Решение по делу № 33-2559/2024 от 20.03.2024

г. Сыктывкар УИД 11RS0012-01-2023-001263-70

Дело № 2-29/2024 (№33-2559/2024)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

    

в составе председательствующего Сироткиной Е.М.,

судей Батовой Л.А., Константиновой Н.В.,

при секретаре Нечаевой Л.И.,

рассмотрела в судебном заседании 13 мая 2024 года дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Прилузского районного суда Республики Коми от 24 января 2024 года, которым постановлено:

исковое заявление ФИО1 к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Комплексный центр социальной защиты населения Прилузского района» о признании увольнения незаконным, отмене приказа, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Константиновой Н.В., объяснения представителя ответчика Колесниковой А.В., заключение прокурора Елфимовой О.С., полагавшей решение суда подлежащим отмене с удовлетворением исковых требований в полном объеме, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд к ГБУ РК «Комплексный центр социальной защиты населения Прилузского района» (далее – ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района») с иском о признании увольнения незаконным, отмене приказа № 111-л от 30.11.2022 о расторжении трудового договора, восстановлении на работе в должности специалиста по социальной работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей. В обоснование заявленных требований истец указала, что работала в социальной сфере Прилузского района более 20 лет с 15.04.2003. 30.11.2023 приказом ответчика трудовой договор был прекращен, истец уволена по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) в связи с сокращением численности работников. По мнению истца, оценка преимущественного права на оставление на работе проведена не объективно, не была учтена продолжительность стажа работы истца, наличие соответствующей квалификации, благодарности от руководства. Полагая свои трудовые права нарушенными, ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском.

На основании определения Прилузского районного суда от 10.01.2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.

В судебном заседании истец ФИО1 на удовлетворении исковых требований настаивала.

Представитель ответчика Колесникова А.В., действующая на основании доверенности от 19.06.2023, в судебном заседании с иском ФИО1 не согласилась по доводам, изложенным в отзыве на иск.

Третье лицо Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми просил рассмотреть дела без участия представителя Министерства.

Суд рассмотрел дело без участия третьего лица по правилам статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, указывая на несоответствие выводов суда первой инстанции изложенным в решении суда обстоятельствам дела. Полагает, что ей представлено достаточное количество доказательств о преимущественном праве оставления на работе при проведении процедуры сокращения численности или штата работников.

Истец, извещённая о судебном заседании в суде апелляционной инстанции, в суд не явилась. Апелляционная жалоба рассмотрена в её отсутствие в порядке статей 167, 327 ГПК РФ.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частями 1 и 2 статьи 327.1 ГПК РФ и исходя из интересов законности, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

На основании части 3 статьи 81 ТК РФ увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В статье 179 ТК РФ содержится правило, согласно которому при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.

При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы; родителю, имеющему ребенка в возрасте до восемнадцати лет, в случае, если другой родитель призван на военную службу по мобилизации или проходит военную службу по контракту, заключенному в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», либо заключил контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации.

Из положений части 4 статьи 261 ТК РФ также следует, что расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или ребенка в возрасте до шестнадцати лет, с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более детей в возрасте до четырнадцати лет, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях, по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 81 ТК РФ не допускается.

В силу статьи 180 ТК РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса.

О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации, в том числе о сокращении вакантных должностей, относится к исключительной компетенции работодателя. При этом расторжение трудового договора с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части 1 статьи 81 ТК РФ) допускается лишь при условии соблюдения порядка увольнения и гарантий, предусмотренных в части 3 статьи 81, части 1 статьи 179, частях 1 и 2 статьи 180 ТК РФ (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 №930-О, от 28.03.2017 №477-О, от 29.09.2016 №1841-О, от 19.07.2016 № 1437-О, от 24.09.2012 №1690-О и другие).

Согласно разъяснениям, приведённым в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» в соответствии с частью третьей статьи 81 Кодекса увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Судам следует иметь в виду, что работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. При решении вопроса о переводе работника на другую работу необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы.

При этом необходимо иметь в виду, что расторжение трудового договора с работником по пункту 2 части 1 статьи 81 Кодекса возможно при условии, что он не имел преимущественного права на оставление на работе (статья 179 ТК РФ) и был предупрежден персонально и под роспись не менее чем за два месяца о предстоящем увольнении (часть вторая статьи 180 ТК РФ).

Из приведенных положений Трудового кодекса Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что работодатель, реализуя в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом право принимать необходимые кадровые решения, в том числе об изменении численного состава работников организации, обязан обеспечить в случае принятия таких решений закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.

К гарантиям прав работников при принятии работодателем решения о сокращении численности или штата работников организации относится установленная Трудовым кодексом Российской Федерации обязанность работодателя предложить работнику, должность которого подлежит сокращению, все имеющиеся у работодателя в данной местности вакантные должности, соответствующие квалификации работника, а также вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемую работу. Данная обязанность работодателя императивно установлена нормами трудового законодательства, которые работодатель должен соблюдать. Являясь элементом правового механизма увольнения по сокращению численности или штата работников, указанная гарантия (наряду с установленным законом порядком увольнения работника) направлена против возможного произвольного увольнения работников в случае принятия работодателем решения о сокращении численности или штата работников организации. Обязанность работодателя предлагать работнику вакантные должности, отвечающие названным требованиям, означает, что работодателем работнику должны быть предложены все имеющиеся у работодателя в штатном расписании вакантные должности как на день предупреждения работника о предстоящем увольнении по сокращению численности или штата работников, так и образовавшиеся в течение периода времени с начала проведения работодателем организационно-штатных мероприятий (предупреждения работника об увольнении) по день увольнения работника включительно (пункт 4 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прекращением трудового договора по инициативе работодателя, утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ 09.12.2020).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 11.01.2010 между ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» (работодатель) и ФИО1 (работник) заключен трудовой договор <Номер обезличен>, по условиям которого ФИО1 принята на должность специалиста по социальной работе отдела субсидий и мер социальной поддержки населения на неопределенный срок с датой начала работы 01.01.2010.

Приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 11.09.2023 № 1428 утверждён план-график мероприятий по изменению организационной структуры государственный бюджетных учреждения Республики Коми – комплексных центров социальной защиты населения Республики Коми с 01.12.2023.

Приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 11.09.2023 № 1428 утверждён план-график мероприятий по изменению организационной структуры государственный бюджетных учреждения Республики Коми – комплексных центров социальной защиты населения Республики Коми с 01.01.2023.

По плану-графику в срок до 20.09 запланированы мероприятия по внесению изменений в структуру, штатные расписания государственных бюджетных учреждений Республики Коми - комплексных центров социальной защиты населения Республики Коми; в срок до 01.10 – мероприятия по уведомлению работников учреждения о предстоящих организационно-штатных изменениях, включая изменение наименования должностей в отделах «выплатного блока». Кроме того, пунктом 11 плана-графика предусмотрено в срок до 15.09 определить перечень государственных услуг и полномочий, оказываемых отделами социальной защиты населения (с разделением на «отдел социальных выплат и адресной помощи» и «отдел социальных гарантий и ЖКУ»).

Во исполнение приказа Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 11.09.2023 № 1428 ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» издан приказ от 18.09.2023 № 201 «Об оптимизации деятельности учреждения», которым внесены изменения в структуру учреждения. Принято решение: упразднить территориальные центры социальной защиты населения и социального обслуживания населения; переименовать «Отдел субсидий и мер социальной поддержки населения» в «Отдел предоставления социальных гарантий и субсидий на оплату ЖКУ» с количеством 7 штатных единиц; сократить 1 штатную единицу специалиста по социальной работе отдела субсидий и мер социальной поддержки населения (п. 1.3, 1.3.1). В отделе организационно-кадровой работы ввести должность специалиста по кадрам 0,8 штатных единиц (п. 1.6.2). Из организационно-консультативного отдела вывести должность «специалиста по социальной работе» 0,25 штатных единиц (п. 1.7.1). (Примечание: приказом от 08.04.2023 №104 в пункте 1.7.1 исправлена техническая ошибка, а именно: «0,25 штатной единицы» считать за «0,5 штатной единицы»). В бухгалтерско-экономическом отделе ввести должность «бухгалтера 1 категории» 0,8 штатных единиц (п. 1.8). Ввести в штат учреждения новые отделения: «Отделение социального обслуживания на дому № 1» с численностью 21 штатные единицы; «Отделение социального обслуживания на дому № 2» с численностью 18,75 штатных единиц (п. 1.9). Согласно п. 2 приказа бухгалтерско-экономическому отделу приказано подготовить штатное расписание учреждения с учетом структурных изменений и представить в Министерство на согласование в срок до 21.09.2023. Приказ вступил в силу с 01.12.2023.

Заместителем директора-заведующей ГБУ РК «Комплексный центр социальной защиты населения Прилузского района» ФИО9, начальником отдела социальных гарантий и адресной помощи ФИО10, начальником отдела субсидий и мер социальной поддержки населения ФИО11 19.09.2023 проведен анализ работы, нагрузки сотрудников отдела социальных гарантий и адресной помощи, отдела субсидий и мер социальной поддержки, по результатам которого сделан вывод, что имеется целесообразность сокращения 1 штатной единицы в отделе субсидий и мер социальной поддержки населения и сохранение штатных единиц в отделе социальных гарантий и адресной помощи, ввиду снижения количества предоставления государственных услуг, передачей ряда услуг в СФР, уменьшения численности населения, увеличения доходов граждан.

20.09.2023 работодателем издан приказ № 204/1 «О создании комиссии по определению преимущественного права на оставление на работе», из которого следует, что учреждением создана комиссия по определению преимущественного права на оставление на работе, которая в срок до 21.09.2023 должна была провести мероприятия: по определению работников, на которых распространяется запрет на увольнение по инициативе работодателя в соответствии со статьями 261, 264 ТК РФ; проведение сравнительного анализа производительности труда и уровня квалификации работников, которые занимают штатные должности, подлежащие сокращению; выявление работников, имеющих преимущественное право на оставление на работе согласно частям 1, 2 статьи 179 ТК РФ; предоставления мотивированного заключения.

Как следует из протокола заседания комиссии по определению преимущественного права на оставление на работе от 20.09.2023 оценка производительности и квалификации проводилась среди работников отдела субсидий и мер социальной поддержки населения ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района», занимающих должности специалиста по социальной работе, в том числе в отношении: ФИО17, <Дата обезличена> года рождения, ФИО12, <Дата обезличена> года рождения, ФИО15, <Дата обезличена> года рождения, ФИО13, <Дата обезличена> года рождения, ФИО14, <Дата обезличена> года рождения и ФИО1, <Дата обезличена> года рождения.

Комиссия пришла к выводу, что ФИО13 и ФИО14, являясь одинокими матерями, воспитывающими малолетних детей, не достигших возраста четырнадцати лет, не подлежали увольнению по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 81 ТК РФ.

Далее комиссия отдала предпочтение специалистам по социальной работе ФИО17 и ФИО12, как имеющим более высокую квалификацию и производительность труда (стаж работы по специальности 17 лет 9 месяцев).

При этом принято во внимание, что два специалиста ФИО12 и ФИО15 занимаются назначением МСП по оплате ЖКУ; назначением стоимости твердого топлива, согласно ФЗ; назначением республиканской ежемесячной денежной выплаты; назначением и выплатой единовременной компенсационной выплаты на приобретение автономных домовых пожарных извещателей; при выходе в отпуск эти специалисты могут друг друга заменять.

В трудовые функции специалиста ФИО17 входит организация работы по подготовке необходимых документов для признания граждан в социальном обслуживании стационарного типа, выдача удостоверений различным категориям населения, проезд льготной категории граждан с использованием социальных проездных билетов; патронат в рамках Закона Республики Коми № 68-РЗ, назначение и выплата проезда в пассажирском транспорте, средства реабилитации, проезд к месту лечения и обратно детям-инвалидам.    

Должностные функции специалиста по социальной работе ФИО15 и ФИО1 различаются, так как функции по предоставлению государственных услуг разные. ФИО1 кроме субсидии на оплату ЖКУ назначает и выплачивает компенсационную выплату по уходу за ребенком-инвалидом одинокому родителю, не состоящему в браке; оказывает услуги возмещения зубопротезирования (в среднем до 1 чел. в месяц).

На основании проведения анализа функционала специалистов по социальной работе, начальник отдела указала, что у ФИО16 накоплен опыт по определению права для назначения льгот по оплате ЖКУ различным категориям граждан; налажена работа с гражданами по возвратам льгот по необоснованным и недостоверным сведениям: увольнению специалистов здравоохранения, педагогических работников и так далее; по взаимодействию с организациями - поставщиками жилищно-коммунальных услуг, предоставляющих ежемесячное начисление (с перерасчетом) в электронном виде; предоставлению ежемесячно списков по учреждениям (статья 18 Закона РК) для выплаты льгот по оплате ЖКУ; ведет работу по регистру инвалидов, предоставлению и выплате многодетным семьям пожарных извещателей.

ФИО1 занимается назначением субсидий на оплату ЖКУ; назначением и выплатой ежемесячной компенсационной выплаты одиноким неработающим трудоспособным родителям (опекунам), осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет и социальной услуги в части - возмещения расходов на изготовление и ремонт зубных протезов.

Количество обращений на возмещение затрат по зубопротезированию снижается. В учреждение поступает в среднем 1 обращение в месяц. Такая же ситуация по обращениям на компенсационную выплату по уходу за ребенком-инвалидом. Кроме того, предоставление компенсационной выплаты по уходу за ребенком-инвалидом одинокому родителю, не состоящему в браке, будет передана в 2024 году в СФР.

Анализ выполняемых видов работ за 9 месяцев 2023 года показывает, что ФИО15 совершила 29 920 трудовых действий, ФИО1 – 25 314, что на 4 606 действий меньше, чем ФИО15

На основании вышеизложенного, начальником отдела сделан вывод, что ФИО15 выполняет больший объем работы, чем ФИО1 У ФИО15 накоплен большой опыт по работе с разными категориями граждан (многодетные семьи, инвалиды, ветераны труда, ветераны труда РК, одиноко проживающие граждане, достигшие возраста 80 лет, педагоги, медицинские работники и т.д.) с организациями района. В свою очередь, обязанности ФИО1 может выполнить другой специалист по социальной работе.

В связи с изложенным, комиссия пришла к выводу о наличии преимущественного права на оставлении на работе у специалистов ФИО17, ФИО12, ФИО15

Таким образом, по мнению комиссии, подлежала увольнению с 01.12.2023 года специалист по социальной работе ФИО1

На основании протокола комиссия вынесла соответствующее решение от 20.09.2023 года № 1.

Приказом ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» от 20.09.2023 № 205 сокращена численность работников учреждения в количестве 1 штатной единицы с 01.12.2023 специалиста по социальной работе отдела субсидий и мер социальной поддержки населения, которую занимала ФИО1 В пункте 2.1 приказано уведомить работника о сокращении численности по пункту 2 части 1 статьи 81 ТК РФ в срок до 29.09.2023; уведомить службу занятости о сокращении работника в соответствии с пунктом 2 статьи 25 закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения» (пункт 2.2); в течение срока предупреждения о сокращении при появлении вакантных должностей в учреждении направлять сокращаемому специалисту предложения о возможном переводе его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу.

В порядке выполнения требований статьи 180 ТК РФ работодатель уведомил ФИО1 о предстоящем увольнении 28.09.2023.

16.10.2023 истцу предложены вакантные должности специалиста по социальной работе 0,5 ставки в стационарное отделение для граждан пожилого возраста и инвалидов и специалиста по социальной работе 0,25 ставки в организационно-консультативное отделение (территория обслуживания СП ...), от замещения которых она отказалась.

Приказом ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» от 21.09.2023 № 206 утверждено новое штатное расписание от 21.09.2023 № 3, действующее по состоянию на 01.12.2023, согласно которому отдел субсидий и мер социальной поддержки населения переименован в отдел предоставления социальных гарантий и субсидий на оплату ЖКУ. В отделе сокращена должность специалиста по социальной работе в количестве 1 штатной единицы. Количество штатных единиц в учреждении составило 144,43 штатных единицы.

Приказом ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» от 30.11.2023 № 111-л (с учетом исправления технической ошибки) ФИО1 уволена 30.11.2023 года по пункту 2 части 1 статьи 81 ТК РФ (сокращение численности работников организации), с чем истец не согласилась.

При разрешении исковых требований, суд проанализировал пояснения сторон и представленные в дело доказательства, и с учётом положений пункта 2 части 1, части 3 статьи 81, статьей 179, 180, 261 ТК РФ, разъяснений, приведённых в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних», правовой позиции, приведённой в Определении Конституционного Суда РФ от 26.05.2011 №598-О-О, пришёл к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований истца не имеется.

При этом суд принял во внимание, что у работодателя отсутствовала обязанность предлагать истцу вакантную должность специалиста по кадрам, поскольку у истца отсутствовала профессиональная переподготовка в области управления персоналом или в области документационного обеспечения работы, а должность начальника отдела организационно-кадровой работы является вышестоящей по отношению к должности специалиста по социальной работе, тогда как в соответствии с частью 3 статьи 81 ТК РФ работодатель обязан предложить работнику равную или нижестоящую должность.

Проанализировав представленные сведения о квалификации, стаже и производительности труда специалистов по социальной работе отдела субсидий и мер социальной поддержки населения ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района», суд пришёл к выводу, что ответчиком применены объективные критерии отбора работников для оставления на работе: все работники имеют одинаковый стаж работы в учреждении, то же время функционал ФИО17 более разнообразен, она занимается работой, которую другие специалисты не выполняют. ФИО12 и ФИО15 занимаются назначением МСП по оплате ЖКУ, стоимости твердого топлива, республиканской ежемесячной денежной выплатой, при этом, данные специалисты могут заменять друг друга, кроме того, данные специалисты имеют высшее экономическое образование, что, по мнению, представителя ответчика, предпочтительнее. ФИО1, в свою очередь, занимается назначением субсидий на оплату ЖКУ; назначением и выплатой ежемесячной компенсационной выплаты одиноким неработающим трудоспособным родителям (опекунам), осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет и социальной услуги в части - возмещения расходов на изготовление и ремонт зубных протезов, однако, количество обращений на возмещение затрат по зубопротезированию снижается. При этом, как указано работодателем ФИО15 выполняет больший объем работы, чем ФИО1 Также у ФИО15 накоплен большой опыт работы с разными категориями граждан.

Судебная коллегия с выводами суда не может согласиться по следующим основаниям.

Сравнивая показатели производительности труда и квалификации специалистов по социальной работе отдела субсидий и мер социальной поддержки населения ГБУ РК «ЦСЗН» ФИО17, ФИО12, ФИО15, ФИО1 и делая вывод об объективности работодателя при определении преимущественного права оставления на работе, суд исходил из следующего:

У специалиста ФИО17 общий стаж составляет 31 год, в отрасли – 17 лет 9 месяцев, в учреждении 13 лет 9 месяцев; имеет высшее образование по специальности «русский язык и литература»; повышала квалификацию по программам: «основы тифлосурдокоммуникаций в сфере социальных услуг» (72 часа в 2015 году), право и организация социального обеспечения (504 часа в 2017 году), основы цифровой грамотности (18 часов в 2022 году). ФИО17 за период с 01.01.2023 по 20.09.2023 оказала услуги по 503 обращениям, а именно, выдача удостоверений различным категориям граждан – 241 обращение; проезд многодетным – 131 обращение; обеспечение средствами реабилитации – 11 обращений; стационарное обслуживание (дома-интернаты) – 11 обращений; проезд льготных категорий граждан по социальным проездным билетам – 75-80 граждан ежемесячно; сопровождение семей участников СВО - 18 семей; является секретарем Межведомственного совета по делам инвалидов – 3 заседания; осуществляет патронат по Закону № 68-РЗ – 7 обращений; проезд к месту лечения за пределы РК – 1 обращение. Также специалист дополнительно занимается подготовкой нормативных документов по принятию решений о возможности (невозможности) ухода и помощи в рамках закона №68-РЗ (уведомление граждан, подготовка приказов, формирование личных дел, контроль за деятельностью ухода и помощи нетрудоспособным гражданам, подготовка и формирование платежных документов по вознаграждению и ведению личных дел граждан, ежеквартальный мониторинг и подготовка информации по запросу Министерства труда, занятости и социальной защиты населения РК). Также ФИО17 является межведомственным секретарем совета по делам инвалидов, на которую возложены функции по формированию плана работы совета на год, организация ежеквартального заседания с оповещением членов совета и ведение протокола; участие в семинарах учреждения, в рабочих встречах со специалистами, в прямых линиях.

Специалист ФИО12 имеет общий стаж работы 19 лет, в отрасли 17 лет 9 месяцев, в учреждении 13 лет 9 месяцев; имеет высшее образование с присуждением квалификации «экономист» по специальности «бухгалтерский учет, анализ и аудит». ФИО12 за период с 01.01.2023 по 20.09.2023 оказывала услуги по назначению РЕДВ отдельным категориям граждан (в т.ч. ВБД, заслуженные, оплата проезда отдельным категория граждан) – 111 обращений; МСП по оплате ЖКУ (в т.ч. твердое топливо) – 517 обращений; прекращение и возобновление выплат (меры социальной поддержки по оплате ЖКУ) – 120 обращений: назначение и выплата единовременной выплаты к обучению семьям с 7 и более детьми – 2 обращения, всего 750 обращений. Кроме того, данный специалиста ежемесячно формирует и проверяет списки отельных категорий граждан для учета Министерства (в частности труженики тыла, дети войны, участники ВОВ, многодетные семьи); назначает и выплачивает ежегодную денежную выплату ко Дню Победы по категории «Дети войны» и «Труженики тыла». На основании приказа Центра ФИО12 списывает личные дела получателей по причине утраты права, ежегодно осуществляет проверку получателей по категории лиц, удостоенных почетных званий на факт осуществления трудовой деятельности; готовит письма на возврат получателей мер социальной поддержки; участвует в прямых линиях, мобильных выездах; в настоящее время является куратором 30 семей участников СВО.

Специалист ФИО15 имеет общий стаж 32 года, в отрасли 15 лет 9 месяцев, в учреждении 13 лет 9 месяцев; имеет высшее образование с присуждением квалификации «экономист» по специальности «бухгалтерский учет, анализ и аудит». ФИО15 за период с 01.01.2023 по 20.09.2023 оказывала услуги по назначению РЕДВ отдельным категориям граждан (в т.ч. ВБД, заслуженные, оплата проезда отдельным категория граждан, назначение по возмещению пожарных извещателей многодетным семьям) – 150 обращений; МСП по оплате ЖКУ (в т.ч. твердое топливо) – 705 обращений; прекращение и возобновление выплат (меры социальной поддержки по оплате ЖКУ) – 255 обращений, всего 1 110 обращений. Кроме того, данный специалиста готовила письма по возвратам мер социальной поддержки по оплате ЖКУ согласно законов РК и РФ, в связи с изменениям места жительства, утраты права и т.д., ежемесячно направляет, уведомляет получателей МСП по прекращению задолженности (2022 году – 132 прекращения, в 2023 году – 69); просматривает списки уволенных специалистов согласно статье 18 Закона РК № 55-РЗ, с прекращением льготы в ПК; осуществляет запросы на бумажном носителе поставщикам услуг по наличию (отсутствию) задолженности за предыдущие годы; ежемесячно сверяет численность получателей МСП по оплате ЖКУ по РК и ФЗ (для отчетов), куда входят умершие, вновь обратившиеся, получившие инвалидность, продлившие группу инвалидности; участвует в прямых линиях, мобильных выездах.

Специалист ФИО1 имеет общий стаж работы 39 лет (по расчету ответчика), в отрасли 19 лет 5 месяца (по расчету суда), в учреждении 13 лет 9 месяцев; имеет высшее образование по специальности «товароведение и организация торговли непродовольственными товарами» с присвоением квалификации «товаровед высшей квалификации»; повышала квалификацию по программе «право и организация социального обеспечения» (504 часа в 2017 году). ФИО1 за период с 01.01.2023 по 20.09.2023 оказаны услуги по 968 обращениям: назначение субсидии на оплату ЖКУ (в т.ч., перерасчет, прекращение) – 883 обращения; ЕВК по уходу за ребенком инвалидом – 1 обращение; назначение по возмещению зубопротезированию – 84 обращения. Дополнительно специалист ежегодно осуществляет проверку получателей ЕВК по уходу за ребёнком инвалидом на факт осуществления трудовой деятельности, делает перерасчёты, прекращение по субсидии на оплату ЖКУ; принимает участие в прямых линиях, мобильных выездах.

Между тем судом не принято во внимание, что фактически ФИО1 имеет наибольший опты работы в данной отрасли – 19 лет 5 месяцев, что подтверждается её трудовой книжкой, из которой усматривается, что ФИО1 осуществляла свою трудовую деятельность в качестве специалиста по социальной работе с апреля 2003 года, в период с января 2008 года по декабрь 2009 года (до перевода в ГБУ РК ЦСЗН Прилузского района») занимала должность ведущего специалиста-эксперта отдела социальных выплат в администрации МО МР «Прилу«ский». В период работы в ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» ей была объявлена благодарность - 14.05.2010, 04.10.2013 была награждена Почетной грамотой Агентства Республики Коми по социальному развитию «За безупречный труд, профессиональное мастерство и активное участие в решении социальных проблем граждан», 30.05.2018 награждена знаком отличия Республики Коми «За безупречную службу Республике Коми» за добросовестное исполнение должностных обязанностей.

У ФИО17 также как и у ФИО1 не имеется высшего экономического образования, которое, как указал работодатель, является наиболее предпочтительным для выполнения обязанностей специалиста по социальным вопросам.

Из представленных ответчиком сведений также следует, что за период с 01.01.2023 по 20.09.2023 ей рассмотрено 968 обращений, тогда как ФИО17 рассмотрено 503 обращения, а ФИО12 – 750 обращений, что свидетельствует о том, что объём должностных обязанностей ФИО1 не снижается, а напротив, её производительность труда выше, чем у ФИО17 и ФИО12, в отношении которых комиссией принято решение об оставлении на работе. Выполнение ФИО17 и ФИО12 большего объема дополнительных обязанностей по сравнению с ФИО1 обусловлено решением работодателя и не может иметь решающее значение при определении преимущественного права оставления на работе, так как обеспечение работникам равной оплаты за труд равной ценности является обязанностью работодателя (статья 22 ТК РФ) и в этих целях распределение обязанностей между работниками является прерогативой работодателя, а работник, в свою очередь, не может оказать влияние на возлагаемую на него нагрузку.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не может признать выводы суда об объективной оценке преимущественного права оставления на работе обоснованными.

Кроме того, судебная коллегия приходит к выводу, что работодателем нарушена процедура сокращения, установленная статьей 180 ТК РФ.

Как выше было указано, 16.10.2023 истцу предложены вакантные должности специалиста по социальной работе 0,5 ставки в стационарное отделение для граждан пожилого возраста и инвалидов и специалиста по социальной работе 0,25 ставки в организационно-консультативное отделение, которые введены приказом ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» от 18.09.2023 №201 с 01.12.2023.

Из дополнительных доказательств, истребованных и приобщенных судебной коллегией к материалам дела в порядке статьи 327.1 ГПК РФ с учётом разъяснений, приведённых в пунктах 43-45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 №16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» следует, что по состоянию на 28.09.2023 (на момент уведомления ФИО1) и на 30.11.2023 (на момент увольнения ФИО1) штатная численность ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» составляла 103,08 штатных единицы.

По состоянию на 28.09.2023 в штате ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» имелась вакансия начальника отдела организационно-кадровой работы – 1 ставка. Эта ставка истцу не предлагалась.

По состоянию на 30.11.2023 указанная вакансия была занята ФИО18, которая принята на должность приказом от 02.10.2023 №99-л.

Согласно должностной инструкции начальника отдела организационно-кадровой работы, утверждённой приказом ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» от 24.04.2023 №103/1 к должности предъявляются следующие требования: высшее образование. Дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки; программы повышения квалификации в области управления персоналом, операционного и тактического управления. Квалификационные требования к стажу (опыту) работы по специальности – стаж работы в сфере управления не менее пяти лет.

ФИО1 имеет высшее образование по специальности «товароведение и организация торговли непродовольственными товарами», квалификация – товаровед высшей квалификации. Однако сведений о стаже работы ФИО1 в управлении не менее 5 лет трудовая книжка не содержит. В этой связи нельзя прийти к выводу, что квалификация ФИО1 соответствовала должности начальника отдела организационно-кадровой работы ГБУЗ РК «ЦСЗН Прилузского района», в связи с чем, оснований для предложения этой должности для замещения ФИО1 не имелось.

Вместе с тем согласно штатным расписаниям на 28.09.2023 и на 30.11.2023 имелась 0,45 ставки специалиста по кадрам, которую по совмещению занимала ФИО19 (специалист по кадрам) и 0,5 ставки специалиста по социальной работе в организационно-консультативном отделении, которую по совместительству занимала ФИО20 (специалист по социальной работе), 0,5 ставки дворника, которую по совместительству занимал ФИО21 (рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий), 0,5 ставки машиниста по стирке и ремонту спецодежды, которую по совместительству занимала ФИО22 (сестра-хозяйка), 0,5 ставки дворника, которую по совместительству занимал ФИО23 (рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий).

Дав оценку правомерности действий ответчика, выразившихся в не предложении истцу 0,45 ставки специалиста по кадрам, замещаемой ФИО19, суд, в нарушение статьи 196 ГПК РФ, не исследовал и не дал оценку таким обстоятельствам, как наличие в штатном расписании ГБУ РК «ЦСЗН Прилузкого района» в период проведения мероприятий по сокращению ФИО1 иных должностей, замещаемых работниками по совмещению и совместительству.

Так, по смыслу трудового законодательства вакантная должность - это должность, которая имеется в штатном расписании и по которой с кем-либо из работников не заключен трудовой договор на неопределённый срок.

В соответствии со статьей 60.1 ТК РФ работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).

В соответствии со статьей 282 ТК РФ совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.

Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству, определяются главой 44 настоящего Кодекса.

В силу статьи 288 ТК РФ помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор, заключенный на неопределенный срок с лицом, работающим по совместительству, может быть прекращен в случае приема на работу работника, для которого эта работа будет являться основной, о чем работодатель в письменной форме предупреждает указанное лицо не менее чем за две недели до прекращения трудового договора.

Статьей 60.2 ТК РФ также предусмотрено, что с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).

Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Совмещение профессий (должностей) не препятствует заключению трудового договора с работником, отношения с которым подлежат прекращению, в случае, если невозможно перевести его на другую работу по такой должности. Поэтому работодатель обязан предлагать увольняемому работнику должность, по которой оформлено совмещение, в целях соблюдения соответствующей процедуры.

Совмещение профессий (должностей) не требует оформления отдельным трудовым договором и поручение о выполнении дополнительной работы может быть в любое время отменено (ст. 60.2 ТК РФ). Следовательно, отсутствуют препятствия для заключения с увольняемым работником трудового договора на неопределенный срок по этой должности.

Из изложенного следует, что должность, обязанности по которой на условиях совмещения либо внутреннего совместительства выполняет работник, занимающий другую штатную единицу по основному месту работы, следует считать вакантной и такая должность должна предлагаться высвобождаемым по сокращению штата работникам.

Между тем в нарушение приведённых требований истцу вакантные должности 0,45 ставки специалиста по кадрам в отделе организационно-кадровой работы (замещена ФИО19), 0,5 ставки специалиста по социальной работе в организационно-консультативном отделе (замещена ФИО20), две по 0,5 ставки дворника (замещены ФИО21 и ФИО23), 0,5 ставки машиниста по стирке и ремонту спецодежды (замещена ФИО22) истцу не предлагались и доказательств обратного суду не представлено.

При этом судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о том, что ФИО1 не соответствовала квалификационным требованиям к замещению должности специалиста по кадрам в отделе организационно-кадровой работы, поскольку не имела дополнительного профессионального образования по программам профессиональной переподготовки в области управления персоналом или в области документационного обеспечения работы по следующим основаниям.

Согласно должностной инструкции специалиста по кадрам ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» от 24.04.2023 № 103/1 к соискателю на такую должность предъявляются следующие квалификационные требования: высшее образование – (бакалавриат) или высшее образование (непрофильное) – бакалавриат и дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки в области управления персоналом или в области документационного обеспечения работы. Квалификационные требования к стажу (опыту) работы по специальности не предъявляются, особые условия допуска к работе отсутствуют.

Аналогичные квалификационные требования к должности специалиста по кадрам установлены профессиональным стандартом «Специалист по управлению персоналом», утверждённым Приказом Минтруда России от 09.03.2022 № 109н и «Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих», утверждённым Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37.

Из предоставленного суду диплома следует, что ФИО1 окончила в 1985 году ... кооперативный институт по специальности «товароведение и организация торговли непродовольственными товарами».

Таким образом, образование ФИО1 позволяет занимать должность специалиста по кадрам, а трудовой книжкой истца также подтверждается, что такую должность ФИО1 замещала в период с 20.07.2002 по 15.09.2002 в муниципальном центре социального обслуживания населения администрации МО МР «Прилузский».

Из представленных суду доказательств следует, что ФИО19, замещавшая 0,45 ставки специалиста по кадрам по совмещению 15.12.2020 прошла обучение по программе повышения квалификации «Обработка персональных данных» в объеме 20 часов, в период с 20.01.2021 по 20.02.2021 повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Кадровое делопроизводство» в количестве 96 ак.часов; 23.06.2022 – семинар-тренинг по теме «Грамотное увольнение работников» в системе КонсультантПлюс.

У ФИО1 специальная подготовка в области управления персоналом или в области документационного обеспечения работы отсутствует.

Между тем пунктом 8 Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 09.02.2004 № 9 (в редакции приказа Минздравсоцразвития России от 25.10.2010 № 921н), предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

ФИО1 имеет значительный опыт работы в ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района», а также опыт работы в должности специалиста по кадрам, к дисциплинарной ответственности за невыполнение должностных обязанностей не привлекалась, что свидетельствует о том, что истец отвечала квалификационным требованиям к должности специалиста по кадрам, соответственно, работодатель обязан был предложить её ФИО1 в ходе проведения процедуры сокращения. При этом дополнительная профессиональная переподготовка в области управления персоналом или в области документационного обеспечения работы могла быть пройдена ФИО1 в ходе проведения организационно-штатных мероприятий с учётом того, что такая переподготовка не требует значительных временных затрат.

Две по 0,5 ставки дворника и 0,5 ставки машиниста по стирке и ремонту спецодежды являются нижестоящими и нижеоплачиваемыми, а потому в силу требований части 3 статьи 81 ТК РФ и части 1 статьи 180 ТК РФ также подлежали предложению ФИО1 при проведении процедуры сокращения.

При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что работодателем процедура сокращения ФИО1 не соблюдена, что влечёт признание увольнения ФИО1 незаконным.

С учётом изложенного, решение суда подлежит отмене с вынесением решения об удовлетворении требований ФИО1 о признании увольнения незаконным.

В соответствии с частью 1 статьей 394 ТК РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

Таким образом ФИО1 подлежит восстановлению на работе в ГБУ РК «Комплексный центр социальной защиты Прилузского района» в должности специалиста по социальной работе отдела субсидий и мер социальной поддержки (отдела предоставления социальных гарантий и субсидий по оплате ЖКУ) с 01.12.2023.

Частью 2 статьи 394 ТК РФ предусмотрено, что в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

Средний заработок для оплаты времени вынужденного прогула определяется в порядке, предусмотренном статьей 139 ТК РФ.

При взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней работе, или в случае признания его увольнения незаконным выплаченное ему выходное пособие подлежит зачету (пункт 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»)

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию средний заработок за все время вынужденного прогула с зачётом выходного пособия и сохраняемого на период трудоустройства среднего заработка (статьи 178, 318 ТК РФ) исходя из среднедневного заработка 3 220,58 руб., который составляет 190 236,60 руб. = 3 220,58 руб. х 104 рабочих дня (за период с 01.12.2023 по 13.05.2024) – 52 265,14 руб. – 42 471,78 руб. – 49 966,80 руб.

В соответствии со статьей 237 ТК РФ компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Судебная коллегия принимает во внимание степень вины ответчика, допустившего незаконное увольнение истца, нравственные страдания истца, обусловленные потерей работы, и полагает целесообразным определить в пользу истца компенсацию морального вреда в размере в размере 30 000 руб.

С учётом положений статьи 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета МО МР «Прилузский» 5 304,73 руб. (подпункты 1 и 3 пункта 1 статьи 333.19, подпункт 1 пункта 1 статьи 333.20 НК РФ).

Руководствуясь статьей 330, судебная коллегия

определила:

решение Прилузского районного суда Республики Коми от 24 января 2024 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Приказ ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» от 30.11.2023 №111-л (с учётом изменений, внесённых приказом от 16.01.2024 №7-л) об увольнении ФИО1 по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации признать незаконным.

Восстановить ФИО1 на работе в ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» в должности специалиста по социальной работе с 01.12.2023.

Взыскать с ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» в пользу ФИО1 средний заработок за время вынужденного прогула в размере 190 236,60 руб. и компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.

Взыскать с ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» в доход бюджета МО МР «Прилузский» государственную пошлину в размере 5 304,73 руб.

Апелляционное определение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.

Мотивированное определение составлено 16 мая 2024 года.

Председательствующий

Судьи

33-2559/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Мосеева Ирина Дмитриевна
Прокуратура Прилузского района РК
Ответчики
ГБУ РК ЦСЗН Прилузского района
Другие
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Константинова Н.В.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
28.03.2024Судебное заседание
25.04.2024Судебное заседание
13.05.2024Судебное заседание
21.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.05.2024Передано в экспедицию
13.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее