УИД 19RS0001-02-2022-001834-32 Дело № 2-1813/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Абакан 05 апреля 2022 года
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе
председательствующего Наумовой Ж.Я.,
при секретаре Томиловой Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия к Петрошенко Е.Г. о предоставлении доступа в нежилое помещение для осуществления мероприятий по государственному жилищному надзору,
с участием представителя истца Муталаповой А.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
ответчика Петрошенко Е.Г.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (далее - Минстрой Хакасии) обратилось в Абаканский городской суд с исковым заявлением к Петрошенко Е.Г. обеспечить специалистам Минстроя Хакасия доступ в нежилое помещение <адрес> присутствии собственника помещения для осуществления мероприятий по государственному жилищному надзору - для осмотра помещения на предмет соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных федеральными и муниципальными правовыми актами, а также переустройство, перепланировки жилого помещения, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ в надзорный орган поступило обращение от уполномоченного по правам человека в РХ ФИО4 по вопросу правомерности перепланировки нежилого помещения <адрес>, поскольку жильцы вышеуказанного дома опасаются, что новым собственником (или арендодателем) будет снесена несущая стена дома (видны и слышны ремонтные работы). В соответствии с Выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № собственником нежилого помещения № расположенного в многоквартирном доме <адрес> является Петрошенко Е.Г. Представителем Минстроя Хакасии неоднократно осуществлялись попытки провести обследование нежилого помещения <адрес>, но в связи с отсутствием доступа такая возможность не представилась. В адрес собственника направлялись заказные письма с распоряжением о выездной проверке и уведомлениями о предоставлении доступа в жилое помещение для проведения мероприятия по государственному жилищному надзору. Представитель Минстроя Хакасия в указанное в уведомлениях время не смог осуществить контрольное мероприятие в связи с отсутствием доступа в нежилое помещение. Таким образом, до настоящего времени Минстрой Хакасии не имеет возможности осуществить мероприятие по государственному жилищному надзору по причине отсутствия доступа в нежилое помещение. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении ходатайства ответчика о передаче дела в Арбитражный суд Республики Хакасия отказано.
В судебном заседании представитель Минстроя Хакасии Муталапова А.В., действующая на основании доверенности, на исковых требованиях настаивала, дополнительно суду пояснила, что нежилое помещение, принадлежащее ответчику, расположено в многоквартирном жилом доме, неразрывно связано с другими помещениями и инженерными системами в этом доме, ненадлежащее содержание его собственником может привести к нарушению прав других лиц. Без присутствия собственника или уполномоченного им лица, проведение контрольных мероприятий не возможно.
Ответчик Петрошенко Е.Г. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что не препятствует в доступе в спорное жилое помещение <адрес>, поскольку по указанному адресу расположен магазин, вход в который осуществляется свободно, проверка может быть проведена в любое время, участие собственника в рамках государственного жилищного надзора не требуется. Также указал, что в спорный период болел новой коронавирусной инфекцией.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Аналогичные нормы закона содержатся в ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Согласно ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом РФ. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Учитывая, что в данном случае нежилое помещение находится в многоквартирном жилом доме, и законом для таких помещений особый порядок регулирования не предусмотрен, суд приходит к выводу о том, что в силу ст. 6 ГК РФ, ст. 7 ЖК РФ возможно применение аналогии закона.
В соответствии с п. 19 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 № 25, в качестве пользователя жилым помещением собственник обязан обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения.
Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ и п. 2 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила содержания общего имущества), в состав общего имущества включается механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Пункт 2 Правил содержания общего имущества закрепляет, что в состав общего имущества включается крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции многоквартирного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящиеся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения и т.п.
В соответствии со ст. 25, ст. 26 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме. Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Согласно ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Согласно ч. 1 ст. 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в системе, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
ДД.ММ.ГГГГ в Министерство поступило обращение от уполномоченного по правам человека в Республике Хакасия ФИО4 по вопросу правомерности перепланировки жилого помещения <адрес>, поскольку жильцы указанного дома опасаются, что новым собственником (или арендатором) будет снесена несущая стена дома (видны и слышны ремонтные работы).
Как установлено судом, собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, является Петрошенко Е.Г., что подтверждается выпиской из ЕГРПН от ДД.ММ.ГГГГ.
Из письма Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации города Абакана от ДД.ММ.ГГГГ исх. № следует, что согласно архивным данным, постановлением Главы г. Абакана от ДД.ММ.ГГГГ квартира №, расположенная в жилом доме <адрес>, переведена в нежилое помещение с перепланировкой и переустройством под парикмахерскую. Актом приемки в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ нежилое помещение № (парикмахерская) принято в эксплуатацию. Решением о согласовании перепланировки нежилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ была согласована перепланировка нежилого помещения <адрес>, включающая работы по демонтажу гипсобетонной перегородки.
В подтверждение указанных обстоятельств в материалы дела представлены в копиях заявление о переводе жилой квартиры под парикмахерскую от ДД.ММ.ГГГГ, заключение о технической возможности реконструкции квартиры по адресу: <адрес>, с целью размещения парикмахерской, составленное ГУП РХ «Абаканкоммунпроект» от ДД.ММ.ГГГГ, акт обследования № от ДД.ММ.ГГГГ, технический план реконструкции квартиры по <адрес> под парикмахерскую, составленный МУ «Архоград», постановление мэра г. Абакана от ДД.ММ.ГГГГ № «О выдаче разрешения на перевод жилого помещения в нежилое и предоставлении в аренду земельного участка», акт приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта от ДД.ММ.ГГГГ, проектная документация.
В целях проведения проверки соответствия обязательным требованиям жилищного законодательства и иных нормативно-правовых актов, проверки фактов, изложенных в обращении, издано распоряжение о проведении внеплановой (выездной) проверки от ДД.ММ.ГГГГ №
В адрес ответчика Петрошенко Е.Г. истцом направлялись уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о проведении мероприятий по государственному надзору и необходимости явиться ДД.ММ.ГГГГ в 10-00 час., ДД.ММ.ГГГГ в 10-00 час. для предоставления доступа в нежилое помещение по адресу: <адрес> Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ было получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовыми уведомлениями.
Согласно актам проверки от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ Петрошенко Е.Г. доступ в нежилое помещение для проверки должностным лицам Министерства не обеспечил.
В соответствии со ст. 20 ЖК РФ, п.п. 2.1.3.1.1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №, в полномочия Министерства входит осуществление регионального государственного жилищного надзора (контроль) за соблюдением гражданами обязательных требований, указанных в ч. 1 ст. 20 ЖК РФ
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 15.11.2013 № 626 «Об утверждении порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Республики Хакасия» установлено, что предметом проверок в области жилищного надзора является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами: обязательных требований: к жилым помещениям, их использованию и содержанию; к содержанию общего имущества в многоквартирном доме, к порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме (п.1.7 Порядка осуществления проверок).
Пунктом 1.10 указанного Порядка предусмотрено, что государственные жилищные инспекторы при осуществлении регионального государственного жилищного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований; беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) соответственно органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; с согласия собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования посещать такие помещения в многоквартирном доме и проводить их обследования.
На основании п. 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре» предметом проверок органов государственного жилищного надзора является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию; порядку переустройства и перепланировки жилых помещений.
Так, в силу вышеприведенных норм на органы государственного жилищного надзора, к которым относится Минстрой Хакасии, возложена обязанность по проведению проверок по соблюдению гражданами порядка осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.
В судебном заседании судом не установлено наличие каких-либо уважительных причин, на основании которых ответчик Петрошенко Е.Г. не обеспечил специалистам Минстроя Хакасии возможность произвести осмотр принадлежащего ему нежилого помещения.
Поскольку помещение, расположенное в многоквартирном жилом доме, неразрывно связано с другими помещениями и инженерными системами в этом доме, содержание собственником нежилого помещения в ненадлежащем состоянии либо использование его не по назначению может привести к нарушению прав других лиц. При наличии поступившего к истцу обращения уполномоченного по правам человека в РХ по вопросу перепланировки спорного нежилого помещения требование об обеспечении доступа в нежилое помещение для проведения обследования является обоснованным.
Также судом отклоняется довод ответчика о сложной эпидемиологической ситуации и принятых мерах по предотвращению распространения инфекции, поскольку на территории Российской Федерации в спорный период ограничительные меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) не вводились. Кроме того, ответчиком Петрошенко Е.Г. не представлено доказательств в подтверждение факта заболевания коронавирусной инфекцией COVID-19, либо доказательств наличия иных причин невозможности участия в проведении проверок по состоянию здоровья.
Судом отклоняется довод ответчика о возможности проведения проверки надзорным органом в отсутствие собственника в связи со следующим.
Согласно ч. 7 ст. 31 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» при проведении контрольных (надзорных) мероприятий и совершении контрольных (надзорных) действий, которые в соответствии с требованиями закона должны проводиться в присутствии контролируемого лица либо его представителя, присутствие контролируемого лица либо его представителя обязательно, за исключением проведения контрольных (надзорных) мероприятий, совершения контрольных (надзорных) действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом.
Вход в помещение, его осмотр и обследование на предмет осуществления перепланировки и ее соответствия установленным требованиям возможен только в присутствии собственника. Доводы о передаче спорного имущества в аренду правового значения не имеют, поскольку данным договором Арендатору не предоставлены правомочия по распоряжению представленным в аренду имуществом и по представлению собственника помещения перед контролирующими органами.
Учитывая изложенное, суд полагает, что имеются основания к возложению обязанности на ответчика предоставить доступ в нежилое помещение <адрес> специалистам Минстроя Хакасии в присутствии ответчика как собственника жилого помещения для осуществления государственного жилищного надзора - для осмотра помещения на предмет соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных федеральными и муниципальными правовыми актами, а также переустройство, перепланировки помещения.
Руководствуясь ст. 103 ГПК РФ, в соответствии с которой государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, суд считает возможным взыскать с ответчика Петрошенко Е.Г. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия к Петрошенко Е.Г. о предоставлении доступа в нежилое помещение для осуществления мероприятий по государственному жилищному надзору удовлетворить.
Обязать Петрошенко Е.Г., паспорт гражданина <данные изъяты>, обеспечить специалистам Минстроя Хакасии в присутствии собственника помещения доступ в нежилое помещение <адрес> для осуществления мероприятий по государственному жилищному надзору – для осмотра помещения на предмет соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных федеральными и муниципальными правовыми актами, а также переустройство и перепланировки помещения.
Взыскать с Петрошенко Е.Г. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд.
Председательствующий Ж.Я. Наумова
Мотивированное решение изготовлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ
Судья Ж.Я. Наумова