дело №
УИД 25 MS0№-85
РЕШЕНИЕ
г. Дальнегорск 08 октября 2024 года
Судья Дальнегорского районного суда Приморского края Карпунин Р.С., с участием представителя ТСЖ "Строительное" Тарабарина И.Н., представителя администрации Дальнегорского городского округа Приморского края Вороненко А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя правления ТСЖ "Строительное" на постановление мирового судьи судебного участка № судебного района г.Дальнегорска Приморского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением от <дата> № по делу об административном правонарушении, вынесенным мировым судьей судебного участка № судебного района г.Дальнегорска Приморского края, ТСЖ "Строительное" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 10 000 рублей.
<дата> председатель правления ТСЖ "Строительное" подал жалобу на вышеуказанное постановление, в которой выразил свое несогласие с ним, в обоснование жалобы указал, что ТСЖ "Строительное" привлечено к административной ответственности за неисполнение в установленный срок до <дата> требования предписания от <дата> № отдела муниципального контроля администрации Дальнегорского городского округа, в частности ТСЖ "Строительное" не произвело уборку и не устранило складирование несанкционированного мусора, не относящегося к твердым коммунальным отходам, в виде елок и веток на территории, прилегающей к контейнерной площадке, расположенной по адресу: Приморский край, г. Дальнегорск, <адрес>. Полагает, что поскольку спорная контейнерная площадка расположена на неразграниченных землях, то не может прилегать к территории многоквартирного жилого <адрес> в г. Дальнегорске Приморского края, и не входит в состав общего имущества собственников близлежащих домов, кроме того, управление многоквартирным домом по адресу: Приморский край, г. Дальнегорск, <адрес> осуществляет на основании договора ООО «Сервис», поэтому требования к ТСЖ "Строительное" являются несостоятельными, что исключает административную ответственность юридического лица, на которое неправомерно возложена обязанность уборки территории, прилегающей к контейнерной площадке, в связи с чем, просил отменить постановление мирового судьи от <дата>, производство по делу об административном правонарушении в отношении ТСЖ "Строительное" прекратить.
В судебном заседании представитель ТСЖ "Строительное" Тарабарин И.Н. поддержал жалобу, по доводам, изложенным в ней. Дополнительно пояснил, что договор, заключенный между ТСЖ «Строительное» и ООО «Сервис» является действующим, не может объяснить по какой причинен на сайте ТСЖ «Строительное» отсутствует информация об управляющей организации ООО «Сервис», а на сайте ООО «Сервис» отсутствует информация об управлении многоквартирным домом № по <адрес> в г. Дальнегорске.
Представитель администрации Дальнегорского городского округа Вороненко А.С. в судебном заседании просила в удовлетворении жалобы отказать по доводам возражения, а обжалуемое постановление оставить без изменения. В обоснование своей позиции указала, что на сайте ТСЖ «Строительное» отсутствует информация об управляющей организации ООО «Сервис», а на сайте ООО «Сервис» отсутствует информация об управлении многоквартирным домом № по <адрес> в г.Дальнегорске, что ставит под сомнение факт управления ООО «Сервис», указанным домом.
В дополнение представила суду письменные возражения относительно позиции представителя привлекаемого лица, из содержания возражения следует, что на основании Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300, п.1 ст.8 Закона об отходах производства и потребления, и п.3 Правил обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относятся в том числе, создание и сооружение мест (площадок) накопления ТКО, за исключением случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления также обязаны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести их реестр, включающий в себя данные о нахождении мест накопления ТКО, об их технических характеристиках и данные об источниках образования ТКО.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 и ст. 161 ЖК РФ определено, что в случае если собственники помещений пользуются для складирования твердых коммунальных отходов площадкой созданной муниципалитетом, включенной в соответствующий реестр, либо место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов организовано для многоквартирного дома (нескольких многоквартирных домов) на земельном участке, находящемся в муниципальной или государственной неразграниченной собственности в виду невозможности его организации с соблюдением санитарно-эпидемиологических и иных требований территории, обязанность по содержанию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на управляющей организации или распределяется между управляющими организациями нескольких домов пропорционально общей площади помещений в многоквартирных домах, которыми они управляют. Полагает, что в данном случае контейнерная площадка, предназначенная для обслуживания конкретного многоквартирного дома фактически является общим имуществом собственников, проживающих в многоквартирном доме, поэтому обязанность по ее обслуживанию возлагается на управляющие организации.
Заслушав участников процесса, изучив дело об административном правонарушении, жалобу, возражения на нее, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ определено, что постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 настоящего Кодекса: вынесенное судьей - в вышестоящий суд.
Частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ предусмотрено, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Решая вопрос относительно своевременности подачи жалобы суд учитывает, что жалоба на постановление от <дата> подана <дата>, что свидетельствует о направлении жалобы без нарушения процессуального срока.
В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Из дела следует, что <дата> представителем отдела муниципального контроля администрации Дальнегорского городского округа Приморского края вынесено предписание № об устранении выявленных нарушений, в частности ТСЖ "Строительное" должно было в срок до <дата> провести уборку контейнерной площадки, находящейся в пользовании жителей многоквартирного <адрес> в г.Дальнегорске Приморского края, о чем сообщить в администрацию Дальнегорского городского округа.
<дата> представителем отдела муниципального контроля администрации Дальнегорского городского округа составлен протокол осмотра, указанное в предписании нарушение не устранено. В связи с чем, <дата> повторно выдано предписание об устранении допущенного нарушения с установлением срока исполнения до <дата>, однако повторно нарушение так же устранено не было.
Решая вопрос относительно законности выданного предписания, судом установлено, что предписание выдано уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления в пределах его полномочий.
В силу п.36 Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 Постановление Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 (ред. от 24.06.2024) "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" контейнерная площадка для накопления твердых коммунальных отходов может располагаться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Из содержания п. 26(1) Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (ред. от 29.05.2023) "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (вместе с "Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме") следует, что работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
В настоящем перечне понятие "уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов" используется в значении, предусмотренном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641".
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 18.03.2021, с изм. от 30.05.2023) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") "уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов" - действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз.
Хотя ТСЖ "Строительное" не передана указанная контейнерная площадка в пользование, данная организация, как и другие управляющие организации дома под управлением которых находятся в непосредственной близости от этой площадки обязаны нести бремя содержания прилегающей к ней территории в надлежащем состоянии.
Согласно п. 4 ст. 148 ЖК РФ в обязанности правления товарищества собственников жилья входит управление многоквартирным домом или заключение договоров на управление им.
В соответствии с ч. 1 ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами.
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
На основании п. 1 ч. 5 ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в случае, указанном в части 1 настоящей статьи, на срок не менее чем один год, но не более чем пять лет.
В силу ч.6 ст.162 ЖК РФ при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.
Из содержания агентского договора от <дата> №, заключенного между ТСЖ "Строительное" и ООО «Сервис», следует, что ТСЖ "Строительное" поручило, а ООО «Сервис» приняло на себя обязательства по сбору платы с собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений многоквартирных домов за содержание, обслуживание и текущий ремонт общего имущества МКД, а также обязанности оказания возмездных услуг, по содержанию, обслуживанию и текущему ремонту многоквартирных домов, в том числе <адрес> в г. Дальнегорске Приморского края, входящих в состав ТСЖ "Строительное" (жилищного фонда).
В соответствии с п. 2.4.8 указанного договора, ООО «Сервис» оказывает услуги по содержанию, обслуживанию и текущему ремонту жилищного фонда.
Согласно п. 2.5 договора ООО «Сервис» оказывает услуги, предусмотренные настоящим договором, способами и методами по своему усмотрению, исходя из принципов разумности, достаточной необходимости и распространения информации, с режимом деятельности ТСЖ "Строительное".
Согласно п. 6.1 договор заключен на срок с <дата> по <дата>, пунктом 6.3 определено, что при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении настоящего договора по окончании срока его действия настоящий договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены настоящим договором.
Сведениями из информационной системы жилищно-коммунального хозяйства от <дата>, подтверждается статус действующей лицензии, выданной ООО «Сервис» от <дата> № № на право обслуживания многоквартирных домов.
Из системного толкования обозначенных норм права и фактических обстоятельств суд приходит к выводу о том, что обязанность по уборке и очистке территории, прилегающей к контейнерной площадке, в данном случае относится к ведению ООО «Сервис», в адрес которого и подлежало выносить предписание об устранении выявленного нарушения.
Доводы представителя администрации Дальнегорского городского округа об отсутствии на сайтах ТСЖ «Строительное» и ООО «Сервис» сведений о том, что в силу договора, заключённого между ТСЖ "Строительное" и ООО «Сервис», обязанность по содержанию, обслуживанию и текущему ремонту многоквартирных домов, в том числе <адрес> в г. Дальнегорске Приморского края, возложена на ООО «Сервис», суд относится критически, поскольку данный факт не отменяет действие указанного договора.
В судебном заседании установлено, что ТСЖ «Строительное» делегировало ООО «Сервис» сбор оплаты платежей за коммунальные услуги, и возложило обязанность по оказанию коммунальных услуг на основании договора от <дата> №, поэтому изложенное свидетельствует о наличии достаточных правовых оснований для привлечения к административной ответственности за допущенные нарушения не ТСЖ «Строительное», а ООО «Сервис».
Утверждение мирового судьи о том, что ТСЖ «Строительное» не осуществило должный контроль за деятельностью ООО «Сервис», что и обосновывает его привлечение к административной ответственности является несостоятельным, так как противоречит фактическим обстоятельствам, в данном случае заключенному договору.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
В соответствии с абз.4 пункта 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 либо пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ.
В силу п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Положения данной нормы права в системной взаимосвязи с фактическими обстоятельствами, установленными судом, позволяют принять решение об отмене вынесенного постановления и прекращении производства в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.7 и 30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу председателя правления ТСЖ "Строительное" на постановление мирового судьи судебного участка № судебного района г. Дальнегорска Приморского края от <дата> № удовлетворить в полном объеме.
Постановление на постановление мирового судьи судебного участка № судебного района г. Дальнегорска Приморского края от <дата> № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12- 30.19 КоАП РФ.
Судья Р.С. Карпунин