Именем Российской Федерации
город Октябрьский РБ 10 мая 2023 года
Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующей судьи Большаковой С.Ю., с участием старшего помощника прокурора Хафизовой А.К., при секретаре Александровой К.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №03RS0014-01-2022-004629-41 (№2-325/2023) по исковому заявлению прокурора г.Октябрьский в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации <адрес> незаконным, обязании произвести определенные действия,
у с т а н о в и л:
Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском (с учетом уточнения) к Администрации ГО <адрес> о признании бездействия администрации <адрес> незаконным, обязании ее произвести определенные действия. Просит признать бездействие администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан, выразившееся в не принятии мер по исполнению законодательства об автомобильных дорогах и о безопасности дорожного движения, незаконным. Обязать администрацию городского округа <адрес> Республики Башкортостан произвести работы по переводу грунтовых дорог в гравийные по следующим адресам:
- улицы в жилой застройке микрорайона 40 «А»: <адрес> (нечетная сторона), <адрес> проспекта), общей протяженностью 2730,54 м;
- улицы в жилой застройке микрорайона 40 «Б»: <адрес> (четная сторона), <адрес>, общей протяженностью 1945 м;
- улицы в жилой застройке микрорайона 40: <адрес>, ул. №, протяженностью 222 м, 959 м соответственно;
- произвести асфальтирование дорог по улицам: Садовое Кольцо (в районе домов 287-309), Р. Хусаинова, А.Орлова, В. Королькова;
- разработать проектно-сметную документацию по строительству участка дорог от <адрес>, произвести строительство дороги от <адрес>;
- произвести строительство тротуара по <адрес>, Р. Хусаинова;
- разработать проектно-сметную документацию по строительству ливневой канализации во дворе жилых домов №№, 4 по <адрес>.
Обязать администрацию городского округа <адрес> Республики Башкортостан признать участок дороги от земельного участка с кадастровым номером 02:57:020604:104 до <адрес> протяженностью 1133 м. бесхозяйным, принять на баланс муниципального образования.
Установить, что администрация городского округа <адрес> Республики Башкортостан должна исполнить решение суда по иску прокурора города в течение 2 лет со дня вступления его в законную силу.
В обоснование иска указывает, что Прокуратурой города в связи с многочисленными обращениями жителей города проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, безопасности дорожного движения. При проведении проверок установлено, что администрацией города, ответственной за обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, не приняты достаточные меры по соблюдению требований законодательства и нормативно-правовых актов в сфере безопасности дорожного движения, об обеспечении безопасности жизни и здоровья людей, в том числе охраны здоровья.
Старший помощник прокурора Хафизова А.К. в судебном заседании поддержала исковые требования.
Представитель ответчика по доверенности Файзуллин М.З. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, суду пояснил, что бездействия администрации не было, все мероприятия, обязательные к исполнению, на которые указывает истец ву иске, давно уже сделаны.
Представители третьих лиц Управления земельно-имущественных отношений и жилищной политики администрации ГО <адрес>, Министерства земельных и имущественных отношений РБ, Министерства финансов РБ, Правительства РБ, ОМВД России по <адрес>, АО «Жилуправление», МБУ Управление капитального строительства ГО <адрес> РБ, Территориальное управление Росимущества в РБ в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Выслушав старшего помощника прокурора <адрес>, представителя администрации ГО <адрес>, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской федерации. Его задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий»
К полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аврийно-опасных дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения (часть 4 статьи 1О пожарной безопасности» 21.12.1994г. N 69-ФЗ определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местн Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196 -ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог (часть 1 ст. 21 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (части 1 и 2 ст. 12 Федерального закона №196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.
Части 1 и 8 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливают, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской федерации, относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Пункты 6 и 12 статьи 3 Федерального закона №257-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ определяют дорожную деятельность как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог, содержание дороги как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Обращаясь в суд с исковым заявлением Прокуратура <адрес> приводит следующие доводы.
В ходе проверки обращений жителей микрорайона 40 «А» Радченко Ю.Н., Аникиной Д.Р., Рамазановой А.А. по вопросу строительства дороги установлено, что в названном микрорайоне администрацией города в 2013 году льготным категориям граждан, в том числе многодетным семьям и семьям с детьми - инвалидами выделено 90 земельных участков для индивидуального жилищного строительства. В 2018 году разработана проектная документация объекта «Застройка жилого микрорайона 40 «А» <адрес> «Улицы в жилой застройке микрорайона 40 «А» <адрес> РБ (автомобильные дороги)».
Аналогичная ситуация наблюдается в микрорайонах 40 и 40 «Б».
При этом в нарушение требований закона, несмотря на возведение жилых домов и их заселение, деятельность по поиску источников финансирования для строительства автомобильной дороги, тротуаров к ним не организована, что повлекло за собой отсутствие надлежащего транспортного сообщения.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Принимая во внимание, что установленная действующим законодательством обязанность муниципалитетом не исполнена, указанное обстоятельство влечет нарушение интересов граждан и создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц. Поэтому суд полагает указанный довод истца обоснованным и заслуживающим внимания.
Проверка доводов коллективного обращения жителей <адрес> показала, что ремонт дороги по <адрес> включен в комплексную программу по благоустройству города на 2012-2015 гг., часть <адрес> в районе домов 287-309 включены в программу комплексного благоустройства на 2013-2015 гг., при этом реализация данных программ до настоящего времени не осуществлена.
При обследовании <адрес> выявлено ненадлежащее содержание дорожного полотна. Жителями данной улицы в адрес администрации направлялись обращения о включении в план мероприятий по строительству дороги названной улицы, разработке проектной сметной документации на ее строительство либо произведении мероприятий по отсыпке, профилированию дорог от улиц Девонская до Железнодорожная.
Статьей 3 Закона № 257-ФЗ определено, что составной частью дорожной деятельности является содержание автомобильных работ - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункты 6 и 12).
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Закона № 257-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 12, абз. 11 п. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа в числе иных отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Истец указывает, что в ходе проведенной проверки улично-дорожной сети выявлено отсутствие тротуара по <адрес> указанной улице периодически проезжают грузовые автомобили, а по обочине передвигаются несовершеннолетние. Таким образом, безопасность дорожного движения на данном участке дороги не обеспечена в достаточной степени, а дорога не полностью соответствует установленным требованиям.
Согласно п. 1.2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О правилах дорожного движения» дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Тротуар - это элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р утвержден перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, в число которых входят: ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». Раздел 4 (далее - ГОСТ Р 52766-2007), ГОСТ 33176-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Технические требования» (далее - ГОСТ 33176-2014), СП 42.13330.2016 «СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Раздел 11 (далее - СП 42.13330.2016), ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (за исключением пункта 5.1.1, далее - ГОСТ Р 50597-2017).
ГОСТ Р 52398-2005 «Национальный стандарт Российской Федерации. Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования», утвержденный Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, а также постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» предусматривают, что автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам разделяют на I, II, III, IV и V категории.
В соответствии с пунктами 4.5.1.1 - 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I-III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием. В населенных пунктах тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
Таким образом, из указанных положений ГОСТ Р 52766-2007 следует, что устраивать тротуары необходимо на автомобильных дорогах всех категорий, расположенных в пределах населенных пунктов.
Суд полагает необходимым отметить, что требования стандарта являются обязательными и в первую очередь направлены на приоритет безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, в связи с чем доводы искового заявления считает заслуживающим внимания.
В ходе выезда истца во дворы многоквартирных домов №№, 4, 9 по <адрес> выявлено отсутствие ливневой канализации, что при осадках приведет к скоплению большого объема воды и как следствие деформации дорожного полотна.
В судебном заседании установлено, что ливневые канализации во дворах указанных домов до сих пор отсутствуют и не сооружены.
В процессе судебного разбирательства также установлено, что участок дороги по названной улице от микрорайона № вдоль садов протяженностью 1130 м. не является дорогой общего пользования местного значения и не входит в состав дорог городского округа. Ранее данный участок дороги являлся ведомственным и служил подъездной дорогой к резервуарам. При застройке микрорайона № резервуары демонтированы, земельные участки переданы под индивидуальную жилую застройку. В связи с чем, названный участок дороги является безхозным и его содержание в зимнее и летнее время муниципалитетом не осуществляется.
Согласно п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В п. 1 ст. 225 ГК РФ указано, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п. 3 ст. 225 ГК РФ).
Исходя из содержания ст. 225 ГК РФ бесхозяйность недвижимого имущества предполагает отсутствие или неизвестность его собственника, а также условием рассмотрения заявления о признании имущества бесхозяйным является отсутствие спора о праве. Именно эти факты входят в предмет доказывания по данной категории дел и подлежат установлению в судебном заседании.
Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № установлен единый для Российской Федерации Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в соответствии с п.3 которого на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
По смыслу изложенных правовых норм принятие на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного, а также последующее признание за органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в судебном порядке на основании ст. 225 ГК РФ возможно только в случае отсутствия правопритязаний иных лиц на такое имущество.
Ввиду необходимости правового урегулирования указанного вопроса, в соответствии с перечисленными выше правовыми нормами, суд считает необходимым обязать администрацию ГО <адрес> РБ признать участок дороги от земельного участка с кадастровым номером 02:57:020604:104 до <адрес> протяженностью 1133 м. безхозяйным, принять на баланс муниципального образования.
Судом установлено, что истцом в адрес главы администрации ГО <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ внесены представления,
Однако доказательств устранения указанных нарушений с учетом внесенных представлений суду не представлено.
Оценивая изложенные выше обстоятельства в совокупности, в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать бездействие администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан, выразившееся в не принятии мер по исполнению законодательства об автомобильных дорогах и о безопасности дорожного движения, незаконным.
Обязать администрацию городского округа <адрес> Республики Башкортостан произвести работы по переводу грунтовых дорог в гравийные по следующим адресам:
- улицы в жилой застройке микрорайона 40 «А»: <адрес> (нечетная сторона), <адрес> (от <адрес> проспекта), общей протяженностью 2730,54 м;
- улицы в жилой застройке микрорайона 40 «Б»: <адрес> (четная сторона), <адрес>, общей протяженностью 1945 м;
- улицы в жилой застройке микрорайона 40: <адрес>, ул. №, протяженностью 222 м, 959 м соответственно;
- произвести асфальтирование дорог по улицам: Садовое Кольцо (в районе домов 287-309), Р. Хусаинова, А.Орлова, В. Королькова;
- разработать проектно-сметную документацию по строительству участка дорог от <адрес>, произвести строительство дороги от <адрес>;
- произвести строительство тротуара по <адрес>, Р. Хусаинова;
- разработать проектно-сметную документацию по строительству ливневой канализации во дворе жилых домов №№, 4 по <адрес>.
Обязать администрацию городского округа <адрес> Республики Башкортостан признать участок дороги от земельного участка с кадастровым номером 02:57:020604:104 до <адрес> протяженностью 1133 м. бесхозяйным, принять на баланс муниципального образования.
Установить, что администрация городского округа <адрес> Республики Башкортостан должна исполнить решение суда по иску прокурора города в течение 2 лет со дня вступления его в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Октябрьский городской суд Республики Башкортостан.
Судья С.Ю. Большакова