Дело № 2-2092/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 декабря 2018 года г.Хабаровск
Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Архиповой К.А.,
при секретаре судебного заседания Ооржак Т.Р.,
с участием ст.помощника прокурора Хабаровского района Васильевой Н.В.,
с участием представителя истца Пухарева Ю.Г.,
с участием представителя ответчика Куделькина А.И.,
с участием представителя третьего лица Пуляевской И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации к Сапко С.А., Сапко Л.Г., Большинской С.С., Сапко О.С. о признании утратившими права пользования служебным жилым помещением, выселении из служебного жилого помещения, без предоставления другого жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что Сапко С.А. и членам его семьи на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ на период служебных отношений было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Сапко С.А. проходил военную службу в войсковой части 48260 с 1992 года по 1996 год, приказом командира войсковой части 48260 от ДД.ММ.ГГГГ № уволен с военной службы, в настоящее время в служебных отношениях с Министерством обороны Российской Федерации не состоит.
Согласно акту установления фактического проживания от ДД.ММ.ГГГГ, в жилом помещении по адресу: <адрес>, проживает Сапко С.А., согласно поквартирной карточке в спорном жилом помещении зарегистрированы Сапко Л.Г., Большинская С.С., Сапко О.С., ДД.ММ.ГГГГ Сапко С.А. снят с регистрационного учета, в связи с чем просит суд признать Сапко С.А., Сапко Л.Г., Большинскую С.С., Сапко О.С., утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, выселить Сапко С.А. из занимаемого служебного жилого помещения, без предоставления другого жилого помещения.
Определением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 08 ноября 2018 года, вынесенным без удаления суда в совещательную комнату в порядке ч. 2 ст. 224 ГПК РФ, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Министерства обороны Российской Федерации Пухарев Ю.Г., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, исковые требования уточнил, просил суд признать Сапко С.А., Сапко Л.Г., Большинскую С.С., Сапко О.С., утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, выселить последних из занимаемого служебного жилого помещения, без предоставления другого жилого помещения, на требованиях настаивал, дал пояснения, полностью совпадающие с вышеизложенными обстоятельствами.
Кроме того, пояснил, что срок исковой давности к данным правоотношениям не применяется, право на включение в списки нуждающихся на жилое помещение, Сапко С.А. не имел, поскольку последний был уволен по негативным основаниям, срок службы составил всего 4 года.
Просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Большинской С.С. – Куделькин А.И., действующий на основании нотариальной доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признал, заявил о применении судом последствий пропуска истцом трехгодичного срока исковой давности, который начинает течь с момента увольнения Сапко С.А. со службы – ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, пояснил, что в настоящее время в квартире зарегистрированы и проживают все, кроме Сапко С.А., который в прошлом году снялся с регистрационного учета и выехал из квартиры, в связи с расторжением брака с Сапко Л.Г., спорное жилое помещение к числу служебных, не относится, доказательств, подтверждающих обратное, представителем истца не представлено, на момент увольнения Сапко С.А. с военной службы, вопреки требованиям ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года № 76-ФЗ, Сапко С.А. и члены его семьи не были обеспечены жилым помещением помимо спорного, субсидия не предоставлялась, тогда как, последние подпадали под действия ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих» и имели право на гарантии, компенсации, установленные законом, что свидетельствует о том, что спорное жилое помещение предоставлялось ответчикам ни как служебное. Помимо этого, Сапко Л.Г. является лицом предпенсионного возраста, иного жилья ответчики, не имеют.
Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации Пуляевская И.М., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержала, пояснив, что спорное жилое помещение предоставлялось Сапко С.А. на период военной службы, после увольнения с военной службы, право на жилое помещение, последний не приобрел, в соответствующие органы за обеспечением жильем, не обращался, права членов семьи военнослужащего производны от прав самого военнослужащего.
В судебное заседание ответчики Сапко Л.Г., Большинская С.С., Сапко О.С., представитель ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации не явились, представили письменные заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, ответчик Сапко С.А. не явился, по неизвестной суду причине, о времени и месте извещен в установленном законом порядке, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, в соответствии с ч.ч. 5, 4 ст.167 ГПК РФ.
Суд, выслушав пояснения представителя истца Пухарева Ю.Г., представителя ответчика Большинской С.С. – Куделькина А.И., представителя ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации Пуляевской И.М., заключение ст.помощника прокурора Васильевой Н.В., полагавшей необходимым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 12 ст.1 Федерального закона от 31.05.1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов, является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения и оперативного управления.
Из п.п. 1, 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года № 1082 следует, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, в структуру которого входят центральные органы военного управления и иные подразделения, и оно осуществляет определенные полномочия, в том числе в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации может своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности в рамках своей компетенции.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р утвержден перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных сил Российской Федерации и органах ФСБ России, в который включен военный городок № (<адрес>), находящийся в <адрес>.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р жилое помещение – <адрес> закреплено на праве оперативного управления за Князе-Волконской КЭЧ Министерства обороны Российской Федерации.
