Решение по делу № 2а-382/2019 от 24.01.2019

№ 2а-382/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 апреля 2019 года Томский районный суд Томской области в составе:

председательствующего-

судьи Томского районного суда Томской области     Куцабовой А.А.,

при секретаре                 Жуковой Я.Б.,

с участием

представителя истца                         Парасочка Е.С.,

представителя ответчика                         Пимоновой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному иску инспекции Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Томской области к Вольному Сергею Викторовичу о взыскании задолженности по земельному налогу, пени,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России /.../ по /.../ обратилась в суд с административным иском к Вольному С.В. о взыскании земельного налога за 2014 г., за 2015 г. в размере 308348 рублей 00 коп., пени в размере 40577 рублей 18 коп.

В обоснование заявленного требования указано, что Вольный С.В. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России /.../ по /.../ по месту нахождения объектов налогообложения – земельных участков, и согласно ст. 388 НК РФ обязан уплатить земельный налог за 2014-2105 г.г., так как является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: /.../ Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по /.../» представлены сведения о кадастровой стоимости указанных земельных участков по состоянию на /.../-/.../. В соответствии с п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог за 2015 г. составляет 168348 рублей 00 коп., за 2014 г. – 169102 рубля 00 коп. Согласно ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Межрайонной ИФНС России /.../ по /.../ был начислен земельный налог за 2015 г. в сумме 168348 рублей 00 коп. по сроку уплаты до /.../; за 2014 г. в сумме 169102 рубля 00 коп. по сроку уплаты до /.../ (уведомления /.../ от /.../; /.../ от /.../). На основании ст.ст. 69, 70 НК РФ Вольному С.В. было направлено требование /.../ от /.../, содержащее предложение добровольно уплатить сумму земельного налога (за 2014-2015 г.г. в сумме 337450 рублей на основе уведомлений /.../ от /.../, /.../ от /.../) и пени по земельному налогу в сумме 2249 рублей 67 коп. в срок до /.../. Требование налогоплательщиком не исполнено. Межрайонная ИФНС России /.../ по /.../ обратилась в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с должника Вольного С.В. суммы пени по земельному налогу в размере 4666 рубля 53 коп. и земельного налога за 2014-2015 г.г. в сумме 308348 рублей. Данная сумма была взыскана мировым судьей по судебному приказу. От Вольного С.В. поступили возражения относительно исполнения судебного приказа. /.../ мировым судьей вынесено определение об отмене судебного приказа.

В соответствии с п. 1, п. 4 ст. 75 НК РФ пени по земельному налогу составляют 40577 рублей 18 коп. На основании ст. 69, 70 НК РФ ответчику были направлены: требование /.../ от /.../, содержащее предложение добровольно уплатить сумму пени по земельному налогу в сумме 35670 рублей 85 коп. в срок до /.../; требование /.../ от /.../, содержащее предложение добровольно уплатить сумму пени по земельному налогу в сумме 2556 рублей 66 коп. в срок до /.../. Требование налогоплательщиком не исполнено.

/.../ налог в сумме 80000 рублей был уплачен, /.../ налог в сумме 85782 рубля был уплачен (с назначением платежа за 2016 г.). Земельный налог за 2016 г. был оплачен в полном объеме в сумме 165782 рубля.

Межрайонная ИФНС России /.../ по /.../ обратилась в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с должника Вольного С.В. суммы пени по земельному налогу в размере 38327 рублей 51 коп. и земельного налога в сумме 165782 рубля. Данная сумма была взыскана мировым судьей по судебному приказу. От Вольного С.В. поступили возражения относительно исполнения судебного приказа. /.../ мировым судьей вынесено определение об отмене судебного приказа.

В ходе судебного разбирательства представитель административного ответчика Водолазов М.Н. отказался от административных исковых требований к Вольному С.В. в части взыскания задолженности по земельному налогу за 2014 год в размере 140000 рублей 00 коп., пени по земельному налогу в размере 19573 рубля 00 коп., просил взыскать с Вольного С.В. в пользу Межрайонной ИФНС России /.../ по /.../ задолженность по земельному налогу за 2015 год в размере 168348 рублей 00 коп., по пени в размере 21003 рубля 97 коп.

