ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-31143/2024
№ дела суда 1-й инстанции 2-6432/2023
УИД: 23RS0040-01-2023-006270-46
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Резолютивная часть определения объявлена 22 октября 2024 года.
Полный текст определения изготовлен 28 октября 2024 года.
г. Краснодар 22 октября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Е.В.,
судей Песоцкого В.В., Харитонова А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия к администрации муниципального образования <адрес>, ООО «Гук Краснодар», ФИО9, ФИО10, ФИО5, ФИО11, ФИО12 о понуждении к исполнению требований охранного обязательства, с участием в качестве третьего лица Департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса АМО <адрес>,
по кассационной жалобе Администрации Краснодарского края на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 30 ноября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27 июня 2024 года.
Заслушав доклад судьи Макаровой Е.В., судебная коллегия
установила:
Администрация Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия (далее - управление) обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования г. Краснодар, ООО «Гук Краснодар», Худякову В.А., Худяковой Ю.А., Лощининой Н.Г., Пармеевой В. Н., Схаляхо М.Н. о понуждении к исполнению требований по сохранению объекта культурного наследия.
Истец просил суд обязать администрацию муниципального образования <адрес>, ООО «ГУК-Краснодар», Худякова В.А., Худякова Ю.А., Лощинину Н.Г., Пармееву В.Н., Схаляхо М.Н. (участие соразмерно занимаемым долям в праве общей долевой собственности на общее имущество здания) в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу на основании задания управления организовать работу по разработке проекта сохранения объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», 1905 года, расположенного по адресу: <адрес>, лит. А, (научно-исследовательские, проектные и производственные работы), результатом которой является разработанный и утвержденный в установленном порядке проект сохранения объекта культурного наследия.
Решением Первомайского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении иска администрации <адрес> в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия к администрации муниципального образования <адрес>, ООО «Гук Краснодар», ФИО9, ФИО10, ФИО5, ФИО11, ФИО12 о понуждении к исполнению требований охранного обязательства отказано.
В кассационной жалобе <адрес> в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> ставит вопрос об отмене вынесенных по делу судебных постановлений по мотиву их незаконности.
Заявитель указывает, что согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ здание по адресу: <адрес>, лит. А, состоит из нежилых помещений №, 2, 8, 8/1, 9 (нежилые помещения с кадастровым номером 23:43:0303059:113) и квартир №, 2, 3, 6, 7, 19 и представляет собой отдельно-стоящий дом, который технически никак не связан с другими зданиями, расположенными на территории данного домовладения. Квартиры №, 11, 17, 18, 20 не расположены в спорном объекте культурного наследия, в связи с чем их собственники не несут обязанности по исполнению требований охранного обязательства, утвержденного приказом администрации Краснодарского края от 28 ноября 2022 года № 1036-кн, и не могут быть привлечены к участию в данном деле в качестве ответчиков.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В судебное заседание явился Соловьев А.В., представляющий на основании доверенности от 20 апреля 2023 года интересы администрации Краснодарского края, доводы жалобы поддержал; также в судебное заседание явилась Туркевич О.Г., представляющая на основании доверенности от 4 сентября 2023 года интересы ООО «Городская управляющая компания - Краснодар» (далее также – ООО «ГУК-Краснодар»), возражала против удовлетворения жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Руководствуясь положениями части 5 статьи 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены при рассмотрении данного дела.
Как видно из материалов дела, строение «Дом жилой» 1905 года, расположенное по адресу: <адрес>, лит. А, является объектом культурного наследия регионального значения, принятым на государственную охрану <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-K3 «О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)», расположенных на территории <адрес>», регистрационный номер в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культы) народов Российской Федерации №. Рассматриваемый объект культурного наследия является многоквартирным домом.
Собственниками <адрес> являются ФИО9 и ФИО10, собственником <адрес> - муниципальное образование <адрес>, собственником <адрес> - ФИО11, собственником <адрес> – ФИО12, собственником нежилых помещений - ООО «ГУК-Краснодар», что подтверждается выписками из ЕГРН.
Отсутствие мер по предотвращению ухудшения состояния памятника истории и культуры послужило основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском.
В ходе судебного разбирательства установлено, что согласно информации управления по жилищным вопросам администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на основании заключения межведомственной комиссии администрации муниципального образования <адрес> по использованию жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ №/Ц изданы постановление администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании многоквартирного дома по <адрес> литеры «В», «Г», «Д» с пристройками в Центральном внутригородском округе <адрес> аварийным и подлежащим сносу, многоквартирного дома по <адрес> литер «А» с пристройками в Центральном внутригородском округе <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции» и распоряжение администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №- «О дальнейшем использовании помещений в многоквартирном доме по <адрес> литеры «А», «В», «Г», «Д» с пристройками в Центральном внутригородском округе <адрес>», которыми многоквартирный дом по <адрес> литеры «В», «Г», «Д» с пристройками в Центральном внутригородском округе <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, многоквартирный дом по <адрес> литер «А» с пристройками в Центральном внутригородском округе <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции.
В соответствии с пунктами 2 указанных распоряжений собственникам помещений установлен срок до ДД.ММ.ГГГГ для осуществления сноса многоквартирных домов по <адрес> литеры «В», «Г», «Д» с пристройками в Центральном внутригородском округе <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ для осуществления реконструкции многоквартирного дома по <адрес> литер «А» с пристройками в Центральном внутригородском округе <адрес>.
При проведении работ по сносу многоквартирного дома по <адрес> литеры «В», «Г», «Д» с пристройками в Центральном внутригородском округе <адрес> необходимо обеспечить физическую сохранность ценного объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой» 1905 года, расположенного по адресу: <адрес> литер «А».
Указанный срок устанавливается согласно требованиям пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждёФИО2 постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, с целью предоставления собственникам права самостоятельно и за свой счет осуществить работы по реконструкции либо выполнить снос аварийного многоквартирного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд.
Способом расселения аварийных многоквартирных домов, является выплата возмещения за изымаемые жилые помещения собственникам жилых помещений и предоставление благоустроенных жилых помещений гражданам, занимающим жилые помещения в аварийных многоквартирных домах по договорам социального найма.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом не конкретизированы требования в части действий каждого из ответчиков по разработке проекта сохранения культурного наследия регионального значения «Дом жилой», 1905 г., объем указанных работ и степень участия каждого собственника в разработке проекта, таким образом, требования истца являются неисполнимыми. Кроме того, суд принял во внимание, что охранные обязательства заключены истцом не со всеми собственниками помещений, расположенных в <адрес>, а только с собственниками квартир №№,2,3,6,19 и нежилых помещений №№,2,8,8/1,9, к которым и предъявлены исковые требования. Между тем, с собственниками квартир №№,11,17,18,20 охранные обязательства не заключены, по выводу суда, возложение обязанности по исполнению охранного обязательства на часть собственников является неправомерным.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Между тем, с указанными выводами судов судебная коллегия ФИО1 кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться по следующим основаниям.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ).
В силу статьи 33 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и иных негативных воздействий.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 9.2 Закона № 73-ФЗ относится установление требований к сохранению объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения, к их содержанию и использованию, требований к обеспечению доступа к таким объектам культурного наследия, подготовка и утверждение охранных обязательств собственников или иных законных владельцев объектов культурного наследия.
Положениями пункта 1 статьи 47.3 Закона № 73-ФЗ установлено, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 данного Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия (пункт 2 статьи 47.3 Закона № 73-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ охрана объектов культурного наследия обеспечивается в том числе заключением охранного обязательства объекта культурного наследия, предусматривающего определенные требования, направленные на сохранение, содержание и использование объекта в случае угрозы ухудшения его состояния.
Приведенная статья устанавливает не только требования к форме охранного обязательства, порядок его утверждения, мероприятия, подлежащие включению в охранное обязательство, но и круг лиц, на которых оформлением охранного обязательства должны быть возложены соответствующие обязанности. При этом обязанным лицом по исполнению предусмотренных в охранном обязательстве мероприятий является лицо, обладающее определенными полномочиями в отношении такого объекта.
Так, в соответствии с пунктом 11 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ, если иное не установлено данным пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования охранное обязательство подлежит выполнению федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, а передан в безвозмездное пользование на основании гражданско-правового договора юридическому лицу, охранное обязательство подлежит выполнению таким лицом.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности нескольким лицам, охранное обязательство подлежит выполнению каждым из указанных лиц.
Имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных данным федеральным законом (пункт 3 статьи 2 Закона № 73-ФЗ).
Таким образом, учитывая установленные Законом об объектах культурного наследия особенности регулирования отношений, связанных с охраной таких объектов, обязанность по осуществлению которой возложена законом на лиц, имеющих предусмотренные пунктом 11 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ права по их владению и использованию, суд по настоящему делу должен был проверить наличие оснований для возложения соответствующих обязанностей на ответчиков, предварительно установив, являются ли они лицами, имеющими вещные или обязательственные права на указанный объект, и с которыми закон связывает определение обязанного лица по сохранению объекта культурного наследия. При этом наделение этими правами в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляется собственником объекта.
Для правильного разрешения настоящего спора именно суду надлежало установить, кто является собственником объекта культурного наследия, по поводу которого возник спор, и имеются ли иные лица, владеющие данным имуществом.
Данный правовой подход изложен в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ24-21-К4.
По настоящему делу охраняемым объектом культурного наследия является дом, в отношении которого как единого объекта в соответствии с законом должно быть выдано охранное обязательство - документ, в котором указаны требования по сохранению, содержанию и использованию объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия, в том числе требования по обеспечению доступа для граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (п. 3.4 ФИО13 58178-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Сохранение объектов культурного наследия. Доступность объектов культурного наследия для маломобильных групп населения. Общие требования (утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст).
Суд также не установил, образуют ли помещения, которые, как установлено, принадлежат ответчикам, единую вещь, находящуюся в гражданском обороте и которая признана объектом культурного наследия, является ли в этой связи объект культурного наследия многоквартирным домом, в отношении охраны которого статьей 56.1 Закона № 73-ФЗ наследия установлены особенности, хотя данные обстоятельства имеют существенное значение для правильного разрешения спора.
При таких обстоятельствах суд должен был установить, какие обязанности возникают у собственника и других лиц, владеющих имуществом, являющимся объектом культурного наследия.
Без установления вышеприведенных обстоятельств невозможно постановление законного и обоснованного решения, однако суд от их установления уклонился.
Суд кассационной инстанции также обращает внимание на требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, указанные в статье 47.3 Закона № 73-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47.3 Закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пунктом 11 статьи 46.6 Закона № 73-ФЗ, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны:
1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
2.1) выполнять не затрагивающие предмета охраны работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, включенными в реестр, с соблюдением требований, предусмотренных ст. 56.1 данного закона;
3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;
3.1) выполнять работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, являющемся выявленным объектом культурного наследия, объектом культурного наследия, включенным в реестр, предмет охраны которого не определен, с соблюдением требований, предусмотренных ст. 56.1 данного закона, при условии, что такие работы не изменяют облика, объемно-планировочных и конструктивных решений и структур, интерьера этого многоквартирного дома;
4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;
5) соблюдать установленные ст. 5.1 данного федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;
6) не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло):
под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;
под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования;
под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ;
7) незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
8) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
В соответствии со статьями 47.2 и 47.3 Закона № 73-ФЗ лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 названного закона (унитарные предприятия или учреждения, которым объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления), при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия обязаны обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном Законом о культурном наследии, а при содержании и использовании объекта культурного наследия - также осуществлять расходы на содержание такого объекта и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения объекта культурного наследия, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, и не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживая ее в благоустроенном состоянии.
Однако в силу пункта 6 статьи 45 Закона № 73-ФЗ к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Указывая в судебном акте, что отказ в удовлетворении иска связан с тем, что истцом не конкретизированы требования в части действий каждого из ответчиков по разработке проекта сохранения культурного наследия регионального значения «Дом жилой», 1905 г., объем указанных работ и степень участия каждого собственника в разработке проекта, в связи с чем требования истца являются неисполнимыми, суд не учел, что истец не имеет лицензии на разработку научно-проектной документации.
На основании изложенного судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что в настоящем случае судом первой инстанции при постановлении решения не были соблюдены требования о законности и обоснованности судебного акта, а потому допущенные нарушения, не исправленные судом апелляционной инстанции, являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены судебных постановлений с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 30 ноября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27 июня 2024 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи