47RS0007-01-2023-000915-91
Дело № 2-834/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июля 2023 года г. Кингисепп
Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Дунькиной Е.Н.,
при секретаре Турицыной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя истца помощника Кингисеппского городского прокурора Манойленко С.В.,
гражданское дело по иску Кингисеппского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ТСЖ «Согласие» об обязании произвести определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
28 апреля 2023 года Кингисеппский городской прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в Кингисеппский городской суд Ленинградской области к ТСЖ «Согласие» об обязании совершения определенных действий.
В обоснование заявленных требований указал, что Кингисеппской городской прокуратурой во исполнение задания прокуратуры Ленинградской области от 24 марта 2023 года № 20-28-2023/47 проведена проверка по вопросу ненадлежащего водоснабжения граждан в г. Кингисеппе Ленинградской области.
В ходе проверки было установлено, что в нарушение положений статьи 25 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», статьи 32 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановления Правительства Российской Федерации от 06 января 2015 года № 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды» и пункта 77 СанПиН 2.1.3684-2, ТСЖ «Согласие» не разработана и не согласована программа производственного контроля качества питьевой воды и не осуществляет производственный лабораторный контроль качества питьевой воды, подаваемой населению, в проживающему в многоквартирном доме № 9 по ул. Строителей в г. Кингисеппе Ленинградской области
Считает, что ТСЖ «Согласие» управляя многоквартирным домом обязано обеспечивать предоставление собственникам помещений коммунальные услуги, в том числе услугу холодного водоснабжения, надлежащего качества, соответствующую санитарным и техническим требованиями, в связи с чем обязано производить контроль качества воды и соответственно разработать производственную программу.
Просит обязать ТСЖ «Согласие» разработать и согласовать в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды в многоквартирном доме № 9 по ул. Строителей в г. Кингисеппе Ленинградской области, в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда (л.д. 2-7).
В судебном заседании представитель истца Кингисеппского городского прокурора Манойленко С.В. исковые требования по основаниям, изложенным в иске, поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ТСЖ «Согласие» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен, причну неявки не сообщил (л.д. 51, 52).
Выслушав представителя истца, определив в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В соответствии части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 2.2 названной статьи установлено, что при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно подп. «а», «б» и «г» п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», водоснабжение представляет собой водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ).
В соответствии с пунктами 15 и 16 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», организацией, осуществляющей холодное и горячее водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного и горячего водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
В силу части 1 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Как следует из статьи 32 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
Разделом II пункта 1 Письма Роспотребнадзора от 23.10.2015 № 01/12950-15-32 «О порядке применения правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывают рабочую Программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды.
Санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения установлены СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», введенных в действие с 1 марта 2021 года.
Согласно пункту 77 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10, и приложениями № 2 - 4 к Санитарным правилам.
Согласно пункту 1 приложения № 4 к СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, осуществляющие эксплуатацию систем водоснабжения и (или) обеспечивающие население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, в соответствии с программой производственного контроля должны постоянно контролировать качество и безопасность воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в местах водоразбора наружной и внутренней распределительных сетей.
Как следует из п. 1 СанПиН 2.1.3684-21 настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе, индивидуальными предпринимателями.
До 01 марта 2021 г. действовали Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 24 от 26 сентября 2001 года.
Указанными СанПиН 2.1.4.1074-01 были установлены аналогичные требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению тем, которые предусмотрены введенными с 01 марта 2021 г. СанПиН 2.1.3684-21.
Так, п. 2.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 было предусмотрено, что требования настоящих санитарных правил должны выполняться, в том числе, при эксплуатации систем водоснабжения.
В соответствии с п. 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, должен обеспечиваться производственный контроль качества питьевой воды по рабочей программе.
Исходя из приведенных выше нормативных положений, на управляющей организации, как на организации, осуществляющей холодное и горячее водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), а также эксплуатирующей такое водоснабжение и водоотведение, лежит императивная обязанность в разработке соответствующей программы производственного контроля качества и безопасности воды.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что ТСЖ «Согласие» создано собственниками помещений многоквартирного дома № 9 по ул. Строителей в г. Кингисеппе Ленинградской области с целью управления многоквартирным домом, что подтверждено выпиской из ЕГРЮЛ от 16 апреля 2023 года и Уставом ТСЖ (л.д. 22-25, 26-33).
Из сообщения Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области от 29 марта 2023 года следует, что заявлений о разработке и согласовании программ производственного контроля качества воды за последние пять лет от ТСЖ «Согласие» не поступало (л.д. 21).
Таким образом, ТСЖ «Согласие» программу производственного контроля за качеством питьевой воды из внутридомовых распределительных систем питьевого водоснабжения не разработало и не представило на согласование на 2023 год в Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области.
В то время как управляющая организация обязана обеспечивать надлежащее содержание общего имущества, осуществлять деятельность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц, то требования прокурора заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако, в нарушение указанных выше норм права, доказательств, подтверждающих, что ответчиком ТСЖ «Согласие» разработана программа производственного контроля качества и безопасности воды, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что выявленные прокурором нарушения федерального законодательства со стороны ответчика, выразившееся в отсутствии программы контроля качества питьевой воды и фактического контроля качества питьевой воды, подаваемой жильцам дома, свидетельствуют о том, что ТСЖ «Согласие» не обеспечивает условия, необходимые для организации подачи питьевой воды, соответствующие установленным требованиям, и должны быть ответчиком устранены при удовлетворении исковых требований.
Круг лиц, прав которых в результате могут быть нарушены, не может быть определен, в связи с чем у Кингисеппского городского прокурора имелись основания для обращения в суд с иском на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ, в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При определении срока, в течение которого должны быть устранены выявленные нарушения, суд, учитывая объем действий, необходимых для устранения выявленных нарушений, характер устраняемых нарушений, а также мнения участвующих лиц, считает возможным установить срок для устранения выявленных недостатков в срок в течение 5 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина, от которой истец был освобожден, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Статьей 61.1 Бюджетного кодекса РФ установлено, что, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, государственная пошлина подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов.
Таким образом, с ответчика ТСЖ «Согласие» в доход МО «Кингисеппский муниципальный район» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кингисеппского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ТСЖ «Согласие» об обязании совершить определенные действия – удовлетворить.
Обязать ТСЖ «Согласие» (ИНН 4707035189) разработать и согласовать в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды в многоквартирном доме № 9 по улице Строителей в городе Кингисеппе Ленинградской области, находящихся в его управлении в течение пяти месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с ТСЖ «Согласие» (ИНН 4707035189) в доход бюджета МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд Ленинградской области.
Судья Дунькина Е.Н.
Мотивированное решение составлено 12 июля 2023 года.