Определением Томского районного суда /.../ принят отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России /.../ по /.../ от административного иска к Вольному С.В. о взыскании пени по земельному налогу за 2014 год в размере 140000 рублей 00 коп., пени по земельному налогу в размере 19573 рубля 00 коп.

В судебном заседании представитель административного ответчика Парасочка Е.С. поддержала требования по основаниям, указанным в административном исковом заявлении с учетом уточнения.

Административный ответчик Вольный С.В., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного ответчика.

Представитель административного ответчика Пимонова Т.В. в судебном заседании возражала против заявленных требований.

В письменном отзыве на исковое заявление представитель административного ответчика Пимонова Т.В. указала, что с иском не согласна по следующим основаниям. В предмет иска входят следующие требования: земельный налог за 2014 год в размере 169102 рубля; земельный налог за 2015 год в размере 168348 рубля; пеня по земельному налогу за 2014-2015 г.г. в размере 40577 рублей 18 коп. Согласно п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса РФ. В силу ст. 70 Налогового Кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. С направлением предусмотренного ст.ст.69 и 70 Налогового кодекса РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки. Так, согласно п.2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Согласно п. 3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. В силу положений п. 10 ст. 48 Налогового кодекса РФ положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, сбора и штрафов. С истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство и т.п.), в том числе возникшим после истечения срока исковой давности по главному требованию (ст. 207 ГК РФ). Пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, возможность взыскания которого утрачена. Таким    образом, порядок взыскания налогов строго формализован и представляет собой следующую последовательность обязательных действий: уведомление об уплате налога - за 30 дней до срока уплаты; требование об уплате налога - не позднее 90 дней после срока уплаты; судебный приказ - в течение 6 мес. с даты истечения срока исполнения требования; административный иск - в течение 6 мес. с даты отмены судебного приказа. По требованию о взыскании задолженности по земельному налогу за 2014 г. в размере 169102 руб. (уведомления, направленного в установленный срок не имеется; в налоговом уведомлении /.../ от /.../ указано на перерасчет земельного налога по налоговому уведомлению /.../, однако налоговое уведомление /.../ содержит расчет суммы земельного налога только за 2015 г.; само содержание перерасчета не раскрыто; имеется требование /.../ со сроком до /.../, требование /.../ от /.../ содержит недоимку за 2 года, в том числе, за 2014 г., однако направлено с грубым нарушением сроков, с незаконно измененным сроком уплаты налога; судебный приказ о взыскании земельного налога за 2014 г. не выносился; сроки пропущены, поскольку налоговое уведомление /.../ от /.../ и требование к нему направлены с нарушением сроков ст.ст. 69, 70 НК РФ); по земельному налогу за 2015 г. в размере 168348 рублей (имеется уведомление /.../ от /.../ на сумму 168348 руб.; имеется требование /.../ содержит недоимку за 2 года, в том числе за 2015 в размере 168348 руб.; имеется судебный приказ /.../а-901/2018 (3) от /.../; срок пропущен, поскольку в требовании /.../ указан срок исполнения до /.../); пеня по земельному налогу за 2014-2015 в размере 40577,18 рублей (расчета пени в таком размере нет в иске; требования не имеется, в представленных требованиях ни одна сумма не совпадает с искомой, не достигается ни сложением, ни вычитанием. Требование /.../ от /.../ содержит сумму пени в размере 34526,73 руб., начисленную на сумму земельного налога за 2014 г. в размере 169102 руб., срок по которой пропущен. Требование /.../ от /.../ содержит сумму пени в размере 2656,66 рублей, начисленную на сумму земельного налога за 2016 г. в размере 165782 рубля, судебного приказа на эту сумму нет; по налогу за 2014 г., 2015 г. судебного приказа не имеется, в судебном приказе /.../а-901/18 от /.../ указана сумма пени по налогу за 2015 г. в размере 4666,53 руб., в судебном приказе /.../а-890/18 от /.../ указана сумма пени по налогу за 2016-2017 в размере 38327,51 руб., однако из чего они складываются непонятно; взыскание невозможно ввиду отсутствия соответствующих требований и судебных приказов на общую сумму 40577,18 рублей. Возможность принудительного взыскания земельного налога за 2104 г. с административного ответчика налоговым органом утрачена ввиду несоблюдения налоговым органом порядка принудительного взыскания налога и пропуска установленного законом срока исковой давности. Учитывая, что правоотношения, связанные с уплатой и взысканием налогов являются по своему характеру публичными правоотношениями, указанные обстоятельства подлежат исследованию судом независимо от того, ссылались или нет на них стороны в ходе судебного разбирательства. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги предусмотрена также п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ. В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса РФ. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. В силу ст. 70 Налогового Кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В силу положений п. 10 ст. 48 Налогового кодекса РФ положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, сбора и штрафов. С истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство и т.п.), в том числе возникшим после истечения срока исковой давности по главному требованию. Поскольку положения специальных норм налогового законодательства, устанавливающих порядок предъявления налоговым органом исковых требований (статьи 45, 52, 48, 70 НК РФ), истцом не соблюдены, иск не подлежит удовлетворению. Поскольку на налогоплательщика не может быть возложено бремя несения отрицательных последствий за ненадлежащее выполнение налоговым органом своих функций по осуществлению налогового контроля, ввиду того, что Налоговый кодекс РФ не допускает возложения последствий бездействия, допущенного налоговым органом, на налогоплательщика, истец на дату обращения с иском в суд утратил право на принудительное взыскание с ответчика задолженности недоимки и пени за спорный период.

Заслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

На основании ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.

В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Из п. 1 Типового положения об Инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и Инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от /.../ /.../н, следует, что инспекция Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления, инспекция Федеральной налоговой службы межрайонного уровня является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов.

Согласно п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от /.../ /.../, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Из Приказа ФНС России от /.../ № ММВ-7-22/847@ «Об осуществлении бюджетных полномочий главного администратора доходов федерального бюджета Федеральной налоговой службой, администраторов доходов федерального бюджета территориальными органами Федеральной налоговой службы» следует, что Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России /.../ по /.../ наделена полномочиями, в том числе по взысканию задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов, в связи с чем является надлежащим административным истцом по рассматриваемой категории административных дел.

Земельный налог относится к местным налогам (ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу п. 1 ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, Вольному С.В. в течение 2014- 2016 года принадлежали объекты недвижимости – земельные участки, виды разрешенного использования объекта недвижимости: для размещения дачного некоммерческого партнерства «Слобода «Вольная», адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: /.../, ДНП «Слобода Вольная», с кадастровыми номерами:

/.../;���������������������������������������������������������������������выписка из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от /.../ /.../; сведений об имуществе налогоплательщика - физического лица Вольного С.В., ИНН /.../ В соответствии со ст. 390 Н

/.../ из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от /.../ /.../; сведений об имуществе налогоплательщика - физического лица Вольного С.В., ИНН /.../).

В соответствии со ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Представленными сведениями филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по /.../» от /.../, /.../ подтверждена кадастровая стоимость земельных участков, исходя из которой рассчитан земельный налог налоговым органом за спорный период.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

Аналогичная налоговая ставка предусмотрена Решением /.../ от /.../ Совета Зоркальцевского сельского поселения, которым утверждено Положение о земельном налоге на территории муниципального образования «Зоркальцевское сельское поселение».

Согласно представленному административным истцом расчету, размер земельного налога за 2015 год составил 168348 рублей 00 коп., объекты налогообложения - земельные участки, исходя из налоговой базы (кадастровая стоимость), доля в праве 1, налоговая ставка 0,3%, количество месяцев владения в году 12. Количество месяцев владения в году в отношении земельного участка с кадастровым номером: /.../; земельного участка с кадастровым номером: /.../.

Расчет в указанной части судом проверен и признан верным. Стороной административного ответчика расчет не оспорен.

Вместе с тем, частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Согласно пункту 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление направляется налогоплательщику не позднее 30 дней до наступления срока платежа заказным письмом, которое считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

С направлением предусмотренного статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пени в определенные сроки.

Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Во исполнение указанного правового регулирования в адрес административного ответчика были направлены за 2015 год:

налоговое уведомление /.../ от /.../ со сроком уплаты не позднее /.../;

требование об уплате налога и пени /.../ от /.../ с предложением уплатить сумму земельного налога и пени до /.../ в размере 337450 рублей 00 коп. (недоимка), 2249 рублей 67 коп. (пени);

требование об уплате налога и пени /.../ от /.../ с предложением уплатить сумму земельного налога и пени до /.../ в размере 165782 рубля 00 коп. (недоимка), 2656 рублей 66 коп. (пени).

/.../ мировым судьей судебного участка /.../ Северского судебного района /.../ вынесен судебный приказ по заявлению Межрайонной ИФНС России /.../ по /.../ о взыскании с Вольного С.В. в бюджет соответствующего уровня задолженности в размере 204109,51 руб., в том числе: земельный налог за 2015-2016 годы в размере 165782 руб., пени по земельному налогу за 2016-2017 годы в размере 38327,51 руб. Определением мирового судьи судебного участка /.../ Северского судебного района /.../ от /.../ судебный приказ от /.../ /.../а-890/2018 (3) отменен.

/.../ мировым судьей судебного участка /.../ Северского судебного района /.../ вынесен судебный приказ по заявлению Межрайонной ИФНС России /.../ по /.../ о взыскании с Вольного С.В. в бюджет соответствующего уровня задолженности в размере 313014,53 руб., в том числе: земельный налог за 2015 год в размере 308348 руб., пени по земельному налогу за 2015 год в размере 4666,53 руб. Определением мирового судьи судебного участка /.../ Северского судебного района /.../ от /.../ судебный приказ от /.../ /.../а-901/2018 (3) отменен.

В суд с настоящим административным иском административный истец обратился /.../.

Как указано выше, о необходимости уплаты земельного налога и пени налоговый орган известил ответчика налоговым уведомлением /.../ от /.../ со сроком уплаты не позднее /.../.

Поскольку указанные суммы налога не были уплачены ответчиком в установленный срок, налоговый орган направил ответчику требование об уплате налога и пени /.../ от /.../ с предложением уплатить сумму земельного налога и пени до /.../ в размере 337450 рублей 00 коп. (недоимка, в том числе за 2015 г. в размере 168348 руб.), 2249 рублей 67 коп. (пени).

Судебный приказ по делу /.../а-901/2018(3) вынесен /.../ на основании заявления /.../ о вынесении судебного приказа, направленного мировому судье посредством почтовой связи /.../.

С учетом такого определения даты уплаты недоимки в требовании, в соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения названного требования, налоговый орган обязан был в срок не позднее /.../ обратиться в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ответчика недоимки по уплате земельного налога и пени.

Вместе с тем, с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился с пропуском срока, установленного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно /.../.

Административным истцом в лице представителя в суд представлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока, согласно которому Межрайонной ИФНС России /.../ по /.../ Вольному С.В. был начислен земельный налог согласно налоговым уведомлениям /.../, 142679798 в общей сумме 337450 руб. В связи с неуплатой земельного налога в соответствии со ст. 69, 70 НК РФ в отношении Вольного С.В. было направлено требование об уплате /.../ от /.../ со сроком уплаты - не позднее /.../. Задолженность в срок не уплачена. Соответственно налоговый орган в силу ст. 48 НК РФ обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа /.../ от /.../. Заявлением принято мировым судом /.../. По данному заявлению /.../ мировым судьей судебного участка /.../ Северского судебного района /.../ был вынесен судебный приказ по делу /.../а-901/2018 (3). /.../ определением мирового судьи судебного участка /.../ Северского судебного района /.../ судебный приказ по делу /.../а- 901/2018 (3) был отменен. В связи с неуплатой задолженности по земельному налогу Инспекция обратилась с административным исковым заявлением /.../ от /.../. Данное заявление находится на рассмотрении по настоящему делу в Томском районном суде /.../. Таким образом, процессуальный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением пропущен в связи с пропуском срока подачи заявления о вынесении судебного приказа. В силу п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Данная правовая позиция согласуется с положениями статьи 95 КАС РФ. Согласно п. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В связи с неуплатой Вольным В.С. задолженности по земельному налогу по требованию /.../ от /.../ со сроком уплаты - не позднее /.../, Межрайонной ИФНС России /.../ по /.../ было составлено и зарегистрировано заявление на вынесение судебного приказа /.../ от /.../. /.../ заявление о вынесении судебного приказа вместе с приложенными документами было направлено должнику по адресу регистрации, что подтверждается реестром почтовых отправлений (имеется в материалах дела /.../а- 901/2018(3). После чего, Инспекцией пакет документов был направлено в мировой суд судебного участка /.../ Северского судебного района, что подтверждается почтовым реестром, также имеющимся в материалах дела. Судебный приказ, отмена судебного приказа по заявлению /.../ от /.../ в отношении Вольного С.В. в Межрайонную ИФНС России /.../ по /.../ не поступали. Инспекцией был сделан запрос в мировой суд судебного участка /.../ Северского судебного района с целью выяснения обстоятельств по должнику Вольному С.В. /.../ поступил ответ на запрос, в котором указано, что заявление о вынесении судебного приказа в отношении Вольного С.В. в адрес суда не поступало. В связи с чем, налоговым органом, незамедлительно было направлено заявление о вынесении судебного приказа /.../ от /.../, на основании которого был вынесен судебный приказ /.../а-901/2018 (3), впоследствии отмененный. В связи с неуплатой задолженности по земельному налогу Инспекция обратилась с административным исковым заявлением /.../ от /.../. Данное заявление находится на рассмотрении по настоящему делу в Томском районном суде /.../. Таким образом, срок подачи административного искового заявления, установленный ст. 48 НК РФ, пропущен. Вместе с тем, пропущенный срок может быть восстановлен судом. К уважительным причинам относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля. Согласно всем фактическим обстоятельствам, налоговым органом был пропущен процессуальный срок по уважительным причинам, объективно не зависящим от действий самого налогового органа. Налоговый орган предпринял все возможные меры для своевременного обращения в суд и взыскания недоимки по налогу и пени, а именно своевременно направил заявление о вынесении судебного приказа /.../ от /.../, что подтверждается материалами дела /.../а-901/2018 (3), а именно почтовыми реестрами отравлений в адрес налогоплательщика и судебного участка /.../ Северского судебного района /.../.

Однако представленные административным истцом доказательства существования уважительных причин, препятствовавших ему обратиться в суд с названным заявлением в установленные законом сроки, об указанных обстоятельствах не свидетельствуют:

список простых почтовых отправлений от /.../, согласно которому направлено два почтовых отправления без указания личных данных гражданина и адреса;

список /.../ заказных писем от /.../, из которого следует, что Вольному С.В. направлено заявление с приложением /.../ от /.../;

список заказных писем о направлении заявления с приложением /.../ от /.../ в адрес судебного участка мирового судьи /.../ Северского судебного района /.../, который не содержит календарных дат направления корреспонденции.

Данные документы факт направления заявления с приложением /.../ от /.../ в срок не позднее /.../ не подтверждают и не могут служить основанием для продления установленного законом срока на обращение в суд.

При этом суд отмечает, что при должной осмотрительности, административный истец имел реальную возможность получения результатов получения заявления, направленного в адрес мирового судьи в 2017 году. Однако, административным истцом допустимых и достоверных доказательств, что такие меры предпринимались, не представлено.

При указанных обстоятельствах уважительных причин, наличие которых препятствовало налоговой инспекции в предусмотренные законом сроки обратиться в суд с исковым заявлением, не имелось. Причины организационного и административного характера, вызвавшие пропуск срока обращения с административным иском в суд, не могут признаваться уважительными, поскольку не являются исключительными, объективно препятствующими своевременному обращению в суд с иском в целях осуществления возложенных на налоговый орган обязанностей по контролю и надзору в области налогов и сборов, поскольку именно осуществление такой деятельности является одной из основных задач налоговых органов (статьи 32, 33 Налогового кодекса Российской Федерации).

Суд не усматривает в обстоятельствах, изложенных административным истцом, уважительных причин пропуска срока на обращение в суд с административным иском, поскольку у административного истца имелась реальная возможность обратиться в суд в установленные сроки, обстоятельств объективно препятствующих своевременному обращению в суд с административным иском, административным истцом не представлено.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от /.../ /.../-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Таким образом, несоблюдение административным истцом установленных налоговым законодательством сроков на обращение в суд с заявлением о взыскании налога, пени является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления в части требования о взыскании земельного налога за 2015 год в размере 168348 рублей 00 копеек.

Что касается требования административного иска о взыскании пени по земельному налогу, то суд учитывает следующее.

В соответствии с п. 1, п. 3 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно представленному расчету задолженность по пени по земельному налогу

за 2015 года (период со /.../ по /.../) составила 17224 рубля 80 коп.,

за 2016 год (период со /.../ по /.../) - 2656 рублей 66 коп.

Сумма пени по земельному налогу за 2015 года (период со /.../ по /.../) в размере 17224 рубля 80 коп. включена в требование по уплате /.../ от /.../, со сроком исполнения до /.../.

Сумма пени по земельному налогу за 2016 год (период со /.../ по /.../) в размере 2656 рублей 66 коп. включена в требование по уплате /.../ со сроком исполнения до /.../.

Указанные пени были включены в расчет взыскиваемой задолженности в заявление о вынесении судебного приказа /.../ от /.../, на основании которого вынесен судебный приказ от /.../ по делу /.../а-890/2018 (3).

Поскольку данные требования основаны на соблюдении заявителем досудебной процедуры урегулирования спора и заявлены с учетом срока, предусмотренного действующим законодательством, суд усматривает основания для их взыскания.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации до подачи искового заявления в суд общей юрисдикции плательщики уплачивают государственную пошлину.

Частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Согласно пп. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Как указано выше Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы /.../ по /.../ является федеральным органом исполнительной власти, и соответственно в силу пп. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины при предъявлении данного иска в суд освобождена.

Пунктом 8 ч. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если истец, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме.

Оснований для освобождения административного ответчика Вольного С.В. от подлежащей уплате по делу государственной пошлины суд не усматривает.

Поскольку исковые требования имущественного характера, предъявленные Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы /.../ по /.../ к Вольному С.В. удовлетворены в размере 19881 рубль 46 коп., на основании п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 795 рублей 26 коп.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, ст. 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Томский районный суд /.../

решил:

иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы /.../ по /.../ к Вольному Сергею Викторовичу о взыскании задолженности по земельному налогу, пени удовлетворить в части.

Взыскать с Вольного Сергея Викторовича, /.../ года рождения, уроженца /.../, место жительства: /.../ (Слобода Вольная тер. ДНТ), /.../, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы /.../ по /.../

пени по земельному налогу за 2015 год (период с /.../ по /.../) в размере 17224 рубля 80 копеек,

пени по земельному налогу за 2016 год (период с /.../ по /.../) в размере 2656 рублей 66 копеек.

Взысканные суммы подлежат перечислению согласно следующих реквизитов: Получатель: УФК по /.../ (Межрайонная инспекция ФНС России /.../ по /.../), ИНН /.../, сч. /.../

2а-382/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы №8 по Томской области
Ответчики
Вольный Сергей Викторович
Суд
Томский районный суд Томской области
Дело на сайте суда
tomsky.tms.sudrf.ru
24.01.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
24.01.2019[Адм.] Передача материалов судье
24.01.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.02.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
06.02.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.02.2019[Адм.] Предварительное судебное заседание
19.02.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
05.03.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
05.03.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2019[Адм.] Судебное заседание
11.04.2019[Адм.] Судебное заседание
11.04.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2020Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
19.03.2020Передача материалов судье
19.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.03.2020Подготовка дела (собеседование)
19.03.2020Подготовка дела (собеседование)
19.03.2020Подготовка дела (собеседование)
19.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.03.2020Судебное заседание
19.03.2020Судебное заседание
19.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее