Решение по делу № 33-6176/2020 от 10.07.2020

Судья: Шпирнов А.В. Дело №33-6176/2020 (2-1472/2019)

Докладчик: Фатьянова И.П.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И

г. Кемерово 20 августа 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Емельянова А.Ф.

судей Фатьяновой И.П., Ворожцовой Л.К.

при секретаре Гилевой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Фатьяновой И.П. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Белово Кемеровской области (межрайонное) – Квак Е.В.

на решение Беловского городского суда Кемеровской области от 01 октября 2019 года

по иску Черновой СВ к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Белово Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии,

УСТАНОВИЛА:

Чернова С.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Белово Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии.

Требования мотивированы тем, что 21.07.2017 Чернова С.В. обратилась в УПФР в г.Белово Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением УПФР в г.Белово Кемеровской области (межрайонное) от 19.10.2017 отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку документально подтвержденный специальный стаж по Списку № 2 по нормам действующего законодательства отсутствует.

08.02.2019 повторно обратилась в УПФР в г.Белово Кемеровской области (межрайонное) с заявлением по тому же основанию, предоставив справку, уточняющую особый характер работы и условий труда. Решением УПФР в г.Белово Кемеровской области (межрайонное) от 20.02.2019 ей отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемого специального стажа в количестве 10 лет. В указанном решении УПФР в г.Белово Кемеровской области (межрайонное) от 20.02.2019 также указано, что документально подтвержденный специальный стаж по Списку № 2 по нормам действующего законодательства у Черновой С.В. отсутствует. Отказываемых периодов 32 года 11 мес. 3 дня.

С указанными решениями УПФР в г.Белово Кемеровской области (межрайонное) не согласна. Полагает, что отказ в назначении пенсии при наличии необходимого стажа является незаконным, нарушающим её конституционное право на пенсионное обеспечение в соответствии с действующим законодательством.

Просит суд признать решение УПФР в г.Белово Кемеровской области (межрайонное) от 19.10.2017 и решение УПФР в г.Белово Кемеровской области (межрайонное) от 20.02.2019 незаконными. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г.Белово Кемеровской области (межрайонное) включить период работы с 27.07.1984 по 01.02.1997 (12 лет 6 мес. 5 дней) в качестве электромонтера по ремонту электрооборудования Лениногорского полиметаллического комбината; с 02.02.1997 по 31.12.1997 (11 мес.) в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования <данные изъяты> с 01.01.1998 по 31.12.2006 (9 лет) в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования <данные изъяты> с 01.01.2007 по 30.09.2016 (9 лет 8 мес. 29 дней) и с 01.10.2016 по 30.06.2017 (8 мес. 29 дней) в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования <данные изъяты> в страховой стаж включить периоды с 01.01.1989 по 31.12.1991 (4 года) в качестве электромонтера по ремонту электрооборудования <данные изъяты> с 02.02.1997 по 31.12.2006 (9 лет) в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования <данные изъяты> в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права на досрочное назначение пенсии, то есть с момента подачи заявления от 21.07.2017. Взыскать с УПФР в г.Белово Кемеровской области (межрайонное) в пользу Черновой С.В. в счет возмещения судебных расходов - <данные изъяты>

В ходе судебного заседания истец Чернова С.В. и ее представитель Червова Н.В. исковые требования уточнили, просят включить в общий страховой (трудовой) стаж спорные периоды, которые не включил ответчик своим решением от 19.10.2017, а также просят дополнительно взыскать с УПФР в г.Белово Кемеровской области (межрайонное) в пользу Черновой С.В. судебные расходы в сумме <данные изъяты>. В остальной части исковые требования поддержали и подтвердили обстоятельства, на которых они основаны. Дали показания, аналогичные изложенному в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика УПФР в г.Белово Кемеровской области (межрайонное) Тимкина И.В. исковые требования не признала, считает обжалуемые истцом решения Управления Пенсионного фонда РФ в г.Белово Кемеровской области (межрайонное) законными и обоснованными, просит в удовлетворении исковых требований полностью отказать.

Решением Беловского городского суда Кемеровской области от 01 октября 2019 года постановлено: Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Белово Кемеровской области (Межрайонное) от 19.10.2017 года об отказе Черновой СВ в установлении досрочной страховой пенсии в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях",

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Белово Кемеровской области (Межрайонное) включить Черновой СВ в специальный стаж в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды ее работы с 27.07.1984 года по 01.02.1997 года в качестве электромонтера по ремонту электрооборудования <данные изъяты>, с 02.02.1997 года по 29.04.1997 года, с 01.05.1997 года по 30.12.1997 года в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования <данные изъяты>

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Белово Кемеровской области (Межрайонное) зачесть Черновой СВ, в страховой стаж периоды ее работы 30.04.1997 года, с 31.12.1997 года по 31.12.2006 года в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования <данные изъяты> и с 01.01.2007 года по 22.12.2011 года в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования <данные изъяты>

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Белово Кемеровской области (Межрайонное) назначить Черновой СВ, досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты обращения за ней, то есть с 21 июля 2017 года.

В удовлетворении остальной части исковых требований Черновой СВ отказать.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Белово Кемеровской области (Межрайонное) в пользу Черновой СВ в счет возмещения судебных расходов 8200 (восемь тысячи двести) рублей.

В апелляционной жалобе представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Белово Кемеровской области (межрайонное) – Квак Е.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что документально подтвержденный специальный стаж истца отсутствует, страховой стаж всего 11 лет 4 месяца 25 дней. В отношении периода работы с 27.07.1984 по 31.12.1997 отсутствует документальное подтверждение льготного характера работы. Период работы с 01.01.1998 не подлежит включению в связи с отменой в Республике Казахстан института досрочного назначения пенсии.     Сведения об уплате страховых взносов за истца после 01.01.2003 отсутствуют. Полагает, что заключение Департамента труда и занятости населения Кемеровской области не является надлежащим доказательством по делу.

Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Сторонами было заявлено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив в соответствии со ст. 327.1 ч. 1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в редакции, действовавшей на 21.07.2017).

Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.

На основании пп.2 п.1 ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на 21.07.2017) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого застрахованные лица приобретают право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 32 Федерального закона № 400-ФЗ, представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определенных производствах, профессиях, должностях и учреждениях, на отдельных видах работ.

В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов согласно законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ). Такие периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).

Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что 21.07.2017 Чернова С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии в соответствии с п.п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400 «О страховых пенсиях».

Решением ГУ УПФР в г. Белово Кемеровской области от 19 октября 2017 г. Черновой С.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Неоспариваемая продолжительность страхового стажа составляет 11 лет 4 месяца 25 дней (т.1 л.д.10-14).

Ответчик не засчитал истцу в специальный стаж по пп.2 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях», в частности, следующие периоды работы Черновой С.В.:

- с 27.07.1984 по 01.02.1997 (12 лет 6 мес. 5 дней) в качестве электромонтера по ремонту электрооборудования <данные изъяты>, т.к. архивная справка от 03.07.2017, выданная <данные изъяты> не подтверждает льготный характер работы;

- с 02.02.1997 по 31.12.1997 (11 мес.) в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования <данные изъяты> т.к. факт выдачи справки уточняющей особый характер работы № 50-02/03/03-37-9 от 14.11.2016, выданной <данные изъяты>

- с 01.01.1998 по 31.12.2006 (9 лет) в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования <данные изъяты> т.к. с 01.01.1998 в Республике Казахстан институт досрочных пенсий отменен.

Так же в страховой стаж не засчитаны следующие периоды работы:

- с 01.01.1989 по 31.12.1992 (4 года) в качестве электромонтера по ремонту электрооборудования <данные изъяты>, т.к. факт выдачи архивной справки от 03.07.2017, выданной Риддерским <данные изъяты> не подтвержден компетентными органами Республики Казахстан;

- с 02.02.1997 по 31.12.2006 (9 лет) в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования <данные изъяты> т.к. факт выдачи справки уточняющей особый характер работы от 14.11.2016, выданной <данные изъяты> не подтвержден компетентными органами Республики Казахстан и отсутствует информация об уплате страховых взносов за период после 01.01.2002 в Республике Казахстан;

- с 01.01.2007 по 22.12.2011 (4 года 11 мес. 22 дня) в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования <данные изъяты> т.к. стаж не подтвержден компетентными органами Республики Казахстан и отсутствует информация об уплате страховых взносов в Республике Казахстан.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости частичного удовлетворения иска и признал указанное решение ответчика незаконным, с возложением на ответчика обязанности включить истцу в специальный стаж в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды ее работы с 27.07.1984 по 01.02.1997 в качестве электромонтера по ремонту электрооборудования <данные изъяты>, с 02.02.1997 по 29.04.1997, с 01.05.1997 по 30.12.1997 в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования <данные изъяты> и зачесть в страховой стаж периоды ее работы 30.04.1997, с 31.12.1997 по 31.12.2006 в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования <данные изъяты> и с 01.01.2007 по 22.12.2011 в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования <данные изъяты> и назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты обращения за ней, то есть с 21 июля 2017 года.

Судебная коллегия согласна с данными выводами суда первой инстанции ввиду следующего:

В соответствии со ст.39 КЗоТ РСФСР (КЗоТ РФ), ст.66 ТК РФ, п.1.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР от 04.10.1991 № 190 и 11 раздела II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 (а также ранее действовавшим п.6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555) - трудовая книжка (установленного образца), является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.07.2002 года № 555 периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждается трудовой книжкой, другими документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными органами, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (профессионального) учета. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные или неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Аналогичная норма содержалась в п.1.1 Положения «О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР», утвержденного Приказом Министерства соцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 № 190, применяемого при установлении трудовых пенсий до 1 января 2002 года, основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи, либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости и т.д.

Одновременно п.23 «Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий», утв. Постановлением Госкомтруда СССР от 12.09.1990 г. № 369/16-52 предусмотрено, что в тех случаях, когда в трудовой книжке нет полных данных о факторах, определяющих право на пенсии на льготных условиях или за выслугу лет, установленные для отдельных категорий работников народного хозяйства (например, о занятости на горячих участках работ или на горячих работах, о работе с определенными веществами или вредными веществами определенных классов опасности, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о выполнении работ в определенном месте и др.), в подтверждение специального трудового стажа принимаются уточняющие справки предприятий или организаций. В справке должны быть указаны: периоды работы, засчитываемые в специальный стаж; профессия или должность; характер выполняемой работы; в какой раздел, подраздел, пункт, наименование списков или их номер включается этот период работы; первичные документы, на основании которых выдана данная справка.

В соответствии со ст.66 Трудового кодекса РФ п.11 раздела II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, трудовая книжка, установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Согласно п.6 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 года № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих», действовавшего в спорный период, записи о наименовании работы или профессии, на которую принят работник, производятся в трудовую книжку для рабочих в соответствии с наименованиями профессий, указанных в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих. В период 1986-1991г.г. при заполнении трудовой книжки работники кадровых служб предприятий обязаны были руководствоваться Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утв. Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 года № 162.

Согласно справок о заключении брака Чернова С.В. ранее имела иные фамилии – «Волженина», «Абакумова» (т.1 л.д.17-18,19-20).

Из трудовой книжки, заполненной на имя Черновой СВ (т.1 л.д.21-24) усматривается, что на основании приказа от 27.07.1984 она с 27.07.1984 была принята на обогатительную фабрику в гл.корпус № 3 электромонтером по ремонту электрооборудования по 3-му разряду. На основании приказа от 09.10.1986 Абакумова С.В. с 04.10.1986 переведена электромонтером по ремонту электрооборудования на хвостовое хозяйство по 3 разряду. На основании приказа от 05.03.1988 с 01.04.1988 в связи с переходом на новые условия оплаты труда установлен 2 разряд в том же цехе. На основании приказа от 12.03.1993 <данные изъяты> преобразован в <данные изъяты> На основании приказа от 16.11.1995 Черновой С.В. с 09.11.1995 присвоен 3-ий разряд электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования в том же цехе. На основании приказа от 01.02.1997 уволена переводом в <данные изъяты> На основании приказа от 01.02.1997 Чернова С.В. 02.02.1997 принята переводом на <данные изъяты> на хвостовое хозяйство электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования по 3-му разряду. На основании приказа от 05.02.1998 с 01.01.1998 <данные изъяты> преобразован в <данные изъяты>. С 10.07.2002 <данные изъяты>

Согласно личной карточки работника <данные изъяты> Черновой (Волжениной, Абакумовой) С.В. следует, что в спорные периоды с 27.07.1984 по 01.02.1997 она была занята в качестве электромонтёра, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, и ей предоставлялся отпуск за работу с вредными условиями труда (т.1 л.д.25-27).

Из архивной копии приказа (распоряжения) о приеме на работу от 27.07.1984 (т.1 л.д. 28) следует, что Абакумова С.В. принята на обогатительную фабрику <данные изъяты> эл.монтером в главный корпус № 3.

Копии приказов от 09.10.1986 о переводе эл.монтера гл.корпуса № 3 Абакумовой С.В. эл.монтером хвостового хозяйства, от 16.11.1995 о присвоении электромонтеру хвостового хозяйства Черновой С.В. 3 разряда электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудованию в том же цехе, представлены в материалах дела (т.1 л.д.30-31, 32-33).

Из технической справки от 14.11.2016, выданной <данные изъяты> (т.1 л.д.37), усматривается, что согласно штатному расписанию <данные изъяты>, в соответствии с ЕТКС, профессия «электромонтер» поименована как «электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования». «Электромонтер» и «электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования» выполняют одну и ту же работу. Характер и состав работ не изменился. «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования» занимается ремонтом и обслуживанием основного электрооборудования любого назначения всех видов и габаритов непосредственно в цехе полный рабочий день. Профессия «электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования» поименована в Списке № 2, производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, Раздел 2 Рудоподготовка, обогащение, окускование (агломерация, брикетирование, окомкование), обжиг руд и нерудных ископаемых. Основание: ЕТКС, выпуск, 1, рабочая инструкция, технология производства.

Особые условия труда Черновой С.В. по Списку № 2 подтверждают справки работодателя о продолжительности предоставленного ей очередного оплачиваемого отпуска. Из справки от 27.01.2017 <данные изъяты>, имеющей уточняющей характер работы Черновой С.В. с особо вредными и тяжелыми условиями труда, содержащей уточняющей характер с особо вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право для назначения пенсии на льготных условиях по Списку № 2, и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе (т.1 л.д.40-42) следует, что Чернова С.В. в период с 27.07.1984 по 01.02.1997 работала в качестве электромонтера по ремонту электрооборудования по третьему разряду на обогатительной фабрики <данные изъяты>. Выполняла работу, предусмотренную Подразделом 2030000а-19861 Раздела II Списка II, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 09.08.1991г.№ 591 как рабочие, электромонтер по обслуживанию электрооборудования, занятые на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

Из архивной копии приказа о регистрации ликвидации <данные изъяты> от 03.07.2017 (т.1 л.д.47) следует, что <данные изъяты> ликвидирован в 2006 году.

В архивной справке от 03.07.2017 (т.1 л.д.49) содержатся сведения о том, что согласно личной карточке ф. Т-2 (Абакумовой, Волжениной) Чернова С.В. рабочая обогатительной фабрики <данные изъяты> и <данные изъяты> работала: по приказу от 27.07.1984 - главный корпус № 3, электромонтер (так в документе) 3 разряда с 27.07.1984;

по приказу от 09.10.1986 - хвостовое хозяйство, эл.монтер (так в документе) 3 разряда с 04.10.1986; по приказу от 05.03.1988 - хвостовое хозяйство, эл.монтер (так в документе) 3 разряда с 01.04.1988; по приказу от 16.11.1995 - хвостовое хозяйство, электромонтер по рем. и обслужив.эл.оборудов. 3 разряда с 09.11.1995; по приказу от 01.02.1997 - уволена переводом с 01.02.1997.

Архивной справкой от 28.08.2017 (т.1 л.д.54) подтверждается, что заработная плата Черновой С.В. начислялась ежемесячно с января 1993 года по декабрь 1996 года. В архивной справке от 28.08.2017 (т.1 л.д. 55) также содержатся сведения о заработной плате (Абакумовой) Волжениной С.В. за период с июля 1984 года по декабрь 1988 года.

Справкой от 29.07.2016 № 02-01-28-4-11 о стаже работы Черновой С.В. за 1997-2006г.г. (т.1 л.д. 34) подтверждается, что Чернова С.В. с 01.02.1997 (приказ от 01.02.1997 ) по 31.12.2006 (приказ от 31.12.2006 ) была занята в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования на обогатительной фабрике, хвостовое хозяйство. Согласно приложения к справке от 29.07.2016 указаны сведения о переименованиях <данные изъяты>

Кроме того, справкой о заработной плате (т.1 л.д. 36) подтверждается, что Черновой С.В. в период её занятости на <данные изъяты> в период с февраля 1997 года по декабрь 2001 года ежемесячно выплачивалась заработная плата, при этом на все суммы сделаны отчисления пенсионному фонду.

Справкой, выданной работодателем <данные изъяты> от 14.11.2016, уточняющей особый характер работы истца и условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии, и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе (л.д.38-39) подтверждается, что Чернова СВ действительно работала на <данные изъяты> в период с 01.02.1997 (приказ от 01.02.1997) по 31.12.2006 (приказ от 31.12.2006), в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудованию с полным рабочим днем, во вредных (особо вредных) условиях труда, что составляет 9 лет 11 месяцев.

Согласно сведениям данной справки: электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования занимается ремонтом и обслуживанием основного электрооборудования непосредственно в цехе полный рабочий день, пользуется правом на назначение государственного специального пособия, что предусмотрено списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, Раздел 2 Рудоподготовка, обогащение, окускование (агломерация, брикетирование, окомкование), обжиг руд и нерудных ископаемых.

Основание: Архивная справка от 29.07.2016, приказы по личному составу 1997-2006г.г., ЕТКС, технологическая инструкция, расчетные листки, рабочая инструкция, карта аттестация по условиям и безопасности труда.

Из записей в трудовой книжке Черновой С.В. (т.1 л.д. 96-99), усматривается, что в период с 01.01.2007 по 05.10.2017 она была занята в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования обогатительной фабрики.

Справкой, уточняющей особый характер работы и условия труда и подтверждающей постоянную занятость на работах, предусмотренных Списками (л.д. 58) подтверждается, что Чернова С.В. работала постоянно полный рабочий день в цехе по ремонту оборудования <данные изъяты> в период с 01.01.2007 (приказ от 01.01.2007) по 30.09.2016 (приказ от 26.09.2016) 9 лет 8 месяцев 29 дней, и в цехе по ремонту оборудования <данные изъяты> в период с 01.10.2016 (приказ от 01.10.2016) по 30.06.2017 (приказ от 26.06.2017) 8 месяцев 29 дней, что составляет 10 лет 5 месяцев 29 дней в производстве обогащение руд. В качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования. Работа производилась полный рабочий день во вредных условиях труда.

В решени об отказе в установлении пенсии от 19.10.2017 (т.1 л.д.10-14) не оспаривается факт, что Чернова С.В. зарегистрирована в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования 12.12.2009.

Определением Беловского городского суда Кемеровской области от 03 июня 2019 года по настоящему делу была назначена судебная экспертиза условий труда, проведение которой поручено эксперту Государственной экспертизы условий труда Департамента труда и занятости Кемеровской области.

Из заключения Департамента труда и занятости населения Кемеровской области от 30.08.2019 следует, что из представленных на экспертизу и описанных в настоящем заключении документов следует, что характер работы и условия труда работы, выполняемой Черновой С.В. в периоды: - с 27.07.1984 по 01.02.1997 в качестве электромонтера по ремонту электрооборудования <данные изъяты>

- с 02.02.1997 по 29.04.1997, с 01.05.1997 по 31.12.1997 в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования <данные изъяты>

- с 01.01.1998 по 31.12.2006 в качестве электромонтера по ремонту <данные изъяты>

- с 01.01.2007 по 22.01.2012, с 25.02.2012 по 31.12.2012 в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования <данные изъяты> - соответствуют характеру работы и условиям труда для назначения досрочной страховой пенсии по старости по п.2 ч.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Вопреки доводам апелляционной жалобы заключение Департамента труда и занятости населения Кемеровской области от 30.08.2019 обоснованно признанно судом первой инстанции надлежащим доказательством по делу, поскольку содержит подробное описание исследованных материалов дела, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Оснований не доверять выводам указанной экспертизы не имеется, эксперт <данные изъяты> имеет необходимую квалификацию, предупреждена об уголовной ответственности и не заинтересована в исходе дела, доказательств, указывающих на недостоверность проведенной экспертизы, либо ставящих под сомнение ее выводы, не представлено.

Подпунктом «б» п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:

Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее - Список № 2 от 26.01.1991 № 10);

Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (далее -Список № 2 от 22.08.1956 № 1173).

Списком № 2 от 22.08.1956 № 1173 предусмотрены: «электрики дежурные и ремонтные», «бригадиры электриков».

Разъяснением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.04.1976 № 5/8 «О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах»)» предусмотрено, что по списку № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, пенсии следует назначать указанным в списке должностям.

Согласно п.1 ст.14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.

Согласно п.2 ст.14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с п.6 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 № 258н (далее - Порядок № 258н), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица заключение органов государственной экспертизы условий труда могут быть наряду с другими документами использованы в качестве подтверждения занятости на работах при наличии в нём данных о тех факторах (показателях), которые определяют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии с п.13 Порядка № 258н периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета.

В силу п.4 раздела II Порядка № 258н в тех случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Уточняющая справка является средством восполнения недостающих сведений о специальном стаже, дающем право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Для граждан, прибывших в Россию из стран СНГ в целях установления права на пенсию, в том числе пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любой из стран - участниц Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу данного Соглашения. При этом необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории данных государств и государств, входивших в состав СССР, или до 01.12.1991, принимаются на территории государств - участников СНГ без легализации (ст. ст. 6, 11 Соглашения от 13.03.1992).

Для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения участников Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г.

В соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 г. «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. №2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 г., то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 г., а после распада этих государств – до 13 марта 1992 г.

Согласно статье 10 Соглашения от 13 марта 1992 г. Государства -участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Законом Республики Казахстан от 20 июня 1997 г. № 136-1 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», вступившим в силу с 1 января 1998 г., определены новые правовые и социальные основы пенсионного обеспечения граждан в Республике Казахстан, в частности, в статьях 8 и 9 указаны категории граждан, имеющих право на получение пенсионных выплат до достижения общего пенсионного возраста (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, органов финансовой полиции, государственной противопожарной службы; граждане, проживающие в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска; женщины, родившие 5 и более детей).

При этом указано, что с 1 января 1998 г. в Республике Казахстан назначение льготных пенсий по Списку № 1 и № 2 отменено, а с 1 января 2000 г. введен Закон Республики Казахстан от 13 июля 1999 г. № 414-1 «О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжёлыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда», которым предусмотрено назначение специального государственного пособия в соответствии с перечнем профессий и должностей, поименованных в Списке №1,2 утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан 19 декабря 1999 г. № 1930.

Льготный стаж определяется в строгом соответствии со Списком № 1, 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 декабря 1999 г. № 1930 (далее Список № 1, 2). Если условия труда соответствуют условиям, указанным в Списке № 1, 2 имеют право на назначение пособия.

Согласно статьям 1, 6 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

В соответствии со статьей 5 настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников Соглашения.

В силу статьи 7 Соглашения при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Таким образом, из анализа указанных норм Соглашения следует, что граждане, переселившиеся по месту жительства на территорию Российской Федерации из государства-участника Соглашения, могут претендовать на назначение в Российской Федерации такого вида пенсии, который предусмотрен как на территории Российской Федерации, так и на территории государства-участника Соглашения, где выработан специальный стаж при схожих условиях назначения такого вида пенсии.

Вопреки правовой позиции апеллянта, право на досрочное пенсионное обеспечение лицам, осуществлявшим трудовую деятельность на работах с вредными и тяжелыми условиями труда законодательством Республики Казахстан с 1 января 1998 г. не предусмотрено, однако предусмотрена выплата соответствующего пособия за работу по Списку № 2.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством по делу является факт получения Черновой С.В. пособия за работу по Списку № 2 в Республике Казахстан, поскольку доводы ответчика в возражениях на иск и в апелляционной жалобе, в этой части фактически сводятся к тому, что, по мнению ответчика, истец злоупотребляет правом на пенсионное обеспечение.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Аналогичный порядок включения периодов работы в страховой стаж был предусмотрен Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с частью 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, наделен полномочиями по проверке обоснованности выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверности содержащихся в них сведений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила № 1015).

Согласно пункту 5 Правил № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Пунктом 6 Правил № 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт «а» пункта 6 Правил № 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт «б» пункта 6 Правил № 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов (подпункт «в» пункта 6 Правил № 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности -свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт «г» пункта 6 Правил № 1015).

Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее -Перечень).

Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (подпункт «а» пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт «б» пункта 6 Перечня).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).

Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа (пункт 52 Перечня).

Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства -участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

В Казахстане органом, в компетенцию которого входит подтверждение -~ периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является некоммерческое акционерное общество «Государственная корпорация «Правительство для граждан».

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 января 2016 г. № 39 Республиканское Государственное Казенное Предприятие «Государственный центр по выплате пенсий» реорганизовано путем слияния и преобразования в некоммерческое акционерное общество «Государственная корпорация «Правительство для граждан» со стопроцентным участием государства в его уставном капитале.

Юридически значимыми обстоятельствами по конкретному делу являются также сведения о подтверждении уполномоченными органами Республики Казахстан документов о стаже и заработке, документов, свидетельствующих об уплате за заявителя в указанный период страховых взносов на пенсионное обеспечение.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе введение правил исчисления и подтверждения стажа, к компетенции законодателя (статья 39 часть 2).

Закрепленное в части 1 статьи 11 Федерального закона правило о включении в страховой стаж застрахованных лиц периодов их работы при условии начисления и уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, с соблюдением которого связывается реализация права на получение страховой пенсии в надлежащем объеме и которому корреспондирует законодательно закрепленная обязанность страхователя своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, призвано обеспечивать нормальное функционирование финансового механизма обязательного пенсионного страхования и, в конечном счете, выплату застрахованным лицам страховых пенсий в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам их труда.

С целью гарантирования пенсионных прав граждан Российской Федерации, застрахованных в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», законодатель в части 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрел возможность включения периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись ими за пределами Российской Федерации, в страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии, независимо от факта уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Такое правовое регулирование направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, формирование пенсионных прав граждан, приобретение ими права на получение страховой пенсии.

В соответствии с пунктом 9 разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов. Причем к моменту этого перерасчета (не ранее 10 июля 2007 г.) размер страховой части трудовой пенсии должен составлять сумму, которую гражданин получал бы в случае уплаты страхователем страховых взносов полностью.

В соответствии с пунктом 5 Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. № 203-16).

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства-участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В соответствии с пунктом 4 Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» документы на территории Российской Федерации принимаются без легализации, однако данное разъяснение не означает, что пенсионной орган не может делать запросы в компетентный орган для проверки документов для пенсионного обеспечения.

В соответствии с пунктом 4 «Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из материалов дела прямо следует, что ответом Центрального филиала Некоммерческого акционерного общества Республики Казахстан «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения от 02.11.2018 прямо подтвержден факт перечисления обязательных пенсионных взносов на истца Чернову С.В. (т.1 л.д.59). Кроме того, предоставленная Центральным филиалом Некоммерческого акционерного общества Республики Казахстан «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения распечатка оборотов по транзитным счетам (т.1 л.д.61–70) подтверждает, что обязательные пенсионные взносов на истца Чернову С.В. производились 04.03.1998года по 03.11.2017года. Какие-либо основания сомневаться в том, что в спорные периоды за истца Чернову С.В. обязательные пенсионные взносы не перечислялись, либо перечислялись не в полном размере, отсутствуют.

Также материалами дела подтверждено, что в спорные периоды работа производилась истцом на условиях полного рабочего дня и во вредных условиях труда.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что оснований сомневаться в достоверности представленных истцом доказательств, а также сомневаться в выводах, изложенных в заключении Департамента труда и занятости населения Кемеровской области от 30.08.2019, отсутствуют. В заседании судебной коллегии от истца были представлены суду подлинные документы Центрального филиала Некоммерческого акционерного общества Республики Казахстан «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения от 02.11.2018, а также документы, справки, составленные работодателем истца.

Ссылка представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Белово Кемеровской области (межрайонное) на отсутствие у них ответа Центрального филиала Некоммерческого акционерного общества Республики Казахстан «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения от 02.11.2018 , подтверждающего факт перечисления обязательных пенсионных взносов на истца Чернову С.В., противоречива и не является бесспорным основанием для отмены решения суда.

В связи с указанным, доводы апелляционной жалобы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и прямо противоречат представленным по делу доказательствам.

Согласно ч. 1 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, конкретизирующей ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В развитие указанных принципов ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел (ч. 2 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Выводы суда следуют из анализа всей совокупности представленных сторонами и исследованных судом доказательств, которые суд оценил в соответствии с правилами ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при этом мотивы, по которым суд пришел к данным выводам, подробно изложены в обжалуемом решении. Судебная коллегия не усматривает оснований к переоценке доказательств по делу и соглашается с выводами суда первой инстанции.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенных выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения.

Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Беловского городского суда Кемеровской области от 01 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Белово Кемеровской области (межрайонное) – Квак Е.В. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-6176/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Чернова Светлана Викторовна
Ответчики
УПФ РФ в г.Белово (межрайонное)
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Фатьянова Ирина Павловна
Дело на странице суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
14.07.2020Передача дела судье
04.08.2020Судебное заседание
20.08.2020Судебное заседание
24.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.08.2020Передано в экспедицию
20.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее