Дело № 2а-2514/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 22 ноября 2018 года
Орджоникидзевский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Катаева О.Б.,
при секретаре Смирновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Межрайонной ИФНС России № 9 по Пермскому краю к Егоровой Г. В. о взыскании налога, пени,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № 9 по Пермскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к ответчику о взыскании пени по налогу на имущество в размере 0,19 руб., транспортного налога в размере 3566,61 руб., пени в размере 14,41 руб., на общую сумму 3581,21 руб.
Требование мотивировано тем, что ответчику на праве собственности в (дата) принадлежало следующее имущество:
<.....> |
<.....> |
<.....> |
<.....> |
<.....> |
<.....> |
<.....> |
<.....> |
<.....> |
<.....> |
<.....> |
<.....> |
<.....> |
<.....> |
Ответчику начислен налог на имущество за (дата) по сроку уплаты (дата) в размере 144,00 руб. В адрес ответчика направлено единое налоговое уведомление №... от (дата) на уплату налогов. Налогоплательщиком произведена уплата налога на имущество физических лиц (дата), т.е. после установленного срока уплаты. Ответчик в установленный срок налоги не уплатил, в связи с чем начислены пени за период с (дата) по (дата) в сумме 0,53 руб. Уточнение платежа в сумме 0,34 руб. в счет погашения пени. На момент написания административного искового заявления за налогоплательщиком числиться задолженность по пени по налогу на имущество в сумме 0,19 руб. Ответчику на праве собственности в (дата) принадлежали транспортные средства:
<.....> |
<.....> |
<.....> |
<.....> |
<.....> |
<.....> |
<.....> |
<.....> |
<.....> |
<.....> |
<.....> |
<.....> |
Ответчику начислен транспортный налог за (дата) в сумме 3 930,00 руб. В адрес ответчика направлено налоговое уведомление №... от (дата), на уплату налогов. Ответчик в установленный срок транспортный налог за (дата) не уплатил. В связи, с чем начислены пени по налогам за период с (дата) по (дата) в размере 14,41 руб. Инспекцией направлено требования на уплату налогов и пени от (дата) №... со сроком добровольного погашения до (дата) Требование налогоплательщиком не исполнено. Мировым судьей судебного участка № 4 Орджоникидзевского судебного района г. Перми, на основании заявления инспекции вынесен судебный приказ о взыскании налогов, пени, штрафа с ответчика. (дата) мировым судьей вынесено определение об отмене судебного приказа от (дата) в связи с представлением ответчиком заявления об отмене судебного приказа. После отмены судебного приказа налогоплательщиком (дата) произведена уплата транспортного налога за (дата) в сумме 363,39 руб.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без его участия, на требованиях настаивал.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с абзацем 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (ст. ст. 69, 70 НК РФ).
В силу статьи 75 НК РФ уплата причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки является основанием для взыскания пени, которая начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
При этом, обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
В судебном заседании установлено, что Егоровой Г.В. за (дата) начислен налог на имущество в размере 144,00 руб., транспортный налог в сумме 3930,00 руб., о чем извещена налоговым уведомлением №... от (дата) на уплату налогов, по сроку уплаты (дата).
Ответчик в установленный срок налог на имущество и транспортный налог за (дата) не уплатил в связи, с чем начислены пени по налогам в сумме 14,94 руб.
Инспекцией в адрес ответчика направлено требование на уплату налогов и пени от (дата) №... со сроком добровольного погашения до (дата).
(дата) ответчиком произведена уплата налога на имущество физических лиц.
Требования ответчиком в полном объеме не исполнены.
Поскольку административный ответчик не исполнил требования по уплате налога, пени, налоговым органом предпринимались меры ко взысканию налоговой задолженности: (дата) инспекция обратилась к мировому судье о выдаче судебного приказа в отношении ответчика.
(дата) вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика налога на имущество, транспортного налога, пени.
(дата) мировым судьей судебный приказ от (дата) отменен, взыскателю разъяснено, что с данными требованиями он вправе обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ.
(дата) инспекция обратилась в суд с настоящим административным иском к ответчику о взыскании задолженности по налоговым платежам.
Анализируя представленные сторонами доказательства, суд считает, что административным истцом пропущен срок обращения к мировому судье о выдаче судебного приказа.
Из материалов дела следует, что предусмотренный законом шестимесячный срок для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ответчика задолженности по налоговым платежам истекал (дата) (по требованию от (дата) №...), вместе с тем указанное заявление было подано инспекцией только (дата), то есть с пропуском установленного законом срока (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Поскольку начало течения срока для подачи искового заявления определено законодателем именно днем вынесения определения об отмене судебного приказа, то, следовательно, исходя из приведенных норм закона, срок на обращение инспекции в суд с иском к ответчику был пропущен.
Административный истец каких-либо уважительных причин пропуска срока для обращения в суд к мировому судье о вынесении судебного приказа не привел, о восстановлении пропущенного срока не просил.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Суд полагает, что объективных причин, препятствующих своевременно подать соответствующее заявление в суд, не представлено. Каких-либо препятствий для обращения в суд в установленный срок не выявлено.
При этом суд учитывает, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем ему должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России № 9 по Пермскому краю о взыскании с Егоровой Г.В. пени по налогу на имущество в размере 0,19 руб., транспортного налога в размере 3566,61 руб., пени в размере 14,41 руб., на общую сумму 3581,21 руб. следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 175 -179 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России № 9 по Пермскому краю к Егоровой Г. В. о взыскании пени по налогу на имущество в размере 0,19 руб., транспортного налога в размере 3 566,61 руб., пени в размере 14.41 руб., на общую сумму 3 581,21 руб. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
(Мотивированное решение составлено 27 ноября 2018 года).
<.....>
<.....> Судья Катаев О.Б.