Решение по делу № 2а-248/2021 от 29.07.2021

Дело №2а-248/2021 (12RS0009-01-2021-000629-37)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 сентября 2021 года

Моркинский районный суд Республики Марий Эл в составе

председательствующего судьи Харисовой Э.Ш.,

при секретаре судебного заседания Николаевой Г.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт.Морки

административное дело по административному исковому заявлению Волгиной Е.В. к Отделу Министерства внутренних дел России по Моркинскому району о признании незаконным бездействия по предоставлению адресной справки и возврате государственной пошлины,

установил:

административный истец Волгина Е.В. обратилась в суд с административным иском к Отделу Министерства внутренних дел России по Моркинскому району о признании незаконным бездействия по предоставлению адресной справки и возврате государственной пошлины, в обоснование административного иска указав, что она является матерью троих несовершеннолетних детей и как многодетная семья в целях улучшения жилищных условий имеет право приобрести земельный участок. Администрацией ГО «Город В.» ей был выдан перечень предоставления необходимых документов, в списке которого была указана адресная справка о всех зарегистрированных гражданах с прежнего места жительства ее супруга Волгина Т.В., проживавшего по адресу: д.Б.Ш. ул.М. д…Моркинского района Республики Марий Эл. Адресную справку ему административный ответчик не выдал, что явилось основанием для отказа в постановке ее семьи на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Считает, что в результате незаконного действия (бездействия) сотрудников ОМВД России по Моркинскому району нарушены права, гражданские свободы и законные интересы многодетной семьи (несовершеннолетних детей).

Административный истец Волгина Е.В. на судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена, имеется заявление о рассмотрении административного дела в ее отсутствие.

Представитель административного ответчика ОМВД России по Моркинскому району Иванова Н.Ю., действующая на основании доверенности от 24 августа 2021 года №…, административный иск не признала, суду пояснив, что супруг административного истца В. обратился с заявлением о предоставлении сведений с прежнего места жительства, и ему была выдана адресная справка. Сведениями о зарегистрированных по адресу д.Б. Ш. ул.М. д…. Моркинского района Республики Марий Эл иных лицах орган регистрационного учета не владеет, так как учет ведется в отношении граждан, а не жилого помещения, в связи с чем выдать адресную справку не могут, о чем супруг административного истца был письменно уведомлен.

Представитель третьего лица МВД по Республике Марий Эл Александров А.А., действующий на основании доверенности от 30 декабря 2020 года №…, на судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании с административным иском не согласился, суду пояснив, что учет лиц ведется пофамильно, а не адресно.

Выслушав участников процесса, заслушав свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел ведет базовый государственный информационный ресурс регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - база данных), содержащий в себе информацию, полученную от граждан, федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных полномочных органов, органов местного самоуправления, а также учреждений, осуществляющих в соответствии со статьей 5 настоящего Закона регистрацию и снятие граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальные органы вправе осуществлять обработку персональных данных, содержащихся в базе данных, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Информация, содержащаяся в базе данных, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной <данные изъяты>, коммерческой <данные изъяты> и иной охраняемой законом <данные изъяты>, а также законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

Граждане имеют право на ознакомление с информацией о себе, содержащейся в базе данных, на защиту такой информации и на исправление содержащихся в ней ошибок.

В целях предоставления информации о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - адресно-справочная информация) федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел организует и ведет адресно-справочную работу.

Адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается. Порядок предоставления адресно-справочной информации и порядок организации и ведения адресно-справочной работы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Приказом МВД России от 30 сентября 2017 года N 752 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации, в соответствии с которым непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России на районном уровне (п. 22). Результатом предоставления государственной услуги является: предоставление информации о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; отказ в предоставлении адресно-справочной информации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 24). В целях получения адресно-справочной информации в отношении другого лица предоставляются: документ, удостоверяющий личность; письменное заявление или заявление в форме электронного документа с использованием Единого портала (п.27). Заявление физического лица о предоставлении адресно-справочной информации должно содержать следующие обязательные реквизиты: фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, паспортные данные, дата подачи заявления, личная либо электронная подпись и почтовый адрес заявителя, а также согласие заявителя на предоставление его персональных данных (в случае получения адресно-справочной информации в отношении иного лица) (п.28.). Основанием для отказа в предоставлении адресно-справочной информации является отсутствие согласия лица, в отношении которого запрашивается информация, в случаях, когда такое согласие является обязательным (п. 38). По результатам проверки заявителю в письменном либо электронном виде направляется при наличии либо отсутствии адресно-справочной информации о субъекте персональных данных в учетах МВД России - адресная справка (п. 79).

Согласно ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

15 апреля 2021 года администрация городского округа «Город В.» предложило Волгиной Е.В. для постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий представить, в том числе, адресную справку о зарегистрированных гражданах по адресу: Республика Марий Эл, Моркинский район, д. Б. Ш., ул.М., д….

28 апреля 2021 года Волгин Т.В. обратился в миграционный пункт отдела МВД России по Моркинскому району о сообщении адресно-справочной информации в отношении себя. В этот же день начальником Миграционного пункта ОМВД России по Моркинскому району Ивановой Н.Ю. выданы две адресные справки на имя В. о регистрации его по месту жительства с 24 апреля 2007 года по 4 октября 2019 года по адресу: Республика Марий Эл, Моркинский район, дер.Б.Ш., ул.М., д…. и с 4 октября 2019 года по адресу: Республика Марий Эл, г.В., ул…., д…., корп…., кв…..

4 июня 2021 года общественной жилищной комиссией при администрации городского округа «Город В.» принято решение об отказе Волгиной Е.В. в признании членов ее семьи нуждающейся в жилом помещении в связи с предоставлением неполного пакета документов, в том числе, сведений о зарегистрированных граждан по адресу: Республика Марий Эл, Моркинский район, дер.Б.Ш., ул.М., д…

18 июня 2021 года В... обратился с заявлением на имя начальника отдела МВД России по Моркинскому району о выдаче ему ответа в связи со снятием его семьи с учета как нуждающейся в жилом помещении в виду отсутствия адресной справки о зарегистрированных гражданах по адресу: Республика Марий Эл, Моркинский район, д. Б.Ш., ул.М., д…..

21 июня 2021 года начальник ОМВД России по Моркинскому району направил В. письмо за №…, в котором со ссылкой на положения ст. 4 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" указал, что на орган регистрационного учета функции поквартирного учета не возложены.

Допрошенный в судебном заседании свидетель В. суду пояснил, что в администрации г.В. ему выдали перечень документов, которые необходимы для постановки на учет для получения земельного участка как многодетной семье. Одним из документов являлась адресная справка о зарегистрированных по месту жительства гражданах. Он через портал «госуслуги» написал заявление и получил адресную справку о периоде его регистрации по месту жительства в дер.Б.Ш., ул.М., д... Со слов владельца знает, что в жилом доме никто не прописан, о чем в подтверждение имеется поквартирная карточка, выданная сельсоветом. Однако ответчик ему адресную справку об отсутствии зарегистрированных по указанному адресу граждан не выдал, что явилось основанием для отказа жилищной комиссией в постановке его семьи на учет.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

Поскольку по заявлению В. административным ответчиком была выдана адресная справка о регистрации его по месту жительства, а данных о том, что В. обращался с заявлением о предоставлении сведений об иных зарегистрированных в спорном жилом помещении гражданах, суду не представлено, оснований для удовлетворения административного иска не имеется. Государственная услуга по предоставлению информации оказана надлежащим образом, бездействие со стороны административного ответчика не допущено. Адресная справка выдается в подтверждение наличия либо отсутствия регистрации самого гражданина в жилом помещении, адресно-справочная информация формируется пофамильно, и обращение должно содержать полные данные на запрашиваемое лицо.

Как следует из документа, представленного суду В., в перечне документов, необходимых для определения нуждаемости в жилом помещении многодетным семьям, для постановки на учет для получения земельного участка как многодетная семья указана помимо адресной справки возможность предоставления и выписки из домовой книги. Выписка из домовой (поквартирной) книги, которая хранится у владельца дома (квартиры), подтверждает количество граждан, зарегистрированных в жилом помещении, принадлежащем гражданину на праве собственности. Действующим же законодательством на органов регистрационного учета обязанность по хранению карточек регистрации, поквартирных карточек и домовых книг не предусмотрена. В связи с чем сведениями о наличии либо отсутствии по конкретному адресу зарегистрированных граждан административный ответчик не обладает и адресную справку подобного содержания выдать не может.

Руководствуясь ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска Волгиной Е. В. к Отделу министерства внутренних дел России по Моркинскому району о признании незаконным бездействия по предоставлению адресной справки и возврате государственной пошлины отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в месячный срок со дня вынесения в окончательной форме через Моркинский районный суд.

Председательствующий судья Э.Ш.Харисова

Решение в окончательной форме вынесено 3 сентября 2021 года.

2а-248/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Волгина Елена Владимировна
Ответчики
ОМВД России по Моркинскому району РМЭ
Другие
МВД по РМЭ
Суд
Моркинский районный суд Республики Марий Эл
Судья
Харисова Эльвира Шамилевна 73
Дело на странице суда
morkinsky.mari.sudrf.ru
29.07.2021Регистрация административного искового заявления
29.07.2021Передача материалов судье
30.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
30.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.08.2021Судебное заседание
02.09.2021Судебное заседание
03.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее