Решение по делу № 2а-75/2021 от 10.09.2020

Дело № 2а-75/2021
УИД 36RS0001-01-2020-002264-81

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 января 2021 года                           г. Воронеж

Железнодорожный районный суд г. Воронежа в составе председательствующего судьи Золотых Е.Н.

при секретаре Елчиной Т.В.,

с участием представителя административного ответчика Железнодорожного РОСП г. Воронежа судебного пристава-исполнителя Железнодорожного РОСП г. Воронежа Гулиевой Д.Р., заинтересованного лица Боева Ю.А.,

рассмотрев административное дело по административному иску Борисова А.М. к Железнодорожному РОСП г. Воронежа, судебному приставу-исполнителю Железнодорожного РОСП г. Воронежа Мокровой М.Ю., судебному приставу-исполнителю Железнодорожного РОСП г. Воронежа Филатовой К..Е., начальнику отделения- старшему судебному приставу Железнодорожного РОСП г. Воронежа Ширяевой Е.Н., УФССП России по Воронежской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о принятии результатов оценки,

установил:

Борисов А.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Железнодорожному РОСП г. Воронежа УФССП России в котором просит суд признать незаконным и отменить Постановление судебного пристава-исполнителя Железнодорожного РОСП УФССП России по Воронежской области Мокровой М.Ю. от 02.06.2020 о принятии результатов оценки №36030/20/91481 об оценке имущества- легкового автомобиля ФОЛЬКСВАГЕН ТУАРЕГ; 2007г.в г/н № ....., VIN № ..... номер кузова (прицепа) № .....

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 02.06.2020 был принят отчет индивидуального предпринимателя Бондаревой Г.В. №36030/20/91481 об оценке рыночной стоимости имущества- ФОЛЬКСВАГЕН ТУАРЕГ. Согласно отчету оценщика рыночная стоимость данного имущества определена в размере 516000 рублей. Поскольку оценка арестованного имущества существенно занижена, указанное постановление судебного пристава-исполнителя является незаконным.

Определением суда в протокольной форме в качестве ответчиков привлечены УФССП России по Воронежской области, начальник отделения старший судебный пристав исполнитель Железнодорожного РОСП г. Воронежа Ширяева Е.Н., судебный пристав-исполнитель Железнодорожного РОСП г. Воронежа УФССП России по Воронежской области Мокрова М.Ю., судебный пристав-исполнитель Железнодорожного РОСП г. Воронежа УФССП России по Воронежской области Филатова К.Е., в качестве заинтересованных лиц индивидуальный предприниматель Бондарева Г.В. и Боев Ю.А.

Административный истец Борисов А.М. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика УФССП России по Воронежской области, ответчики начальник отделения старший судебный пристав исполнитель Железнодорожного РОСП г. Воронежа Ширяева Е.Н., судебный пристав-исполнитель Железнодорожного РОСП г. Воронежа УФССП России по Воронежской области Мокрова М.Ю., судебный пристав-исполнитель Железнодорожного РОСП г. Воронежа Филатова К.Е., заинтересованное лицо индивидуальный предприниматель Бондарева Г.В. в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела, каких-либо заявлений, а также своих пояснений в адрес суда не направили.

В судебном заседании представитель административного ответчика Железнодорожного РОСП г. Воронежа УФССП России по Воронежской области Гулиева Д.Р. выразила согласие с заключением судебной экспертизы. Просила суд отказать в удовлетворении административного иска в части признания незаконным постановления судебного пристава-исполнителя от 02.06.2020 года, поскольку оценка стоимости имущества приставом не производится, а принимается к исполнению.

Изучив материалы административного дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ закреплено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Права и обязанности судебного пристава-исполнителя, реализуемые в ходе исполнительного производства, закреплены в статьях 12, 13 Федерального закона «О судебных приставах», согласно которым, в частности, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; судебный пристав-исполнитель обязан использовать представленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Из содержания частей 1 и 2 статьи 85 ФЗ «Об исполнительном производстве» следует, что оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки недвижимого имущества.

Если судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки отдельной вещи или имущественного права, то судебный пристав-исполнитель выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя при вынесении указанного постановления, но может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке (п. 3 ч. 4 ст. 85 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В соответствии с частями 1 – 3 статьи 77 КАС РФ в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам. Суд может назначить экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе. Экспертиза может быть назначена по инициативе суда, если экспертиза предусмотрена законом или ее проведение необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства, либо если требуется проведение дополнительной или повторной экспертизы, либо если проведение экспертизы необходимо в связи с выявленными обстоятельствами административного дела и представленными доказательствами. Лица, участвующие в деле, вправе предложить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, и их содержание определяются судом. Отклонение судом вопросов, предложенных лицами, участвующими в деле, должно быть мотивировано в определении суда о назначении экспертизы.

Экспертиза проводится экспертами, являющимися работниками государственного судебно-экспертного учреждения, по поручению руководителя этого учреждения или иными экспертами, которым она поручена судом (ч. 1 ст. 79 КАС РФ).

Из содержания разъяснений, изложенных в пункте 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» следует, что в случаях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 85 Закона об исполнительном производстве, оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем с обязательным привлечением специалиста, соответствующего требованиям, предъявляемым законодательством об оценочной деятельности (далее - оценщика). Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя, который выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика и в тот же срок направляет сторонам исполнительного производства копию заключения оценщика. Стороны исполнительного производства вправе оспорить в суде постановление судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ и главой 24 АПК РФ, либо в срок не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке в исковом порядке оспорить стоимость объекта оценки, указанную оценщиком в отчете (пункты 3, 4 части 4 статьи 85 Закона об исполнительном производстве). При рассмотрении споров об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника, основанной на отчете оценщика, к участию в деле в качестве заинтересованного лица следует привлекать также оценщика, составившего соответствующий отчет. Равным образом при оспаривании в суде в порядке искового производства стоимости объекта оценки, указанной оценщиком в отчете, к участию в деле в качестве третьего лица необходимо привлекать судебного пристава-исполнителя, указавшего эту стоимость в постановлении об оценке вещи или имущественного права. При этом суд делает вывод о достоверности произведенной оценки независимо от того, как сформулировал требование заявитель - оспаривание результата оценки или оспаривание постановления судебного пристава-исполнителя, поскольку в обоих случаях данное обстоятельство является существенным для спора. При оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя об оценке, передаче на реализацию имущества должника или при оспаривании стоимости объекта оценки, указанной оценщиком в отчете, суд вправе приостановить исполнительное производство либо принять меру предварительной защиты, обеспечительную меру в виде установления запрета на совершение действий, направленных на реализацию соответствующего имущества (пункт 2 части 1, пункт 4 части 2 статьи 39 Закона об исполнительном производстве, часть 2 статьи 85 КАС, пункт 2 части 1 статьи 91 АПК РФ). При рассмотрении дела об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя об оценке имущества или имущественных прав должника суд вправе назначить судебную экспертизу, что может послужить основанием для приостановления производства по делу (пункт 5 части 1 статьи 191 КАС РФ, пункт 1 статьи 144 АПК РФ). В резолютивной части судебного акта по делам об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя об оценке или по делам об оспаривании результатов оценки суд указывает надлежащую оценку имущества должника, которая впоследствии должна использоваться в исполнительном производстве. В том случае, когда постановление судебного пристава-исполнителя об оценке признано незаконным, в резолютивной части судебного акта суд также обязывает судебного пристава-исполнителя вынести новое постановление с указанием оценки имущества должника, установленной судом. Вступившее в законную силу решение суда, принятое в порядке искового производства по результатам оспаривания стоимости объекта оценки, указанной оценщиком в отчете, является основанием для отмены соответствующего постановления судебного пристава-исполнителя старшим судебным приставом.

Как видно из материалов административного дела постановлением судебного пристава-исполнителя Железнодорожного РОСП г. Воронежа Мокровой М.Ю. о принятии результатов оценки от 02.06.2020 года по возбужденному 15.06.2018 исполнительному производству № ..... в отношении Борисова А.М. о взыскании задолженности в размере 303852,41 рублей в пользу Боева Ю.А. был принят результат оценки имущества должника: ФОЛЬКСВАГЕН ТУАРЕГ;2007г.в г/н № ....., VIN № ....., номер кузова(прицепа) № ..... в размере 516000 рублей (л.д. 60).

Согласно отчету об оценке отчет индивидуального предпринимателя Бондаревой Г.В. №36030/20/91481 об оценке рыночной стоимости имущества- ФОЛЬКСВАГЕН ТУАРЕГ рыночная стоимость составила 516000 рублей.

Согласно заключению эксперта Федерального бюджетного учреждения Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации от 18.12.2020 года №8724/7-4, рыночная стоимость нежилого ФОЛЬКСВАГЕН ТУАРЕГ по состоянию на 29.05.2020 года составляет 709100 рублей с учетом НДС.

Суд приходит к выводу о том, что принятию судебным приставом-исполнителем обжалуемого постановления послужил недостоверный отчет об оценке индивидуального предпринимателя Бондаревой Г.В., при этом само постановление вынесено судебным приставом-исполнителем в соответствии с требованиями норм действующего законодательства.

Таким образом, суд полагает возможным в целях восстановления прав административного истца принять решение по заявленным исковым требованиям без признания постановления судебного пристава-исполнителя незаконным, поскольку в ходе рассмотрения административного дела установлена недостоверность отчета оценщика, положенного в основу постановления судебного пристава-исполнителя, которое подлежит отмене старшим судебным приставом Железнодорожного РОСП, что нашло свое отражение в приведенных разъяснениях Верховного Суда Российской Федерации.

Стоимость налога на добавленную стоимость не подлежит учету при определении оценки имущества, поскольку в силу специфики налога, его плательщиками являются не все, а только определенные субъекты гражданских правоотношений (ч. 1 ст. 143 НК РФ) и для целей исполнительного производства, в данном случае, НДС не учитывается.

Руководствуясь приведенными разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации суд считает необходимым указать, что настоящее решение является основанием для вынесения судебным приставом-исполнителем Железнодорожного РОСП г. Воронежа Гулиевой Д.Р. постановления с указанием оценки имущества Борисова А.М. установленной судом.

С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд считает необходимым отменить меры предварительной защиты, наложенные определением судьи Железнодорожного райсуда г. Воронежа от 15.09.2020 г.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ суд

решил:

установить надлежащую оценку имущества, принадлежащего Борисову А.М. автомобиль ФОЛЬКСВАГЕН ТУАРЕГ;2007г.в г/н № ....., VIN № ....., номер кузова(прицепа) № ..... в размере 709100 рублей подлежащую использованию в ходе исполнительного производства.

Настоящее решение является основанием для вынесения судебным приставом-исполнителем Железнодорожного РОСП г. Воронежа постановления с указанием оценки имущества Борисова Алексея Михайловича установленной судом.

По вступлении в законную силу настоящего решения Постановление судебного пристава-исполнителя Железнодорожного РОСП УФССП России по Воронежской области Мокровой М.Ю. от 02.06.2020 о принятии результатов оценки №36030/20/91481 подлежит отмене старшим судебным приставом.

По вступлении в законную силу настоящего решения отменить меры предварительной защиты указанные в определении судьи Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 15.09.2020 года в виде приостановления реализации арестованного имущества- легкового автомобиля ФОЛЬКСВАГЕН ТУАРЕГ;2007г.в г/н № ....., VIN № ....., номер кузова(прицепа) № ..... в рамках исполнительного производства № ..... от 15.06.2018г.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию Воронежского областного суда в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме через районный суд.    

Председательствующий                     Е.Н. Золотых

Решение в окончательной форме изготовлено 01.02.2021 года.

Дело № 2а-75/2021
УИД 36RS0001-01-2020-002264-81

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 января 2021 года                           г. Воронеж

Железнодорожный районный суд г. Воронежа в составе председательствующего судьи Золотых Е.Н.

при секретаре Елчиной Т.В.,

с участием представителя административного ответчика Железнодорожного РОСП г. Воронежа судебного пристава-исполнителя Железнодорожного РОСП г. Воронежа Гулиевой Д.Р., заинтересованного лица Боева Ю.А.,

рассмотрев административное дело по административному иску Борисова А.М. к Железнодорожному РОСП г. Воронежа, судебному приставу-исполнителю Железнодорожного РОСП г. Воронежа Мокровой М.Ю., судебному приставу-исполнителю Железнодорожного РОСП г. Воронежа Филатовой К..Е., начальнику отделения- старшему судебному приставу Железнодорожного РОСП г. Воронежа Ширяевой Е.Н., УФССП России по Воронежской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о принятии результатов оценки,

установил:

Борисов А.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Железнодорожному РОСП г. Воронежа УФССП России в котором просит суд признать незаконным и отменить Постановление судебного пристава-исполнителя Железнодорожного РОСП УФССП России по Воронежской области Мокровой М.Ю. от 02.06.2020 о принятии результатов оценки №36030/20/91481 об оценке имущества- легкового автомобиля ФОЛЬКСВАГЕН ТУАРЕГ; 2007г.в г/н № ....., VIN № ..... номер кузова (прицепа) № .....

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 02.06.2020 был принят отчет индивидуального предпринимателя Бондаревой Г.В. №36030/20/91481 об оценке рыночной стоимости имущества- ФОЛЬКСВАГЕН ТУАРЕГ. Согласно отчету оценщика рыночная стоимость данного имущества определена в размере 516000 рублей. Поскольку оценка арестованного имущества существенно занижена, указанное постановление судебного пристава-исполнителя является незаконным.

Определением суда в протокольной форме в качестве ответчиков привлечены УФССП России по Воронежской области, начальник отделения старший судебный пристав исполнитель Железнодорожного РОСП г. Воронежа Ширяева Е.Н., судебный пристав-исполнитель Железнодорожного РОСП г. Воронежа УФССП России по Воронежской области Мокрова М.Ю., судебный пристав-исполнитель Железнодорожного РОСП г. Воронежа УФССП России по Воронежской области Филатова К.Е., в качестве заинтересованных лиц индивидуальный предприниматель Бондарева Г.В. и Боев Ю.А.

Административный истец Борисов А.М. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика УФССП России по Воронежской области, ответчики начальник отделения старший судебный пристав исполнитель Железнодорожного РОСП г. Воронежа Ширяева Е.Н., судебный пристав-исполнитель Железнодорожного РОСП г. Воронежа УФССП России по Воронежской области Мокрова М.Ю., судебный пристав-исполнитель Железнодорожного РОСП г. Воронежа Филатова К.Е., заинтересованное лицо индивидуальный предприниматель Бондарева Г.В. в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела, каких-либо заявлений, а также своих пояснений в адрес суда не направили.

В судебном заседании представитель административного ответчика Железнодорожного РОСП г. Воронежа УФССП России по Воронежской области Гулиева Д.Р. выразила согласие с заключением судебной экспертизы. Просила суд отказать в удовлетворении административного иска в части признания незаконным постановления судебного пристава-исполнителя от 02.06.2020 года, поскольку оценка стоимости имущества приставом не производится, а принимается к исполнению.

Изучив материалы административного дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ закреплено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Права и обязанности судебного пристава-исполнителя, реализуемые в ходе исполнительного производства, закреплены в статьях 12, 13 Федерального закона «О судебных приставах», согласно которым, в частности, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; судебный пристав-исполнитель обязан использовать представленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Из содержания частей 1 и 2 статьи 85 ФЗ «Об исполнительном производстве» следует, что оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки недвижимого имущества.

Если судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки отдельной вещи или имущественного права, то судебный пристав-исполнитель выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя при вынесении указанного постановления, но может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке (п. 3 ч. 4 ст. 85 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В соответствии с частями 1 – 3 статьи 77 КАС РФ в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам. Суд может назначить экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе. Экспертиза может быть назначена по инициативе суда, если экспертиза предусмотрена законом или ее проведение необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства, либо если требуется проведение дополнительной или повторной экспертизы, либо если проведение экспертизы необходимо в связи с выявленными обстоятельствами административного дела и представленными доказательствами. Лица, участвующие в деле, вправе предложить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, и их содержание определяются судом. Отклонение судом вопросов, предложенных лицами, участвующими в деле, должно быть мотивировано в определении суда о назначении экспертизы.

Экспертиза проводится экспертами, являющимися работниками государственного судебно-экспертного учреждения, по поручению руководителя этого учреждения или иными экспертами, которым она поручена судом (ч. 1 ст. 79 КАС РФ).

Из содержания разъяснений, изложенных в пункте 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» следует, что в случаях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 85 Закона об исполнительном производстве, оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем с обязательным привлечением специалиста, соответствующего требованиям, предъявляемым законодательством об оценочной деятельности (далее - оценщика). Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя, который выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика и в тот же срок направляет сторонам исполнительного производства копию заключения оценщика. Стороны исполнительного производства вправе оспорить в суде постановление судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ и главой 24 АПК РФ, либо в срок не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке в исковом порядке оспорить стоимость объекта оценки, указанную оценщиком в отчете (пункты 3, 4 части 4 статьи 85 Закона об исполнительном производстве). При рассмотрении споров об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника, основанной на отчете оценщика, к участию в деле в качестве заинтересованного лица следует привлекать также оценщика, составившего соответствующий отчет. Равным образом при оспаривании в суде в порядке искового производства стоимости объекта оценки, указанной оценщиком в отчете, к участию в деле в качестве третьего лица необходимо привлекать судебного пристава-исполнителя, указавшего эту стоимость в постановлении об оценке вещи или имущественного права. При этом суд делает вывод о достоверности произведенной оценки независимо от того, как сформулировал требование заявитель - оспаривание результата оценки или оспаривание постановления судебного пристава-исполнителя, поскольку в обоих случаях данное обстоятельство является существенным для спора. При оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя об оценке, передаче на реализацию имущества должника или при оспаривании стоимости объекта оценки, указанной оценщиком в отчете, суд вправе приостановить исполнительное производство либо принять меру предварительной защиты, обеспечительную меру в виде установления запрета на совершение действий, направленных на реализацию соответствующего имущества (пункт 2 части 1, пункт 4 части 2 статьи 39 Закона об исполнительном производстве, часть 2 статьи 85 КАС, пункт 2 части 1 статьи 91 АПК РФ). При рассмотрении дела об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя об оценке имущества или имущественных прав должника суд вправе назначить судебную экспертизу, что может послужить основанием для приостановления производства по делу (пункт 5 части 1 статьи 191 КАС РФ, пункт 1 статьи 144 АПК РФ). В резолютивной части судебного акта по делам об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя об оценке или по делам об оспаривании результатов оценки суд указывает надлежащую оценку имущества должника, которая впоследствии должна использоваться в исполнительном производстве. В том случае, когда постановление судебного пристава-исполнителя об оценке признано незаконным, в резолютивной части судебного акта суд также обязывает судебного пристава-исполнителя вынести новое постановление с указанием оценки имущества должника, установленной судом. Вступившее в законную силу решение суда, принятое в порядке искового производства по результатам оспаривания стоимости объекта оценки, указанной оценщиком в отчете, является основанием для отмены соответствующего постановления судебного пристава-исполнителя старшим судебным приставом.

Как видно из материалов административного дела постановлением судебного пристава-исполнителя Железнодорожного РОСП г. Воронежа Мокровой М.Ю. о принятии результатов оценки от 02.06.2020 года по возбужденному 15.06.2018 исполнительному производству № ..... в отношении Борисова А.М. о взыскании задолженности в размере 303852,41 рублей в пользу Боева Ю.А. был принят результат оценки имущества должника: ФОЛЬКСВАГЕН ТУАРЕГ;2007г.в г/н № ....., VIN № ....., номер кузова(прицепа) № ..... в размере 516000 рублей (л.д. 60).

Согласно отчету об оценке отчет индивидуального предпринимателя Бондаревой Г.В. №36030/20/91481 об оценке рыночной стоимости имущества- ФОЛЬКСВАГЕН ТУАРЕГ рыночная стоимость составила 516000 рублей.

Согласно заключению эксперта Федерального бюджетного учреждения Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации от 18.12.2020 года №8724/7-4, рыночная стоимость нежилого ФОЛЬКСВАГЕН ТУАРЕГ по состоянию на 29.05.2020 года составляет 709100 рублей с учетом НДС.

Суд приходит к выводу о том, что принятию судебным приставом-исполнителем обжалуемого постановления послужил недостоверный отчет об оценке индивидуального предпринимателя Бондаревой Г.В., при этом само постановление вынесено судебным приставом-исполнителем в соответствии с требованиями норм действующего законодательства.

Таким образом, суд полагает возможным в целях восстановления прав административного истца принять решение по заявленным исковым требованиям без признания постановления судебного пристава-исполнителя незаконным, поскольку в ходе рассмотрения административного дела установлена недостоверность отчета оценщика, положенного в основу постановления судебного пристава-исполнителя, которое подлежит отмене старшим судебным приставом Железнодорожного РОСП, что нашло свое отражение в приведенных разъяснениях Верховного Суда Российской Федерации.

Стоимость налога на добавленную стоимость не подлежит учету при определении оценки имущества, поскольку в силу специфики налога, его плательщиками являются не все, а только определенные субъекты гражданских правоотношений (ч. 1 ст. 143 НК РФ) и для целей исполнительного производства, в данном случае, НДС не учитывается.

Руководствуясь приведенными разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации суд считает необходимым указать, что настоящее решение является основанием для вынесения судебным приставом-исполнителем Железнодорожного РОСП г. Воронежа Гулиевой Д.Р. постановления с указанием оценки имущества Борисова А.М. установленной судом.

С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд считает необходимым отменить меры предварительной защиты, наложенные определением судьи Железнодорожного райсуда г. Воронежа от 15.09.2020 г.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ суд

решил:

установить надлежащую оценку имущества, принадлежащего Борисову А.М. автомобиль ФОЛЬКСВАГЕН ТУАРЕГ;2007г.в г/н № ....., VIN № ....., номер кузова(прицепа) № ..... в размере 709100 рублей подлежащую использованию в ходе исполнительного производства.

Настоящее решение является основанием для вынесения судебным приставом-исполнителем Железнодорожного РОСП г. Воронежа постановления с указанием оценки имущества Борисова Алексея Михайловича установленной судом.

По вступлении в законную силу настоящего решения Постановление судебного пристава-исполнителя Железнодорожного РОСП УФССП России по Воронежской области Мокровой М.Ю. от 02.06.2020 о принятии результатов оценки №36030/20/91481 подлежит отмене старшим судебным приставом.

По вступлении в законную силу настоящего решения отменить меры предварительной защиты указанные в определении судьи Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 15.09.2020 года в виде приостановления реализации арестованного имущества- легкового автомобиля ФОЛЬКСВАГЕН ТУАРЕГ;2007г.в г/н № ....., VIN № ....., номер кузова(прицепа) № ..... в рамках исполнительного производства № ..... от 15.06.2018г.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию Воронежского областного суда в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме через районный суд.    

Председательствующий                     Е.Н. Золотых

Решение в окончательной форме изготовлено 01.02.2021 года.

1версия для печати

2а-75/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Борисов Алексей Михайлович
Ответчики
Железнодорожный РОСП г. Воронежа
Начальник отделения-старший судебный пристав Железнодорожного РОСП г. Воронежа УФССП России по Воронежской области Ширяева Екатерина Николаевна
Судебный пристав-исполнитель Железнодорожного РОСП г. Воронежа УФССП России по Воронежской области Мокрова Марина Юрьевна
УФССП России по Воронежской области
Судебный пристав-исполнитель Железнодорожного РОСП г. Воронежа УФССП России по Воронежской области Филатову К.Е.
Другие
ИП Бондарева Г.В.
Боев Юрий Алексеевич
Суд
Железнодорожный районный суд г. Воронеж
Судья
Золотых Евгений Николаевич
Дело на странице суда
zheleznodorozhny.vrn.sudrf.ru
10.09.2020Регистрация административного искового заявления
10.09.2020Передача материалов судье
15.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
15.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.09.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.10.2020Предварительное судебное заседание
23.10.2020Судебное заседание
28.10.2020Судебное заседание
19.01.2021Производство по делу возобновлено
19.01.2021Судебное заседание
01.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.04.2021Дело оформлено
19.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее