дело № 2-574/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«11» января 2018 года
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Зиминой А.Е.
при секретаре судебного заседания Коробовой А.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зиновьевой Анастасии Ивановны к Управлению опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Пушкинскому муниципальному району, городским округам Ивантеевка и Красноармейск об установлении факта нереализованного права, восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязании ответчика включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа для обеспечения жилыми помещениями,
установил:
Истец Зиновьева А.И. обратилась в суд с иском к Управлению опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Пушкинскому муниципальному району, городским округам Ивантеевка и Красноармейск об установлении факта нереализованного права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, восстановлении пропущенного срока для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, об обязании ответчика включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В обоснование иска указано, что истец являлась лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку родители истца – мать Калатина Л.Ю. и отец Зиновьев И.Ф. на основании решения Пушкинского городского суда Московской области от 06.01.1994 г. лишены родительских прав. Решением Пушкинского городского суда Московской области от 04.07.1996 г. Калатина Л.Ю. признана безвестно отсутствующей. На основании Постановления Главы администрации Пушкинского района Московской области от 24.02.1992 г. №225 опекуном истца назначена ее бабушка Белова Л.П. За истцом было закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. Собственником указанного жилого помещения является Белова Л.П. Истец имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, однако указанное право истцом реализовано не было. Истец неоднократно обращалась в Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Пушкинскому муниципальному району, городским округам Ивантеевка и Красноармейск для получения консультации по вопросу включения истца в список на обеспечение жилым помещением. Истцу были даны устные консультации и рекомендовано представить необходимые документы. Истцом были собраны необходимые документы и представлены в управление опеки и попечительства. 26.05.2016 г. управлением опеки и попечительства выдан отказ по включению в список, поскольку истцу исполнилось 24 года. До настоящего времени истец не реализовала указанное право, несмотря на то, что до достижения возраста 23 лет предпринимались попытки встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, но истец не была поставлена на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Чистохина Ю.Г. исковые требования поддержала просила удовлетворить, при этом пояснила, что срок на обращение пропущен истицей по уважительным причинам – из-за правовой неграмотности, бездействия ответчика и занятости истца на работе..
Представитель ответчика по доверенности Охапкина О.А. в судебном заседании пояснила, что по фактическим обстоятельствам истица подпадает под категорию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеющих право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, однако указанное право истцом в установленный законом возраст реализовано не было. Вопрос о наличии оснований для восстановления этого срока оставила на усмотрение суда.
Представители привлеченной к участию в деле в качестве 3-лица, не заявляющего самостоятельные требования, Администрации Пушкинского муниципального района Московской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещались.
Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Жилищным кодексом случаев.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как следует из преамбулы и статьи 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими 23-летнего возраста. По достижении 23 лет право на внеочередное предоставление жилья имеют лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.
Судом установлено, что истец являлась лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, родители истца – мать Калатина Л.Ю. и отец Зиновьев И.Ф. на основании решения Пушкинского городского суда Московской области от 06.01.1994 г. лишены родительских прав (л.д. 8).
Решением Пушкинского городского суда Московской области от 04.07.1996 г. Калатина Л.Ю. признана безвестно отсутствующей (л.д. 9).
На основании Постановления Главы администрации Пушкинского района Московской области от 24.02.1992 г. №225 опекуном истца назначена ее бабушка Белова Л.П. За истцом было закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>
Собственником указанного жилого помещения является Белова Л.П. (л.д. 14).
26.05.2016 г. управлением опеки и попечительства выдан отказ истцу в постановке на учет предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, поскольку на дату обращения истцу исполнилось 24 года (л.д. 19).
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что орган государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
В силу пунктов 1 и 4 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Обращаясь в суд с настоящими исковыми требованиями, истец просит восстановить ей срок для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Вместе с тем, Федеральным законом от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с 01.01.2013 г. изменен механизм обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Настоящим Законом установлено, что действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и положений Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона N 15-ФЗ, в случае если ребенок, оставшийся без попечения родителей, не реализовал принадлежащее ему право на обеспечение жилыми помещениями до 01 января 2013 г.
В частности, пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации о внеочередном предоставлении жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признан утратившим силу, и в настоящее время законодательство не предусматривает внеочередное предоставление жилого помещения данной категории лиц.
Как следует из преамбулы названного Федерального закона, а также статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Пунктом 9 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", на который ссылается в жалобе П.А., предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу норм указанного Федерального закона N 159-ФЗ право на приобретение жилья сохраняется и по достижении 23 лет только в случае, если такое право было реализовано детьми, оставшимися без попечения родителей, в течение 5 лет (от 18 до 23 лет) путем подачи заявления о постановке их на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья.
Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, не может само по себе служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на получение жилья в том случае, когда названные граждане, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.
Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Истица обратилась к ответчику по вопросу постановки ее на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилых помещений. в возрасте 24 лет, доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости того, что имеются уважительные причины, по которым истица не встала (не была поставлена) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, материалы дела не содержат
Заявленные истцом обстоятельства - правовая неграмотность, занятость истца на работе - к таким уважительным причинам также не относится.
По смыслу и содержанию приведенных выше положений Федерального закона N 159-ФЗ, именно в возрасте от 18 до 23 лет граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной категорией граждан. Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которые возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда они были несовершеннолетними.
В то же время правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения иска суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст.194- 199, ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Зиновьевой Анастасии Ивановны к Управлению опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Пушкинскому муниципальному району, городским округам Ивантеевка и Красноармейск об установлении факта нереализованного права, восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязании ответчика включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа для обеспечения жилыми помещениями оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – 16.01.2018
Судья: