Решение по делу № 33-926/2017 от 08.11.2017

Судья Пешкова Е.В.

Дело № 33-926/2017

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

06 декабря 2017 года                                                                                   г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

Председательствующего Серга Н.С.,

судей Коневой О.А., Слободчиковой М.Е.,

при секретаре Кузнецовой Ю.В.,

с участием прокурора Холманских Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело поапелляционному представлению старшего помощника прокурора Смидовичского района Еврейской автономной области Косныревой Е.В. на решение Смидовичского районного суда ЕАО от 29.09.2017, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Смидовичского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО к обществу с ограниченной ответственностью «Южное жилищно-коммунальное хозяйство» об обязании приостановить деятельность по эксплуатации площадки временного накопления и хранения отходов в части приема и размещения отходов, оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Коневой О.А., пояснения прокурора Холманских Т.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Прокурор Смидовичского района ЕАО обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО к обществу с ограниченной ответственностью «Южное жилищно-коммунальное хозяйство» (далее - ООО «Южное ЖКХ») о понуждении к выполнению определенных действий.

Требования мотивированы тем, что по результатам проведенной прокуратурой Смидовичского района ЕАО проверки, установлено, что на основании договора администрация Смидовичского муниципального района передала в аренду ООО «Южное ЖКХ» земельный участок, для содержания площадки временного накопления и хранения отходов, которая представляет собой земельный участок с выполненными по периметру участка обваловкой и ливнеотводом.

Вышеуказанная площадка не включена в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО), в связи с чем размещение отходов на данном объекте запрещено.

Таким образом, передача отходов на указанный объект и их прием от сторонних организаций являются незаконными. Указанными обстоятельствами нарушается санитарно - эпидемиологическая обстановка Смидовичского городского поселения и затрагиваются интересы неопределенного круга лиц, проживающих на его территории.

Прокурор просил приостановить деятельность по эксплуатации площадки временного накопления и хранения отходов, в части приема и размещения отходов.

В судебном заседании 15.09.2017 прокурор уточнил исковые требования, просил обязать ООО «Южное ЖКХ» приостановить деятельность по эксплуатации площадки временного накопления и хранения отходов, в части приема и размещения отходов до включения указанной площадки в государственный реестр объектов размещения отходов.

В судебном заседании 29.09.2017 прокурор Коснырева Е.В. заявленные исковые требования с учетом уточнения подержала в полном объеме.

Представитель администрации МО «Смидовичское городское поселение», в интересах которого заявлен иск, Лупанов И.М. с исковыми требованиями прокурора не согласился. Суду пояснил, что не имеется других площадок для размещения отходов. Приостановление деятельности площадки размещения отходов приведет к нарушению прав граждан, поскольку повысится тариф на вывоз мусора. Длительное приостановление деятельности приведет к накоплению мусора на территории поселения и ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Смидовичского городского поселения.

Представитель ответчика ООО «Южное ЖКХ» Латыпов К.Е. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился. Суду пояснил, что общество осуществляет свою деятельность на основании выданной лицензии на обезвреживание и размещение отходов I-1V классов опасности. Каких-либо нарушений санитарно-эпидемиологических требований в деятельности объекта размещения отходов не имеется, о чем указано в принятом решении суда от 06.10.2016, вступившим в законную силу. Каких-либо доказательств причинения вреда, угрозы причинения вреда, либо нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду прокурором не представлено.

Представитель третьего лица администрации МО «Смидовичский муниципальный район» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционном представлении прокурор просил решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

Мотивируя представление, указал, что площадка временного накопления и хранения отходов, расположенная в 1000 м. на восток от п. Смидович, не включена в ГРОРО. Передача отходов на указанный объект и их прием от сторонних организаций являются незаконными, поскольку в соответствии с п. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно п. 3 Федерального закона «Об окружающей среде» хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться с соблюдением права человека на благоприятную окружающую среду.

Судом не учтено, что в соответствии с территориальной схемой транспортирование твердых коммунальных отходов из Смидовичского района ЕАО предусмотрено на полигон в пос. Николевка.

В возражениях на апелляционное представление представитель ответчика ООО «Южное ЖКХ» Латыпов К.Е. указал, что истцом не представлены доказательства того, что деятельность ООО «Южное ЖКХ» в части приема и размещения отходов причиняет вред интересам неопределенного круга лиц и МО «Смидовичское городское поселение». Кроме того, не представлен размер предполагаемого вреда, не доказана угроза причинения вреда в будущем. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.

В апелляционной инстанции прокурор Холманских Т.А. доводы апелляционного представления поддержала в полном объеме.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражений на апелляционное представление, выслушав лиц, участвующих в апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002         № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.2002 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

В силу ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Материалами дела установлено, что ООО «Южное ЖКХ» осуществляет деятельность по сбору, вывозу и размещению твердых бытовых отходов на основании лицензии от 28.08.2013 № 079 00004 на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности, выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

В соответствии с договором аренды земельного участка от 20.06.2011, с учетом дополнительного соглашения от 02.07.2012, арендодатель - администрация муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ЕАО сдала, а арендатор - ООО «Южное ЖКХ» приняло в пользование на условиях аренды сроком на 10 лет с 20.06.2011 по 20.06.2021 земельный участок площадью         20124 кв. м., имеющий кадастровый № <...>. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир п. Смидович, восточная граница. Участок находится примерно в 1000 м. от ориентира по направлению на восток. ЕАО, Смидовичский район, Смидовичское городское поселение, для площадки временного накопления, хранения, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Указанная площадка не включена в ГРОРО.

Согласно ответу Управления Росприроднадзора по ЕАО от 07.11.2014 данный объект не включен в ГРОРО, поскольку он не соответствует требованиям, установленным в пп. 1,2,3 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а именно: отсутствует проектная документация на строительство объекта, заключение государственной экологической экспертизы на эту проектную документацию, не проводится мониторинг окружающей среды на объекте размещения отходов.

Разрешая спор и принимая решение об оставлении исковых требований без удовлетворения, суд первой инстанции исходил из того, что при рассмотрении дела прокурором не представлены доказательства нарушения условий лицензии, превышения лимитов на размещение отходов, несоблюдения санитарно - эпидемиологических требований в деятельности ответчика, а также не доказано, что не включение площадки временного накопления и хранения отходов в ГРОРО по причине отсутствия проектной документации, прошедшей государственную экологическую экспертизу, причиняет вред или угрожает причинением вреда неопределенному кругу лиц. Суд также исходил из того, что приостановление деятельности ООО «Южное ЖКХ» по эксплуатации площадки временного накопления и хранения отходов будет противоречить общественным интересам, поскольку повлечет существенное нарушение санитарных правил и норм о регулярном вывозе бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта, а, следовательно, нарушение прав жителей Смидовичского городского поселения на благоприятную окружающую среду.

Судебная коллегия по гражданским делам не может согласиться с данными выводами суда, поскольку они не основаны на законе.

В соответствии с положениями п. 6 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Помимо требований к объектам размещения отходов, установленных ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», необходимо учитывать требования, предъявляемые к объектам размещения отходов как к сооружениям и объектам капитального строительства согласно положениям Градостроительного кодекса РФ и Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружении», а также требования природоохранного законодательства.

Так, в соответствии с п. 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995              № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности, является объектом государственной экологической экспертизы.

Вместе с тем, доказательств наличия проектной документации, прошедшей государственную экологическую экспертизу, ответчиком не представлено.

Более того, в материалах дела отсутствуют доказательства ввода объекта размещения отходов в эксплуатацию. В предоставленной характеристике объекта размещения отходов содержатся сведения о том, что площадка временного накопления и хранения отходов Смидовичского городского поселения введена в эксплуатацию 28.05.2008, однако доказательств этому в суд не представлено.

Кроме того, в данной характеристике отсутствует информация о проектной документации на строительство объекта, что является нарушением требований, установленных к объектам размещения отходов ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

Решения уполномоченного органа по не включению спорного объекта в ГРОРО ответчиком не оспорены и неправомерными не признаны.

Согласно положениям п. 7 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

При таких обстоятельствах, учитывая прямой запрет, установленный законом, суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении исковых требований прокурора.

Судебная коллегия также считает необоснованным вывод суда о том, что приостановление деятельности ООО «Южное ЖКХ» по эксплуатации площадки временного накопления и хранения отходов будет противоречить интересам жителей Смидовичского городского поселения, поскольку территориальной схемой транспортирования твердых коммунальных отходов предусмотрено их размещение из Смидовичского района на полигоне в п. Николаевка.

В связи с изложенным решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, в связи с чем подлежит отмене с вынесением нового решения о приостановлении деятельности по эксплуатации площадки временного накопления и хранения отходов в части приема и размещения отходов до включения указанной площадки временного накопления и хранения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Смидовичского районного суда ЕАО от 29.09.2017 отменить, принять по делу новое решение, которым:

Исковые требования прокурора Смидовичского района в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО к обществу с ограниченной ответственностью «Южное жилищно-коммунальное хозяйство» о приостановлении деятельности по эксплуатации площадки временного накопления и хранения отходов в части приема и размещения отходов удовлетворить.

Приостановить деятельность общества с ограниченной ответственностью «Южное жилищно-коммунальное хозяйство» по эксплуатации площадки временного накопления и хранения отходов, расположенной на земельном участке площадью 20124 кв.м., имеющем кадастровый № <...>, расположенном в 1000 м. на восток от п. Смидович в части приема и размещения отходов до включения указанной площадки временного накопления и хранения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов.

Апелляционное представление прокурора Смидовичского района Еврейской автономной области считать удовлетворенным.

Председательствующий

Судьи

33-926/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор
Ответчики
ООО "Южное жилищно-коммунальное хозяйство"
Другие
Администрация МО "Смидовичское городское поселение"
Администрация МО "Смидовичский муниципальный район" ЕАО
МО "Смидовичское городское поселение"
Суд
Суд Еврейской автономной области
Дело на сайте суда
os.brb.sudrf.ru
06.12.2017Судебное заседание
20.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.12.2017Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее