Решение по делу № 12-388/2022 от 05.09.2022

Дело

Р Е Ш Е Н И Е


.....                                 10 октября 2022 года


    Судья Березниковского городского суда ..... Петрова Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании в ..... края жалобу Т. на постановление государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Березниковскому городскому округу В. от ..... по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного в отношении индивидуального предпринимателя Т.,

у с т а н о в и л:

..... государственным инспектором безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Березниковскому городскому округу Л. в отношении ИП Т. составлен протокол № ..... об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Постановлением государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Березниковскому городскому округу В. от ..... ИП Т. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.31 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

    Т. обратился в Березниковский городской суд с жалобой, в которой просит постановление должностного лица от ..... отменить, производство по делу прекратить. Жалоба обосновывается тем, что он (Т.) не совершал вмененное административное правонарушение. Водитель К. никогда у него (ИП Т.) не работал. Кроме того, протокол об административном правонарушении составлен без его (Т.) участия, при отсутствии сведений о его надлежащем извещении, то есть с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ.

    Заявитель и его защитник адвокат К., действующий на основании ордера от ....., в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении жалобы в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обозрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.32 КоАП РФ, в отношении ИП Т., изучив доводы указанной жалобы, имеются основания для отмены обжалуемого постановления ввиду следующего.

Административная ответственность по части 1 статьи 12.31 КоАП РФ предусмотрена за выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке или не прошедшего государственного технического осмотра или технического осмотра, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере пятисот рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.

Субъектами административных правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ являются собственники (владельцы) транспортных средств, участники дорожного движения - водители, лица, не участвующие в дорожном движении на прямую, но в той или иной степени влияющие на его безопасность (должностные лица, выпускающие транспортные средства на линию, ответственные за их техническое состояние и безопасность; ремонтные организации).

Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно пункту 1 ст. 17 указанного Федерального закона, находящиеся в эксплуатации на территории РФ транспортные средства подлежат техническому осмотру, проведение которого предусмотрено законодательством в области технического осмотра транспортных средств.

Порядок и периодичность проведения технического осмотра находящихся в эксплуатации транспортных средств установлены статьей 15 Федеральным законом от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Пунктами 11, 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, запрещается эксплуатация транспортных средств, не прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр или технический осмотр. Должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке или не прошедшие государственный технический осмотр или технический осмотр.

Привлекая ИП Т. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 12.31 КоАП РФ, должностное лицо государственный инспектор безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Березниковскому городскому округу В. исходил из того, что ..... в 11:20 по адресу: ....., в нарушение требований ст. 15 Федерального закона от ..... № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от ..... № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ИП Т. выпустил на линию транспортное средство ГАЗ 3302 гос.рег.знак О 384 СС 59, 2005 года выпуска, не прошедшее технический осмотр.

Факт совершения ИП Т. указанного административного правонарушения и его вину должностное лицо счел подтвержденными представленными в материалы дела доказательствами.

Вместе с тем, такие выводы должностного лица признать законными нельзя, поскольку они сделаны с нарушением требований процессуальных норм КоАП РФ.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч.ч. 1 и 3 ст. 28.6 указанного Кодекса.

По смыслу ст. 28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу, на что прямо указано в ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ.

Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Исходя из изложенных выше норм КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в его отсутствие протокол об административном правонарушении составляется только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица либо законного представителя юридического лица.

На основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату; извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В порядке ч.ч. 2, 4 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Таким образом, на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении в порядке требований п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ необходимо выяснить, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, а также причины неявки участников производства по делу и принять решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела, учитывая, что извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства, а юридическим лицам - по адресу места их нахождения, внесенному в ЕГРЮЛ.

Анализ приведенных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения всех лиц, участвующих в деле, о рассмотрении дела об административном правонарушении, в том числе на стадии рассмотрения дела должностным лицом.

Иное толкование вышеприведенных норм КоАП РФ и разъяснений означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.

При этом, КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.

В рамках рассматриваемого дела вышеприведенные положения закона о надлежащем извещении привлекаемого к административной ответственности лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также рассмотрения дела об административном правонарушении, не соблюдены.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в том числе, из текста копии рапорта госинспектора ОГИБДД ОМВД России по Березниковскому городскому округу Л. от ....., ИП Т. был вызван по телефону в ОГИБДД ОМВД России по Березниковскому городскому округу. ИП Т. устно и письменно ознакомился с административными материалами, расписался в определениях о возбуждении дел об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 12.31, ч. 3 ст. 12.31, ч. 2 ст. 12.31, ст. 12.32 КоАП РФ, был должным образом уведомлен о месте, дате и времени составления и рассмотрения дел об административных правонарушениях.

В деле об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.31 КоАП РФ, в отношении ИП Т. имеется светокопия уведомления, из текста которого следует, что уведомление на рассмотрение протокола Т. получил ......

Вместе с тем, в деле об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.32 КоАП РФ, в отношении ИП Т. имеются уведомления о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.32 КоАП РФ, о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.32 КоАП РФ, которые были вручены ИП Т. под роспись ...... Из чего можно сделать вывод о том, что в дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.31 КоАП РФ, в отношении ИП Т. приложена копия указанного уведомления.

Сведений о надлежащем извещении ИП Т. о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.31 КоАП РФ, материалы настоящего дела не содержат.

Кроме того, следует отметить, что ..... протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.31 КоАП РФ, в отношении ИП Т. был составлен в его отсутствие, в тексте самого протокола имеются сведения о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении на 09.00, тогда как указанный протокол был составлен ..... в 09:00. Копия данного протокола об административном правонарушении с извещением о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении в адрес привлекаемого к административной ответственности лица направлена почтой лишь ....., после рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении последнего, одновременно с копией постановления от ...... Таким образом, о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении ИП Т. также не был извещен.

Указанные нарушения являются существенными и не позволяют признать постановление государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Березниковскому городскому округу от ....., вынесенное по настоящему делу, законным.

При изложенных обстоятельствах постановление государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Березниковскому городскому округу от ....., вынесенное в отношении ИП Т. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.31 КоАП РФ, подлежит отмене.

С учетом того, что на момент рассмотрения в Березниковском городском суде настоящей жалобы срок давности привлечения ИП Т. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, то возможность направления дела на новое рассмотрение утрачена.

Производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Учитывая наличие безусловного основания для отмены вынесенного по делу постановления и прекращения производства по делу, иные доводы жалобы рассмотрению не подлежат.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

постановление государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Березниковскому городскому округу В. от ..... по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного в отношении индивидуального предпринимателя Т., отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Т. прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в .....вой суд через Березниковский городской суд ..... в течение 10 дней с момента получения или вручения копии решения.

Судья                   (подпись) Е.А. Петрова

Копия верна. Судья

12-388/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Тонконог Станислав Романович
Суд
Березниковский городской суд Пермского края
Судья
Петрова Е.А.
Статьи

12.31

Дело на странице суда
berezn.perm.sudrf.ru
08.09.2022Материалы переданы в производство судье
10.10.2022Судебное заседание
11.10.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
11.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.10.2022Направленная копия решения (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
08.11.2022Вступило в законную силу
08.11.2022Дело оформлено
10.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее