Дело № 2а-809/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 января 2019 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Коноховой Ю.Б.,
при секретаре Садуха В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Краева А.С. к призывной комиссии муниципального образования Городской округ «Город Калининград», заинтересованное лицо Военный комиссариат по г. Калининграду о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии об отказе в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу,
У С Т А Н О В И Л:
Краев А.С. обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику, мотивируя свои требования тем что, < Дата > им было подано заявление в военный комиссариат о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, поскольку военная служба противоречит его убеждениям. < Дата > призывная комиссия приняла решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Приняв решение об отказе, Призывная комиссия нарушила его право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, гарантируемое мне ч. 1 ст. 28, ч. 3 ст. 59 Конституции РФ и ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», по следующим основаниям. Срок для подачи заявления им был пропущен, поскольку об альтернативной гражданской службе он узнал в конце обучения в университете. Однако призывная комиссия не восстановила ему пропущенный по уважительной причине срок. Кроме того, его необоснованно неоднократно направляли на прохождение медицинского освидетельствования до заседания призывной комиссии. Призывной комиссией также была нарушена процедура принятия решения, установленная Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе», так просьба о восстановлении сроков подачи заявления с объяснением причин их пропуска была комиссией проигнорирована, несмотря на его признание пропуска срока. Не были заслушаны лица, которые могли бы подтвердить его доводы о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям. В нарушение Федерального закона N 113-Ф3 ему задавались вопросы, касающиеся состояния здоровья. На основании изложенного, просит решение призывной комиссии от < Дата > об отказе в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу признать незаконным и отменить.
В судебном заседании истец поддержал заявленные исковые требования по указанным в иске основаниям.
Представитель призывной комиссии городского округа «Город Калининград» Степанов В.И., действующий на основании доверенности исковые требования не признал, представил суду письменные возражения на иск.
Представитель заинтересованного лица военного комиссариата по г. Калининграду в судебное заседание, будучи извещенным, не явился, в связи с чем суд рассматривает дело в его отсутствие.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с положениями, закрепленными в ст.59 Конституции РФ, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» регулирует отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
В соответствии со ст. 1 указанного федерального закона, альтернативной гражданской службой признается особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Правовой основой альтернативной гражданской службы являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, а также законодательство субъектов Российской Федерации, применяемое в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Гражданину предоставлено право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если: несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; он относится к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционную хозяйственную деятельность и занимается традиционными промыслами ( ст. 2 Федерального закона N 113-ФЗ).
Как установлено судом Краев А.С. обратился < Дата > с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, так как его убеждения противоречат несению военной службы. К заявлению приложил автобиографию и характеристику с места учебы.
В силу ст. 10 Федерального закона N 113-ФЗ, направление гражданина на альтернативную гражданскую службу включает: подачу им заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (далее также - заявление); рассмотрение заявления гражданина на заседании призывной комиссии и вынесение указанной комиссией заключения о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо решения об отказе в такой замене; явку гражданина на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу; явку гражданина в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной гражданской службы. Направление граждан на альтернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссариатом и осуществляет призывная комиссия в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и настоящим Федеральным законом. На мероприятия, связанные с направлением на альтернативную гражданскую службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
В соответствии со ст.12 Федерального закона N 113-ФЗ, заявление гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии. Призывная комиссия рассматривает доводы гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на основании: выступлений на заседании призывной комиссии гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; анализа документов, представленных гражданином; анализа дополнительных материалов, полученных призывной комиссией. По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене. Заключение (решение) призывной комиссии должно быть вынесено (принято) в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат, установленный пунктом 1 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Согласно выписке из протокола № от < Дата > Призывная комиссия городского округа «Город Калининград» рассмотрела это заявление и на основании п.4 ст. 12 от Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» от 25.07.2002 г. приняла решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой по следующим причинам: характеризующие гражданина документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям и вероисповеданию. Заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой подано < Дата >, то есть по истечении установленного законом срока. Причина пропуска срока – незнание законодательства – неуважительная.
< Дата > истцу были направлены выписка из протокола заседания призывной комиссии и решение об отказе в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу от < Дата >.
Кроме того, Краеву А.С. была вручена повестка о явке < Дата > в военный комиссариат.
Согласно положениям ст. 11 Федерального закона N 113-ФЗ, граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки: до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года; до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года. Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию. В заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданин указывает причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом. В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
Таким образом, законом установлен срок, в течение которого призывник в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, имеет право подать заявление о замене военной службы альтернативной гражданской службой.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года № 447-О установлено, что право на замену военной службы альтернативной гражданской службой является непосредственно действующим, федеральный законодатель не вправе ограничивать процедурными нормами, принятыми в целях рационализации деятельности государственных органов, свободу совести и вероисповедания и связанное с ней право на альтернативную гражданскую службу.
Следовательно, статья 11 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» - с учетом правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 ноября 1999 года № 16-П, - не может рассматриваться как устанавливающая такие сроки обращения гражданина с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, которые не могли бы быть восстановлены при их пропуске по уважительным причинам.
Из доводов истца следует, что срок подачи заявления им был пропущен по уважительной причине, в частности, в связи с незнанием законодательства.
Однако суд не может признать данную причину пропуска срока подачи заявления уважительной. Об иных обстоятельствах, препятствующих подаче заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, Краев А.С. в ходе рассмотрения дела не сообщил.
В этой связи суд приходит к выводу о том, что срок на подачу заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой пропущен Краевым А.С. без уважительных причин и правовые основания для восстановления такого срока отсутствуют.
Исчерпывающий перечень оснований к отказу в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой содержится в п.4 ст.12 Федерального закона от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе». Среди прочих оснований, основаниями отказа в удовлетворении заявлений являются: нарушение срока и (или) порядка подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые ст.11 настоящего Федерального закона и Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы; характеризующие гражданина документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
При таком положении, с учетом приведенных выше норм материального права и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что призывная комиссия городского округа «Город Калининград» правомерно отказала Краеву А.С. в замене военной службы альтернативной гражданской службой на основании пропуска им срока на подачу соответствующего заявления.
Что же касается доводов истца о наличии у него убеждений, препятствующих несению военной службы по призыву, то они не могут быть признаны состоятельными, по следующим основаниям.
Из доводов представителя ответчика следует, что из представленных Краевым А.С. призывной комиссии документов (характеристика и автобиография), характеризующих заявителя, не усматривалось, что заявитель в действительности имеет антивоенные убеждения, которые не позволяют несению военной службы, изучению военного дела. В беседе с членами призывной комиссии истец не мог обосновать свои убеждения о невозможности прохождения военной службы. В личном деле призывника отсутствовали документы, подтверждающие его приверженность к пацифизму, о недопущении к военной службе и отрицание обучению военному делу.
Суд соглашается с доводами представителя ответчика, поскольку они являются обоснованными и подтверждающимися материалами дела. Представленные истцом характеристика ФГАОУ ВО «БФУ им. Канта» от < Дата >, из которой следует, что он обучался в институте гуманитарных наук по направлению «История» (бакалавриат») и автобиография не содержат в себе убедительных и бесспорных доводов, подтверждающих то обстоятельство, что несение военной службы противоречит убеждениям Краева А.С.
Доводы истца о том, что призывная комиссия незаконно требовала пройти медицинское обследование, необоснованны, поскольку без результатов медицинского обследования комиссия не имеет права направлять гражданина, как на военную службу, так и на альтернативную гражданскую службу. Краев А.С. проигнорировал данное требование, уклонившись от прохождения медицинского освидетельствования, что не отрицалось им в судебном заседании. Довод истца о том, что призывной комиссий было проигнорировано его ходатайство о восстановлении срока на подачу заявления, также несостоятелен, поскольку призывной комиссией было рассмотрено его заявление и отказано в связи с пропуском срока без уважительной причины, что подтверждается вышеуказанной выпиской № из протокола от < Дата >. Довод истца на то обстоятельство, что призывной комиссией было отказано в заслушивание свидетеля, голословен и ничем не подтвержден. Таким образом, все доводы истца являются необоснованными.
С учетом изложенного, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и установив изложенные выше обстоятельства, на основании вышеуказанных норм материального права, принимая во внимание, что срок на подачу заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой Краевым А.С. пропущен без уважительных причин, при этом доказательств, однозначно и бесспорно свидетельствующих о наличии у него убеждений, которые препятствуют прохождению им военной службы по призыву, не представлено, суд приходит к выводу о том, что решение Призывной комиссии городского округа «Город Калининград от < Дата > является законным и обоснованным, а заявленные истцом требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Краева А.С. к Призывной комиссии муниципального образования Городской округ «Город Калининград» о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии об отказе в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца, начиная со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 11 февраля 2019 года.
Судья