04RS0№-20
Мотивированное решение изготовлено 06.06.2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе судьи Лубсановой С.Б., при секретаре Цырендашиевой Е.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Черноивановой Л. А. к МУ "Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес>" признании права собственности в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд с указанным иском, истец Черноиванова Л.А. просила признать право собственности на земельный участок с кадастровым номером № площадью 520 кв.м, на жилой дом, общей площадью 42,6 кв.м., с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Исковое заявление мотивировано, тем, что Черноиванова Л.А. является единственной дочерью Черноивановой Г. Д. и Черноиванова А. М.. Черноиванова Г.Д. и Черноиванов А.М. проживали в жилом доме по адресу: <адрес>. В 2011 году Черноиванов А.М. решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ включил земельный участок, расположенный хо адресу: <адрес> с кадастровым номером № (новый кадастровый №), площадью 520 кв.м, в наследственную массу, открывшуюся после смерти матери Черноивановой К. А.. Решение не обжаловано вступило в законную силу. Решением суда установлено, что земельный участок предоставлялся Черноивановой К.А. по Договору № о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ. Включив земельный участок в наследственную массу Черноиванов А.М до конца права на участок и на дом не оформил. ДД.ММ.ГГГГ Черноиванов А.М. умер. К наследникам первой очереди в силу ст. 1142 Гражданского кодекса РФ на дату его смерти являлись Черноиванова Г.Д. (супруга), Черноиванова Л.А. (дочь), иные наследники первой очереди отсутствуют. Наследство после смерти отца - Черноиванова А.М. оформлено не было. С даты смерти наследники первой очереди фактически вступили в наследство земельный участок с кадастровым номером №, жилой дом, 1975 года постройки, общей площадью 42,6 кв.м., несли бремя содержания, заботились об имуществе как о своем собственнике.
В судебное заседание истец Черноиванова Л.А. настаивала на удовлетворении иска в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель истца по доверенности Жарникова Е.С. настаивала на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика МУ "Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес>" в судебное заседание не явилась. Ранее в судебном заседании представитель Булытова И.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска в части установления факта принятия наследства и признания права собственности на земельный участок, и на здание, являющееся самовольной постройкой, ссылаясь на отсутствие доказательств принадлежности указанных объектов недвижимости наследодателю Зимину Н.И.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Статьей 4 Конституции Российской Федерации гарантируется право наследования.
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Из пункта 1 ст.1152 ГК РФ следует, что для приобретения наследства наследник должен его принять. Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (п. 1 ст. 1154 ГК РФ).
Согласно статье 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Как разъяснено в пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Согласно пункту 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: Исковое заявление Черноиванова А.М. удовлетворить. Включить земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 520 кв.м. в наследственную массу, открывшуюся после смерти Черноивановой К. А., умершей ДД.ММ.ГГГГ Признать принятие Черноивановым А. М. наследства в виде земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 520 кв.м.
Черноиванов А.М. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа нотариуса Улан-Удэнского нотариального округа Федоровой А.А. следует, что открыто наследственное дело № к имуществу Черноиванова А.М., проживавшего на день смерти по адресу: <адрес>. Наследниками являются дочь Черноиванова Л.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., подавшая заявление о принятии наследсьтва ДД.ММ.ГГГГ, супруга Черноиванова Г.Д., подавшая заявление об отказе от причитающейся доли наследства по закону.
Наследственное имущество состоит из земельного участка с кадастровым номером № расположенную по адресу: <адрес> (снят с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ)
Черноиванова Г.Д. умерла
в соответствии с договором купли –продажи от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом Лебедевой Д.А. р№ (зарегистрирован в БТИ ДД.ММ.ГГГГ) Зимину Н.И. принадлежал жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Далее, материалами дела, в частности, свидетельствами о рождении подтверждено, что истец Зимина Т.Н. является внучкой Зимина Н.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., (дочерью сына - Зимина Н. Н.ча, ДД.ММ.ГГГГ г.р.).
Зимин Н.И. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается записью акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ Городского отдела ЗАГС Администрации <адрес>.
Согласно сведений официального сайта Нотариальной палаты Республики Бурятия, наследственное дело после смерти Зимина Н.И. не зарегистрировано.
Из завещания, составленного Зимины Н. И., зарегистрированного в реестре № и удостоверенного нотариусом первой Улан-Удэнской государственной нотариальной конторы Бурлаковой Н.В. следует, что Зимин Н.И. завещал жилой дом с хозяйственными строениями и земельным участком, расположенных в городе Улан-Удэ, <адрес> Зиминой Т. Н..
Согласно ответа Государственного архива Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в находящихся на хранении документах сведений об отзыве завещания Зимина Н.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р. не имеется.
Из ответа ГБУ РБ «Агентство Жилстройкомэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по данным технического паспорта, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке с почтовым адресом: <адрес> (ранее Лесозаводская, <адрес>) расположено два жилых дома лит. А,Б. Лит. А – собственником является Зимин Н.И. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом Лебедевой Д.А. р№, зарегистрирован в БТИ ДД.ММ.ГГГГ, доля в праве - личная собственность. На здание под Лит. Б разрешение на строительство не предъявлено, пользователем является Зимин Н.И. (основание технический паспорт).
Из договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ следует, что продавец Гараж И.П. продал покупателю Зимину Н.И. «домовладение, состоящее из одного бревенчатого дома без надворных построек по адресу: <адрес>, расположенное на участке земли мерою 641 кв.м».
Согласно выписке из ЕГРН сведения о зарегистрированных правах на земельный участок по адресу: <адрес> с кадастровым номером 03:24:032601:70 отсутствуют.
Таким образом, из материалов дела следует, что на момент смерти Зимин Н.И. являлся собственником жилого дома по адресу: по адресу: <адрес>, при этом отсутствуют доказательства, подтверждающие право собственности Зимина Н.И. на земельный участок с кадастровым номером 03:24:032601:70, и здание (жилой жом) с кадастровым номером 03:24:032601:272 адресу: <адрес>.
В судебном заседании истцом не отрицалось, что здание (жилой дом) с кадастровым номером 03:24:032601:272 по адресу: <адрес> построено уже после купли жилого дома в 1953 года.
Судом установлено и следует из представленных материалов, что Зимина Т.Н., будучи наследником по завещанию, фактически приняла наследство после смерти Зимина Н.И. в виде жилого дома, поскольку совершила действия, направленные на его принятие, в частности приняла меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, в течение длительного времени производила за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.
Так, в материалы дела представлены доказательства, что после смерти истец проживала в доме и проживает в настоящее время, производила оплату коммунальных услуг, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом (справка о регистрации Зиминой Т.Н. по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ, договор на вывоз твердых бытовых отходов от ДД.ММ.ГГГГ, договор на пользование электрической энергией для бытового потребления от ДД.ММ.ГГГГ, договор на отпуск (получение) воды жилой воды (частный сектор) от ДД.ММ.ГГГГ, квитанции оплате налогов).
Тем самым, суд приходит к выводу о фактическом принятии Зиминой Т.Н. наследства, открывшегося после смерти Зимина Н.И., умершего ДД.ММ.ГГГГ в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером 03:24:032601:288.
Учитывая изложенное, требования истца об установлении факта принятии наследства после смерти Зимина Н.И. и признании за ней права собственности на указанный жилой дом также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Черноивановой Л. А. удовлетворить.
Признать за Черноивановой Л. А. право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, жилой дом с кадастровым номером № по адресу: Российская Федерация, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Октябрьский районный суд <адрес>.
Судья C.Б. Лубсанова