Судья Моисеенкова О.Л. Дело № 33-11100/2018
2.032
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 августа 2018 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Емельянова В.А.,
судей - Сударьковой Е.В., Авходиевой Ф.Г.,
при секретаре - Васютиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сударьковой Е.В. гражданское дело по исковому заявлению Кокориной Татьяны Петровны к Администрации ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края о признании незаконным увольнения и решения Совета депутатов г. Зеленогорска, отмене распоряжения Главы администрации ЗАТО г. Зеленогорска, выплате среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Кокориной Татьяны Петровны,
на решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 08 мая 2018 г., которыми постановлено:
«В удовлетворении искового требования Кокориной Татьяне Петровне о признании увольнения с должности муниципального служащего по сокращению штата работников с 29 февраля 2008 года незаконным, отмене распоряжения главы администрации ЗАТО г. Зеленогорска от 26.02.2008 г. об увольнении, обязании выплатить средний заработок за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда отказать.
Производство по делу в части требования Кокориной Татьяны Петровны в части отмены решения Совета депутатов от 24.12.2007 г. от 24.12.2007 г. № 36-398-р «Об утверждении структуры администрации ЗАТО г. Зеленогорска» прекратить на основании абз. 2 ст. 220 ГПК РФ».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кокорина Т.П. обратилась в суд с иском к администрации ЗАТО
г. Зеленогорска Красноярского края о признании незаконным увольнения и решения Совета депутатов г. Зеленогорска, отмене распоряжения Главы администрации ЗАТО г. Зеленогорска, выплате среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
Свои требования истица мотивировала тем, что на основании решения Совета депутатов ЗАТО г. Зеленогорска от 24.12.2007 г. №36-398р «Об утверждении структуры администрации ЗАТО г. Зеленогорска» из Перечня структурных подразделений и структуры администрации ЗАТО г. Зеленогорска был исключен отдел культуры и молодежной политики, в котором она работала.
Распоряжением главы администрации ЗАТО г. Зеленогорска от 26.02.2008 г., с 29 февраля 2008 года она была уволена с должности муниципального служащего по сокращению штата работников (п. 2 ч.1 ст. 81 ТК РФ).
Не согласившись с увольнением, она обратилась в суд с требованием о восстановлении в ранее занимаемой должности, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула. Решением Зеленогорского городского суда от 07.11.2008 года в удовлетворении исковых требований к администрации ЗАТО г. Зеленогорска о восстановлении на работе было отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 26.01.2009 года решение Зеленогорского городского суда было оставлено без изменения.
Из неофициальных источников в 2017 году ей стало известно, что Городской Совет ЗАТО г. Зеленогорска рассматривал представление Счетной палаты Красноярского края, направленное главе ЗАТО г. Зеленогорска по результатам контрольного мероприятия, касающегося внесения изменений в структуру администрации, в частности относительно органа управления в сфере культуры.
В ходе проведения Счетной палатой Красноярского края контрольного мероприятия были выявлены значительные нарушения законодательства (ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в частности, ст. 15, 16, 17; Закон Красноярского края от 27.12.2005 № 17-4354 «О реестре должностей муниципальной службы).
Полагает, что была уволена без законного основания, что подтверждается документами Счетной палаты Красноярского края: двумя актами и представлением, подтверждающими ее заявление (возможны и иные документы, о которых ей не известно).
Просила признать ее увольнение с должности муниципального служащего по сокращению штата работников с 29 февраля 2008 года незаконным, отменить решение Совета депутатов от 24.12.2007 г. от 24.12.2007 г. № 36-398-р «Об утверждении структуры администрации ЗАТО г. Зеленогорска», которым был исключен из Перечня структурных подразделений и структуры администрации ЗАТО г. Зеленогорска Отдел культуры и молодежной политики, отменить распоряжение главы администрации ЗАТО г. Зеленогорска от 26.02.2008 г. о ее увольнении; обязать ответчика выплатить ей средний заработок за время вынужденного прогула с 29 февраля 2008 г. и обязать ответчика выплатить компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель истицы просит отменить решение суда как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Доводы апелляционной жалобы мотивированы тем, что о незаконности увольнения она узнала только на основании результатов контрольного мероприятия Счетной палаты. Кроме того, считает, что выводы суда первой инстанции о пропуске срока исковой давности, являются ошибочными, поскольку истицей предоставлялись доказательства подтверждающие, что с 2015 года она осуществляет уход за престарелой матерью - инвалидом и супругом.
В судебное заседание истица не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, об уважительности причин отсутствия суд не уведомила, ходатайств об отложении слушания дела не заявляла. Неисполнение участниками процесса процессуальной обязанности по уведомлению суда об уважительности причин отсутствия, позволяет сделать вывод об отсутствии таковых, что в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя истицы Черновой Е.В., действующей на основании доверенности от 28.02.2017 г., поддержавшей доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, представителя ответчика Родину Н.А., действующую на основании доверенности от 25.07.2018 г., полагавшую, что основания для отмены принятого решения отсутствуют, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
В соответствии с ч.1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных ч. 1 и 2 ст.392 ТК РФ, они могут быть восстановлены судом.
Из разъяснений, содержащихся в абз.5 п.5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", следует, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, распоряжением № 45/лс от 26.02.2008 года Главы ЗАТО город Зеленогорск с Кокориной Т.П., главным специалистом отдела культуры и молодежной политики администрации ЗАТО г. Зеленогорска, расторгнут трудовой договор № 18 от 14 сентября 2005 года. Кокорина Т.П. уволена 29.02.2008 года по сокращению штата работников, на основании пункта 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ.
Основанием издания распоряжения об увольнении является распоряжение главы администрации ЗАТО город Зеленогорск от 26.12.2007 г. № 2288-р «О мероприятиях по изменению структуры администрации ЗАТО г. Зеленогорска», в соответствии с которым из структуры администрации был исключен отдел культуры и молодежной политики. С распоряжением Кокорина Т.П. ознакомлена 28 февраля 2008 года.
Решением Зеленогорского городского суда от 07.11.2008 года Кокориной Т.П. отказано в иске о восстановлении на работе в должности муниципального служащего – главного специалиста отдела культуры и молодежной политики администрации ЗАТО г. Зеленогорска.
Определением суда от 07.05.2010 года Кокориной Т.П. отказано в пересмотре судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам.
Определением суда от 21.08.2017 года Кокориной Т.П. отказано в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на обращение в суд с заявлением о пересмотре судебного решения в связи с новыми обстоятельствами.
Решением Совета депутатов ЗАТО г. Зеленогорска от 14.04.2015 года № 9-41р «Об утверждении структуры Администрации ЗАТО г. Зеленогорска» утверждена структура Администрации согласно приложениям. Так же указанным решением признано утратившим силу решение Совета депутатов ЗАТО г. Зеленогорска от 24.12.2007 г. № 36-398р «Об утверждении структуры администрации ЗАТО г. Зеленогорска» с изменениями к нему.
Указанное решение № 9-41р от 14.04.2015 г. опубликовано в газете «Панорама» за 22 апреля 2015 года № 17, что не препятствовало Кокориной Т.П. ознакомиться с ним.
Счетной палатой Красноярского края совместно со Счетной палатой г. Зеленогорска в 2014 году проведено контрольное мероприятие «Проверка бюджета муниципального образования город Зеленогорск», проверяемый период деятельности: 11 месяцев 2014 года, отдельные вопросы контрольного мероприятия: 2013 – 11 месяцев 2014 года, объекты контрольного мероприятия: Совет депутатов ЗАТО г. Зеленогорск, администрация ЗАТО г. Зеленогорск и ее структурные подразделения, получатели средств бюджета, получатели субсидий.
Согласно отчету Счетной палаты Красноярского края (протокол от 11 февраля 2015 года) установлено, что структурой не предусмотрено создание органов местного самоуправления (структурных подразделений), осуществляющих решение вопросов местного значения по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры; обеспечению условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа. В то же время к задачам МКУ «Комитет по делам культуры и молодежной политики города Зеленогорска» и МКУ «Комитет по делам физической культуры и здравоохранения города Зеленогорска» уставами отнесено в частности, формирование муниципальной политики в указанных сферах.
При этом согласно отчету по контрольному мероприятию «Проверка бюджета муниципального образования город Зеленогорск» сформулированы предложения в адрес Правительства Красноярского края, Агентства труда и занятости населения Красноярского края, отчет о результатах проверки направлен, в числе прочих, Главе ЗАТО г. Зеленогорск, председателю Счетной палаты ЗАТО г. Зеленогорск. Так же Главе ЗАТО г. Зеленогорск направлено представление.
Данный отчет, вопреки доводам Кокориной Т.П. и ее представителя, не содержит сведений о незаконности именно такой структуры администрации ЗАТО г. Зеленогорска и ее структурных подразделений.
На многочисленные обращения Кокориной Т.П. ей неоднократно сообщалось, что информация о проведенном контрольном мероприятии «Проверка бюджета муниципального образования город Зеленогорск» размещена на официальном сайте Счетной палаты Красноярского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а так же то, что по результатам контрольного мероприятия Счетной палаты отсутствуют требования по устранению нарушений при формировании структуры Администрации ЗАТО г. Зеленогорска и внесении в структуру администрации органа управления в сфере культуры.
Как следует из письма депутата Законодательного собрания Красноярского края ФИО8 от 02 мая 2017 года, он по ее обращению направляет ей копию Отчета СП Красноярского края о результатах контрольного мероприятия «Проверка бюджета муниципального образования город Зеленогорск».
Сама Кокорина Т.П. подтвердила, что получила письмо депутата ФИО8 06 мая 2017 года.
Как следует из сообщения Счетной палаты Красноярского края от 16 ноября 2015 года, направленного на имя Кокориной Т.П. по ее обращению от 15.10.2015 года, Кокориной было сообщено о проведенном контрольном мероприятии «Проверка бюджета муниципального образования город Зеленогорск», что свидетельствует, что в ноябре 2015 года истице было известно о проведенном Счетной палатой мероприятии.
Исковое заявление в суд истцом было подано 06.03.2018 года.
В судебном заседании стороной ответчика заявлено ходатайство о пропуске истицей установленного законом срока для защиты нарушенного права в суде и применении последствия пропуска срока в виде отказа в иске без рассмотрения требований по существу..
Отказывая в удовлетворении требований о признании увольнения незаконным, выплате среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, суд первой инстанции указал на пропуск истицей срока для обращения суд за защитой нарушенных трудовых прав, установленного ст. 392 ТК РФ.
Доводы апелляционной жалобы, о том, что срок для обращения в суд с настоящими требованиями не пропущен, поскольку она осуществляла уход за престарелой матерью и супругом, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела увольнение состоялось 29.02.2008 года, с настоящим исковым заявлением Кокорина Т.П. обратилась по истечению более 10 лет - 06.03.2018 года. Как поясняла истица в суде первой инстанции ухудшений в состоянии здоровья супруга нет, мать проживает отдельно от истицы, в связи с чем, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для восстановления пропущенного срока.
Пропуск установленного законом срока для защиты нарушенного права в суде, при отсутствии оснований для его восстановления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении предъявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, поскольку сводятся к выражению несогласия с выводом суда о пропуске истцом срока исковой давности, и основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба истца, которая не содержит предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 08 мая 2018 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: