Решение по делу № 2-2674/2020 от 30.06.2020

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

01 декабря 2020 года Дело

УИД 92RS0-28

Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Матюшевой Е.П.,

     при помощнике ФИО4

    с участием представителя истца ФИО7,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту капитального строительства г. Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Департаменту архитектуры и градостроительства г. Севастополя, Департаменту городского хозяйства города Севастополя, Государственному унитарному предприятию г. Севастополя Управляющая компания «Стрелецкая бухта» о сохранении квартиры в перепланированном и реконструированном виде, признании права собственности, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя,

    установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту капитального строительства г. Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Департаменту архитектуры и градостроительства г. Севастополя, Департаменту городского хозяйства города Севастополя, Государственному унитарному предприятию г. Севастополя Управляющая компания «Стрелецкая бухта» о сохранении квартиры в перепланированном и реконструированном виде, признании права собственности, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя.

Исковые требования мотивированы тем, что истец является нанимателем указанного жилого помещения на основании ордера, выданного ДД.ММ.ГГГГ КЭЧ <адрес> Одесского военного округа Министерства обороны СССР. В 1980 году в целях улучшения жилищных условий выстроена пристройка, которая при инвентаризации жилого дома была внесена в инвентарное дело, но не узаконена. Подавая документы на приватизацию квартиры в 2012 году, Фондом коммунального имущества Севастопольского городского Совета было подготовлено распоряжение органа приватизации на имя истца, но из-за отсутствия разрешительной документации на пристройку – право на приватизацию реализовано не было.

В феврале 2019 года ФИО1 обратилась в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о предоставлении услуги по заключению договора социального найма, которое было оставлено без удовлетворения в связи с отсутствием разрешительной документации на перепланировку квартиры.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, ФИО1 просила признать право собственности на реконструированный объект недвижимости – <адрес>, расположенную в городе Севастополе по <адрес>.

Ответчики и третье лицо о слушании дела извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей не обеспечили, в связи с чем суд, на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в их осутствие.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истца – ФИО7, действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме, просила суд признать право собственности ФИО1 на перепланированный и реконструированный объект недвижимости – квартиру расположенную по адресу город Севастополь, <адрес>.

Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

ФИО1 постоянно проживает и зарегистрирована по месту жительства в <адрес>, расположенной по адресу город Севастополь, <адрес>, что подтверждается представленной выпиской из домовой книги на основании ордера, выданного ДД.ММ.ГГГГ КЭЧ <адрес> Одесского военного округа Министерства обороны СССР.

Как следует из представленного в материалы дела технического паспорта ГУП города Севастополя «Бюро технической инвентаризации», составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ спорная квартира состоит из следующих помещений: коридор площадью 3,2 кв.м., кухня площадью 7,1 кв.м., жилая комната площадью 14,4 кв.м., жилая комната площадью 10,6 кв.м., кладовая, площадью 8,2 кв.м, помещение 10,4 кв.м., кладовая, площадью 1,8 кв.м, жилая площадь квартиры составила 25,0 кв.м., общая площадь с учетом пристроек 55,7 кв.м.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя -РДИ от ДД.ММ.ГГГГ квартира включена в Реестр собственности города Севастополя, что подтверждено выпиской из реестра собственности города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ..

Согласно представленному в материалы дела ответа ГУП города Севастополя «Управляющая компания «Стрелецкая бухта» от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ А-10/1 обращений, жалоб, заявлений в отношении пристройки к <адрес> от жильцов МКД по адресу <адрес> - не поступало.

В соответствии с ведомостью зарегистрированных собственников/нанимателей по адресу <адрес>, предоставленной ГУП города Севастополя «Управляющая компания «Стрелецкая бухта» от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ А-10-, дом является 16-ти квартирным.

В соответствии с ч.1 ст. 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

В соответствии ч.2 ст.25 ЖК РФ перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Из смысла приведенных норм материального закона следует, что переустройство и перепланировка помещения не могут выходить за его пределы, т.е. общей его площади.

В соответствии с положениями статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ, изложенной в абзаце 3 п. 26 постановления от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры.

В соответствии с пунктом 28 постановления, положения статьи 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.

Согласно пункту 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В силу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Согласно ч. 3 ст. 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

Согласно части 2 статьи 40 ЖК РФ если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Исходя из положений вышеприведенных правовых норм, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным условием для проведения реконструкции помещения в многоквартирном доме, влекущей присоединение к реконструированному помещению части общего имущества многоквартирного дома, и, как следствие, увеличение доли собственника реконструированного помещения в общем имуществе многоквартирного дома.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ за № ОДН/19-82 Департамент капитального строительства города Севастополя отказал истцу в предоставлении государственной услуги по заключению договора социального найма на основании подпункта 16 пункта 19 Административного регламента предоставления государственной услуги «Заключение договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя» от ДД.ММ.ГГГГ -а/2016, ссылаясь на наличие незаконной перепланировки, реконструкции.

Истцом в качестве подтверждения наличия согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме представлен реестр собственников жилых помещений в указанном жилом доме, протокол от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Севастополь, <адрес> приложением листа согласования с подписями жителей 16-ти квартир, согласно которому собственниками квартир в данном доме было единогласно принято решение о разрешении перепланировки и реконструкции квартиры истца с предоставлением земельного участка под пристройкой в пределах границ многоквартирного жилого дома.

Согласно выводам строительно-технической экспертизы ООО "Центр независимых судебных экспертиз и исследований ЮФО" от ДД.ММ.ГГГГ проведенные строительные работы по возведению пристройки соответствуют требованиям существующих строительных сводов и правил.

Экспертом установлено отсутствие нарушений целостности фундамента жилого дома вследствие возведения пристройки. Повреждений и деформаций в конструкциях многоквартирного жилого дома не обнаружено. Отсутствуют нарушения требований выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и(или) внутриквартирного газового оборудования, вследствие чего угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в данном доме пристройка не создает.

Экспертом установлено, что вышеуказанное помещение возможно сохранить в перепланированном состоянии.

Суд признает техническое заключение эксперта допустимым и достоверным доказательством, экспертиза проведена специалистом, имеющим соответствующую квалификацию, образование, достаточный стаж экспертной деятельности.

С учетом указанного, суд не усматривает оснований ставить под сомнение достоверность выводов эксперта.

Часть земельного участка, на которой находится пристройка, не используется собственниками квартир жилого дома, не является имуществом города, не выходит за пределы придомовой территории, согласно представленной топографической сьемке земельного участка, проведенного ИП ФИО5 и согласованного Фондом инженерных изысканий города Севастополя ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный -ТГР.

В соответствии с частью 2 статьи 25 ЖК РФ перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

Из смысла приведенной нормы материального права следует, что перепланировка помещения не может выходить за его пределы, т.е. общей его площади.

В соответствии с частью 1 статьи 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо предоставляет в орган, осуществляющий согласование, документы, предусмотренные частью 2 статьи 26 ЖК РФ.

В связи с тем, что перепланировка помещения произведена истцом при отсутствии согласования с ответчиком без разрешительных документов, то в силу положений части 1 статьи 29 ЖК РФ эти действия признаются самовольными.

Доказательств тому, что проведенные истцом работы нарушают права и законные интересы других лиц, материалы дела не содержат и ответчиком не представлены.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что квартира может быть сохранена в перепланированном, переустроенном и реконструированном состоянии, поскольку данное жилое помещение, после проведения указанных работ, соответствует требованиям действующего законодательства, не нарушает прав и законных интересов третьих лиц, не угрожает их жизни и здоровью, истцом получено согласие всех собственников многоквартирного дома на выполнение реконструкции и использование части земельного участка. Доказательств тому, что проведенные истцом работы нарушают права и законные интересы других лиц, материалы дела не содержат и представителем ответчика не представлены.

Доводы возражений ответчика о том, что объект возведен в отсутствие разрешения на строительство, отклоняются судом, поскольку само по себе отсутствие разрешения на строительство, при условии отсутствия доказательств иных существенных нарушений, в силу ст.222 ГК РФ, не может служить единственным основанием для сноса самовольной постройки, либо препятствием к признанию права собственности на таковую.

Решением Севастопольского городского Совета от 17 мая 2014 года № 7156 «О статусе города-героя Севастополя» поддержано принятие Верховной Радой Автономной Республики Крым решения о провозглашении Крыма независимым суверенным государством - Республики Крым, в которой город-герой Севастополь имеет особый статус. Все учреждения, предприятия и иные организации, учрежденные Украиной или с её участием на территории г. Севастополя, признаны учреждениями, предприятиями и иными организациями, учрежденными городом Севастополем. Государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, признана собственностью города Севастполя.

Согласно ст.ст. 1. 2 Договора от 18.03.2014, заключенного между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (далее - Договор), ст. ст. 1, 2 Федерального Конституционного Закона от 21.03.2014 «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - республики Крым и города Федерального значения Севастополь» (далее - Конституционный Закон) - г. Севастополь принят с 18.03.2014 в состав Российской Федерации в качестве города Федерального значения.

В силу ст. 9 Договора, ст. 23 Федерального конституционного закона, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия 18.03.2014 в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующего нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя. Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, противоречащие Конституции Российской Федерации, не применяются.

На территории города федерального значения Севастополя, согласно ст. 12 Конституционного Закона, действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.

Согласно ч.3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия (ч. 2 ст. 60 ЖК РФ).

В силу ч.1 ст. 63, ч.7 ст. 100 ЖК РФ договор социального найма, договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме.

В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, а также правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище определены Законом РФ от 04.07.1991 N 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

В силу статьи 1 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

Передача жилых помещений в собственность граждан, согласно ст. 6 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно части первой статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть первая статьи 56 настоящего Кодекса).

В соответствии с частью 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем в т.ч. признания права.

Таким образом, суд при рассмотрении дела установил, что истец в силу положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» имеет право на приобретение в собственность в порядке приватизации квартиры, расположенной по адресу: город Севастополь, <адрес>, с учетом ее проживания в ней на условиях договора социального найма, а так же ранее не участия в приватизации жилья, в связи с чем исковые требования о признании права собственности на него обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с п.5 ч.2 ст.14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ вступившее в законную силу решение суда является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на вышеуказанную квартиру за истцом.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Сохранить <адрес>, расположенную в городе Севастополе, <адрес>, площадью 55,3 кв.м. в перепланированном и реконструированном виде.

Признать за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, право собственности на <адрес>, расположенную в городе Севастополе, <адрес> порядке приватизации.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд г. Севастополя.

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:

Судья                                                     Е.П.Матюшева

2-2674/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Адодина Нина Викторовна
Ответчики
Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя
Департамент городского хозяйства г. Севастополя
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
ГУПС УК "Стрелецкая бухта"
Департамент капитального строительства г. Севастополя
Другие
Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя
Позднякова Марина Николаевна
Суд
Гагаринский районный суд Севастополя
Судья
Матюшева Екатерина Петровна
Дело на странице суда
gagarinskiy.sev.sudrf.ru
30.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.06.2020Передача материалов судье
02.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.07.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.08.2020Предварительное судебное заседание
15.09.2020Судебное заседание
01.10.2020Судебное заседание
17.11.2020Судебное заседание
01.12.2020Судебное заседание
08.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее