Решение по делу № 33-6062/2021 от 09.02.2021

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33-6062/2021

Петий С.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Селезневой Е.Н.

судей

Барминой Е.А., Сальниковой В.Ю.

Мелоян Л.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 1 апреля 2021 года апелляционную жалобу Соловьевой О. А. на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 30 сентября 2020 года по иску Соловьевой О. А. к администрации Невского района Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа в предоставлении социальной помощи и обязании предоставить социальную помощь.

Заслушав доклад судьи СЕ.ой Е.Н., выслушав объяснения истца Соловьевой О.А., представителя третьего лица Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга – Циунель М.А., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Соловьева О.А. обратилась в Невский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к администрации Невского района Санкт-Петербурга, в котором просила признать незаконным решение администрации, оформленное протоколом заседания комиссии по предоставлению государственной социальной помощи и государственной социальной помощи на основании социального контракта в Невском районе Санкт-Петербурга от <дата> №... об отказе в предоставлении государственной социальной помощи в расчетный период (июнь, июль и августа 2019); обязать административного ответчика предоставить административному истцу социальную помощь в размере, установленном законодательством Российской Федерации, по заявлению №... от <дата>.

В обоснование заявленных требований истец указала, что основания, по которым ей было отказано в предоставлении социальной помощи, противоречат Порядку предоставления государственной социальной помощи в Санкт-Петербурге, утвержденному постановлением Правительства Санкт-Петербурга от <дата> №....

Определением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 15 июля 2020 года суд перешел к рассмотрению дела в порядке гражданского судопроизводства.

Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 30 сентября 2020 года в удовлетворении искового заявления Соловьевой О.А. отказано.

В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции представитель ответчика администрации Невского района Санкт-Петербурга не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении судебного заседания или рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие не заявлял. При таких обстоятельствах, в соответствии со статьей 167, частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 29 сентября 2019 года истец через многофункциональный центр Невского района Санкт-Петербурга обратилась к ответчику с заявлением об оказании государственной социальной помощи в виде социального пособия (л.д. 69-74).

Согласно документам, приложенным к заявлению, истец с <дата> состоит в зарегистрированном браке с Ворониным А.Г. и имеет 4-х детей – Воронина Д.А., <дата> г.р., Воронину Е.А., <дата> г.р., Воронину Н.А., <дата> г.р., Воронина Н.А., <дата> г.р., что подтверждается свидетельствами о рождении и свидетельством о заключении брака (л.д. 83-85).

Истец и члены ее семьи зарегистрированы и проживают в трехкомнатной квартире, площадью 46,8 кв.м. по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, что подтверждается справкой Ф-9 (л.д. 86).

Истец Соловьева О.А. на период с <дата> по <дата> является получателем страховой пенсии по инвалидности и фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности, а также с <дата> бессрочно является получателем ежемесячной денежной выплаты инвалидам. Размер страховой пенсии за период с <дата> по <дата> составил 10 594 рублей 31копейка, размер ЕДВ – 2 038 рублей 62 копейки (л.д. 87).

Дочь истца Воронина Н.А., <дата> г.р. обучается по основной профессиональной образовательной программе за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2-ом курсе очной формы обучения в ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена». Размер стипендии Ворониной Н.А. за июнь 2019 года – август 2019 года составил 2 800 рублей (л.д. 88).

Дочь истца Воронина Е.А. является учащейся ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова», форма обучения – дневная, бесплатная. За период с июня 2019 года по август 2019 года Ворониной Е.А. получена стипендия в размере 3 000 рублей (л.д. 89).

Муж истца Воронин А.Г. является адвокатом, за период с <дата> по <дата> его доход составил 109 504 рубля (л.д. 89).

Согласно трудовой книжке истца, с <дата> истец не работает, в связи с увольнением по истечению срока действий трудового договора (л.д. 89-93).

Согласно справке СПБ ГАУ «Центр занятости населения Санкт-Петербурга» от <дата> истцу Соловьевой О.А. в период с <дата> по <дата>, как безработному лицу, было выплачено пособие по безработице в размере 5 487 рублей 10 копеек (л.д. 93).

Как усматривается из справки №... от <дата>, предоставленной СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр», за период с <дата> по <дата> Соловьева О.А. получила доход в виде денежной выплаты на оплату жилого помещения в размере 675 рублей 12 копеек, денежную выплату инвалидам в виде льгот по оплате ЖКУ в размере 2 799 рублей, ежемесячное пособие на ребенка школьного возраста в размере 2 799 рублей, субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 5 505 рублей 33 копейки, а всего 13 803 рубля 79 копеек (л.д. 97).

Решением администрации Невского района Санкт-Петербурга, оформленным протоколом заседания комиссии по предоставлению государственной социальной помощи и государственной социальной помощи на основании социального контракта в Невском районе Санкт-Петербурга от <дата> №... истцу Соловьевой О.А. и членам ее семьи (всего 6 человек) было отказано в предоставлении государственной социальной помощи по основаниям, предусмотренным главой 33-2 Социального кодекса, а именно: отсутствие независящей от членов семьи причины, по которой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге в расчетный период (май, июнь, июль 2019 года), отсутствие доходов от трудовой деятельности у трудоспособных членов семьи; не оформлены выплаты, предусмотренные законодательством (субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за июнь, июль 2019 года) (л.д. 60).

Как следует из объяснений истца, указание в ответе об отказе, что отсутствие доходов от трудовой деятельности у студентов очной формы обучения не входит в перечень уважительных причин, по которым среднедушевой доход семьи составляет величину ниже прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге, определенных в пункте 3.1. Порядка, противоречит действующему Порядку, кроме того, действующим Порядком предоставления социальных выплат не предусмотрено такое основание отказа, как не оформление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Разрешая спор, оценив представленные в материалах дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что отказ администрации Невского района Санкт-Петербурга в предоставлении социальной помощи является обоснованным, поскольку при обращении к ответчику истцом не были представлены документы, подтверждающие уважительность причин отсутствия дохода у трудоспособных членов ее семьи, равно как и документы, позволяющие ответчику учесть субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг при расчете среднедушевого дохода семьи истца.

Судебная коллегия считает, что указанные выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения заявленных требований, подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм гражданского законодательства, регулирующих спорные правоотношения.

Предоставление государственной социальной помощи предусмотрено положениями Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ, Порядком предоставления государственной социальной помощи в Санкт-Петербурге, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 6 июня 2012 года № 595, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи».

В соответствии со статьей 7 ФЗ «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» (далее Перечень).

Согласно Перечню при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам) или одиноко проживающему гражданину, к которым относятся доходы от реализации и сдачи в аренду (наем) недвижимого имущества (земельных участков, домов, квартир, дач, гаражей), транспортных и иных механических средств, средств переработки и хранения продуктов (подпункт "е" п. 1), денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями (подпункт "ж" п. 1).

Расчет среднедушевого дохода семьи производится исходя из сумм доходов членов семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.

Право на получение государственной социальной помощи обусловлено наличием у заявителя одновременно нескольких условий: заявитель должен быть малоимущим, заявитель должен подтвердить невозможность получения дохода в большем размере по независящим от него обстоятельствам, все эти события должны быть за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.

В соответствии с частью 1 статьи 117.5 Закона Санкт-Петербурга от 9 ноября 2011 года «Социальный кодекс Санкт-Петербурга», размер государственной социальной помощи и размер государственной социальной помощи на основании социального контракта в виде социального пособия определяются как разница между суммой величин прожиточных минимумов на дату обращения и общим доходом членов малоимущей семьи или как разница между величиной прожиточного минимума на дату обращения и доходом малоимущего одиноко проживающего гражданина.

В целях реализации главы 33-2 Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 6 июня 2012 года № 595 утвержден Порядок предоставления государственной социальной помощи в Санкт-Петербурге, который регулирует порядок предоставления государственной социальной помощи в Санкт-Петербурге.

Согласно пунктам 1.1, 1.2 Порядка, он разработан в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О государственной социальной помощи», с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», Федеральным законом «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», Законом Санкт-Петербурга от 9 ноября 2011 года № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» и определяет правила и условия предоставления государственной социальной помощи в Санкт-Петербурге малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в виде социального пособия; государственная социальная помощь предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, имеющим место жительства или место пребывания в Санкт-Петербурге.

Пунктом 2 этого же постановления Правительства Санкт-Петербурга установлено, что администрации районов Санкт-Петербурга являются уполномоченными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющими расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина, семьи с детьми, имеющей в своем составе неработающих трудоспособных членов семьи, для признания их малоимущими и предоставления им государственной социальной помощи и государственной социальной помощи на основании социального контракта в Санкт-Петербурге, проведение дополнительной проверки (комиссионного обследования) сведений, представленных для предоставления государственной социальной помощи и государственной социальной помощи на основании социального контракта в Санкт-Петербурге.

Пунктом 2.1 Порядка предусмотрено, что государственная социальная помощь предоставляется на основании заявления гражданина, которое он подает от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи в администрацию района Санкт-Петербурга по месту жительства или месту пребывания по форме, утвержденной Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга, и документов, необходимых для принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи, в соответствии с приложением к настоящему Порядку.

Согласно пункту 2.4 Порядка, заявитель несет ответственность за достоверность и полноту представленных сведений, являющихся основанием для назначения государственной социальной помощи.

Пунктами 2.13, 2.14 Порядка установлено, что государственная социальная помощь предоставляется с месяца подачи заявления; администрация района отказывает в предоставлении государственной социальной помощи в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

Пунктом 1 распоряжения Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 3 октября 2013 года № 298-р утвержден административный регламент администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по предоставлению государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Санкт-Петербурге (далее Административный регламент).

Согласно пункту 2.9.3 Административного регламента, основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является предоставленные заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

В силу статьи 4 ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», расчет среднедушевого дохода семьи или одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи (расчетный период).

Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512.

При расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся: ежемесячное пособие на ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и ежемесячные компенсационные выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях трудового договора и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста.

Согласно пункту 3.1 Порядка, причины, по которым заявитель (члены его семьи), не занимающийся (не занимающиеся) трудовой, предпринимательской и(или) иной приносящей доход деятельностью, имеет (имеют) в расчетном периоде среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге для соответствующих социально-демографических групп населения, являются уважительными для получения государственной социальной помощи в следующих случаях: осуществление ухода за проживающим(и) с ним ребенком (детьми) до трех лет и(или) тремя и более детьми в возрасте до восьми лет (пункт 3.1.1); осуществление ухода за проживающим(и) с ним ребенком (детьми) в возрасте от трех лет до поступления в первый класс общеобразовательной организации при наличии у ребенка заболевания, препятствующего посещению дошкольной образовательной организации, по заключению медицинского учреждения (пункт 3.1.2); отсутствие работы при условии, что перерыв в работе не превысил одного месяца; нахождение на учете в государственной службе занятости населения при условии, что перерыв между прекращением работы и регистрацией в государственной службе занятости населения не превысил одного месяца и после регистрации в государственной службе занятости населения не прошло одного года; осуществление ухода за пожилым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе или достигшим возраста 80 лет, инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, если назначена ежемесячная компенсационная выплата в соответствии с Указом Президента российской Федерации от 26.12.2006 № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», а также ухода за членом семьи, временно нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постороннем уходе; нахождение в академическом отпуске по медицинским показаниям студентов и аспирантов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, при условии получения компенсационной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.05.1994 № 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан»; нахождение на амбулаторном или стационарном лечении на все время болезни; допуск к вступительным экзаменам в образовательные организации высшего образования и среднего профессионального образования; наличие перед заявителем (членом его семьи) задолженности по алиментам является уважительной причиной для получения государственной социальной помощи в случае неисполнения вторым родителем решения суда о взыскании алиментов или соглашения об уплате алиментов.

Совокупное толкование вышеприведенных законоположений позволяет сделать вывод, что перечень оснований, являющихся уважительными для получения государственной социальной помощи, по которым заявитель (члены его семьи), не занимающиеся трудовой, предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельностью, имеет в расчетном период среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге для соответствующих социально-демографических групп населения, является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.

Прохождение обучения по очной форме в образовательном учреждении не поименовано в пункте 3.1 Порядка, как уважительная причина, по которой заявитель (член семьи) не занимающийся трудовой, предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельностью, имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 29 июня 2016 года №1855-О, обучающиеся, достигшие восемнадцати лет или получившие основное общее образование, имеют право на выбор формы получения образования, а в случае обучения в образовательных организациях – на выбор очной, очно-заочной или заочной формы обучения (пункт 1 части 1 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Таким образом, обучение в очной форме является осознанным выбором совершеннолетних членов семьи истца.

Как верно указал суд, согласно Федеральному закону «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», стипендии, как вид дохода гражданина, по своей правовой природе являются социальными выплатами, в связи с чем, дочери истца Воронина Е.А., Воронина Н.А. не являются лицами, занимающимися трудовой, предпринимательской, или иной приносящей доход деятельностью, а потому, они должны рассматриваться в качестве трудоспособных граждан, не имеющих дохода без уважительной причины.

Данный вывод суда первой инстанции основан на правильном применении к спорным правоотношениям требований Порядка предоставления государственной социальной помощи в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства №... от <дата> «О реализации главы 33-2 «Государственная социальная помощь» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга».

Суд пришел к верному выводу об отсутствии у Соловьевой О.А. права на получение государственной социальной помощи, основание на исследованных доказательствах.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что Воронина Н.А. 2000 г.р. и Воронина Е.А. 1996 г.р. являются студентами образовательных учреждений высшего образования и имеют доход от образовательной деятельности, в связи с чем пункт 3.1 Порядка к ним не применим, является необоснованной исходя из следующего.

Обучение в образовательном учреждении высшего профессионального образования, хоть и дает основания для признания гражданина занятым для целей применения Закона Российской Федерации от <дата> №... «О занятости населения в Российской Федерации» (то есть такое лицо не признается безработным), по своей природе не является трудовой, предпринимательской или иной приносящей доход деятельностью.

Согласно Федеральному закону от <дата> № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в российской Федерации», а также в силу пункта «д» части 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и доходов одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №... стипендии, как вид дохода гражданина, по своей правовой природе являются социальными выплатами.

Доходы, не подлежащие налогообложению, указаны в статье 217 Налогового кодекса Российской Федерации, при этом доход от образовательной деятельности не входит в указанный перечень.

Стипендия имеет характер материального поощрения за успешную учебу, не является вознаграждением за выполненную работу, налогообложению в силу прямого указания закона (статья 217 Налогового кодекса Российской Федерации) не подлежит.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №... установлено, что стипендии, выплачиваемые обучающимся в образовательных организациях высшего образования, входят в перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, основан на неверном толковании норм материального права.

Учитывая изложенное, Воронина Е.А. и Воронина Н.А. в рассматриваемых правоотношениях не являются лицами, занимающимися трудовой, предпринимательской, иной приносящей доход деятельностью, и в отношении них подлежит применению пункт 3.1 Порядка, в связи с чем они должны рассматриваться в качестве трудоспособных граждан, не имеющих дохода без уважительных причин.

