Решение по делу № 2-333/2021 от 25.12.2020

Дело №2-333/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 февраля 2021 года

Заднепровский районный суд города Смоленска

в лице председательствующего судьи Осипова А.А.,

при секретаре Костиковой Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Дорогова И.А. к войсковой части 21555 о взыскании задолженности по компенсационной выплате в размере 246670 руб.,

У С Т А Н О В И Л:

Дорогов И.А., обратившись в суд с вышеуказанным иском, сослался на следующие обстоятельства.

14 января 2015 года он заключил с ответчиком трудовой договор. В зоне ответственности подразделения пожарной охраны, в котором он работал, находятся арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов, в связи с чем он вправе был получать компенсационную выплату в размере 100% должностного оклада, однако ответчик данную выплату не осуществлял, в силу чего образовалась задолженность в указанном размере (л.д. 2-4).

В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, вышеприведенные доводы подтвердил.

Представитель ответчика Гришин И.И. иск не признал, указав в своем письменном отзыве на иск, что упоминаемая в иске компенсационная выплата гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны не установлена локальными нормативными актами (коллективным договором и положением об оплате труда), не предусмотрена она и заключенным с истцом трудовым договором. Согласно Положению о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных сил Российской Федерации данная компенсационная выплата устанавливается персоналу подразделений пожарной охраны, содержащихся при арсеналах, базах, складах боеприпасов и вооружения. Войсковая часть не является арсеналом, базой, складом вооружений и боеприпасов или филиалом таковых. Приказом командующего войсками Западного военного округа определены границы ответственности пожарной команды - Смоленский местный гарнизон. В трудовом договоре истца не говорится о закреплении за определенным объектом - складом РАВ.

Кроме того, представителем ответчика заявлено о пропуске истцом срока обращения в суд (л.д. 35-39).

В судебном заседании представители ответчика Поздняков Д.Н. и Шитенкова В.М., возражая против удовлетворения иска, подтвердили вышеизложенные доводы представителя Гришина И.И.

Доводы аналогичного содержания привели, кроме того, и представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Смоленской, Брянской и Орловской областям» Борис А.А. в своих письменных возражений на иск, а также участвующий в судебном заседании представитель этого же учреждения Ловец С.Б.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В ходе судебного разбирательства установлено, что истец состоял с войсковой частью 21555 в трудовых отношениях, относился к категории гражданского персонала, работая в <данные изъяты> - сначала с 14 января 2015 года пожарным, а с 9 февраля 2015 года - <данные изъяты>; приказом командира части от 31.07.2019 №185 с 5 августа 2019 года был уволен с работы по собственному желанию, что подтверждается, помимо объяснений сторон, копиями трудового договора, дополнительных соглашений к трудовому договору, приказов о приеме на работу и увольнения с работы (л.д. 5-9, 38-49).

В соответствии с абзацем седьмым части второй статьи 22, статьей 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан выплачивать работнику установленную трудовым договором заработную палату.

Согласно части первой статьи 129 ТК РФ заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии с частью первой статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая статьи 135 ТК РФ).

Системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть первая статьи 144 ТК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008. №583 одновременно с введением новых систем оплаты труда, в том числе гражданского персонала воинских частей, было предписано федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, утвердить условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу.

Приказом Минобороны РФ от 23 апреля 2014 года №255 было утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Положение Минобороны), которое действовало до 10 декабря 2019 года.

В соответствии с пунктами 2 и 14 Положения Минобороны система оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций включает условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера, включая компенсационную выплату за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.

Так, согласно пункту 18 Положения Минобороны гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны, содержащихся при арсеналах, базах, складах боеприпасов и вооружения, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100 процентов должностного оклада (тарифной ставки).

При этом к арсеналам, центрам, базам, складам Министерства обороны по хранению вооружения и боеприпасов отнесены:

- центры и арсеналы всех наименований, государственные специальные химические арсеналы, артиллерийские базы и склады всех наименований, базы резерва танков, самолетов, вертолетов, технические ракетные базы всех наименований, торпедные базы, отделы хранения вооружения и боеприпасов, другие базы, склады и отделы, на которых хранятся вооружение и боеприпасы;

- отделы хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составе воинских частей и организаций (пункт 17 Положения Минобороны).

По смыслу вышеприведенной правовой нормы, указанная выплата компенсационного характера предусмотрена для гражданского персонала подразделений пожарной охраны, призванных обеспечивать пожарную безопасность, в том числе, арсеналов, складов боеприпасов и вооружения. В противном случае теряется смысл установления такой надбавки для работников пожарной охраны, на стороне которых, в частности, существует повышенные требования к исполнению трудовых функций, повышенные риски причинения вреда здоровью.

Как установлено в ходе судебного разбирательства (объяснения сторон, копии трудового договора, расчетных листков - л.д. 5-9, 47-52, 162-182), заключенный с истцом трудовой договор не содержит условия о выплате компенсационного характера за особые условия работы, и в течение всего спорного периода такая выплата в отношении истца не осуществлялась.

Между тем, как следует из объяснений истца, и признано представителями ответчика, на территории войсковой части 21555, помимо прочего, имеются склады ракетно-артиллерийского вооружения и боеприпасов.

Командиром войсковой части 21555 утверждено Положение 85 пожарной команды, согласно которому в подразделение 85 пожарной команды воинской части 21555 входит штатная пожарная команда и два пожарных расчета (отделения). 85 пожарная команда является объектовой и предназначена для организации и осуществления несения дежурства в пределах (границах) восковой части 21555 (гарнизона г. Смоленска). Среди прочих задачами этой команды являются спасение людей и имущества, оказание первой помощи при пожарах, организация и осуществление тушения пожаров и проведение аварийно-спасательных работ (л.д. 105-110).

При таком положении дела доводы истца, относящегося к гражданскому персоналу подразделения пожарной охраны военной организации, о наличии у него права на получение указанной выплаты следует признать обоснованными.

Не являются юридически значимыми в связи с вышеизложенным обстоятельства, связанные с тем, что пожарная команда, в которой истец выполняет свои трудовые функции, входит в состав воинской части, которая сама по себе не является арсеналом, центром, базой, складом по хранению вооружения, и боеприпасов, на что ссылаются представители ответчика.

Действующим в войсковой части 21555 коллективным договором, положением об оплате труда действительно не была предусмотрена указанная выплата компенсационного характера за особые условия работы гражданскому персоналу 85 пожарной команды (л.д. 55-58, 63-70, 79-81, 88-91), однако данные локальные нормативные акты в указанной части не соответствуют вышеуказанному ведомственному нормативному правовому акту, содержащему нормы трудового права.

Согласно части второй статьи 9 ТК РФ коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

Приказом Минобороны РФ от 18.09.2019 №545 утверждено новое Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (действует с 10 декабря 2019 года), в пункте 8 которого прямо указано, что гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны, в зоне ответственности которых находятся арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100 процентов должностного оклада (тарифной ставки).

Данное обстоятельство, однако, само по себе не свидетельствует о том, что указанная выплата компенсационного характера введена лишь в декабре 2019 года. Это следует расценивать лишь как воспроизведение той же правовой нормы в новом нормативном правовом акте в частично измененной (откорректированной) Минобороны РФ редакции, с сохранением ее сути и фактического смысла.

Признавая, что истец имел право на получение компенсационной выплаты за особые условия работы, суд, тем не менее, требование о взыскании задолженности по данной выплате удовлетворяет лишь частично - за период с 1 декабря 2018 года по 5 августа 2019 года в связи со следующими обстоятельствами.

В соответствии с частью первой статьи 392 ТК РФ (в действовавшей до 3 октября 2016 года редакции) работник имел право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

С 3 октября 2016 года действует часть вторая статьи 392 ТК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №272-ФЗ), согласно которой за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплат заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, коллективным договором на 2014-2017 годы войсковой части 21555 было установлено, что зарплата выплачивается в срок не позднее 5-10 числа месяца, следующего за расчетным месяцем, а коллективным договором на 2018-2020 годы - не позднее 5 числа месяца, следующего за расчетным (л.д. 57, 81). Получая зарплату, истец должен был узнать о нарушении своего права на получение выплаты компенсационного характера.

В суд истец обратился, отправив исковое заявление по почте, 23 декабря 2020 года (л.д. 20), т.е. он пропустил установленный законом срок обращения в суд с требованиями о взыскании выплаты компенсационного характера за весь спорный период.

Согласно части четвертой статьи 392 ТК РФ при пропуске работником срока обращения в суд по уважительным причинам этот срок может быть восстановлен.

Истец заявил ходатайство о восстановлении указанного срока, сославшись на свое обращение за защитой своих трудовых прав в Государственную трудовую инспекцию.

В ходе судебного разбирательства установлено, что еще 10 декабря 2019 года истец действительно обратился в Государственную инспекцию труда в Смоленской области с жалобой на ответчика, указывая, в том числе, на не осуществление компенсационной выплаты за особые условия работы. Было вынесено предписание, обязывающее командира войсковой части 21555 устранить данное нарушение. 31 января 2020 года командир восковой части 21555 обратился Промышленный районный суд г. Смоленска с административным иском, оспаривая данное предписание. В удовлетворении иска было отказано решением суда от 18 мая 2020 года, которое вступило в законную силу в августе 2020 года после рассмотрения Смоленским областным судом апелляционной жалобы войсковой части 21555 (л.д. 10-13, 28-31, 195-200).

В соответствии со статьей 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются в том числе государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; судебная защита.

Согласно части первой статьи 354 ТК РФ Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право в том числе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке (абзац шестой части первой статьи 357 ТК РФ).

Из данных норм следует, что государственные инспекции труда, не являясь органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, наделены законом полномочиями по рассмотрению заявлений, писем, жалоб и иных обращений граждан о нарушении их трудовых прав и по применению в связи с этим определенных мер реагирования в виде предъявления должностным лицам предписаний об устранении нарушений закона.

Таким образом, у истца имелись основания полагать, что его права будут восстановлены во внесудебном порядке с учетом нормативных положений о способах защиты гражданских прав и свобод, государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Кроме того в период после августа 2020 года истец предпринял попытку обратиться за защитой своих прав в Смоленский районный суд Смоленской области в связи с указанием в трудовом договоре, что войсковая часть 21555 расположена в указанном районе (л.д. 5, 17-18).

Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют об уважительности причин пропуска истцом срока обращения в суд с требованием о взыскании компенсационной выплаты за период с декабря 2018 года по день увольнения в августе 2019 года (установленным днем выплаты зарплаты, включающей в себя данную выплату компенсационного характера, за ноябрь 2018 года, является 10 декабря 2018 года).

При этом каких-либо обстоятельств, которые свидетельствовали бы об уважительности причин пропуска срока обращения в суд с требованием о взыскании компенсационной выплаты за весь предшествующий декабрю 2018 года период истец не привел. Таковой причиной не может быть признана юридическая неосведомленность истца.

Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абзац третий пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

Следовательно, в удовлетворении требований о взыскании выплаты компенсационного характера за период с 2015 года по ноябрь 2018 года следует отказать по причине пропуска истцом срока обращения в суд.

С учетом не оспариваемых никем из участвующих в деле лиц и содержащихся в дополнительном соглашении к трудовому договору и расчетных листках (л.д. 52, 174-182) сведений о размере должностного оклада в составе зарплаты, начисленного за фактическое отработанное истцом время в каждом из месяцев спорного периода с декабря 2018 года по 5 августа 2019 года общий размер компенсационной выплаты составляет 43091 руб. 38 коп. (6648+6688+3009,6+6688+6688+1857,78+3872+6688+912).

Истец при подаче в суд искового заявления в силу закона от уплаты госпошлины был освобожден, в связи с чем и на основании части 1 статьи 103 ГПК РФ ответчик должен уплатить госпошлину в доход бюджета, размер которой составляет 1492 руб. 74 коп. (23091,38:100х3+800).

В соответствии с абзацем третьим статьи 211 ГПК РФ подлежит немедленному исполнению данное решение в части, касающейся взыскания в пользу истца выплаты компенсационного характера за три месяца в размере 20064 руб. (6688х3).

Принимая во внимание вышеизложенное и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 197, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Дорогова И.А. удовлетворить частично и взыскать в его пользу с войсковой части 21555 компенсационную выплату за особые условия работы в размере 43091 руб. 38 коп.

Взыскать с войсковой части 21555 госпошлину в доход государства в размере 1492 руб. 74 коп.

Решение в части, касающейся взыскания в пользу Дорогова И.А. компенсационной выплаты за особые условия работы в размере 20064 руб., подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через районный суд в течение месяца.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ

2-333/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Дорогов Игорь Александрович
Ответчики
Войсковая часть 21555
Суд
Заднепровский районный суд г. Смоленск
Судья
Осипов Алексей Анатольевич
Дело на сайте суда
zadnepr.sml.sudrf.ru
25.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.12.2020Передача материалов судье
29.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.12.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.01.2021Предварительное судебное заседание
26.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.02.2021Судебное заседание
08.02.2021Судебное заседание
15.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее