47RS0005-01-2020-002616-90
Дело №33-306/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 15 февраля 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего: Матвеевой Н.Л.,
судей: Заплоховой И.Е., Степановой Е.Г.,
при секретаре: Ивановой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Федерального государственного казенного учреждения «Управления лесного хозяйства и природопользования», Министерства обороны Российской Федерации на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 31 августа 2021 года по гражданскому делу № 2-1287/2021 по иску Военного прокурора Выборгского гарнизона к Федеральному государственному казенному учреждению "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации об обязании провести мероприятия по рекультивации земель и ликвидации свалок,
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Матвеевой Н.Л., объяснения представителя истца Военного прокурора Выборгского гарнизона, Герасимова И.В., просившего решение суда оставить без изменения, объяснения представителя ФГКУ «УЛХиП» Министерства обороны Российской Федерации - Лемпицкого П.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Министерства обороны Российской Федерации Тагизаде Р.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы
установила:
Военный прокурор Выборгского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации, с учетом уточнений исковых требований, обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с иском к ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации об обязании провести мероприятия по рекультивации земель и ликвидации свалок.
Истец просит суд обязать Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, осуществить комплекс мероприятий, направленных на рекультивацию земель и ликвидацию свалок ТБО на землях Министерства обороны Российской Федерации в Выборгском районе Ленинградской области, расположенных на территориях земельных участков по адресам:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
В обоснование заявленных требований истец указал, что Военной прокуратурой Выборгского гарнизона проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере санитарно-эпидемиологической безопасности, которой выявлены нарушения. Установлено, что на землях Министерства обороны Российской Федерации, расположенных в Выборгском районе Ленинградской области, неоднократно выявлялись случаи организации несанкционированных свалок, которые до настоящего времени не устранены.
В виду отсутствия признаков, указывающих на принадлежность сброшенных на почву отходов к какому-либо собственнику, на месте установить собственника отходов не представилось возможным.
По сообщению директора ЛОГКУ «Ленобллес» от 15 августа 2017 года № 03-2330/17 вышеуказанные места несанкционированного размещения отходов размещены на землях Министерства обороны Российской Федерации.
В связи с выявленными нарушениями закона военным прокурором Выборгского гарнизона за исх. № 578 от 13 февраля 2020 года в адрес начальника Морозовского лесничества - филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России внесено представление об их устранении, а также за исх. № 576 от 13 февраля 2020 года и исх. № 577 от 13 февраля 2020 года в порядке статьи 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» проинформированы директор ФГУП «Оборонпромэкология» Минобороны России и начальник ФГКУ «Северо-Западное территориальной управление имущественных отношений» Минобороны России.
Вместе с тем, до настоящего времени должностными лицами названных учреждений меры, направленные на рекультивацию земель и ликвидацию вышеперечисленных несанкционированных свалок ТБО не приняты.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 31 августа 2021 года исковые требования Военного прокурора Выборгского гарнизона к ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации об обязании провести мероприятия по рекультивации земель и ликвидации свалок удовлетворены частично.
Суд обязал Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, осуществить комплекс мероприятий, направленных на рекультивацию земель и ликвидацию свалок ТБО на землях Министерства обороны Российской Федерации в Выборгском районе Ленинградской области, расположенных на территориях земельных участков по адресам:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "УЛХиП" МО РФ просит отменить решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 31 августа 2021 года, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что Учреждение не является надлежащим ответчиком по настоящему делу ввиду следующего.
Свалки ТБО, расположенные в точках с географическими координатами <адрес> входят в границы кварталов №, № Боровского участкового лесничества Морозовского лесничества.
В соответствии с разделом II Устава Учреждения, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России 1 ноября 2019 года № 2276 (далее - Устав), Учреждение осуществляет свою деятельность в целях управления в области ведения лесного хозяйства (использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) в лесах, расположенных на землях, предоставленных для нужд Минобороны России в части планирования, организации, управления, анализа и контроля.
По Уставу Учреждения в целях реализации функций по управлению и контролю в лесах обороны вправе осуществлять патрулирование лесов обороны, производить осмотр территории лесных участков, также в случае обнаружения лесонарушений составить акт осмотра. Учреждение и его филиалы вправе обращаться в уполномоченные органы с сообщениями о выявленных случаях нарушения лесного законодательства для принятия соответствующих мер реагирования уполномоченными органами.
Согласно Уставу Учреждения проведение мероприятий но очистке лесов от загрязнений не отнесено к уставным видам деятельности Учреждения.
Кроме того, согласно пункту 2.2 Положения о Морозовском лесничестве основной задачей филиала является осуществление охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях обороны и закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (в установленных ему границах).
Положением о Морозовском лесничестве Минобороны России не предусмотрена деятельность по ликвидации свалок ТБО.
В своем решении от 31 августа 2021 года Выборгский городской суд Ленинградской области основывался на Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414 «Об утверждении правил санитарной безопасности в лесах», которое утратило силу.
При этом мероприятия по очистке лесных участков от загрязнения отходами производства и потребления действующими Правилами санитарной безопасности в лесах не отнесены к мерам санитарной безопасности в лесах.
Кроме того, Лесохозяйственным регламентом Морозовского лесничества мероприятия по очистке лесных участков от загрязнения отходами производства и потребления также не предусмотрены.
Лесохозяйственным регламентом Морозовского лесничества предусмотрена только рекультивация земель лесопользователями при использовании лесов для осуществления видов деятельности, определенных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Учреждение не является надлежащим ответчиком, что также подтверждается решением Выборгского городского суд Ленинградской области от 11 мая 2021 года по делу № 2-1599/2021, которым в удовлетворении исковых требований военного прокурора Выборгского гарнизона об обязании провести комплекс мероприятий, направленных на рекультивацию земель и ликвидацию свалок к Учреждению было отказано, данные обязанности решением суда от 11 мая 2021 года были возложены на Министерство обороны Российской Федерации.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации просит отменить решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 31 августа 2021 года, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что в своем решении суд ссылается на то обстоятельство, что по сообщению директора ЛОГКУ «Ленобллес» от 15 августа 2017 года №03-2330/17 места несанкционированного размещения отходов размещены на землях Министерства обороны Российской Федерации. При этом, согласно ответу ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации от 14 июля 2021 года за вх.№ 141/2-7901 следует, что земельные участки расположены в границах лесных насаждений, которые закреплены за ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России, которое наделено правом управления и контроля за использованием лесов и природных ресурсов на территории земель обороны. Земельный участок с кадастровым номером № площадью 4 663 800 кв.м с местоположением: <адрес> на основании приказа Департамента военного имущества Минобороны России от 24 мая 2016 года №791 закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России.
Таким образом, мероприятия по рекультивации земель и ликвидации свалок необходимо возложить на ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России, так как вышеуказанные земли закреплены на праве постоянного (бессрочного) пользования за ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России.
Суд необоснованно возложил обязанность по исполнению заявленных требований на ненадлежащего ответчика - Министерство обороны Российской Федерации, в то время как надлежащим ответчиком в данной части является ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации
Кроме того ответчик в апелляционной жалобе указывает на то, что военный прокурор, предъявляя настоящий иск, вторгается в экономические полномочия органа исполнительной власти.
В своем отзыве на апелляционные жалобы ФГУП «Оборонпромэкология» МО РФ считает вынесенное судом первой инстанции решение законным и обоснованным.
В отзыве на апелляционную жалобу, Департамент лесного хозяйства по Северо – Западному федеральному округу, указывает на то, что поскольку зафиксированные несанкционированные свалки расположены на территориях, находящихся в оперативном управлении ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации они подлежат ликвидации в рамках санитарно – оздоровительных мероприятий по очистке земельных участков, проводимых ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, указывает на то, решение суда является законным и обоснованным, просит апелляционные жалобы оставить без удовлетворения.
В судебное заседание представители ФГУП «Оборонпромэкология» МО РФ, Департамента лесного хозяйства по Северо – Западному федеральному округу, Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащем образом, в связи с чем, судебная коллегия рассмотрела жалобу в порядке ч. 2 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы настоящего гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, приходит к следующему.
Статьей 327.1 ГПК РФ предусмотрено что, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Материалами дела установлено, что в ходе обследования истцом земель, 15 мая 2018 обнаружены следующие места несанкционированного размещения отходов производства и потребления на почве, на необорудованной для этих целей грунтовой территории, не имеющей водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, предотвращающего возможность загрязнения почвы и подземных грунтовых вод загрязняющими веществами.
Свалки расположены на <адрес>, а именно:
В <адрес> на территории лесного массива обнаружено место несанкционированного размещения отходов производства и потребления на почве, на необорудованной для этих целей грунтовой территории, не имеющей водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, предотвращающего возможность загрязнения почвы и подземных грунтовых вод загрязняющими веществами. Координаты свалки: широта №
На обочине грунтовой лесной дороги около деревьев на лесной подложке размещены две пластиковые промышленные тары в металлическом каркасе емкостью 1000 л. каждая. На поверхности почвы имеются следы нефтепродуктов. На момент осмотра часть пластикового корпуса тары вырезана. Внешняя и внутренняя поверхности тары покрыты слоем вязкой смеси нефтепродуктов, на дне тары находится слой осевших отходов вязкой смеси нефтепродуктов (код отхода по ФККО 406 390 01 31 3). Общий объем нефтесодержащих отходов в таре составляет примерно 0,2 куб.м. (по визуальному наблюдению).
Собственника отходов, а также лицо, разместившее отходы, установить не представляется возможным ввиду отсутствия признаков, указывающих на принадлежность отходов к конкретному лицу.
Кроме этого, в ходе осмотра обнаружены иные многочисленные места несанкционированного размещения отходов.
В <адрес> вблизи отработанного песчаного карьера на территории лесного массива - координаты свалки: №
По визуальному наблюдению морфологический состав отходов: отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена загрязненные органическими веществами (код по ФККО 4 38 113 00 00 0), отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена загрязненные неорганическими веществами (код по ФККО 4 38 112 00 00 0), отходы прочих теплоизоляционных материалов на основе минерального волокна незагрязненные (код по ФККО 4 57 119 01 20 4), пакеты с отходами.
Площадь земельного участка, занятого отходами, составляет по визуальному наблюдению примерно 10 м. на 10 м. Отходы размещены хаотично, кучами. Объем размещенных отходов на почве составляет по визуальному наблюдению примерно 6 куб.м.
В виду отсутствия признаков, указывающих на принадлежность сброшенных на почву отходов к какому-либо собственнику, на месте установить собственника отходов не представилось возможным.
<адрес> вблизи отработанного песчаного карьера на территории лесного массива - координаты свалки: №
По визуальному наблюдению морфологический состав отходов: отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена загрязненные органическими веществами (код по ФККО 4 38 113 00 00 0), отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена загрязненные неорганическими веществами (код по ФККО 4 38 112 00 00 0), покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные (код по ФККО 9 21 130 01 50 4), покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные (код по ФККО 9 21 130 02 50 4), отходы из жилищ крупногабаритные (код по ФККО 7 31 110 02 21 5) и др.
Площадь земельного участка, занятого отходами, составляет по визуальному наблюдению примерно 10 м на 3 м. Отходы размещены хаотично, кучами. Объем размещенных отходов на почве составляет по визуальному наблюдению примерно 10 куб.м.
В виду отсутствия признаков, указывающих на принадлежность сброшенных на почву отходов к какому-либо собственнику, на месте установить собственника отходов не представилось возможным.
<адрес> вблизи отработанного песчаного карьера на территории лесного массива - координаты свалки: широта №
По визуальному наблюдению морфологический состав отходов: отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена загрязненные органическими веществами (код по ФККО 4 38 113 00 00 0), отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена загрязненные неорганическими веществами (код по ФККО 4 38 112 00 00 0), покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные (код по ФККО 9 21 130 01 50 4), покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные (код по ФККО 9 21 130 02 50 4) и др.
Площадь земельного участка, занятого отходами, составляет по визуальному наблюдению примерно 10 м на 3 м. Отходы размещены хаотично, кучами. Объем размещенных отходов на почве составляет по визуальному наблюдению примерно 6 куб.м.
В виду отсутствия признаков, указывающих на принадлежность сброшенных на почву отходов к какому-либо собственнику, на месте установить собственника отходов не представилось возможным.
<адрес> на территории отработанного песчаного карьера - координаты свалки: широта №
По визуальному наблюдению морфологический состав отходов: отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена загрязненные органическими веществами (код по ФККО 4 38 113 00 00 0), отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена загрязненные неорганическими веществами (код по ФККО 4 38 112 00 00 0), лом железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме, пакеты с отходами и др.
Площадь земельного участка, занятого отходами, составляет по визуальному наблюдению примерно 5 м. на 4 м. Отходы размещены хаотично, в 2 кучах. Общий объем размещенных отходов на почве составляет по визуальному наблюдению примерно 12 куб.м.
В виду отсутствия признаков, указывающих на принадлежность сброшенных на почву отходов к какому-либо собственнику, на месте установить собственника отходов не представилось возможным.
<адрес> вблизи отработанного песчаного карьера вдоль грунтовой песчаной дороги - координаты свалки: широта №
По визуальному наблюдению морфологический состав отходов: отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена загрязненные органическими веществами (код по ФККО 4 38 113 00 00 0), отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена загрязненные неорганическими веществами (код по ФККО 4 38 112 00 00 0), отходы из жилищ крупногабаритные (код по ФККО 7 31 110 02 21 5), пакеты с отходами и др.
Площадь земельного участка, занятого отходами, составляет по визуальному наблюдению примерно 8 м. на 8 м. Отходы размещены хаотично, разнос на прилегающие территории. Общий объем размещенных отходов на почве составляет по визуальному наблюдению примерно 5 куб.м.
В виду отсутствия признаков, указывающих на принадлежность сброшенных на почву отходов к какому-либо собственнику, на месте установить собственника отходов не представилось возможным.
<адрес> вблизи отработанного песчаного карьера на территории лесного массива вдоль грунтовой песчаной дороги - координаты свалки: широта №).
По визуальному наблюдению морфологический состав отходов: покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные (код по ФККО (9 21 130 01 50 4), покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные (код по ФККО 9 21 130 02 50 4), древесные отходы от сноса и разборки зданий пакеты с отходами (код по ФККО 8 12 101 01 72 4) и др.
Площадь земельного участка, занятого отходами, составляет по визуальному наблюдению примерно 10 м на 3 м. Отходы размещены хаотично, кучами. Общий объем размещенных отходов на почве составляет по визуальному наблюдению примерно 20 куб.м.
В виду отсутствия признаков, указывающих на принадлежность сброшенных на почву отходов к какому-либо собственнику, на месте установить собственника отходов не представилось возможным.
<адрес> вблизи отработанного песчаного карьера на территории лесного массива вдоль грунтовой песчаной дороги - координаты свалки: широта №
По визуальному наблюдению морфологический состав отходов: отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена загрязненные органическими веществами (код по ФККО 4 38 113 00 00 0), отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена загрязненные неорганическими веществами (код по ФККО 4 38 112 00 00 0), отходы из жилищ крупногабаритные (код по ФККО 7 31 110 02 21 5), отходы корчевания пней (код по ФККО 1 52 110 02 21 5), пакеты с отходами и др.
Площадь земельного участка, занятого отходами, составляет по визуальному наблюдению примерно 10 м на 10 м. Отходы размещены хаотично, кучами. Общий объем размещенных отходов на почве составляет по визуальному наблюдению примерно 10 куб.м.
В виду отсутствия признаков, указывающих на принадлежность сброшенных на почву отходов к какому-либо собственнику, на месте установить собственника отходов не представилось возможным.
<адрес> вблизи отработанного песчаного карьера на территории лесного массива - координаты свалки: широта №
По визуальному наблюдению морфологический состав отходов: отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена загрязненные органическими веществами (код по ФККО 4 38 113 00 00 0), отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена загрязненные неорганическими веществами (код по ФККО 4 38 112 00 00 0), отходы корчевания пней (код по ФККО 1 52 110 02 21 5), пакеты с отходами и др.
Площадь земельного участка, занятого отходами, составляет по визуальному наблюдению примерно 10 м на 10 м. Отходы размещены хаотично, кучами. Общий объем размещенных отходов на почве составляет по визуальному наблюдению примерно 5 куб.м.
В виду отсутствия признаков, указывающих на принадлежность сброшенных на почву отходов к какому-либо собственнику, на месте установить собственника отходов не представилось возможным.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению их в оборот.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (ст. 42 Земельного кодекса РФ).
Пункт 1 Постановления Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» устанавливает, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геологоразведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказами Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22 декабря 1995 г., рекультивации подлежат земли, нарушенные при ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы, а также нарушенных при консервации подземных объектов (шахтные выработки, хранилища и др.).
Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почв, утвержденные приказами Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22 декабря 1995 г., определяют общие для Российской Федерации требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, и являются обязательными для использования всеми юридическими, должностными и физическими лицами.
В соответствии с пунктом 6 данных Основных положений условия проведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации.
Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.
Статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11, частью 3 статьи 39 того же закона индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия.
Согласно статье 11 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций.
На основании части 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Из положений указанной статьи следует, что обязанность по содержанию собственности может быть возложена не только на собственника, но и на других лиц.
В соответствии с пунктом 4 статьи 214 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским кодексом РФ (статьи 294, 296).
В силу действия оснований статьи 71 Конституции РФ, статей 1, 10, 11, 13. 25 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», Положения Министерстве обороны Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ 16 августа 2004 г. № 1082) Вооруженные Силы РФ - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации, которые стоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей. Имущество Вооруженных Сил РФ, в том числе воинских частей относится к федеральной собственности, и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» разъяснено, что возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 Гражданского кодекса РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.
Принимая решение суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу, что несанкционированные свалки отходов образовались на земельном участке, находящимся в постоянном (бессрочном) пользовании ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации и собственности Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем ответственность по ликвидации несанкционированной свалки отходов следует возложить на данные учреждения.
Установленный в 9 месяцев срок для исполнения решения следует считать разумным и оснований для его увеличения не усматривается.
Суд апелляционной инстанции с вышеуказанными выводами суда первой инстанции и их обоснованием согласен.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда находит, что выводы суда отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Из материалов дела следует, что по сообщению директора ЛОГКУ «Ленобллес» от 15 августа 2017 года № 03-2330/17 вышеуказанные места несанкционированного размещения отходов размещены на землях Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 34 т.1).
Из материалов дела следует, что места несанкционированного размещения отходов размещены на территории кадастрового квартала №
В соответствии с приказом Директора Департамента имущественных отношений МОРФ от 24 мая 2016г. № 791 о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ «УЛХиП» МО РФ, прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации на земельный участок с КН №категория земель земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения пл. 4663800 кв.м с местоположением: <адрес>, указанный земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ «УЛХиП» Минобороны (л.д.161 т.1).
Согласно выписке из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости земельный участок с №, площадью 4663800 кв.м с местоположением: <адрес> зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России (рег. Запись № от ДД.ММ.ГГГГ) и право собственности Российской Федерации (рег. Запись № от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии со статьей 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч.1 ст. 269 ГК РФ, лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.
Исходя из положений ст. ст. 40 - 42 ЗК РФ правом на использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением наделены землепользователи, на которых, в свою очередь, возложена обязанность соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно п. 19 Устава ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность в целях управления и контроля в области ведения лесного хозяйства (использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) в лесах, расположенных на землях, предоставленных для нужд Министерства обороны Российской Федерации
В число видов деятельности ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, предусмотренных п. 21 Устава, входит, в том числе планирование, организация, управление, анализ и контроля мероприятий по охране, защите, воспроизводству, улучшению плодородного состава и качества лесов, повышению их продуктивности, а также организация и контроль за рекультивацией нарушенных земель Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 171-173 т.1).
В силу ч. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Таким образом, созданное в соответствии с приказом Минобороны России от 9 июня 2010г. №637 ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России имеет филиал в виде Морозовского лесничества Минобороны России на территории Ленинградской области и которое осуществляет свою деятельность в целях управления контроля в области ведения лесного хозяйства (использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) в лесах, расположенных на землях, предоставленных для нужд Минобороны России.
В соответствии с указанными правовыми актами и установленными по делу обстоятельствами судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что обязанность совершения действий, указанных в исковых требованиях, надлежит возложить на ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России и Министерство обороны Российской Федерации, которому данное казенное учреждение подведомственно.
При апелляционном рассмотрении дела установлено, что требования прокурора по настоящему делу разрешены судом в отношении ни всех заявленных в иске земельных участков, данное обстоятельство может являться основанием для вынесения по делу дополнительного решения.
Доводы апелляционных жалоб о том, что Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации являются ненадлежащими ответчиками по настоящему делу, не влекут отмену обжалуемого решения.
Суд первой инстанций обоснованно исходили из того, что земельные участки находятся в собственности Российской Федерации, закреплены на правах постоянного (бессрочного) пользования за ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России, собственник отходов не установлен, соответственно, обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, размещенных на поименованных земельных участках, обоснованно возложена на ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия собственника в отношении названного федерального имущества.
Действуя как собственники, с разумной степенью добросовестности, ответчиками должны были принять меры к недопущению образования несанкционированных свалок и их незамедлительной ликвидации.
Иных землепользователей, кроме Министерства обороны Российской Федерации и подконтрольных ему учреждений, земельные участки не имеют.
Следовательно, сохраняя полный контроль над земельными участками, именно ответчики должны обеспечивать своевременный вывоз мусора. Однако доказательств исполнения этой обязанности Министерством обороны Российской Федерации судам не представило.
Доводы ответчика ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации о том, что указанные в исковом заявлении свалки ТБО входят в границы Боровского участкового лесничества Морозовского лесничества Минобороны России – филиал ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России и располагаются на земельном участке с КН №, с местоположением <адрес>, Полянское сельское поселение Выборгского района, закрепленном на праве постоянного (бессрочного) пользования за ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (л.д 178 т.1) не принимаются судебной коллегией во внимание, поскольку согласно акту планового (рейдового) осмотра, обследования от 25 июня 2017 г. свалки расположены <адрес>, право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано за ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России.
Доводы жалобы, что Учреждение ограничено Уставом в своей правоспособности и целевое финансирование Учреждения в целях выполнения работ по рекультивации земель и ликвидации свалки ТБО за счет бюджета не предусмотрено, на законность принятого решения не влияет, поскольку не свидетельствуют об отсутствии обязанности проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения, которые не ограничиваются Уставом, недостаточное финансирование не освобождает от обязанности, предусмотренной действующим законодательством по охране окружающей среды.
Довод жалобы о том, что природоохранный прокурор является ненадлежащим истцом, основан на неправильном толковании норм процессуального права.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", предусматривается, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства; в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших (пункт 3 статьи 35, пункт 4 статьи 27).
Из названных положений следует, что права, предоставленные прокурору частью первой статьи 45 ГПК РФ, должны использоваться для защиты прав и свобод в том числе неопределенного круга лиц, а ситуации, требующие предъявления прокурором исков в суд, должны носить характер серьезных нарушений, иметь важное общественное значение и быть связанными с необходимостью защиты так называемого безгласного интереса.
Таким образом, учитывая, что выявленные нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду, имеют важное общественное значение, то прокурор обратился в суд с настоящим иском в рамках законодательно предоставленных ему полномочий.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд при вынесении решения ошибочно применил недействующие нормативные правовые акты не опровергает законность заявленных требований.
В целом, доводы жалоб выводы суда не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Обстоятельства, на которые ссылаются заявители апелляционных жалоб, были предметом рассмотрения в суде первой инстанций, получили надлежащую правовую оценку, при этом выводов суда не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 31 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Федерального государственного казенного учреждения «Управления лесного хозяйства и природопользования», Министерства обороны Российской Федерации– без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Председательствующий:
Судьи: