12RS0001-01-2022-002384-62
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 октября 2022 года г. Волжск
Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Глуховой Ю.Р., при секретаре судебного заседания Онучиной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильева О. П. к администрации муниципального образования «Общиярское сельское поселение» Волжского муниципального района, администрации Волжского муниципального района об установлении границ и площади земельного участка,
Установил:
Васильев О.П. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Общиярское сельское поселение» Волжского муниципального района, администрации Волжского муниципального района об установлении границ трехконтурного земельного участка, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, общей площадью 1092 кв.м., по координатам межевого плана, подготовленного ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером Ф.И.О.
В обоснование требований указано, что истцу на основании решения пятой сессии Обшиярского сельского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, общей площадью 0,20 га, для использования в качестве приусадебного участка, о чем в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ внесена запись №. Поскольку границы земельного участка в установленном порядке не установлены, спор о фактических границах отсутствует, Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено установление границ на оснований решения суда, заявлены требования об установлении границ трехконтурного земельного участка по координатам межевого плана, подготовленного ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером Ф.И.О.
В судебном заседании истец Васильев О.П., его представитель Артемьева Н.О. (в порядке части 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) требования поддержали, дополнили, что земельный участок, ранее предоставленный под посадку картофеля площадью 16 соток, у истца забрали. Фактически в пользовании истца находятся земельные участки под домом, рядом с домом и сад. Земельный участок с кадастровым номером № отдален от остальных, используется под сад. Почему расположение и конфигурация земельных участков на схеме на момент их выделения, не соответствует расположению и конфигурации земельных участков на кадастровом плане территории, изготовленных кадастровым инженером Ф.И.О. пояснить не смогли. Кадастровый инженер Ф.И.О. пояснила истцу, что в другом виде схему изготовить не возможно.
В судебное заседание представитель ответчика администрации Волжского муниципального района. Сабитова Е.А. (по доверенности) разрешение заявленных требований оставила на усмотрение суда.
В судебное заседание представители ответчика администрации муниципального образования «Общиярское сельское поселение» Волжского муниципального района, третьего лицо, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Управления Росреестра по Республике Марий Эл не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании пункта 2 части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения данных прав и обязанностей, а применительно к пункт 8 часть 1 указанной статьи - вследствие действий должностных лиц этих органов.
К законам, рассматривающим акты органов государственной власти, органов местного самоуправления и действия должностных лиц этих органов в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, относится, в частности, Земельный кодекс РФ.
В соответствии с Главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации и Главой III ранее действовавшего Земельного кодекса РСФСР, 1991 года, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В часть 2 статьи 9, часть 2 статьи 10 и часть 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривается право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.
Одновременно в части 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено положение о том, что право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых, согласно указанной выше норме Гражданского кодекса РФ, является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.
Указанные акты (действия) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица являются формой реализации правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом уполномоченным на то лицом, поскольку в соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а в соответствии с пунктом 3 данной статьи в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, изданный этим органом в ходе реализации полномочий, установленных в часть 2 статьи 9, часть 2 статьи 10 и часть 2 стать 11 Земельного кодекса Российской Федерации, является основанием, в частности, для регистрации права собственности на земельный участок, которая подтверждает соответствующее гражданское право, основанное на данном акте.
Васильеву О.П. на основании решения пятой сессии Обшиярского сельского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, общей площадью 0,29 га, для использования в качестве приусадебного участка, о чем в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ внесена запись №. Границы данного участка не определены в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д.18-19, 77-81).
Из свидетельства о праве бессрочного (постоянного) пользования, выданного на основании решения пятой сессии Обшиярского сельского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Васильеву О.П. в качестве приусадебного участка предоставлено 29,20га, в том числе 16га пашни, 3 га многолетних насаждений, 10,20га прочих угодий. На оборотной стороне данного свидетельства имеется схема расположения предоставленных земельных участков: сад 3 сот., рядом расположен участок 9,60 под постройкой, к нему вплотную примыкает земельный участок 0,60 под помещением и на противоположной стороне от 9,60 расположен огород 16 сот (л.д.20).
Управление Россреестра по Республике Марий Эл в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ № указывает о приостановлении государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером № поскольку межевой план не содержит обоснования границ уточняемого земельного участка на местности 15 и более лет, а именно уменьшение площади земельного участка (пункт 69 Требований к форме и составу сведений межевого плана, а также его подготовке, утвержденных Приказом Росреестра от 14 декабря 2021 N П/0592). Содержащиеся в свидетельстве о праве бессрочного (постоянного) пользования, выданного на основании решения пятой сессии Обшиярского сельского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ сведения о площади, конфигурации земельного участка противоречат сведениям, указанным в межевом плане (л.д.6).
Для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о характеристиках земельного участка необходимо проведение кадастровых работ, результатом которых является составление межевого плана земельного участка, что следует из статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и статьи 37 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".
Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке утверждены Приказом Росреестра от 14 декабря 2021 N П/0592 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке".
В соответствии с частью 1.1 статьи 43 Закона от 13 июня 2015 года N 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более. В этом случае допускается изменение площади такого земельного участка в соответствии с условиями, указанными в пунктах 32, 32.1 и 45 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона. В указанном случае в межевом плане приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка. При проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, проверка обоснованности местоположения уточненных границ земельного участка, в том числе изменения площади уточненного земельного участка, если такое уточнение местоположения границ земельного участка не приводит к нарушению условий, указанных в пунктах 32 и 32.1 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, государственным регистратором прав не осуществляется.
На государственную регистрацию истцом предоставлен межевой план кадастрового инженера Ф.И.О., согласно которому площадь участка определена: 1 контур – 206,37 кв.м., 2 контур - 587.47 кв.м, 3 контур - 297,98 кв.м. При этом конфигурация участков, а также их расположение относительно друг друга не соответствует схеме расположения земельных участков, на оборотной стороне свидетельства о праве бессрочного (постоянного) пользования, выданного на основании решения пятой сессии Обшиярского сельского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. Также из межевого плана следует, что на местности границы указаны собственником и заказчиком кадастровых работ. Границы 1 и 2 контуров частично точки закреплены хозяйственной постройкой, забором, частично не закреплены; границы 3 контура закреплений не имеют (л.д.8-40, 69-75).
В суде сторона истца пояснила, что после предоставления земельного участка под огород 16 сот, его забрали.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Васильевым О.П. заявлены требования, на вновь сформированный земельный участок, на который у истца право собственности на основании решения пятой сессии Обшиярского сельского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ не возникло.
Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке (часть 8 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (абзац 3 стать 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пункта 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем вышеназванные нормы, гарантируя исключительное право на законное землепользование, не предусматривают безусловного права землепользователя путем предъявления иска об уточнении границ земельного участка, фактического признания права на него в обход предусмотренного нормами земельного законодательства порядка формирования земельного участка из числа публичных земель.
В силу разъяснений пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29апреля 2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" и пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 года N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.
Требование об установлении границ земельного участка направлено на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Иск об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешении спора о принадлежности той или иной его части. Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственный кадастр недвижимости.
Надлежащим ответчиком по искам об установлении границ земельного участка является смежный землепользователь, то есть лицо, обладающее смежными земельными участками, в том числе на праве собственности и на праве аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Таким образом, в предмет доказывания по иску об установлении границ земельного участка входят доказательства наличия у истца установленных положениями действующего законодательства и законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, оснований приобретения данного права на земельный участок, подтверждение факта возникновения у истца права собственности на земельный участок в указанной в исковом заявлении площади и именно в указанных в исковом заявлении границах.
Указанный способ защиты права призван обеспечить решение споров по фактическим границам земельных участков между смежными землепользователями, в том числе при несоответствии таких границ сведениям о границах, имеющимся в государственном кадастре недвижимости, и направлена на устранение неопределенности в прохождении границы смежных земельных участков.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае спорный земельный участок является вновь образуемым, в связи с чем определение его границ путем рассмотрения заявленных требований и фактического разрешения спора об установлении границ земельного участка по существу будет нарушать предусмотренный законом административный порядок образования земельного участка.
Обращение истца в суд с иском об установлении границ земельного участка в обход установленной законом процедуры, а также в случае необходимости предусмотренного порядка оспаривания действий и решений соответствующих органов является ничем иным, как попыткой преодолеть предусмотренного законом порядка государственного кадастрового учета изменений характеристик принадлежащего истцу объекта недвижимости и легализовать свои права на указанный объект недвижимости с учетом уточнения его характеристик, в связи с чем заявленные требования не подлежат судебной защите.
При изложенных обстоятельствах, в удовлетворении требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований Васильева О. П. к администрации муниципального образования «Общиярское сельское поселение» Волжского муниципального района, администрации Волжского муниципального района об установлении границ и площади земельного участка отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его принятия.
Судья Ю.Р.Глухова
В окончательной форме решение принято 21 октября 2022 года