Во исполнение приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1871 «О реорганизации Федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации», ФГУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, в том числе ФГУ «Князе-Волконская КЭЧ района» Министерства обороны Российской Федерации, является правопреемником прав и обязанностей, квартирно-эксплуатационных частей. Имущество учреждения формируется за счет имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления или предоставленного ему в безвозмездное пользование собственником имущества. Имущество Учреждения находится в федеральной собственности.
Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение - <адрес> закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, имущество, переданное в оперативное управление ФГУ «Князе-Волконская КЭЧ района» Министерства обороны Российской Федерации, вследствие реорганизации учреждения перешло на баланс ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, при этом право собственности (собственник) не изменилось.
Согласно ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Аналогичные права собственника предусмотрены п. 1 ст. 288 Гражданского кодекса РФ.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом, другими федеральными законами (ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ).
Как установлено в судебном заседании, Сапко С.А. и членам его семьи: жене Сапко Л.Г., дочери Большинской (Сапко) С.С., сыну Сапко О.С. на период прохождения военной службы, предоставлено служебное жилое помещение – <адрес>, что подтверждается ордером № от ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы представителя ответчика Большинской С.С. – Куделькина А.И. о том, что спорное жилое помещение к числу служебных, не относится, необоснованны, поскольку каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право пользования им на условиях социального найма, законодательство не содержит.
С учетом того, что наделение военного городка статусом закрытого было направлено на закрепление жилой площади закрытых военных городков за военным ведомством для создания служебного жилого фонда и обеспечения военнослужащих и гражданских служащих Вооруженных Сил РФ жилыми помещениям для временного проживания на период прохождения военной службы или трудовых отношений, находящиеся на территории закрытых военных городков жилые помещение подлежали предоставлению в качестве служебного жилья, независимо от того, принималось ли решение о включении данных жилых помещений в число служебных в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.
Кроме того, ст. 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент предоставления спорного жилого помещения Сапко С.А., было предусмотрено, что Государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
В соответствии со ст.ст. 28-31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.
Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.
В силу ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Как следует из материалов дела, спорное жилое помещение предоставлено Сапко С.А. в качестве служебного, на период прохождения военной службы.
Между тем, доказательств того, что Сапко С.А. состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях, в силу требований ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено, как и доказательств принятия решения о предоставлении последнему спорного жилого помещения, как лицу, признанному в установленном порядке имеющим право на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма.
Согласно поквартирной карточке, в спорном жилом помещении зарегистрированы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ наниматель Сапко С.А., с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Сапко Л.Г., с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Большинская (Сапко) С.С., с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Сапко О.С.
Согласно послужному списку, Сапко С.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся начальником продовольственной вещевой службы 207 мотострелковой дивизии 2гв ТА ГСВТ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - начальником вещевой и продовольственной службы 1893 отдельного батальона связи, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - начальником вещевой службы 874 отдельного радиопеленгаторного узла, ДВО, ДД.ММ.ГГГГ с последним заключен контракт по п. «а» ч.1 ст. 33 Закона РФ «О воинской обязанности и воинской службе», сроком на 5 лет, ДД.ММ.ГГГГ капитан Сапко С.А. досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас, за невыполнение военнослужащим условий контракта проступки, ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков части.
Порядок реализации военнослужащим права на обеспечение жилым помещением на момент увольнения Сапко С.А. с военной службы был урегулирован Законом Российской Федерации от 22.01.1993 года № 4338-1 «О статусе военнослужащих», Законом СССР от 12.10.1967 года № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности», Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, утвержденным Приказом Министра обороны СССР от 10.11.1975 года № 285, Положением о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1981 года № 193, а также совместным Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 08.12.1980 года № 1131 «О переселении из закрытых военных городков лиц, утративших связь с Вооруженными Силами СССР и органами Комитета государственной безопасности СССР, и о порядке обеспечения жилой площадью прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы».
В соответствии со ст. 77 Закона СССР от 12.10.1967 года № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности», обеспечение жилой площадью офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных в запас или в отставку, производился исполнительными комитетами местных советов народных депутатов в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.
Пунктом 16 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17.02.1981 года № 193 предусмотрено, что военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, состоящие на действительной военной службе, имеют право получить для себя и для совместно проживающих с ними членов семьи жилую площадь из жилищного фонда местных Советов народных депутатов наравне с другими гражданами.
Таким образом, в период прохождения службы Сапко С.А. вопросы обеспечения жилым помещением военнослужащего находились в компетенции исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов.
С 22.02.1993 года вступил в силу Закон Российской Федерации от 22.01.1993 года № 4338-1 «О статусе военнослужащих».
В соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации от 22.01.1993 года № 4338-I «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше этих сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Согласно п. 6 ст. 15 указанного Закона, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Согласно п. 10 ст. 15 названного Закона, безвозмездно получить в собственность занимаемые жилые помещения, независимо от их размеров, в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов (кроме закрытых военных городков) имели право: военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составила 20 лет и более; граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при условии, что общая продолжительность их военной службы составила 20 лет и более.
Таким образом, исходя из анализа указанных выше норм права, действующих на момент возникновения спорных правоотношений, законодатель установил критерии, которым должен отвечать уволившийся военнослужащий, а также определенный порядок постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Сапко С.А., при увольнении с военной службы, самостоятельного права на обеспечение жилым помещением по линии Министерства обороны Российской Федерации, не приобрел.
В силу ч.1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду.
В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, а также в связи с прохождением службы.
Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений (ст. 99 Жилищного кодекса РФ).
В силу требований ч.3 ст. 104 Жилищного кодекса РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В служебное жилое помещение Сапко С.А. и члены его семьи вселены до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Часть 2 ст. 103 Жилищного кодекса РФ, ст.108 Жилищного кодекса РСФСР определяют перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Статьей 13 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что ст. 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (ч.2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из содержания приведенных положений ст. 13 Вводного закона следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебных жилых помещений и общежития без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, названных в ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР, к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 года). В этом случае к спорным правоотношениям применяются положения статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР и после введения в действие Жилищного кодекса РФ при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете). Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.
Таким образом, по данному делу юридически значимым и подлежащим доказыванию обстоятельством является наличие совокупности предусмотренных статьей 13 Вводного закона условий, при которых ответчики не могут быть выселены из занимаемого служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Судом установлено, что спорное жилое помещение было предоставлено Сапко С.А. на период прохождения военной службы, как служебное, в настоящее время трудовые отношения между Министерством обороны Российской Федерации и Сапко С.А. прекращены, основания для обеспечения Сапко С.А. и членов его семьи жилым помещением по линии Министерства обороны Российской Федерации отсутствуют, к категориям граждан, выселяемых из служебных жилых помещений с предоставлением другого жилого помещения, в соответствии с ч.2 ст.103 Жилищного кодекса РФ, ст.108 Жилищного кодекса РСФСР ответчики не относятся, что является основанием для прекращения права пользования спорным жилым помещением.
При этом, права членов семьи нанимателя по пользованию служебной жилой площадью производны от прав последнего, в связи с чем, указанные обстоятельства также являются основанием для прекращения права пользования спорным жилым помещением ответчиками.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчиками не представлено суду ни одного доказательства, подтверждающего, что они относятся к числу лиц, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений; что они приобрели право на дополнительные гарантии, предусмотренные ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР, а также состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете.
Оснований для применения срока исковой давности, у суда не имеется, поскольку по смыслу приведенных выше норм права, прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.
Учитывая, что возникшие между сторонами правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства, носят длящийся характер, а договор найма служебного жилого помещения, на основании которого Сапко С.А. продолжает занимать жилое помещение, не прекратил своего действия, оснований для исчисления срока исковой давности с даты увольнения последнего, а равно и применения срока исковой давности в рассматриваемом споре, не имеется.
Кроме того, положениями ст. 208 Гражданского кодекса РФ установлено, что исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.
В связи с прекращением действия договора найма служебного жилого помещения, отказом ответчиков освободить спорную квартиру, последние подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что у Сапко С.А., Сапко Л.Г., Большинской С.С., Сапко О.С., отсутствуют законные права на пользование служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований Министерства обороны Российской Федерации и считает необходимым их удовлетворить.
Принимая во внимание, что исковые требований Министерства обороны Российской Федерации удовлетворены в полном объеме, оснований для возмещения ответчику Большинской С.С. судебных расходов на оплату услуг представителя, в соответствии со ст.ст. 98, 100 ГПК РФ, у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Министерства обороны Российской Федерации к Сапко С.А., Сапко Л.Г., Большинской С.С., Сапко О.С. о признании утратившими права пользования служебным жилым помещением, выселении из служебного жилого помещения, без предоставления другого жилого помещения удовлетворить.
Признать Сапко С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, Сапко Л.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, Большинскую С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, Сапко О.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Выселить Сапко С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, Сапко Л.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, Большинскую С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, Сапко О.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> из жилого помещения – <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.
В удовлетворении заявления Большинской С.С. о возмещении судебных расходов на оплату услуг представителя отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Хабаровский районный суд Хабаровского края.
Мотивированное решение суда составлено 19.12.2018 года.
Судья К.А.Архипова