Дело № 2-5714/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Абакан 13 июля 2015 года
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Наумовой Ж.Я.,
при секретаре Шустиковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Муниципального образования Ширинский район к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
с участием представителей истца Талановой Л.Г., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Уваровой Р.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Муниципального образования Ширинский район (далее – Администрация) обратилась в суд с исками к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия об освобождении от взыскания исполнительского сбора, мотивируя требования тем, что в соответствии с решениями <адрес> районного суда вынесенными в ДД.ММ.ГГГГ и вступившими в законную силу администрация муниципального образования Ширинский район обязана предоставить лицам из категории детей-сирот, а именно: ФИО7 и ФИО8, по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, соответствующее санитарным, техническим и иным требованиям. В рамках вышеуказанных решений суда судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП по РХ были вынесены постановления о возбуждении исполнительных производств, а также требования об исполнении решения суда. Для добровольного исполнения требований исполнительных документов предоставлен срок <данные изъяты> дней. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией были получены постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительного сбора от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>. каждый, в связи с неисполнением исполнительных документов в рамках вышеуказанных решений <адрес> районного суда, а именно: постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительного сбора в связи с неисполнением решения суда, вынесенного в отношении ФИО7 (и/п № №); постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительного сбора в связи с неисполнением решения суда, вынесенного в отношении ФИО8 (и/п № Между тем, Администрация, приняв исчерпывающие меры, не имела возможности исполнить свои обязательства в установленный для добровольного исполнения срок, виновных действий (бездействия) со стороны истца не имеется, что является основанием для освобождения истца от уплаты исполнительского сбора. Отсутствовало финансирование из бюджета Республики Хакасия. В частности, Администрация неоднократно обращалась к руководителям органов исполнительной власти Республики Хакасия с просьбой рассмотреть возможность увеличения размера субвенций из бюджета Республики Хакасия на реализацию государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей сирот, в том числе по предоставлению им жилых помещений, во исполнение судебных решений. Данная информация была доведена до сведения судебного пристава-исполнителя. Просили освободить Администрацию от взыскания исполнительского сбора в размере по <данные изъяты>, наложенных постановлениями судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительным производствам № № от ДД.ММ.ГГГГ, № № от ДД.ММ.ГГГГ, всего на сумму <данные изъяты>.
В судебном заседании представители Администрации Таланова Л.Г., Уварова Р.А., действующие на основании доверенностей, исковые требования поддержали по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснили, что Администрацией приняты все меры для исполнения судебных решений, неоднократно направлялись запросы Министру образования и науки Республики Хакасия о выделении дополнительных денежных средств на приобретение жилья. На данный момент Администрацией приобретено <данные изъяты> жилых помещений для передачи их детям-сиротам. Указали, что Администрацией исполняются решения суда в порядке очередности, на данный момент идет исполнение решений, вынесенных в ДД.ММ.ГГГГ, потом будут исполняться решения ДД.ММ.ГГГГ. Указали, что Администрация обращалась за предоставлением ей денежных средств на приобретение жилья детям-сиротам в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ но такие денежные средства ей не были предоставлены. Просили исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, хотя был надлежащим образом извещен о судебном заседании, о причинах неявки суду не сообщил.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее – Федеральный закон), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Исполнительский сбор согласно ч. 1 ст. 112 Федерального закона является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно ч. 2 ст. 112 названного Федерального закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В силу ч.ч 6, 7 ст. 112 названного Федерального закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как установлено в ходе судебного разбирательства на основании исполнительных листов № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ выданных <адрес> районным судом <адрес>, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия вынесены постановления о возбуждении исполнительных производств соответственно от ДД.ММ.ГГГГ № №, от ДД.ММ.ГГГГ № № об обязании Администрации предоставить ФИО7, ФИО8 жилые помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств бюджета Республики Хакасия на территории <адрес>. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительных документов, с момента получения должником копии постановления.
В связи с неисполнением в установленный для добровольного исполнения срок требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ вынесены постановления о взыскании с должника Администрации Ширинского района Республики Хакасия исполнительского сбора в размере <данные изъяты> по каждому из указанных исполнительных производств, а всего <данные изъяты>.
Администрация, не соглашаясь с вынесенными постановлениями, обратилась в суд с настоящим иском. Обосновывая заявленные требования, истец указывает, что, приняв исчерпывающие меры, не имел возможности исполнить свои обязательства в установленный для добровольного исполнения срок, виновных действий (бездействия) со стороны истца не имеется, что является основанием для освобождения истца от уплаты исполнительского сбора.
Дополнительные гарантии прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу ч.4 ст.2, ч.1 ст.3 Закона Республики Хакасия от 15.08.2005г. № 55-ЗРХ «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» основные гарантии по социальной поддержке детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включают однократное обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями в порядке, установленном законодательством Республики Хакасия.
Согласно ч.1 ст.3 указанного Закона финансирование расходов на обеспечение основных и дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, установленных ст.2 настоящего Закона, производятся за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия.
Администрация наделена в силу ч.1,2 ст.1 ст.2 Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей сирот, в том числе по предоставлению им жилых помещений за счет предоставляемых Администрации г. Абакана субвенций из бюджета Республики Хакасия.
Как следует из искового заявления, материалов дела, из следующих информационных писем:
- от ДД.ММ.ГГГГ № № на имя Министра образования и науки <адрес> ФИО5;
- от ДД.ММ.ГГГГ № на имя Министра образования и науки <адрес> ФИО5
- на имя Первого заместителя Министра финансов <адрес> ФИО6 Администрация обращалась с просьбой рассмотрения возможности увеличения размера субвенций из бюджета <адрес> на реализацию государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей сирот, в том числе по предоставлению им жилых помещений, во исполнение судебных решений, за счет предоставляемых Администрации Ширинского района субвенций из бюджета <адрес>. Администрацией в адрес Министра образования и науки <адрес> ФИО5, Первого заместителя Министра финансов <адрес> ФИО6 направлялись заявки на финансирование расходов по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, за счет субвенций бюджета <адрес>.
На обращения Администрации Ширинского района Министром образования и науки <адрес> ФИО5 дан ответ от №, согласно которому основной причиной неисполнения судебных решений о предоставлении жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является недостаточность денежных средств на эти цели.
Также ДД.ММ.ГГГГ дан ответ Министром образования и науки <адрес> ФИО5 о том, что Министерство финансов <адрес> проинформировано о количестве неисполненных судебных решений и потребности в финансовых средствах на их исполнение.
Из распределения субвенций бюджетам МО <адрес> на осуществление государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на обеспечение жилыми помещениями на плановый период № следует, что МО <адрес> выделено в ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>., в ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>.
Из выписки из бюджета следует, что МО <адрес> предоставлялось на ДД.ММ.ГГГГ на финансирование программы «Дети-сироты» <данные изъяты>.
Из протоколов рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе от ДД.ММ.ГГГГ, а также электронных заявок следует, что Администрация объявила аукционы в электронной форме на приобретение <данные изъяты> жилых помещений в собственность муниципального образования <адрес>.
Из представленных в материалы дела свидетельств о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ следует, что Муниципальное образование <адрес> приобрело в собственность <данные изъяты> квартиры для передачи их детям-сиротам.
Кроме того, из муниципальных контрактов № № от ДД.ММ.ГГГГ, № № от ДД.ММ.ГГГГ, № № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Администрацией приобретено <данные изъяты> квартиры для передачи их детям-сиротам.
Данная информация была доведена до судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> ФИО2 путем направления писем от ДД.ММ.ГГГГ с приложением копий указанных выше документов.
Кроме того, из письма от ДД.ММ.ГГГГ № на имя Министра образования и науки <адрес> ФИО5 следует, что Администрация предоставило список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, право которых на обеспечение жилыми помещениями должно быть реализовано в планируемом финансовом году.
Из указанного списка, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в очереди на получение жилья в планируемом финансовом году в МО <адрес> стоит <данные изъяты> ребенок-сирота, в том числе ФИО7 и ФИО8
При этом из списков предоставления жилых помещений по договорам социального найма за ДД.ММ.ГГГГ, предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения за ДД.ММ.ГГГГ следует, что Администрация Ширинского района должна предоставить <данные изъяты> помещений детям-сиротам.
Таким образом, из материалов дела следует, что истцом предпринимались меры для добровольного исполнения требований исполнительного документа о предоставлении жилых помещений ФИО7, ФИО8 Нарушение установленного срока для добровольного исполнения требований исполнительных документов вызвано объективными причинами – отсутствием финансирования из республиканского бюджета Республики Хакасия. Вины Администрации Ширинского района Республики Хакасия в неисполнении в добровольном порядке требований исполнительных документов не установлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Из постановления Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П, признавшего, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера следует, что п. 1 ст. 81 ФЗ "Об исполнительном производстве" должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференциации с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
Вместе с тем, согласно действующему законодательству, исполнение решений по предоставлению жилых помещений, производится за счет средств республиканского бюджета, поэтому невозможность разрешить вопрос о бюджетном финансировании в течение 5 дней очевидна.
Кроме того, материалами дела подтверждено, что Администрация предпринимала все необходимые меры для исполнения требований исполнительных документов, о чем свидетельствуют неоднократные обращения должника, в том числе о предоставлении финансирования на исполнение решений суда.
С учетом представленных доказательств, приведенных норм Закона и правовой позиции Конституционного Суда РФ, суд считает возможным освободить Администрацию от взыскания исполнительского сбора в размере по <данные изъяты>. в рамках исполнительных производств № №, № №, всего <данные изъяты>.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Администрации Муниципального образования Ширинский район к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить Администрацию Муниципального образования Ширинский район от взыскания исполнительского сбора в размере по <данные изъяты>, наложенного постановлениями судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № №, от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № № всего на сумму <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд.
Председательствующий Ж.Я. Наумова
Мотивированное решение изготовлено и подписано 20 июля 2015 года.
Судья Ж.Я. Наумова