59RS0001-01-2022-002686-18
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
02 сентября 2022 года город Пермь
Дзержинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Калашниковой Е.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО4,
с участием представителя истца ФИО5, действующей на основании доверенности, представителя ответчика ОПФР по Пермскому краю ФИО6, действующей на основании доверенности,
рассмотрев гражданское дело по иску ФИО3 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, включении в специальный стаж периода работы, возложении обязанности,
установил:
ФИО3 обратилась в суд с иском, с учетом его уточнения, к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (далее – ОПФР по Пермскому краю) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии № от 15.03.2022; включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью ФИО3 периоды работы в должности воспитателя в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении № 80 с 18.08.1998 по 10.05.1999; возложении обязанности назначить ФИО3 досрочную трудовую пенсию по старости с 07.09.2021.
В обоснование заявленных требований указано, что 19.11.2021 ФИО3 обратилась в ОПФР по Пермскому краю с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». По результату рассмотрения ее обращения ответчиком принято решение об отказе в установлении пенсии № от 15.03.2022, в связи с невыполнением условия п. 3 ст. 10 ФЗ № 350-ФЗ на 19.11.2021, ввиду не достижения сроков, указанных в приложении 7 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Согласно обжалуемому решению в специальный стаж ответчиком включены периоды работы истца общей продолжительностью 25 лет 11 месяцев 01 день. В специальный стаж ФИО3 ответчиком не был включен период ее работы с 18.08.1998 по 10.05.1999 (00/08/23) в должности воспитателя, так как наименование учреждения «Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 80 не предусмотрено Списком № 781. Исключив указанный период работы ФИО3 из специального стажа, ответчик пришел к выводу о наличии у нее специального стажа на дату обращения с заявлением (на 19.11.2021) продолжительностью 25 лет 11 месяцев 01 день, 25 лет специального стажа у истца имелось на 16.11.2020. Следовательно, учитывая сроки назначения страховой пенсии, указанные в приложении № 7 к ФЗ «О страховых пенсиях», досрочная пенсия будет назначена истцу не ранее чем через 18 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, т.е. не ранее 16.12.2022, обратиться с заявлением о назначении досрочной пенсии истец сможет не ранее 16.05.2022. Истец не согласна с решением об отказе в назначении досрочной страховой пенсии в части исключения из специального стажа периода ее работы с 18.08.1998 по 10.05.1999 (00/08/23) в должности воспитателя в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении № 80. Согласно записям в трудовой книжке с 18.08.1998 истец была принята на работу воспитателем 8 разряда ЕТС в Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 80, 10.03.2000 уволена из ДОУ «Детский сад № 80» по ст. 29 п. 5 в порядке МАДОУ «Детский сад № 80». Также в справке № 334 от 19.12.2018 работодателем за весь период работы, указан выслуга лет, основание (код)- 27 ПД. Ответчиком включен в специальный стаж период работы ФИО3 в должности воспитателя в этом же учреждении (Муниципальном дошкольном образовательном учреждении № 80) последующий период с 11.05.1999 по 10.03.2000. При этом должностные обязанности, условия труда, место работы истца в МДОУ № 80 никак не изменялись. Указанное учреждение является образовательным учреждением, учебно-воспитательным, осуществляет единую комплексную систему обучения и воспитания детей. Поскольку выбор учредителем наименования образовательного учреждения не может являться фактором, лишающим педагогического работника права на досрочное пенсионное обеспечение. Таким образом, наименование учреждения, в котором работала истец, а также выбор учредителем организационно-правовой формы имели объективный характер не зависели от воли истца, не влекли изменения условий и характера труда и поэтому не могут служить основаниями для ограничения ее пенсионных прав. Данная позиция отражена в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии». Истец считает, что на дату обращения к ответчику с заявлением от 19.11.2021 она имела специальный трудовой стаж продолжительностью 26 лет 07 месяцев 24 дня, т.е. необходимая продолжительность 25 лет стажа была выработана 07.03.2020, у истца возникло право на назначение пенсии с 07.09.2021. В случае если год возникновения права на страховую пенсию – 2020 год, то срок назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19-21 ч. 1 ст. 30 не ране чем через 18 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, т.е. с 07.09.2021, исходя из изложенного пенсия истцу должна быть назначена с 07.09.2021.
Истец в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель истца на доводах заявленных требований настаивала в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против заявленных требований по доводам, изложенным в возражениях и дополнениях к ним, дополнительно указала, что на дату подачи заявления о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ специальный стаж у ФИО3 составляет 25 лет 11 месяцев 01 дней, при этом требуемая продолжительность специального стажа, предусмотренного п.19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ (25 лет), выработанная истцом на 16.12.2020. С учетом положений ч. 1.1 ст. 30 Закона № 400 ФЗ, Приложение 7 к Закону № 400-ФЗ,ч. 3 ст. 10 Закона № 350-ФЗ право истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ возникает с 17.06.2022, в специальный стаж истца не включен период: с 18.08.1998 по 10.05.1999 (00 лет 08 месяцев 23 дня) в должности воспитателя в «Муниципальном дошкольном образовательном учреждении № 80», поскольку наименование учреждения не предусмотрено списком от 29.10.2002 № 781, в связи с чем просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Выслушав стороны, исследовав материалы настоящего дела, суд пришел к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 01.01.2015 Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ, страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
В силу ч. 2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).
Согласно ч. 4 ст. 30 Закона N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ к лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, могут применяться Списки должностей и учреждений, работа на которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992; постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 для учета соответствующей деятельности, имевшей место с 01.01.2002.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 ко всем периодам работы, независимо от времени выполнения работы, предусмотрено применение Списка и Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781.
Таким образом, оценка пенсионных прав истца должна производиться либо с применением Списка и Правил от 29.10.2002 N 781 ко всем периодам трудовой деятельности, либо при последовательном применении законодательства в порядке, предусмотренном подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665.
Судом установлено, что 19.11.2021 ФИО3 обратилась в ОПФР по Пермскому краю с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
Решением ОПФР по Пермскому краю от 15.03.2022 № ФИО3 отказано в назначении пенсии с 19.11.2021 ввиду не достижения сроков, указанных в приложении 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ. В специальный стаж не включен период с 18.08.1998 по 10.05.1999 (00 лет 08 месяцев 23 дней) в должности воспитателя в «Муниципальном дошкольном образовательном учреждении № 80», поскольку наименование учреждения не предусмотрено списком от 29.10.2002 № 781.
Согласно справке МАДОУ «Детский сад № 80» № 334 от 19.12.2018, уточняющей условия работы, в сведениях о переименованиях указано, что МДОУ № 80 переименовано в МДОУ «Детский сад № 80», постановлением администрации г. Перми № 641 от 13.05.2002 переименовано в МБДОУ «Детский сад № 80» г. Перми, постановлением администрации г. Перми № 878 от 27.12.2021 переименован в МАДОУ «Детский сад № 80». В справке № 334 от 19.12.2018 работодателем за весь период работы указана выслуга лет, основание (код) - 27 ПД.
Согласно справке МАДОУ «Детский сад № 103» г. Перми Постановлением администрации Дзержинского района г. Перми от 06.08.1999 № 448/3 МДУ №103 переименовано в МДОУ «Детский сад № 103» г. Перми. МДОУ «Детский сад № 103» г. Перми переименован в муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 103» г. Перми (МАДОУ «Детский сад № 103» г. Перми), Постановление администрации города Перми от 22.11.2010 № 798.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей и Правила исчисления соответствующих периодов работы.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 раздел «Наименование должностей» предусмотрена должность воспитателя, а в п. 1.8 раздела «Наименование учреждений» предусмотрены дошкольные образовательные учреждения- детские сады всех наименований.
Действительно, указанными нормативными правовыми актами не предусмотрено наименование «Муниципальное дошкольное образовательное учреждение».
Между тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно изложенной в его постановлениях и определениях (в том числе в постановлениях от 29.01.2004 N 2-П, 03.06.2004 N 11-П), нормы Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 6, часть 4 статьи 15, часть 1 статье 17, статьи 18, 19 и часть 1 статьи 55) по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость соответствующих правоотношений в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Из записей в трудовой книжке следует, что с 18.08.1998 истец была принята на работу воспитателем 8 разряда ЕТС в Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 80, 10.03.2000 уволена из ДОУ «Детский сад № 80» в порядке перевода в ДОУ № 135.
Согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. При отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи, либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и другие документы, содержащие сведения о периодах работы.
Поскольку трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, по записям, внесенным в трудовую книжку, устанавливается общий, непрерывный и специальный трудовой стаж, с которым связывается предоставление работнику определенных льгот и преимуществ в соответствии с законами. Сведения о занятии истца соответствующими видами деятельности в определенные периоды подтверждаются записями в его трудовой книжке, которая и является основанием для назначения пенсии.
Ответчиком включен в специальный стаж период работы ФИО3 в должности воспитателя в этом же учреждении (Муниципальном дошкольном образовательном учреждении № 80) последующий период с 11.05.1999 по 10.03.2000. При этом должностные обязанности, условия труда, место работы истца в МДОУ № 80 не изменялись.
Из ответа МАДОУ «Детский сад № 364» следует, что копию устава МДОУ № 80, должностную инструкцию воспитателя 1998-1999 предоставить не могут, в связи с истекшим сроком хранения, также сообщают, что МДОУ № 80 с момента основания осуществляло деятельность в сфере дошкольного образования, а также присмотра и ухода за детьми.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 80, являлось образовательным, учебно-воспитательным учреждением, осуществляющим единую комплексную систему обучения и воспитания детей.
Согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Наименование учреждения в котором работала истец, а также выбор учредителем организационно-правовой формы имели объективный характер, не зависели от воли истца, не влекли изменений условий и характера труда, таким образом, изменение организационного-правовой формы учреждения не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований истца о включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, период работы в должности воспитателя в МДОУ № 80 с 18.08.1998 по 10.05.1999. Учитывая вышеизложенное, оценив доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу об их относимости, допустимости и достаточности для удовлетворения исковых требований истца, при этом необходимая продолжительность стажа была выработана истцом по состоянию на 24.03.2020, следовательно, право на назначение пенсии возникло с 25.09.2021 (Приложение 7 к Федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ год возникновения права на страховую пенсию по старости – 2020, сроки назначения страховой пенсии по старости - не ранее чем через 18 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости (24-6)).
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО3 (паспорт серии № выдан Дата ГУ МВД России по Пермскому краю) к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (ИНН ...) – удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю об отказе в установлении пенсии № от Дата.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости ФИО3 период работы в должности воспитателя в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении № 80 период с 18.08.1998 по 10.05.1999.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю назначить ФИО3 досрочную трудовую пенсию по старости с Дата.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд города Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья (подпись)
Копия верна. Судья Е.А. Калашникова
Решение в полном объеме изготовлено 09.09.2022.