Дело № 2а-1786/2019
29RS0008-01-2019-002307-31
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
5 августа 2019 года город Котлас
Котласский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Ропотовой Е.В.
при секретаре Герасимовской С.В.,
с участием: старшего помощника прокурора Мигасюк А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 5 августа 2019 года в г. Котласе дело по административному исковому заявлению Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о признании бездействия незаконным и обязании выполнить мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Архангельский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о признании бездействия незаконным и обязании выполнить мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.
В обоснование заявления указано, что административным ответчиком не принимаются меры к исполнению требований Водного кодекса РФ, которым на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложены полномочия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Работы по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов на территории муниципальных образований «Котласский муниципальный район», «Котлас», «Коряжма» проводились в 2012, 2013 годах, однако завершены не были. Соответствующие границы в государственный кадастр недвижимости не внесены. При отсутствии указанных сведений при рассмотрении вопросов о предоставлении земельных участков в отношении территорий, фактически являющихся зонами с особыми условиями, возможно принятие неправомерного решения об использовании соответствующих земель с отступлением от требований законодательства. Поэтому истец просит признать незаконным бездействие министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, выразившееся в неустановлении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, входящих в бассейн р. Северная Двина, бассейн р. Вычегда в границах МО «Котлас», МО «Котласский муниципальный район», МО «Коряжма», за исключением ранее установленных водоохранных зон и прибрежных защитных полос в соответствии с постановлениями министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 13 декабря 2017 года № 37п «Об утверждении границ водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос в бассейне р. Северная Двина на участке от устья р. Вычегда до устья р. Верхняя Тойма, в границах поселений» и от 22 марта 2018 года № 8п «Об утверждении границ водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос в бассейне р. Вычегда на территории Архангельской области на участке от административной границы с республикой Коми до устья р. Виледь, в границах поселений»; обязать ответчика выполнить мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, входящих в бассейн р. Северная Двина, бассейн р. Вычегда в границах МО «Котлас», МО «Котласский муниципальный район», МО «Коряжма», за исключением ранее установленных водоохранных зон и прибрежных защитных полос на основании постановлений министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 13 декабря 2017 года № 37п «Об утверждении границ водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос в бассейне р. Северная Двина на участке от устья р. Вычегда до устья р. Верхняя Тойма, в границах поселений» и от 22 марта 2018 года № 8п «Об утверждении границ водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос в бассейне р. Вычегда на территории Архангельской области на участке от административной границы с республикой Коми до устья р. Виледь, в границах поселений», и закреплении их на местности специальными информационными знаками в течение трех лет с момента вступления решения в законную силу, а именно: определить ширину водоохранной зоны и ширину прибрежной защитной полосы в соответствии с требованиями статьи 65 ВК РФ; описать границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, ее координат и опорных точек, а также отобразить указанные границы на картографических материалах в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 года № 377 «Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов; предоставить в установленном порядке сведения о границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, включающих картографические материалы, в Двинско-Печорское бассейновое водное управление федерального агентства водных ресурсов; предоставить сведения о границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта, их координат и опорных точек в уполномоченный орган для регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Административный истец старший помощник Котласского межрайонного прокурора Мигасюк А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам, что изложены в иске.
Представитель административного ответчика министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие. Согласно представленным письменным возражениям с требованиями прокурора не согласился, указывая на то, что границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов в Котласском районе Архангельской области установлены в соответствии с действовавшими на тот момент правилами, утвержденными Постановлением Правительства от 10 января 2009 года № 17. В настоящее время в соответствии с действующими правилами внесение сведений о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов на кадастровый учет невозможно без определения местоположения береговой линии водного объекта. При этом обязательным является предоставление электронных файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML. Указывает, что в связи с этим проведенные министерством в 2012 и 2013 годах работы соответствовали требованиям действовавшего на тот момент законодательства. Также указывает, что полномочия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос исполняются министерством исключительно в рамках средств, выделяемых из федерального бюджета.
Суд на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Рзучив административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление, выслушав РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР°, исследовав письменные материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Как указано в ст. 2 Конституции РФ, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
На основании п.п. 2,3 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации; осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям частей 1 и 2 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Водного кодекса РФ ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: до десяти километров - в размере пятидесяти метров; от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса (ч. 11 ст. 65 Водного кодекса РФ).
Положениями ч. 13 ст. 65 Водного кодекса РФ установлено, что ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.
Как указано в ч. 18 ст. 65 Водного кодекса РФ, установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года № 17 утверждены Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, которые определяют порядок проведения данных мероприятий.
На основании п. 3 указанных Правил установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоёмов, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, утвержденному постановлением Правительства Архангельской области от 4 марта 2014 года № 92-пп, министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее министерство) является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, в том числе, в сфере водных отношений.
К полномочиям министерства относится осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Архангельской области, в том числе установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками, предотвращение истощения водных объектов, ликвидация загрязнения и засорения, включая проектные работы (п.п. 23 п. 10 Положения).
Пунктом 4 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года № 17, предусмотрено, что в целях установления границ органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают: определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьёй 65 Водного кодекса Российской Федерации; описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек; отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.
В соответствии с п. 5 указанных Правил сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, представляются в месячный срок в бумажном и электронном виде (в том числе в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных) в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр в соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 года № 253 «О порядке ведения государственного водного реестра».
Как следует из материалов дела, и никем не оспаривалось, на территории Котласского района работы по установлению водоохранных зон и защитных полос в бассейне р. Северная Двина на участке от устья р. Вычегда до устья р. Верхняя Тойма, в границах поселений, в бассейне р. Вычегда на территории Архангельской области на участке от административной границы республики Коми до устья р. Виледь, в границах поселений, велись в 2017, 2018 годах, внесены в государственный кадастр недвижимости.
При этом в Архангельской области по многим водным объектам границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос не установлены.
Границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов на территории МО «Котлас», МО «Котласский муниципальный район», МО «Коряжма», работы по которым проводились в 2012, 2013 годах, (в бассейне р. Вычегда на участке от устья р. Виледь до впадения в р. Северная Двина; в бассейне р. Северная Двина на участке от административной границы с Вологодской областью до устья р. Вычегда) в государственный кадастр недвижимости не внесены.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 5(1) Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года № 17, границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считаются установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.
С учетом требований действующего законодательства мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в границах территории МО «Котлас», МО «Котласский муниципальный район», МО «»Коряжма не доведены до завершения, в связи с чем не обеспечена защита гарантированных статьей 42 Конституции РФ, статьей 6 Водного кодекса РФ прав граждан на благоприятную окружающую среду и на доступ к водным объектам общего пользования, их беспрепятственного использования для личных и бытовых нужд.
Кроме того, бездействие административного ответчика по исполнению возложенной обязанности может повлечь за собой неправомерное занятие и использование земель водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов и, как следствие, загрязнение (засорение) водного объекта.
В силу ч. 3 ст. 26 Водного кодекса РФ средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Таким образом, проведение указанных мероприятий суд возлагает на министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в пределах средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета.
Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
С учетом всех обстоятельств дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения, суд считает разумным предоставить срок для выполнения всех мероприятий заявленный прокурором в течение трех лет с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административный иск Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о признании бездействия незаконным и обязании выполнить мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов удовлетворить.
Признать незаконным бездействие министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, выразившееся в неустановлении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, входящих в бассейн р. Северная Двина, бассейн р. Вычегда в границах МО «Котлас», МО «Котласский муниципальный район», МО «Коряжма», за исключением ранее установленных водоохранных зон и прибрежных защитных полос в соответствии с постановлениями министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 13 декабря 2017 года № 37п «Об утверждении границ водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос в бассейне р. Северная Двина на участке от устья р. Вычегда до устья р. Верхняя Тойма, в границах поселений» и от 22 марта 2018 года № 8п «Об утверждении границ водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос в бассейне р. Вычегда на территории Архангельской области на участке от административной границы с республикой Коми до устья р. Виледь, в границах поселений».
Обязать министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области выполнить мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, входящих в бассейн р. Северная Двина, бассейн р. Вычегда в границах МО «Котлас», МО «Котласский муниципальный район», МО «Коряжма», за исключением ранее установленных водоохранных зон и прибрежных защитных полос на основании постановлений министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 13 декабря 2017 года № 37п «Об утверждении границ водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос в бассейне р. Северная Двина на участке от устья р. Вычегда до устья р. Верхняя Тойма, в границах поселений» и от 22 марта 2018 года № 8п «Об утверждении границ водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос в бассейне р. Вычегда на территории Архангельской области на участке от административной границы с республикой Коми до устья р. Виледь, в границах поселений», и закреплении их на местности специальными информационными знаками в течение трех лет с момента вступления решения в законную силу, за счет средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета, а именно:
определить ширину водоохранной зоны и ширину прибрежной защитной полосы в соответствии с требованиями статьи 65 ВК РФ;
описать границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, ее координат и опорных точек, а также отобразить указанные границы на картографических материалах в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 года № 377 «Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов;
предоставить в установленном порядке сведения о границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, включающих картографические материалы, в Двинско-Печорское бассейновое водное управление федерального агентства водных ресурсов;
предоставить сведения о границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта, их координат и опорных точек в уполномоченный орган для регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или внесения представления через Котласский городской суд Архангельской области.
Председательствующий Е.В. Ропотова