Решение по делу № 33-4411/2021 от 24.09.2021

Докладчик Ярадаев А.В. Апелляционное дело № 33-4411/2021 УИД 21RS0015-01-2021-000385-32

Судья Ильин В.Г.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

17 ноября 2021 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Ярадаева А.В.,

судей Арслановой Е.А., Спиридонова А.Е.,

при секретаре судебного заседания Ивановой Т.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело № 2-422/2021 по исковому заявлению прокурора Цивильского района Чувашской Республики к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Михайловская основная общеобразовательная школа имени А.А.Александрова» Цивильского района Чувашской Республики, администрации Цивильского района Чувашской Республики о возложении обязанности по осуществлению физической охраны объекта (территории) путем заключения договора об организации физической охраны объекта (территории)

по апелляционной жалобе администрации Цивильского района Чувашской Республики на решение Цивильского районного суда Чувашской Республики от 12 июля 2021 года, которым иск удовлетворен.

Заслушав доклад судьи Ярадаева А.В., объяснения прокурора Яковлева А.Г., полагавшего, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Цивильского района Чувашской Республики обратился в суд с исковым заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Михайловская основная общеобразовательная школа имени А.А.Александрова» Цивильского района Чувашской Республики (далее также - МБОУ «Михайловская ООШ» Цивильского района), администрации Цивильского района Чувашской Республики, в окончательном варианте просил о возложении обязанности по осуществлению физической охраны объекта (территории) МБОУ «Михайловская ООШ» Цивильского района путем заключения договора об организации физической охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу, указав в обоснование заявленных требований следующие обстоятельства.

В ходе проведенной прокуратурой Цивильского района Чувашской Республики проверки исполнения МБОУ «Михайловская ООШ» Цивильского района требований законодательства об образовании и противодействии терроризму выявлено нарушение МБОУ «Михайловская ООШ» Цивильского района требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006, - охрана объекта осуществляется сторожами.

26 февраля 2021 года прокуратурой Цивильского района Чувашской Республики в адрес директора МБОУ «Михайловская ООШ им. А.А.Александрова» было направлено представление об устранении нарушений требований законодательства об образовании и противодействии терроризму.

Однако указанные в представлении прокуратуры Цивильского района Чувашской Республики нарушения не устранены.

Контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) учреждений дошкольного и среднего образования возложен на органы местного самоуправления.

Полагает, что допущенные администрацией Цивильского района Чувашской Республики и МБОУ «Михайловская ООШ» Цивильского района нарушения требований законодательства по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения создают угрозу жизни и здоровью указанных лиц от террористического вмешательства, не позволяют обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения.

По делу постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация Цивильского района Чувашской Республики просит отменить решение суда как не отвечающее принципу исполнимости судебного решения в разумные сроки.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции были извещены в установленном порядке.

Прокурор Цивильского района Чувашской Республики, представители ответчиков МБОУ «Михайловская ООШ» Цивильского района, администрации Цивильского района Чувашской Республики в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.

Согласно части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

Изучив материалы дела, проверив решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия оснований к отмене обжалуемого решения не находит.

Согласно статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» основными принципами обеспечения безопасности является, в том числе, приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.

В силу пункта 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

В соответствии с положениями положений Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28).

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (часть 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Частью 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований:

1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий;

2) в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее также - Требования).

В отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 Требований, осуществляются, в том числе, следующие мероприятия: обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (подпункт «б», пункт 25 Требований).

Пунктом 32 Требований предусмотрено, что контроль за выполнением названных требований осуществляется Министерством просвещения Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими функции и полномочия учредителей в отношении образовательных организаций, являющимися правообладателями объектов (территорий), в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях:

а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий);

б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);

в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.

К вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района (пункт 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Из пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Как установлено судом и следует из материалов дела, МБОУ «Михайловская ООШ» Цивильского района является образовательной организацией в форме бюджетного учреждения, функции и полномочия учредителя по вопросам управления и распоряжения имуществом которого осуществляет администрация Цивильского района Чувашской Республики (пункты 1.1, 1.2, 1.4 Устава МБОУ «Михайловская ООШ» Цивильского района, утвержденного приказом отдела образования и социального развития администрации Цивильского района Чувашской Республики от 29 октября 2020 года № 238).

Согласно паспорту безопасности МБОУ «Михайловская ООШ» Цивильского района 2019 года, утвержденному главой администрации Цивильского района Чувашской Республики и согласованному начальниками УФСБ России по Чувашской Республике-Чувашии, ФГКУ «УВО ВНГ России по Чувашской Республике-Чувашии, ГУ МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии, МБОУ «Михайловская ООШ» Цивильского района относится к объектом третьей категории опасности.

Прокуратурой Цивильского района Чувашской Республики в ходе проведенной проверки исполнения МБОУ «Михайловская ООШ» Цивильского района требований законодательства об образовании и противодействии терроризму выявлено нарушение МБОУ «Михайловская ООШ» Цивильского района требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006, - охрана объекта осуществляется сторожами.

В этой связи 26 февраля 2021 года прокуратурой Цивильского района Чувашской Республики в адрес директора МБОУ «Михайловская ООШ» Цивильского района было направлено представление об устранении нарушений требований законодательства об образовании и противодействии терроризму.

В письме, полученном 31 марта 2021 года прокуратурой Цивильского района Чувашской Республики, директор МБОУ «Михайловская ООШ» Цивильского района в ответ на представление об устранении нарушений требований законодательства об образовании и противодействии терроризму сообщил, в том числе, что в МБОУ «Михайловская ООШ» Цивильского района охрана (объекта) территории сотрудниками частных охранных организаций не обеспечена ввиду недостаточности средств на оплату услуг охраны, учредитель в лице администрации Цивильского района Чувашской Республики планирует финансирование данного вопроса с 2022 года.

Проанализировав обстоятельства дела и представленные в дело доказательства, руководствуясь положениями статей 15, 38, 132 Конституции Российской Федерации, статьи 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года (ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 года № 1559-1), статьей 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», статьями 9, 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статьями 16, 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктами 5, 24, 25, 32 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006, суд пришел к выводу о том, что несоблюдение ответчиками требований законодательства по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения от террористического вмешательства создает угрозу жизни и здоровью, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения, в связи с чем возложил на ответчиков обязанность устранить выявленные нарушения законодательства.

При этом установленный судом срок для устранения нарушений - в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу определен судом с учетом возможных последствий таких нарушений, как разумный и достаточный для исполнения решения суда.

Судебная коллегия находит правильными указанные выводы суда, поскольку они соответствует фактическим обстоятельствам дела, и основаны на нормах законодательства, регулирующих правоотношения сторон.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы о наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, в том числе о недостаточности бюджетных средств и предоставленного судом срока, не являются основанием для отмены постановленного по делу решения, так как действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями. Кроме того, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, в силу положений статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации администрации Цивильского района Чувашской Республики вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда, изменении способа и порядка его исполнения.

Нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного решения, а также нарушений норм процессуального права, указанных в части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являющихся основанием к отмене решения суда в апелляционном порядке независимо от доводов апелляционной жалобы, из дела не усматривается.

Руководствуясь изложенным и статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Цивильского районного суда Чувашской Республики от 12 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Цивильского района Чувашской Республики - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи:

33-4411/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Цивильского района Чувашской Республики
Ответчики
администрация Цивильского района Чувашской Республики
МБОУ Михайловская ООШ им. А.А. Александрова
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Ярадаев А.В.
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
24.09.2021Передача дела судье
17.11.2021Судебное заседание
25.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.11.2021Передано в экспедицию
17.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее