, доказательств использования земельных участков в целях осуществления предпринимательской деятельности не имеется. Считает, что реализация законного права на распоряжение принадлежащим ей на праве собственности имуществом не может быть признано предпринимательской деятельностью, а полученный от продажи доход не может относиться к доходу, полученному от предпринимательской деятельности, подлежит налогообложению на доходы физических лиц. УФНС России по Республике Алтай направило в адрес Такачаковой А.В. налоговое уведомление в котором при расчете земельного налога необоснованна применена ставка <данные изъяты>% от кадастровой стоимости земельного участка, а так же незаконно произведен перерасчет по земельному налогу с применением этой ставки за ДД.ММ.ГГГГ годы.
В судебном заседании административный истец Такачакова А.В. не принимала участия, направив в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель административного истца адвокат Веретенников Н.Ю., действующий на основании ордера, поддержал в судебном заседании исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Куханова С.В., действующая на основании доверенности, возражала относительно удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на законность действий налогового органа в применении к расчету земельного налога повышенной процентной ставки.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска полностью по следующим основаниям.
С учетом требований ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратилась в суд с настоящим иском ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в пределах трехмесячного срока с того момента, когда ей стало известно о нарушении ее прав, так как ответ по жалобе Такачаковой А.В. дан УФНС России по Республике Алтай ДД.ММ.ГГГГ.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации).
Судом установлено из информации УФНС России по Республике Алтай, указанной в ответе на обращение Такачаковой А.В. от ДД.ММ.ГГГГ №, что на имя Такачаковой А.В. зарегистрировано право собственности в отношении <данные изъяты> земельных участков (<данные изъяты>), расположенных на территории <данные изъяты>
Управлением выявлено, что в ДД.ММ.ГГГГ году производились мероприятия по межеванию более крупного земельного участка с кадастровым номером № на <данные изъяты> земельных участков площадью от <данные изъяты>.м, с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства и для жилищного строительства.
В период с <данные изъяты> годы прекращено право собственности Такачаковой А.В. на <данные изъяты> земельных участков: <данные изъяты>. Сумма от сделок в <данные изъяты>.
На основании п. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами.
Такачаковой А.В. налоговым органом направлено налоговое уведомление №№ от ДД.ММ.ГГГГ об оплате налогов, в том числе, земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ и перерасчета земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ годы на сумму <данные изъяты> рублей.
Расчет земельного налога по ставке <данные изъяты>% произведен в отношении земельных участков: <данные изъяты>
Расчет земельного налога по ставке <данные изъяты>% произведен в отношении земельных участков <данные изъяты>.
Произведен перерасчет земельного налога по налоговым уведомлениям №№ за ДД.ММ.ГГГГ годы, в том числе с применением ставки налога <данные изъяты>% в отношении земельных участков <данные изъяты>.
В налоговом уведомлении №№ от ДД.ММ.ГГГГ произведен перерасчет земельного налога по налоговому уведомлению №№ за ДД.ММ.ГГГГ годы с применением ставки земельного налога <данные изъяты>%.
На обращение Такачаковой А.В. от ДД.ММ.ГГГГ, УФНС России по Республике Алтай направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ №№, в котором указано, что налоговое уведомление носит актуальный характер.
В статье 387 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей.
Пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
В силу п. 2 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, что предопределяет классификацию видов земельных участков для целей применения п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом этих двух критериев.
Виды земельных участков классифицируются по их правовому режиму на основании сочетания двух признаков: целевое назначение земли и вид разрешенного использования.
Иных критериев, помимо категории земель и разрешенного использования земельного участка, для установления дифференцированных ставок земельного налога законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не допускает.
Пункт 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с п. 5 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
При этом, предоставление пониженной ставки земельного налога в размере 0,3 процента напрямую связано с целевым назначением использования земельного участка, расчет земельного налога в отношении земельных участков с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства и для жилищного строительства, используемых для дальнейшей перепродажи, осуществляется с учетом налоговой ставки, предусмотренной пп. 2 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ с применением ставки 1,5%.
При этом, совершение Такачаковой А.В. действий по принятию наследства в отношении долей в праве собственности на земельные участки, сформированные из единого земельного участка, являющиеся объектами гражданского оборота, последующей их реализации на систематической основе является предпринимательской деятельностью и исчисление земельного налога в отношении земельных участков с видом разрешенного использования - для жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности осуществляется с учетом налоговой ставки, предусмотренной пп. 2 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Согласно пункту 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.
Таким образом, установив, что при исчислении административному истцу налоговой базы за период 2017, 2018, 2019 годов в отношении принадлежащих ей земельных участков допущена ошибка в применении коэффициента (налоговой ставки), налоговый орган правомерно произвел перерасчет сумм налоговых платежей и направил оспариваемое уведомление.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Перечень оснований, по которым может производиться перерасчет налога, законом не ограничен.
Законных оснований для освобождения Такачаковой А.В. от обязанности по оплате налога не имеется.
Судом не принимаются во внимания доводы административного истца и ее представителя о том, что спорными земельными участками Такачакова А.В. владеет с ДД.ММ.ГГГГ года, так как они образованы путем раздела одного земельного участка, принадлежащего ее матери, и приняты ею в собственность в порядке наследования, поскольку земельные участки, образованные путем раздела, имеют вид разрешенного использования - для жилищного строительства, и соответственно должны быть использованы по назначению. При этом, доказательств, подтверждающих использование Такачаковой А.В.спорных земельных участков в соответствии с их видом разрешенного использования материалы дела не содержат.
В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В силу п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью без образования юридического лица гражданин вправе заниматься лишь с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований п. 1 данной статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем (п. 4 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации также установлено специальное правило о том, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом Российской Федерации, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
По смыслу указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Налогового кодекса Российской Федерации отсутствие государственной регистрации само по себе не означает, что деятельность гражданина не может быть квалифицирована в качестве предпринимательской, если по своей сути она фактически является таковой. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, но не зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, для целей исполнения обязанностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, фактически приравниваются к индивидуальным предпринимателям. При получении физическим лицом доходов от деятельности, не относимой им к предпринимательской, но подлежащей квалификации в качестве таковой, на указанное лицо будет распространяться соответствующий режим налогообложения, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей.
Учитывая назначение сформированных и находящихся в долевой собственности Такачаковой А.В. земельных участков, категории земель – земли населенных пунктов, предназначенных для жилищного строительства, расположенных по адресу <адрес>, не для индивидуального жилищного строительства, а в целях последующей реализации иным лицам, длительность извлечения прибыли, доводы административного истца о том, что имущество не использовалось в целях осуществления предпринимательской деятельности, отклоняются судом, поскольку для применения налоговой ставки в размере <данные изъяты>% в отношении земельных участков, приобретенных для жилищного строительства необходимо использовать земельные участки по целевому назначению.
Ссылки представителя административного истца о том, что земельный налог, исчисленный по ставке <данные изъяты>%, был оплачен Такачаковой А.В. не могут быть приняты во внимание, так как какими-либо доказательствами не подтверждены. При этом, в силу действующего налогового законодательства, налогоплательщик не лишен возможности обратиться к налоговому органу за составлением акта сверки, а также не лишен возможности представления своих доказательств оплаты суду в случае возникновения спора о взыскании с него недоимки по земельному налогу за спорные периоды.
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из установленных фактических обстоятельств дела, и указанные выше нормы материального права, суд приходит к выводу о том, что налоговое уведомление УФНС России по Республике Алтай от ДД.ММ.ГГГГ и налоговое уведомление №№ от ДД.ММ.ГГГГ о перерасчете земельного налога по налоговому уведомлению № и действия налогового органа по исчислению и перерасчету земельного налога произведены законно и обосновано.
С учетом изложенного, суд не находит правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290, 298 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать полностью в удовлетворении административного иска Такачаковой А.В. о признании незаконными действий Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай по исчислению земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ годы в повышенном размере, перарсчете земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ годы с использованием коэффициента <данные изъяты>%, признании незаконным налогового уведомления №№ от ДД.ММ.ГГГГ в части исчисления земельного налога на ДД.ММ.ГГГГ годы по налоговой ставке <данные изъяты>%, возложении на Управление Федеральной налоговой службы обязанности произвести перерасчет сумм земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ года в отношении земельных участков, исходя из ставки <данные изъяты>% от кадастровой стоимости.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.Е. Беспалова
Решение в окончательной форме принято 14 января 2021 года