Решение по делу № 33а-1827/2020 от 03.06.2020

    Дело № 33а-1827/2020    Председательствующий в первой

    Категория 020а    инстанции Моцный Н.В.

        дело № 2а-1003/2020 ~ М-112/2020

        докладчик в апелляционной

        инстанции Дудкина Т.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 июля 2020 года                                                                   г. Севастополь

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

Председательствующего:                  Дудкиной Т.Н.,

судей:                              Артамоновой Т.А., Кондрак Н.И.

при секретаре:                           Дубровой А.В.

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Якобсона Э. Б. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, заинтересованные лица - ТСН ОК "ЖСТИЗ "Усадьба Делегарди", Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя, о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, по апелляционной жалобе Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 13 февраля 2020 года.

    Заслушав доклад судьи Дудкиной Т.Н., исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия, -

       УСТАНОВИЛА:

В январе 2020 года Якобсон Э.Б. обратился в суд с административным иском, просил признать незаконным отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя в утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 1000 кв.м., расположенного но адресу: г. Севастополь, район Делегардовой балки, кадастровый квартал на кадастровом плане территории, выраженный в письме №ГУ-исх.- от 25.09.2019 г., а также обязать административного ответчика в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу рассмотреть и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Указывает, что оспариваемое решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя не содержит указаний на конкретный пункт ст. ст. 11.9, 11.10 ЗК РФ, абзац пункта 2.9 Административного регламента предоставления государственной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», которые являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат, что, в свою очередь, лишает истца возможности исправить недостатки поданного заявления об утверждении схемы расположения земельного участка. При этом, указанный в заявлении вид разрешенного использования совпадает с целью использования земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, код Ж-4, разрешенное использование: «для строительства квартала смешанной жилой застройки», что соответствует требованиям ГрК РФ, ЗК РФ, с учетом разрешенного вида использования земельного участка согласно Генеральному плану г. Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 г. № 4114.

Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 13 февраля 2020 года административное исковое заявление Якобсона Э. Б. удовлетворено.

Признан незаконным отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: г. Севастополь, район Делегардовой балки, кадастровый квартал на кадастровом плане территории, выраженный в письме №ГУ-Исх.- от 25.09.2019 г.

Обязано Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территорий.

На данное решение административным ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене    состоявшегося решения, принятие нового об отказе в удовлетворении иска.

Лицо, подавшее апелляционную жалобу, указывает, что Генеральный план города Севастополя №4114 от 13.12.2005 г. «Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 г.» является действующим и единственным проектным документом, на основании которого осуществляется планировка, застройка, реконструкция и иные виды градостроительного освоения территорий и согласно нему, испрашиваемый земельный участок расположен в проектируемой зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной. При этом в соответствии с приказом Минкультуры России от 12.08.2016 г. №1864 названный земельный участок относится к зоне с режимом использования Р-3-3, участок Л-33, в связи с чем, по результатам рассмотрения заявления истца было вынесено решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по основаниям п. 1 ст. 2 Закона города Севастополя от 07.12.2016 г. № 299 «О перечне оснований об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», поскольку при выдаче градостроительного плана земельного участка не будет зоны для допустимого размещения здания на земельном участке, вследствие чего Департамент при принятии оспариваемого решения действовал в рамках предоставленных полномочий и действующего законодательства и правомерно отказал в предоставлении государственной услуги.

В судебное заседание стороны не явились, о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежаще, что не препятствует рассмотрению дела.

Заслушав судью-докладчика, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено и усматривается из материалов дела, что решением XVI сессии V созыва Севастопольского городского Совета №8271 от 13.10.2009г. утверждены материалы выбора места расположения земельного участка ориентировочной площадью 8,07 га, расположенного в районе Делегардовой балки, испрашиваемого ОК «ЖСТИЗ «Усадьба Делегарди» для строительства и обслуживания квартала индивидуальной жилой застройки (п.1 решения). ОК «ЖСТИЗ «Усадьба Делегарди» дано согласие на разработку в установленном законом порядке градостроительного обоснования размещения объектов градостроительства - квартала индивидуальной жилой застройки в районе Делегардовой балки (п. 2 решения). На кооператив возложена обязанность представить в городской Совет в установленные законом сроки разработанную и согласованную градостроительную документацию, указанную в пункте 2 решения (п. 3 решения). Кооперативу дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 8,07 га, в том числе: 5,00 га - площадь земельных участков передаваемых в собственность, 3,07 га - площадь общего пользования (дороги, проезды), расположенного в районе Делегардовой балки испрашиваемого гражданами - членами ОК «ЖСТИЗ «Усадьба Делегарди» (согласно приложению) для строительства и обслуживания квартала индивидуальной жилой застройки, при условии выполнения пункта 3 решения (п. 4 решения). Согласно приложения к вышеуказанному решению № 8271, Якобсон Э.Б. является членом ОК «ЖСТИЗ «Усадьба Делегарди» и ему в пользование выделен земельный участок, площадью 0,10 га.

12.12.2018 г. Якобсон Э.Б. в соответствии с требованиями пункта 4 Постановления № 25-ПП с целью завершения оформления прав на земельный участок через МФЦ по ул. Б. Михайлова, 6 обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка, расположенного по адресу г. Севастополь, в районе Делегардовой балки, площадью 1000 кв.м.

Решением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 24.12.2018 г. № ГУ-Исх заявителю отказано в согласовании схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории по основаниям п. 1 ст. 2 Закона города Севастополя № 299-ЗС от 07.12.2016 г. «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» (далее - Закон №299-ЗС) и указано, что заключением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя не согласована представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по основаниям Приказа № 1036 от 30 июня 2018 года «О внесении изменений в приложение №1 к приказу Минкультуры России от 12 августа 2016 года № 1864 «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита», расположенного в городе Севастополе» и в соответствии с картой (схемой) к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения в виде достопримечательного места «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» (далее Приказ №1036), поскольку испрашиваемый земельный участок частично относится к зоне с режимом использования Р-3-3, участок Л-33.

04 сентября 2019 года Якобсон Э.Б. повторно, через МФЦ ул. Вокзальной, 10, обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением, вх. № ГУ- от 04.01.2019 г. об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории данного земельного участка.

По результатам рассмотрения заявления Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя 25.09.2019 г. принято решение, оформленное письмом № ГУ-Исх./ об отказе в согласовании схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории по основаниям п. 1 ст. 2 Закона № 299-ЗС и указано, что заключением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя не согласована представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по основаниям Приказа №1036, поскольку испрашиваемый земельный участок относится к зоне с режимом использования Р-3-3, участок Л-33.

Разрешая данный спор и удовлетворяя требования о признании указанного решения незаконным, суд первой инстанции, проанализировав положения Приказа от 12.08.2016 г. № 1864, исходил из того, что он не запрещает согласование схемы и передачу участков, расположенных на территории достопримечательного места, а лишь устанавливает ограничения в использовании, а разрешенное использование земельного участка соответствует Генплану.

С такими выводами соглашается судебная коллегия в силу следующего.

Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), в соответствии с положениями которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 39.2).

В силу частей 1, 3 статьи 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Порядок образования земельных участков регламентирован главой 1.1 поименованного кодекса, согласно статье 11.10 которого схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2).

В соответствии с частью 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Законодательным Собранием города Севастополя принят Закон города Севастополя от 07.12.2016 г. N 299-ЗС "О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории", который регулирует отношения в области рационального использования земель города Севастополя, недопущения необоснованного формирования и предоставления земельных участков (ст.1).

Статьей 2 Закона № 299-ЗС, наряду с основаниями, указанными в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, предусмотрены основания для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

В частности, - несоответствие схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года N 4114 "Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 г.", иной градостроительной документации, утвержденной до 18 марта 2014 года, при отсутствии градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок (п.1 ст.2). По этому основанию административному истцу отказано в предоставлении испрашиваемой государственной услуги.

Между тем, согласно Генеральному плану города Севастополя 2005 года, испрашиваемый участок находится в проектируемой зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной, с этой целью земельный участок испрашивался истцом, следовательно, схема расположения не противоречит Генеральному плану, при этом, ссылок на несоответствие иной градостроительной документации, утвержденной до 18 марта 2014 года, что являлось бы основанием для отказа по данной норме закона, обжалуемые отказы не содержат, как не содержат ссылки на Административный регламент испрашиваемой государственной услуги.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, несоответствие предоставленной на утверждение схемы расположения земельного участка положениям градостроительной документации, с учетом Приказа от 12.08.2016г. № 1864, судебная коллегия не усматривает в силу следующего.         Из анализа положений действующего законодательства РФ следует, что градостроительная документация представляет собой документацию о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке, предусмотренную в статьях Градостроительного Кодекса Российской Федерации. Она определяет градостроительное развитие территории, регламенты градостроительной деятельности, социально-экономические и градостроительное обоснование размещения объектов, их основные технико-экономические показатели и функциональное назначение (генплан города, градостроительный план развития административного округа и района, схема размещения отраслевого строительства, проект планировки территории, градостроительное обоснование размещения объекта).

Градостроительный регламент – это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.

Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Согласно статье 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Согласно части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30 ГрК РФ градостроительные регламенты являются частью Правил землепользования и застройки, утверждаемых представительным органом местного самоуправления (ст. 32 ГрК РФ), за исключением случаев, предусмотренных ст. 63 данного Кодекса. Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент установлен нормами ГрК РФ.

Как указано в пункте 6 названной статьи виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.

Согласно статье 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования. Применительно к территориям исторических поселений, достопримечательных мест, землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зонам с особыми условиями использования территорий градостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 36 ГрК).

В силу части 3 статьи 56.4 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места учитываются в документах территориального планирования, градостроительных регламентах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки муниципальных образований.

Таким образом, требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места подлежат установлению в документах территориального планирования, градостроительных регламентах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, что в рассматриваемом случае и будет являться градостроительной документацией.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 августа 2016 г. № 1864 утверждены общие требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита», расположенного в городе Севастополе (приложение № 1).

Вместе с тем, в рассматриваемом случае административный истец обратился к ДИЗО г. Севастополя с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, что не предполагает дачу разрешения на осуществление какого-либо вида деятельности на территории испрашиваемого земельного участка, а лишь подразумевает собой изображение границ образуемого земельного участка на кадастровом плане территории и не препятствует в утверждении схемы.

Содержащиеся в Приказе от 12.08.2016 г. № 1864 ограничения по использованию (осуществлению деятельности) земельных участков в границах конкретных регламентных участков, расположенных в границах территории достопримечательного места «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» (город Севастополь), являются лишь общими сведениями, подлежащими включению в документы территориального планирования, градостроительные регламенты, устанавливаемые правилами землепользования и застройки, такие ограничения установлены Министерством культуры Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства об охране объектов культурного наследия, земельного законодательства Российской Федерации, а не на основании градостроительного законодательства.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что поскольку установленные в Приказе от 12.08.2016 г. № 1864 особые режимы использования земель, ограничивающие хозяйственную деятельность и запрещающие строительство, устанавливаемые в охранной зоне объекта культурного наследия, не включены в документы территориального планирования, градостроительные регламенты, то указанный выше приказ не может являться самостоятельным основанием для отказа в утверждении расположения схемы расположения земельного участка, как не соответствующей градостроительной документации.

С учетом изложенного судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями действующего законодательства, учитывая приведенные выше обстоятельства, приходит к выводу о законности и обоснованности обжалуемого решения.

Доводы апелляционной жалобы правильность выводов суда первой инстанции не опровергают, были предметом исследования суда первой инстанции, основаны на ошибочном толковании закона и не влекут отмену решения, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 308, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 13 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-1827/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Якобсон Эдуард Борисович
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Другие
Гуменюк Марина Владимировна
ТСН ОК ЖСТИЗ Усадьба Делегарди
Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Дудкина Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
03.06.2020Передача дела судье
07.07.2020Судебное заседание
14.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.07.2020Передано в экспедицию
07.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее