копия
56RS0032-01-2024-001974-36
№2-1501/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 октября 2024 года г. Соль-Илецк
Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Трибушной Н.В.,
при секретаре Арбузовой Н.С.,
представителя истца Будиковой Ю.В., действующей на основании доверенности от 04.07.2024 года,
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску Рахматуллина Ильдара Рафиковича к администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма,
установил:
Рахматуллин И.Р. обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что он относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрации Соль-Илецкого городского округа. Ему 21 год, мать ФИО4 лишена родительских прав на основании решения Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ. Отец ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти. Собственного жилья истец не имеет, постоянно проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес>. Истец живет в семье опекуна, отношения натянутые. До настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен. На его заявление о сроках предоставления жилья ответчиком дан ответ ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого Рахматуллин И.Р. значится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, у которых возникло право на получение жилого помещения порядковый №. Просил суд обязать администрацию МО Соль-Илецкого городского округа предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, не ниже установленных социальных норм; обязать Министерство социального развития Оренбургской области осуществить финансирование за счет средств областного бюджета исполнение администрацией Соль-Илецкого ГО государственными полномочиями по обеспечению Рахматуллина И.Р. благоустроенным жилым помещением.
В судебное заседание истец Рахматуллин И.Р., представитель ответчика администрации МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области, третьих лиц Министерства социального развития Оренбургской области, Правительства Оренбургской области, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения гражданского дела.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд вынес определение о рассмотрении гражданского дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения гражданского дела.
В судебном заседании представитель истца Будикова Ю.В. исковые требования в части обязания администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ предоставить Рахматуллину И.Р. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений в Соль-Илецком городском округе не ниже установленных социальных норм поддержала в полном объекте. Указала, что исполнение ответчиком обязательство необходимо производить за счет средств субъекта федерации.
Определением Соль-Илецкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по иску Рахматуллина И.Р. к Министерству социального развития Оренбургской области об обязании осуществить финансирование за счет средств областного бюджета исполнение администрацией Соль-Илецкого ГО государственными полномочиями по обеспечению Рахматуллина И.Р. благоустроенным жилым помещением прекращено, в связи с отказом истца от иска по данному требованию.
Представителем ответчика - администрацией МО Соль-Илецкий ГО предоставлен письменный отзыв на иск, согласно которого Рахматуллин И.Р. принят на учет и включен в Список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на ДД.ММ.ГГГГ под порядковым №, но в очереди есть дети сироты, включенные в данный список ранее, которые не реализовали свое право на приобретение жилья и стоят в очереди в связи с тем, что жилые помещения для предоставления данной категории граждан приобретаются администрацией городского округа в рамках субсидий, поступающих из областного бюджета, которых недостаточно для приобретения жилья всем детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей значащихся в списке.
Изучив и исследовав материалы гражданского дела, заслушав объяснение представителя истца, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
Порядок обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа регулируется Федеральным законом от 21 декабря 1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ).
Данный закон является базовым и определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории граждан.
В соответствии с частью 1 статьи 8 указанного закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицамиз числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Судом установлено, что Рахматуллин И.Р. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, его родителями являются: мать – ФИО4, отец - ФИО5, что подтверждено свидетельством о рождении № №.
Решением Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от <данные изъяты> лишена родительских прав в отношении Рахматуллина И.Р., ребенок передан на попечение органа опеки и попечительства администрации Соль-Илецкого района.
<данные изъяты> года.
Распоряжением первого заместителя главы администрации Соль-Илецкого района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ над малолетним Рахматуллиным И.Р. установлена опека, опекуном назначена ФИО7
На основании постановления администрации МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п Рахматуллин И.Р. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилищного фонда.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ порядковый номер очередности №.
При этом, истец обращался по вопросу предоставления жилого помещения, на что ДД.ММ.ГГГГ ему дан ответ, что предоставление жилья осуществляется в порядке очередности.
По информации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Оренбургской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о наличии Рахматуллина И.Р. отсутствуют.
Таким образом, судом установлено, что истец, оставшийся сиротой в несовершеннолетнем возрасте, закрепленного жилого помещения не имеет, состоит в Списке подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, жильем не обеспечен, следовательно, имеет право на обеспечение жилым помещением муниципального жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Довод об обеспечении жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке очередности, является несостоятельным и не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.
Судом установлено, что по настоящее время жилое помещение истцу не предоставлено, чем нарушены его жилищные права.
В силу части 1 статьи 4 Закона №15-ФЗ от 29 декабря 2012 изменения, касающиеся обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, вступают в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Однако частью 2 статьи 4 Закона №15-ФЗ установлено, что действие положений статьи 8 Закона № 159-ФЗ (в ред. Закона № 15-ФЗ) и ЖК РФ (в ред. Закона № 15-ФЗ) распространяется также на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона №15-ФЗ, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Закона №15-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (п.1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются таким лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, отсутствие у ребенка, достигшего возраста 18 лет, закрепленного жилого помещения, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом, ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом Оренбургской области от 18.03.2013 N 1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области" порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
При этом ни ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не иные законы РФ не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории.
Включение в списки на предоставление жилого помещения детям, оставшимся без попечения родителей, подтверждает право на получение жилья по льготным основаниям.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
На основании изложенного, ответчик не вправе, как на основания для отказа в удовлетворении исковых требований Рахматуллина И.Р. ссылаться на списки для получения жилого помещения в очередном порядке, так как согласно ч.5 ст.76 Конституции Российской Федерации законы и иные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить Федеральным законам РФ. Если нормативный акт противоречит Федеральному закону, то применяется Федеральный закон.
Принимая во внимание, что Рахматуллин И.Р., достигший возраста 18 лет, и оставшийся в несовершеннолетнем возрасте сиротой, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, жилья по договору социального найма или в собственности не имеет, свое право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма не реализовал, требования истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Рахматуллина Ильдара Рафиковича к администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Соль-Илецкий городской округ предоставить Рахматуллину Ильдару Рафиковичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений в Соль-Илецком городском округе не ниже установленных социальных норм, за счет средств субъекта федерации.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья подпись Трибушная Н.В.
Мотивированный текст решения суда изготовлен 07.10.2024 года.
Судья подпись Трибушная Н.В.