Адм.дело 12-105/18
РЕШЕНИЕ
17 октября 2018г. г. Зеленоградск
Судья Зеленоградского районного суда Калининградской области
Прокопьева И.Г.
При секретаре Шефер А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного предприятия Калининградской области «Единая система обращения с отходами» на постановление главного специалиста –эксперта отдела федерального государственного экологического надзора и лицензионного контроля Управления – государственного инспектора РФ по Калининградской области Вахитова В.М. от 18.07.2018 о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ к штрафу в сумме 175 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением по делу об административном правонарушении от 18.07.2018, вынесенным главным специалистом –экспертом отдела федерального государственного экологического надзора и лицензионного контроля Управления – государственного инспектора РФ по Калининградской области Вахитовым В.М., юридическое лицо государственное предприятие Калининградской области «Единая система обращения с отходами» (далее ГП КО «ЕСОО»), было привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 175 000 руб., за то, что проверкой, проведенной Калининградской межрайонного природоохранной прокуратурой по обращению ФИО4 по соблюдению ГП КО «ЕСОО» законодательства об охране окружающей среды при эксплуатации полигона ТБО в пос. Круглово Зеленоградского района, установлено, что юридическое лицо осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности на основании лицензии № (39)-4360-СТУРБ. ГП КО «ЕССО» сроком на 49 лет предоставлен в аренду земельный участок с КН № площадью 30001 кв.м, расположенный в районе пос. Круглово Зеленоградского района, для обустройства и эксплуатации полигона твердых бытовых и промышленных отходов (договор от 30.05.2007). Юридическому лицу также в аренду сроком на 49 лет предоставлен земельный участок площадью 20000 кв.м, расположенный в районе пос. Круглово Зеленоградского района, для обустройства и организации хозяйственной зоны предприятия полигона ТБО «Круглово».
Из указанного постановления следует, что 28.04.2018 на полигоне отходов по адресу: Калининградская область Зеленоградский район, пос. Круглово, юридическое лицо ГП КО «ЕСОО» допустило нарушение требований ст. 11, ч.5 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления»; ч.1 ст. 41, ч.1, ч.2 ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды».
В частности предприятием не осуществляется мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды по таким показателям как аммиак, литий, органический углерод, магний, хром, цианиды, ртуть, мышьяк, барий в грунтовых водах, а также по показателям нитриты, нитраты, гидрокарбонаты, органический углерод, ртуть, мыщьяк при исследовании почв, как это предусмотрено программой производственного экологического контроля, утвержденной 16.01.2017, что подтверждается протоколом лабораторных испытаний от 26.06.2012 и 11.12.2017, указывающие на превышение данных показателей по уровням допустимости.
Кроме того, 10.04.2018 с 12. час. на полигоне производилось размещение отходов, при том, что он не состоял в государственном реестре объектов размещения отходов.
С этим постановлением юридическое лицо не согласилось, в установленный законом срок на постановление подана жалоба, где указано, что при привлечении юридического лица к административной ответственности имеются нарушения норм процессуального права: нарушение сроков вынесения постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении прокурором; нарушена процедура и сроки проведения проверки; в постановлении прокурора от 28.05.2018 не указано место и время совершения административного правонарушения; дата правонарушения, указанная в обжалуемом постановлении, ничем не подтверждена; в постановлении внесены изменения, не позволяющие четко установить назначенное наказание; рассмотрение дела проведен формально, без выяснения обстоятельств.
Кроме того, с 2014 года юридическое лицо неоднократно обращалось в Управление с целью включения полигона в государственный реестр. После обращения в 2018 году получило ответ, что материалы направлены на рассмотрение в центральный аппарат для разрешения вопроса. На момент проверки имелся ответ центрального аппарата, что планируется внести полигон в реестр. Полигон внесен в территориальную схему обращения с отходами постановлением правительства Калининградской области от 09.09.2016. Схема также согласовывалась с Управлением Росприроднадзора по Калининградской области. Само Управление на этом основании должно было решать вопрос о внесении полигона в государственный реестр ГРОРО.
Полагает также, что перечисленные в постановлении действия юридического лица не образуют состав вменяемого правонарушения, поскольку на территории полигона отсутствуют водные объекты, предусмотренные п. 1.1 СанПиН 2.1.5.980-00, имеющийся водоем является искусственным, создан с целью накопления водной вытяжки фильтрата и не имеет сообщения с поверхностными водами. При проведении проверки пробы не отбирались, а указание на ранее отобранные пробы нельзя отнести к прямой причинно-следственной связи последствиям проведенной проверки. Полагают, что имеются неустранимые сомнения в виновности юридического лица.
Просят постановление от 18.07.2018 – отменить, производство по делу – прекратить.
В судебном заседании представитель – защитник юридического лица Коритько О.И. полностью поддержал доводы жалобы.
Калининградский межрайонный природоохранный прокурор о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, в суд не явился.
Заслушав Коритько О.И., изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Сроки обжалования постановления от 18.07.2018 года ГП КО «ЕСОО» соблюдены.
Постановление вынесено должностным лицом, в пределах предоставленных ему полномочий и в пределах установленного срока привлечения к административной ответственности, при надлежащем извещении юридического лица, в присутствии его представителя.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, -
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно статье 11 данного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Положениями ч.3 ст. 12 данного федерального закона предусмотрено, что на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Из материалов дела следует, что 16.01.2017 ГП КО «ЕСОО» (полигон ТБО и ПО в пос. Круглово Зеленоградского района Калининградской области) утверждена программа производственного экологического контроля.
19.01.2015 года директором этого же юридического лица утвержден мониторинг окружающей среды данного полигона, согласно которому исследование грунтовых и поверхностных вод в СЗЗ 1 точка ручей+2 точки воды из скважины (глубина 20м) 2 раза в год по 1 пробе (6 проб) производится по следующим санитарно-химическим показателям: аммиак, нитриты, нитраты, гидрокарбонаты, кальций, хлориды, железо, сульфаты, литий; а также исследование грунтовых вод в СЗЗ 1 точки + 2 точки из скважины (глубина 20м): ХПК, БПК, рН, органический углерод, кадмий, магний, хром, цианиды, ртуть, мышьяк, барий, свинец, медь, сухой остаток; а также по другим бактериологическим показателям. На предприятии также установлен график отбора проб.
Предприятию выдана лицензия № (39)-4360-СТУРБ от 08.09.2017г. на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности.
02.04.2018 года Калининградский межрайонный природоохранный прокурор вынес решение о проведении проверки ГП КО «ЕСОО» в связи с поступлением заявления Вахрамеевой, по соблюдению юрлицом требований законодательства об охране окружающей среды, уведомив юридическое лицо о проведении проверки 10.04.2018 с 12 час., в установленном порядке.
Юридическим лицом в адрес прокурора до проведения проверки были представлены сведения о неоднократных обращениях в Управление Росприроднадзора по калининградской области о включении ГП КО «ЕСОО» в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) и о проведении мониторинга в соответствии с утвержденной программой, представлены протоколы лабораторных испытаний.
28.04.2018 по результатам проверки государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Калининградской области была составлена справка.
28.04.2018 прокурором в установленном порядке вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении ГП КО «ЕСОО» по ст. 8.2 КоАП РФ с направлением дела на рассмотрение в Управление Росприроднадзора по Калининградской области.
18.07.2018 с уведомлением юридического лица надлежащим образом и в присутствии представителя юридического лица, административное дело было рассмотрено и вынесено обжалуемое постановление.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 3 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
Несмотря на то, что в рамках осуществления производства по делу об административном правонарушении юридическое лицо представляло доказательства и ссылалось на то, что в соответствии с требованиями ч.3 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" осуществляется мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, как в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, так и в постановлении о привлечении к административной ответственности, немотивированно указано на несоблюдение юридическим лицом данных требований закона, со ссылкой на наличие выявленных превышений загрязняющих веществ, на основании протоколов лабораторных испытаний, проведенных задолго до проведения проверки.
Однако, юридическому лицу вменяется несоблюдение требований закона по непроведению мониторинга, а не за загрязнение окружающей среды. Каких-либо мотивов, указывающих на нарушение утвержденных программ мониторинга, обжалуемое постановление не содержит.
Таким образом, имеются неустранимые сомнения в виновности юридического лица.
В соответствии с частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таком положении вменение ГП КО «ЕСОО» этих действий нельзя признать обоснованными, а вину в непроведении мониторинга – доказанной. В этой части производство по делу подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
Юридическому лицу также вменено нарушение ч. 6, 7 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", предусматривающей, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.(ч.6), а частью 7 статьи 12 Закона об отходах запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов".
Во исполнение указанных требований закона юридическое лицо в феврале 2018 года направило через Управление Росприроднадзора по Калининградской области заявление для внесения сведений в государственный реестр объектов размещения отходов. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.04.2018 № 136 полигон в пос. Круглово Зеленоградского района Калининградской области включен в государственный реестр объектов размещения отходов.
Таким образом, на момент проведения проверки 10.04.2018 Управлению уже были известны обстоятельства подачи юридическим лицом соответствующего заявления, а на момент возбуждения дела об административном правонарушении, объект уже был внесен в реестр.
При этом, формально состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ имеется, что подтверждается материалами дела, поскольку на момент проведения проверки 10.04.2018 в отсутствие внесения объекта в государственный реестр объектов размещения отходов, юридическим лицом в нарушение ч. 7 статьи 12 Закона об отходах на данном полигоне осуществлялось размещение отходов.
При вынесении постановления о привлечении юридического лица к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ должностным лицом указано, что данные действия юридического лица нельзя признать малозначительными.
Однако, с такой позицией нельзя согласиться по следующим основаниям.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.
Пунктом 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса РФ об административных правонарушениях" разъяснено, что если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Учитывая установленные обстоятельства, что на момент проведения проверки юридическим лицом уже были поданы необходимые документы для внесения объекта в государственный реестр, а на момент возбуждения дела об административном правонарушении и, соответственно, на момент привлечения к административной ответственности, объект уже был внесен в реестр; данный полигон функционирует с 1977 года, на момент проверки имелась соответствующая лицензия, каких-либо неблагоприятных последствий общественным интересам не наступило, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, иных заслуживающих внимания обстоятельств, прихожу к выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу в связи с малозначительностью допущенного правонарушения, так как допущенное нарушение не представляет существенного нарушения охраняемых общественных отношений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ –░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ 18.07.2018 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 8.2 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ 175000 ░░░.- ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 8.2 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 8.2 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░