Также судом первой инстанции обоснованно указано на то, что не оформление истцом субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в юридически значимый период времени, в том числе по причинам, указанным истцом в своем исковом заявлении, не позволило ответчику учесть субсидию при расчете среднедушевого дохода семьи по нормам постановления Правительства РФ от <дата> №..., а следовательно, сделать вывод о принятии заявителем всех возможным мер по увеличению своего дохода.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан регулируются Федеральным законом от <дата> N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Государственная социальная помощь выражается в предоставлении указанным категориям граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Принятие законов и иных нормативных правовых актов, определяющих размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, а также разработка и реализация государственных региональных программ оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ (в ред. от 01.04.2019 действовавшей на момент обращения) «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается Федеральным законом от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (статья 8 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-03).

Статьей 5 Федерального закона от 05.04.2003 № 44-ФЗ (в ред. от 02.07.2013 действующей на момент обращения) «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» предусмотрено, что перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко е гражданина для оказания им государственной социальной помощи, устанавливается Правительством Российской Федерации. Указанный перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №... (ред. от <дата> действующая на момент обращения) «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи».

Согласно пункту 1 и пп. «ж» пункта 1 указанного Перечня при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи в денежной и натуральной форме, в том числе и денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями. К названным льготам и социальным гарантиям относится в частности, и субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно Перечню видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 N 512, при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитывается также денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, к которым относится, в частности, и субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Из взаимосвязанного толкования вышеприведенных положений пунктов 1.2, 1.3, 3.1, 3.1.4 Порядка и условий предоставления государственной социальной помощи в Санкт-Петербурге следует, что право на получение государственной социальной помощи возникает у гражданина только при одновременном наличии нескольких условий: гражданин (члены его семьи) не только должен получать среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге, но и подтвердить невозможность по объективным причинам, не связанным с его (их) волей и действиями, получать доход в большем размере за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.

Истцом не представлено доказательств невозможности по объективным причинам, не связанным с его волей и действиями, получать доход в большем размере за три последних календарных месяца.

Как правильно указал суд первой инстанции, действующий порядок предоставления социальной помощи не содержит такого основания для отказа, как не оформление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, вместе с тем, данные обстоятельства подлежат проверке и оценке администрацией района при применении пункта 2.14 порядка, предусматривающего такое основанием к отказу в назначении выплаты, как предоставлением заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе, семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществу на праве собственности.

Не оформление истцом субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в расчетный период (май, июнь, июль 2019) не позволяет ответчику учесть субсидию при расчете среднедушевого дохода семьи по нормам Постановления Правительства Российской Федерации от <дата> №..., а также сделать вывод о принятии заявителем всех возможных мер по увеличению своего дохода.

Довод апелляционной жалобы о том, что названная субсидия была предоставлена семье истца на дату подачи заявления о предоставлении государственной социальной помощи - <дата>, не имеет правового значения для данного спора, так как указанная субсидия предоставлена <дата> (л.д.21), но на иной период, а именно с августа 2019 года по январь 2020.

Поскольку истцом и членами семьи по собственному волеизъявлению не совершены действия, направленные на получение субсидии, трудоустройству, с целью определения нуждаемости в получении государственной помощи, и увеличение за счет этих выплат своего дохода, то суд сделал правильный вывод о недоказанности истцом факта невозможности по объективным причинам получать доход в большем размере за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.

Существенных нарушений процессуального закона, исходя из доводов апелляционной жалобы и материалов гражданского дела, не установлено.

Возможность перехода к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства предусмотрена частью 5 статьи 16.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Суд первой инстанции, установив основания для рассмотрения дела по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно вынес соответствующее определение.

Дело было рассмотрено применительно к положениям Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, всем обстоятельствам дана надлежащая оценка.

Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.

Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, по делу не допущено.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 30 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Соловьевой О. А. – без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи:

33-6062/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Соловьева Оксана Александровна
Ответчики
Администрация Невского района Санкт-Петербурга
Другие
Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга
Суд
Санкт-Петербургский городской суд
Судья
Селезнева Елена Николаевна
Дело на сайте суда
sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru
09.02.2021Передача дела судье
01.04.2021Судебное заседание
03.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.06.2021Передано в экспедицию
01.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее