Решение по делу № 2-208/2017 от 26.09.2017

Дело № 2-208/2017 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«24» ноября 2017 года                                г. Севск

Севский районный суд Брянской области

в составе председательствующего судьи Павлютенковой М.А.

при секретаре Яковлевой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Севского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Севского муниципального района Брянской области о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Севского района Брянской области обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, указав, что прокуратурой Севского района проведена проверка исполнения администрацией Севского муниципального района законодательства при переселении граждан из аварийного и ветхого жилья. Установлено, что многоквартирные дома, включенные в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Брянской области (2013 - 2017 годы)», утвержденную Постановлением Правительства Брянской области от 06.05.2013г. № 97-п, расположенные по адресу: Брянская область, Севский район, г. Севск, ул. Некрасова д. 15, ул. Ленина д. 48, ул. Советская д. 31 признаны аварийными и подлежащими сносу. В отношении указанных расселяемых аварийных домов, определена дата сноса - 4 квартал 2016 года. В 2014 - 2015 годах администрацией Севского муниципального района осуществлено расселение 5 многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и не пригодными для проживания и подлежащими сносу. Однако, доступ неограниченного круга лиц непосредственно в здания аварийных домов не был ограничен. Двери вышеуказанных домов не заперты на замки, окна повреждены, а именно разбиты стекла, что позволяло и позволяет проникнуть в здания, и делает указанные дома объектами потенциальных террористических посягательств. Кроме того, не произведен своевременный снос (демонтаж) указанных многоквартирных домов. Прокуратурой района ранее ДАТА. в адрес главы администрации Севского муниципального района по данному факту внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Брянской области», вместе с тем указанные в нем нарушения устранены не в полном объеме. Частично произведен снос многоквартирных домов, расположенных по адресу: Брянская область г. Севск ул. Советская д. 111 и дом № 9 по ул. Профсоюзной п. Заречный. Однако, мероприятия по полному сносу указанных домов, а также по утилизации строительного мусора, в настоящее время не произведены. Кроме того, администрация района к сносу многоквартирных домов, расположенных по адресу: Брянская область г. Севск, ул. Некрасова д. 15, ул. Советская д. 31, ул. Ленина д. 48, не приступала. В результате непринятия администрацией Севского муниципального района мер по сносу расселенных аварийных домов создаются предпосылки к угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан, проживающих на территории Севского муниципального района, и не обеспечивается санитарно-эпидемиологическое благополучие населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Просит суд обязать администрацию муниципального образования «Севский муниципальный район» и Комитет по управлению имуществом администрации Севского муниципального района выполнить мероприятия по сносу (демонтажу) домов, расположенных по адресу: Брянская область, г. Севск, ул. Некрасова д. 15, ул. Советская, д. 31, ул. Ленина д. 48, ул. Советская д. 111 и дома № 9 по ул. Профсоюзной п. Заречный, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

В судебном заседании помощник прокурора Севского района Брянской области Кородиченко Е.С. требования уточнил, отказался от требований в части сноса дома № 15 по ул. Некрасова, дома № 48 ул. Ленина в связи с тем, что у данных объектов недвижимости усматриваются признаки памятников истории и культуры, в остальной части требования поддержал по доводам искового заявления.

Представитель ответчика администрации Севского муниципального района, третьего лица комитета по управлению имуществом администрации Севского муниципального района Брянской области Лебедик Н.П. (по доверенности) в судебном заседании изменённые исковые требования прокурора Севского района Брянской области признал.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, огласив их, суд пришел к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 35. Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением о защите прав граждан по обеспечению их права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Севского района Брянской области проведена проверка по вопросу исполнения требований жилищного законодательства в сфере переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Севском муниципальном районе.

Проверкой установлено, что многоквартирные дома, включенные в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Брянской области (2013 - 2017 годы)», утвержденную Постановлением Правительства Брянской области от 06.05.2013 № 97-п, расположенные по адресу: Брянская область, Севский район, г. Севск, ул. Некрасова д. 15, ул. Ленина д. 48, ул. Советская д. 31 признаны аварийными и подлежащими сносу. В отношении указанных расселяемых аварийных домов, определена дата сноса - 4 квартал 2016 года.

Статьей 18 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Таким образом, все жилые помещения в расселяемых многоквартирных домах поступают в муниципальную собственность муниципального образования Севского муниципального района.

В силу п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28.01.2006г., на основании заключения о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Частью 1 статьи 37 Федерального закона № 184-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

В соответствии с Федеральным Законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

Пунктом 3 и 6.1 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131 - ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона № 384-Ф3 от 30.12.2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлены минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384- ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

Таким образом, в результате непринятия администрацией Севского муниципального района мер по сносу расселенных аварийных домов создаются предпосылки к угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан проживающих на территории Севского муниципального района и не обеспечивается санитарно-эпидемиологическое благополучие населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В силу ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст. 2, 3 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-Ф3«О противодействии терроризму», основными принципами противодействия терроризму является, в том числе принцип приоритета мер предупреждения терроризма, предупреждение терроризма - это деятельность по выявлению и последующему устранению причин и условий способствующих совершению террористических актов.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

При рассмотрении дела установлено, что в 2014 - 2015 годах администрацией Севского муниципального района осуществлено расселение 5 многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и не пригодными для проживания и подлежащими сносу. Указанные многоквартирные дома расположены по адресу: Брянская область г. Севск, ул. Некрасова д. 15, ул. Советская д. 31, ул. Ленина д. 48, ул. Советская д. 31 и дом № 9 по ул. Профсоюзной п. Заречный. Однако, доступ неограниченного круга лиц, непосредственно в здания аварийных домов, не был ограничен.

Прокуратурой района ДАТА. в адрес главы администрации Севского муниципального района по данному факту внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Брянской области» (л.д.3,4). Однако, указанные в нем нарушения устранены не в полном объеме.

В настоящее время частично произведен снос многоквартирных домов, расположенных по адресу: Брянская область г. Севск ул. Советская д. 111 и дом № 9 по ул. Профсоюзной п. Заречный. Однако, мероприятия по полному сносу указанных домов, а также по утилизации строительного мусора, в настоящее время не произведены. К сносу многоквартирных домов, расположенных по адресу: Брянская область г. Севск, ул. Некрасова д. 15, ул. Ленина д. 48, администрация Севского муниципального района не приступала.

Таким образом, на момент рассмотрения дела действия по сносу домов в полном объеме не выполнены.

Отсутствие денежных средств, либо иные вопросы, относящиеся к компетенции администрации по исполнению указанных прокурором обязанностей, не могут являться уважительной причиной для несоблюдения требований закона, не должны влиять на права граждан, создавать опасность для жизни и здоровья людей, допускать возможность беспрепятственного проникновения посторонних лиц на указанные объекты заброшенных многоквартирных домов, в том числе быть использованными в целях совершения террористических актов.

Учитывая изложенные обстоятельства и доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Севского района Брянской области подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194 - 197 ГПК РФ,

суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Севского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Севского муниципального района Брянской области о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Севский муниципальный район» выполнить мероприятия по сносу (демонтажу) домов, расположенных по адресу: Брянская область, г. Севск, ул. Советская, д. 31, ул. Советская д. 111 и дома № 9 по ул. Профсоюзной п. Заречный, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Севский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:              М.А. Павлютенкова

2-208/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Севского района Брянской области
Ответчики
Администрация Севского муниципального района
Другие
Комитет по управлению имуществом администрации Севского муниципального района
Суд
Советский районный суд г. Брянск
Судья
Павлютенкова Марина Александровна
Дело на странице суда
sovetsky.brj.sudrf.ru
26.09.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.09.2017Передача материалов судье
26.09.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.10.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.10.2017Судебное заседание
21.11.2017Судебное заседание
23.11.2017Судебное заседание
24.11.2017Судебное заседание
27.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.11.2017Дело оформлено
24.11.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее