Решение по делу № 8Г-25982/2024 [88-23446/2024] от 27.08.2024

I инстанция – Тащилин Р.И.

II инстанция – Храпин Ю.В., Гончарова Н.О. (докладчик), Стрельцова Т.А.

Дело №88-23446/2024

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

26 сентября 2024 года                        город Москва

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Захаровой С.В.,

судей Матушкиной Н.В., Курчевской С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельникова Олега Евгеньевича к Государственному бюджетному учреждению «Управление Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики в г. Торезе», Отделению фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Донецкой Народной Республике о признании решения неправомерным и его отмене, обязательстве совершить определенные действия (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-3-340/2023)

по кассационной жалобе Отделения фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Донецкой Народной Республике на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Донецкой Народной Республики от 15 мая 2024 года,

Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В.,

судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Мельников О.Е. обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению «Управление Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики в городе Торезе» (далее - ГБУ «УПФ ДНР в г.Торезе»), в котором просил суд признать незаконным и отменить решение ГБУ УПФ ДНР в г.Торсзе №121 от 15 ноября 2022 года об отказе в назначении пенсии на льготных условиях, обязать пенсионный орган зачесть в льготный стаж спорные периоды работы с 13 июля 1994 года по 28 апреля 1995 года и с 09 июля 1997 года по 23 июня 2003 года.

Исковые требования мотивированы тем, что 16 августа 2022 года обратился в ГБУ УПФ ДНР в г.Торезе с заявлением о назначении пенсии йо возрасту на льготных условиях в соответствии с п.«б» ст. 13 Закона Украины от 05 ноября 1991 года №1788-ХП «О пенсионном обеспечении» как работник, занятый полный рабочий день па работах с вредными и тяжелыми условиями труда.

Решением ГБУ УПФ ДНР в г.Торезе №121 от 15 ноября 2022 года ему отказано в назначении пенсии по возрасту в связи с отсутствием необходимого льготного стажа работы.

Считает, что в его льготный стаж необоснованно не включены периоды работы с 12 октября 1992 года по 16 декабря 1992 года в кооперативе «Надежда» Торезского горисполкома в качестве электросварщика 4 разряда, с 13 июля 1994 года по 28 апреля 1995 года на ЦОФ «Торезская» в должности электрослесаря дежурного по ремонту оборудования 5 разряда с вменением обязанностей электросварщика ручной сварки, с 09 июля 1997 года по 23 июня 2003 года в ГО АО «ЦОФ «Торезская» в должности электрослесаря (слесаря) дежурного по ремонту оборудования 4 разряда с вменением обязанностей электросварщика ручной работы, с 24 сентября 1990 года по 09 сентября 1992 года в Строительно- монтажном управлении №19 Ленметростроя Российской Федерации в качестве электросварщика ручной сварки 4 разряда, поскольку им были представлены все необходимые документы для назначения пенсии на льготных условиях, в том числе трудовая книжка, архивные справки и иные документы.

Решением Харцызского межрайонного суда Донецкой Народной Республики от 27 февраля 2023 года исковые требования Мельникова О.Е. удовлетворены частично.

Решение ГБУ УПФ ДНР в г.Торезе №121 от 15 ноября 2022 года об отказе Мельникову О.Е. в назначении пенсии на льготных условиях в части отказа засчитать в льготный стаж период его работы: с 13 июля 1994 года по 28 апреля 1995 года в должности элсктрослесаря дежурного по ремонту оборудования 5 разряда с вменением обязанностей электросварщика ручной сварки ЦОФ «Торезская» и с 09 июля 1997 года по 23 июня 2003 года в должности электрослесаря (слесаря) дежурного и по ремонту оборудования 4 разряда с вменением обязанностей электросварщика ручной работы в ГОЛО ЦОФ «Торезская» признано незаконным и отменено.

На ГБУ УПФ ДНР в г.Торезе возложена обязанность засчитать Мельникову О.Е. в льготный стаж периоды работы: с 13 июля 1994 года по 28 апреля 1995 года в должности электрослесаря дежурного по ремонту оборудования 5 разряда с вменением обязанностей электросварщика ручной сварки ЦОФ «Торезская»; с 09 июля 1997 года по 23 июня 2003 года в должности электрослесаря (слесаря) дежурного и по ремонту оборудования 4-го разряда с вменением обязанностей электросварщика ручной сварки ГОЛО ЦОФ «Торезская».

В остальной части исковых требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Сула Донецкой Народной Республики от 18 мая 2023 года решение Харцызского межрайонного суда Донецкой Народной Республики от 27 февраля 2023 года было оставлено без изменения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 24 октября 2023 года указанные судебные постановления отменены в части удовлетворения исковых требований Мельникова О.Е. к ГБУ УПФ ДНР в г.Торезе о признании незаконным и отмене решения №121 от 15 ноября 2022 года в части отказа зачитать в льготный стаж периоды его работы: с 13 июля 1994 года по 28 апреля 1995 года в должности электрослесаря дежурного по ремонту оборудования 5 разряда с вменением обязанностей электросварщика ручной сварки ЦОФ «Торезская»; с 09 июля 1997 года по 23 июня 2003 года в должности электрослесаря (слесаря) дежурного и по ремонту оборудования 4-го разряда с вменением обязанностей электросварщика ручной сварки ГОЛО ЦОФ «Торезская», об обязании засчитать в льготный стаж указанные периоды работы. В отмененной части дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В ходе рассмотрения дела Харцызский межрайонный суд Донецкой Народной Республики 04 декабря 2023 года привлек к участию в деле в качестве соответчика Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Решением Харцызского межрайонного суда Донецкой Народной Республики от 18 декабря 2023 года исковые требования Мельникова О.Е. удовлетворены частично.

Решение ГБУ УПФ ДНР в г.Торезе №121 от 15 ноября 2022 года об отказе Мельникову О.Е. в назначении пенсии на льготных условиях в части отказа засчитать в льготный стаж период его работы: с 13 июля 1994 года по 28 апреля 1995 года в должности электрослесаря дежурного по ремонту оборудования 5 разряда с вменением обязанностей электросварщика ручной сварки ЦОФ «Торезская» и с 09 июля 1997 года по 23 июня 2003 года в должности электрослесаря (слесаря) дежурного и по ремонту оборудования 4 разряда с вменением обязанностей электросварщика ручной работы в ГОАО ЦОФ «Торезская» признано незаконным и отменено.

На ГБУ УПФ ДНР в г.Торезе возложена обязанность засчитать Мельникову О.Е. в льготный стаж периоды работы: с 13 июля 1994 года по 28 апреля 1995 года в должности электрослесаря дежурного по ремонту оборудования 5 разряда с вменением обязанностей электросварщика ручной сварки ЦОФ «Торезская»; с 09 июля 1997 года по 23 июня 2003 года в должности электрослесаря (слесаря) дежурного и по ремонту оборудования 4-го разряда с вменением обязанностей электросварщика ручной сварки ГОАО ЦОФ «Торезская».

В остальной части исковых требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Донецкой Народной Республики от 15 мая 2024 года, решение Харцызского межрайонного суда Донецкой Народной Республики от 18 декабря 2023 года отменено.

По делу принято новое решение, которым признано незаконным решение Государственного бюджетного учреждения «Управление Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики в городе Торезе» №121 от 15 ноября 2022 в части исключения из льготного стажа Мельникова Олега Евгеньевича периодов работы с 13 сентября 1994 года по 28 апреля 1995 года в должности электрослесаря дежурного по ремонту оборудования 5 разряда с вменением обязанностей электросварщика ручной сварки ЦОФ «Торезская», с 09 июля 1997 года по 23 июня 2003 года в должности электрослесаря (слесаря) дежурного и по ремонту оборудования 4-го разряда с вменением обязанностей электросварщика ручной сварки ГОАО ЦОФ «Торезская».

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Донецкой Народной Республики обязали засчитать Мельникову Олегу Евгеньевичу в льготный стаж как периоды работы с вредными и тяжелыми условиями труда (Список №2) периоды работы с 13 сентября 1994 года по 28 апреля 1995 года в должности электрослесаря дежурного по ремонту оборудования 5 разряда с вменением обязанностей электросварщика ручной сварки ЦОФ «Торезская», с 09 июля 1997 года по 23 июня 2003 года в должности электрослесаря (слесаря) дежурного и по ремонту оборудования 4-го разряда с вменением обязанностей электросварщика ручной сварки ГОАО ЦОФ «Торезская».

В кассационной жалобе представитель Отделения фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Донецкой Народной Республике Сагайдакова Г.А. выражает несогласие с апелляционным определением, считает, что оно вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что по записи в трудовой книжке невозможно определить льготный характер работы, поскольку в ней отсутствуют сведения о занятости работника полный рабочий день на работах с вредными условиями труда и об аттестации рабочего места.

Кроме того, судом не учтено, что если гражданин имеет право на пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации, в т.ч. на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», то у него отсутствует право на пенсию по законодательству субъекта.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.

В соответствии с п.2 ч.4 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Поскольку в ходе рассмотрения апелляционной жалобы был установлен факт ненадлежащего извещения ответчика о рассмотрении дела судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции определением от 24 апреля 2024 года перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что при таких обстоятельствах имеются безусловные основания для отмены решения суда в соответствии с ч.5 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Разрешая заявление по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в части, отмененной судебной коллегией по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.

Как предусмотрено ч.2 ст.4 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 04 октября 2022 года №5-ФКЗ «О принятии 4 в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики» нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики действуют на территории Донецкой Народной Республики до окончания переходного периода или до принятия соответствующего нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Донецкой Народной Республики.

В соответствии с ч.2 ст. 14 указанного Федерального конституционного закона Российской Федерации гражданам и лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, постоянно проживающим на территории Донецкой Народной Республики, гарантируется предоставление пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат, льгот в натуральной форме в размерах (объемах), установленных актами Донецкой Народной Республики на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, вплоть до принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих особенности предоставления пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат, льгот в натуральной форме таким гражданам и лицам.

Пунктами 1 - 3 постановления Совета Министров Донецкой Народной Республики от 10 января 2015 года №1-12 "О некоторых вопросах назначения (перерасчета) пенсии в Донецкой Народной Республике в переходный период" предусмотрено, что на переходный период на территории Донецкой Народной Республики применяется пенсионное законодательство Украины в части, не противоречащей Декларации о суверенитете и Конституции Донецкой Народной Республики. На переходный период руководствоваться Законом Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" от 9 июля 2003 года № 1058-1V. При назначении (перерасчете) пенсии в случае невозможности получения данных системы персонифицированного учета документом, подтверждающим страховой стаж лица, является трудовая книжка, а документом, подтверждающим сумму начисленной заработной платы (дохода), - справка о заработной плате, выданная собственником или уполномоченным им орган, соответствующими архивными учреждениями, по форме, утвержденной настоящим Постановлением.

Таким образом, к спорным правоотношениям следует применять гражданское законодательство Украины и Донецкой Народной Республики.

В соответствии с п.«б» ст. 13 Закона Украины от 05 ноября 1991 года №1788-ХП «О пенсионном обеспечении» право на пенсию по возрасту на льготных условиях имеют лица, которые работали полный рабочий день па работах с вредными и тяжелыми условиями труда по Списку №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Украины, и по результатам аттестации рабочих мест: мужчины - по достижении 55 лет и при наличии общего стажа работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах.

Решением ГБУ УПФ ДПР в г.Торезс №121 от 15 ноября 2022 года Мельникову О.Е. отказано в назначении пенсии по нормам с п.«б» ст. 13 Закона Украины от 05 ноября 1991 года №1788-ХП «О пенсионном обеспечении» в связи с отсутствием необходимого льготного стажа по Списку №2 и страхового стажа.

ГБУ УПФ ДНР в г.Торезе не учтены в льготный стаж, в том числе, периоды работы Мельникова О.Е. с 13 сентября 1994 года по 28 апреля 1995 года в должности электрослесаря дежурного по ремонту оборудования 5 разряда с вменением обязанностей электросварщика ручной сварки ЦОФ «Торезская»; с 09 июля 1997 года по 23 июня 2003 года в должности электрослесаря (слесаря) дежурного и по ремонту оборудования 4-го разряда с вменением обязанностей электросварщика ручной сварки ГО АО ЦОФ «Торезская» в связи с тем, что профессия электросварщика ручной сварки в указанные периоды нс аттестовывалась.

Таким образом, па дату обращения за назначением пенсии страховой стаж Мельникова О.Е. составил 21 год 08 месяцев 07 дней, в том числе льготный стаж на работах согласно п.«б» ст. 13 Закона Украины от 05 ноября 1991 года №1788-ХП «О пенсионном обеспечении» - 06 лет 06 месяцев 10 дней, из них по Списку №1 - 05 месяцев 06 дней, по Списку №2 - 06 лет 01 месяц 04 дня.

Согласно решению ГБУ УПФ ДНР в г.Торезе №131 от 14 декабря 2022 года о внесении изменений в решение об отказе №121 от 15 ноября 2022 года страховой стаж Мельникова О.Е. составляет 21 год 08 месяцев 07 дней, в том числе льготный стаж на работах согласно п.«б» ст. 13 Закона Украины от 05 ноября 1991 года №1788-ХП «О пенсионном обеспечении» - 06 лет 05 месяцев 15 дней, из них по Списку №1 - 05 месяцев 06 дней, по Списку №2 - 06 лет 09 дней.

Суд считает, что невключение пенсионным органом в стаж для льготного назначения пенсии по возрасту Мельникову О.Е. периодов работы с 13 сентября 1994 года по 28 апреля 1995 года в должности электрослесаря дежурного по ремонту оборудования 5 разряда с вменением обязанностей электросварщика ручной сварки ЦОФ «Торезская»; с 09 июля 1997 года по 23 июня 2003 года в должности электрослесаря (слесаря) дежурного и по ремонту оборудования 4-го разряда с вменением обязанностей электросварщика ручной сварки ГО АО ЦОФ «Торезская» является необоснованным.

Абзацами 1, 2 п.4 Порядка применения Списков №1 и №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденного приказом Министерства труда и социальной политики Донецкой Народной Республики от 03 апреля 2017 года №32/5, предусмотрено, что при определении права на пенсию по возрасту на льготных условиях применяются Списки №1 и №2. которые действовали в период работы лица в льготных условиях. В льготный стаж засчитывается весь период работы на соответствующих должностях или по профессиям, независимо от даты их внесения в Списки. До 21 августа 1992 года период работы с вредными и тяжелыми условиями труда подтверждается документально оформленными соответствующим образом справками предприятий, а после 21 августа 1992 года - с учетом результатов проведенной аттестации. При определении права на пенсию по возрасту на льготных условиях за период с 21 августа 1992 года по 14 июня 2016 года (до вступления в силу Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда на территории Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 31 мая 2016 года №7-25 (далее - Порядок проведения аттестации рабочих мест) следует применять нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу Конституции Донецкой Народной Республики в части, непротиворечащей Конституции Донецкой Народной Республики.

На основании абз. 1-2 п.2 раздела XV «Заключительные положения» Закона Украины от 09 июля 2003 года №1058-1V «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» пенсионное обеспечение застрахованных лиц, которые работали или работают на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями работы по Списку №1 и других работах с вредными и тяжелыми условиями труда по Списку №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденных Кабинетом Министров Украины, и по результатам аттестации рабочих мест, на должностях, дающих право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях или за выслугу лет, которые в соответствии с законодательством, действовавшим ранее, имели право на пенсию на льготных условиях или по выслуге лет, осуществляется в соответствии с отдельным законодательным актом через профессиональные и корпоративные фонды. До внедрения пенсионного обеспечения через профессиональные и корпоративные фонды лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, пенсии назначаются по нормам настоящего Закона в случае достижения пенсионного возраста и наличия трудового стажа, предусмотренного Законом Украины «О пенсионном обеспечении».

В силу ч.1 ст.48 КЗоТ Украины, ст.62 Закона Украины от 05 ноября 1991 года №1788-ХП «О пенсионном обеспечении» основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка.

В соответствии с п.1 Порядка подтверждения имеющего трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 12 августа 1993 года №637 (далее - Порядок №637), основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. В случае отсутствия трудовой книжки или соответствующих записей в ней. трудовой стаж устанавливается на основании других документов, выданных по месту работы, службы, обучения, а также архивными учреждениями.

Согласно п.14 Порядка №637 стаж работы во вредных и тяжелых условиях труда подтверждается надлежащим образом оформленными в трудовой книжке записями о занимаемой должности и периодом выполняемой работы, выпиской из приказа по предприятию об итогах проведения аттестации на соответствующем рабочем месте. В случае отсутствия в трудовой книжке сведений, определяющих право на пенсию на льготных условиях, предоставляется уточняющая справка.

Наименования профессий или должностей в трудовой книжке или уточняющей справке должны соответствовать профессиям и должностям, внесенным в Списки №1 и №2.

Как предусмотрено п.20 Порядка №637 в тех случаях, когда в трудовой книжке отсутствуют сведения, определяющие право на пенсию на льготных условиях или за выслугу лет, установленные для отдельных категорий работников, для подтверждения специального трудового стажа, принимаются уточняющие справки предприятий, учреждений, организаций или их правопреемников. В справке должны быть указаны: периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж; профессия или должность; характер выполняемой работы; раздел, подраздел, пункт, наименование списков или их номера, в которые включается этот период работы; первичные документы за время выполнения работы, на основании которых выдана указанная справка.

Суд апелляционной инстанции указал, что постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года №1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» утвержден Список №2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право па государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.

Аналогичный Список утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 11 марта 1994 года №162 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, занятость которых предоставляет право на пенсию по возрасту по льготных условиях».

Списком №2, утвержденным вышеуказанным Постановлениями, разделом II предусмотрен код 2030000а-19931 - электрослесари (слесари) дежурные и по ремонту оборудования, разделом XXXIII предусмотрен код 23200000-19906 - электросварщики ручной сварки.

В соответствии с абзацами 1-5 п.2.14 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной приказом Министерства труда Украины, Министерства юстиции, Министерства социальной защиты Украины от 29 июля 1993 года №58, в графе 3 раздела «Сведения о работе» как заголовок пишется полное наименование предприятия. Под этим заголовком в графе 1 вносится порядковый номер вносимой записи, в графе 2 указывается дата принятия на работу. В графе 3 пишется: «Принят или назначен в такой-то цех, подразделения, на участок, производство» с указанием его конкретного наименования, а также работы, профессии или должности и присвоенного разряда. Записи о наименовании работы, профессии или должности, на которую принят работник, выполняются для работников и служащих в соответствии с наименованием профессий и должностей, указанных в «Классификаторе профессий». Если работник имеет право на пенсию по возрасту на льготных условиях, запись в трудовой книжке делается на основании приказа, выданного по результатам аттестации рабочих мест, и должна соответствовать наименованию Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.

Показатели, указанные в этих Списках, обязательно должны быть подтверждены в карте оценки условий труда рабочего места по результатам аттестации и могут записываться в скобках.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 01 августа 1992 года №442 утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, согласно п.9 которого перечень рабочих мест, производств, профессий и должностей со льготным пенсионным обеспечением работников после согласования с профсоюзным комитетом утверждаются приказом по предприятию, организации. Извлечения из приказа вносятся в трудовую книжку работников, профессии и должности которых внесены в перечень.

В соответствии с абзацем 2 п.4 Порядка №442 ответственность за своевременное и качественное проведение аттестации возлагается на руководителя предприятия, организации.

Аналогичные нормы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда содержит постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 31 мая 2016 года №7-25 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда на территории Донецкой Народной Республики».

Таким образом, обязанность по своевременному и качественному проведению аттестации рабочих мест, законодателем возложена на руководителя предприятия, организации, в связи с чем, отсутствие сведений о ее проведении по не зависящим от работника причинам, не может лишать последнего конституционного права на социальную защиту при решении вопроса назначения пенсии по возрасту на льготных условиях.

В соответствии с п.36 Порядка представления и оформление документов для назначения (перерасчета) пенсий в соответствии с законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 25 ноября 2005 года №22-1 орган, назначающий пенсию, предоставляет: разъяснение предприятиям, учреждениям, организациям и лицам по вопросам назначения и выплаты пенсий; в случае необходимости-бланки документов; помощь лицам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, относительно получения недостающих документов для назначения пенсии.

Согласно ч. 3 ст.44 Закона Украины от 09 июля 2003 года №1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» органы Пенсионного фонда имеют право требовать соответствующие документы от предприятий, организаций и отдельных граждан, выданные им для оформления пенсии, а также в необходимых случаях проверять обоснованность их выдачи и достоверность поданных сведений о лицах, которые подлежат общеобязательному государственному пенсионному страхованию, условия их работы и других сведений, предусмотренных законодательством для определения права на пенсию.

Статьей 64 Закона Украины от 09 июля 2003 года № 105 8-1V «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» предусмотрено право Пенсионного фонда получать безвозмездно от органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, вида деятельности и хозяйствования и от физических лиц - предпринимателей сведения, связанные с начислением, исчислением и уплатой страховых взносов, а также другие сведения, необходимые для выполнения ими функций, предусмотренных действующим законодательством.

Как следует из материалов дела и подтверждается записями в трудовой книжке Мельников О.Е., в частности, работал в ЦОФ «Торезская» с 14 июля 1994 года по 28 апреля 1995 года в должности электрослесаря дежурного по ремонту оборудования 5 разряда с вменением обязанностей электросварщика ручной сварки; в ГОАО ЦОФ «Торезская» с 09 июля 1997 года по 23 июня 2003 года в должности электрослесаря (слесаря) дежурного и по ремонту оборудования 4-го разряда с вменением обязанностей электросварщика ручной сварки.

Трудовая книжка Мельникова О.Е. заполнена в соответствии с требованиями Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной приказом Министерства Юстиции Украины от 29 июля 1993 года №58. и содержит все необходимые сведения о спорных периодах его работы.

Согласно справке филиала ЦОФ «Торезская» ГУП ДНР «Торезантрациг» №13-6/31 от 16 июня 2022 года Мельников О.Е. в спорные периоды выполнял работы с тяжелыми условиями труда с полным рабочим днем в шахте в должности электрослесаря (слесаря) дежурного и по ремонту оборудования с вменением обязанностей электросварщика ручной, предусмотренной Списком 2 раздела II подраздела «а» код 2030000а-19931.

В названной справке указаны сведения о проведении аттестации рабочих мест и реквизиты соответствующих приказов, а также первичные документы за время выполнения работы, на основании которых они выданы.

Что касается ссылки ответчика на совмещение истцом должностей в спорные периоды, то данное обстоятельство не подтверждает бесспорно то обстоятельство, что весь спорный период истец не работал во тяжелых условиях полный рабочий день, поскольку опровергается уточняющей справкой работодателя, кроме того, как основная, так и совмещаемая профессии предусмотрены в Списке №2.

Руководствуясь положениями приведенных выше норм права, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что при обращении в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, истцом были представлены необходимые документы, в частности, трудовая книжка, заполненная в соответствии с Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной Приказом Министерства Юстиции Украины от 29 июля 1993 года №58, и содержащая необходимую информацию о спорных периодах его работы, а также уточняющая справка о льготном характере работы, в которой указаны сведения идентичные, отраженным в трудовой книжке, что дает достаточные основания для зачисления в льготный стаж Мельникова О.Е. спорных периодов его работы. При этом своевременность проведения аттестации рабочих мест не зависит от сотрудников и не может лишить истца, являющегося добросовестным участником гражданских правоотношений, его конституционного права на государственное пенсионное обеспечение.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что при таких обстоятельствах периоды работы Мельникова О.Е. с 13 сентября 1994 года по 28 апреля 1995 года в должности электрослесаря дежурного по ремонту оборудования 5 разряда с вменением обязанностей электросварщика ручной сварки ЦОФ «Торезская» и с 09 июля 1997 года по 23 июня 2003 года в должности электрослесаря (слесаря) дежурного и по ремонту оборудования 4-го разряда с вменением обязанностей электросварщика ручной сварки ГО АО ЦОФ «Торезская» подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по возрасту по нормам с п.«б» ст. 13 Закона Украины от 05 ноября 1991 года №1788-ХП «О пенсионном обеспечении» (Список №2).

Изложенное свидетельствует также о наличии правовых оснований для признания решений ГБУ У ПФ ДНР в г.Торезе №121 от 15 ноября 2022 года в части исключения из льготного стажа Мельникова О.Е. вышеуказанных периодов его работы.

При этом как следует из материалов пенсионного дела, в том числе расчета стажа, период работы Мельникова О.Е. с 14 июля 1994 года по 12 сентября 1994 года включен пенсионным органом в льготный стаж по Списку №2, в связи с чем оснований для его повторного включения в соответствующий стаж истца не имеется.

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права. Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Доводы кассационной жалобы были предметом исследования суда апелляционной инстанции и им была дана подробная оценка, изложенная выше, с которой соглашается суд кассационной инстанции.

Постановлением Кабинета Министров СССР от 25 января 1991 года №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» утвержден Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

Списком №2, утвержденным вышеуказанным Постановлением, разделом II предусмотрен код 2030000а-19931 - электрослесари (слесари) дежурные и по ремонту оборудования, разделом XXXIII предусмотрен код 23200000-19906 - электросварщики ручной сварки.

Как указано выше, судом установлено, что записями в трудовой книжке подтверждается, что Мельников О.Е. работал в ЦОФ «Торезская» с 14 июля 1994 года по 28 апреля 1995 года в должности электрослесаря дежурного по ремонту оборудования 5 разряда с вменением обязанностей электросварщика ручной сварки; в ГОАО ЦОФ «Торезская» с 09 июля 1997 года по 23 июня 2003 года в должности электрослесаря (слесаря) дежурного и по ремонту оборудования 4-го разряда с вменением обязанностей электросварщика ручной сварки.

Трудовая книжка Мельникова О.Е. заполнена в соответствии с требованиями Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной приказом Министерства Юстиции Украины от 29 июля 1993 года №58 и содержит все необходимые сведения о спорных периодах его работы.

Согласно справке филиала ЦОФ «Торезская» ГУП ДНР «Торезантрациг» №13-6/31 от 16 июня 2022 года Мельников О.Е. в спорные периоды выполнял работы с тяжелыми условиями труда с полным рабочим днем в шахте в должности электрослесаря (слесаря) дежурного и по ремонту оборудования с вменением обязанностей электросварщика ручной, предусмотренной Списком 2 раздела II подраздела «а» код 2030000а-19931.

В названной справке указаны сведения о проведении аттестации рабочих мест и реквизиты соответствующих приказов, а также первичные документы за время выполнения работы, на основании которых они выданы.

Выводы суда апелляционной инстанции полные и обоснованные, в дополнительной аргументации не нуждаются.

Доводы жалобы повторяют возражения ответчиков, всем им была дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом апелляционном определении.

Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судом апелляционной инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства.

Нарушений норм материального и процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а :

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Донецкой Народной Республики от 15 мая 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Донецкой Народной Республике - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Определение изготовлено в полном объеме 26 сентября 2024 года.

8Г-25982/2024 [88-23446/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Мельников Олег Евгеньевич
Ответчики
ОСФР ПО ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
ГУП «Управление Пенсионного фонда ДНР в г. Торезе»
Суд
Второй кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Матушкина Наталья Владимировна
Дело на странице суда
2kas.sudrf.ru
26.09.2024Судебное заседание
26.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее